Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 21:40, курсовая работа
Целью данной работы является доказательство того, что песня являлась инструментом пропаганды в политике СССР.
Для этого нужно выполнить следующие задачи: сопоставить песенные тексты (их смысловое значение) и исторические события, происходившие во время появления тех или иных вокальных произведений; рассмотреть влияние песен на советских граждан; проанализировать значение песни в идеологическом воспитании сознания граждан.
Введение.
Советская пропаганда — пропаганда коммунистических идей и советского образа жизни. Проводилась целенаправленно и централизованно под руководством КПСС и официально называлась идеологической работой, просвещением масс и т.д.
В основе советской пропаганды лежала идеология марксизизма-ленинизма, её характер менялся по мере исторического развития СССР, она сочетала общечеловеческие ценности (свобода, социальная справедливость), патриотизм и иделогема фашизма.
Пропаганда велась через СМИ, книги, кинофильмы, театральные постановки, произведения изобразительного искусства, она оставила после себя советское культурное наследие.
Песенный дискурс не принято рассматривать с точки зрения выполняемых им коммуникативных функций. Если приложить к песенному тексту функциональную классификацию сообщений Р.Якобсона, то станет очевидным разнообразие и неоднородность функций песенного текста, из которых одни – эмотивная, контактоустанавливающая, побудительная – претендуют на роль основных, а референтивная и эстетическая – на роль вспомогательных1.
Актуальность данной работы состоит в том, что ранее исследования по вопросу песни в пропагандистской деятельности Советской власти не проводилось.
В работе применяется принцип историзма, он позволяет рассмотреть историю развития песенной пропаганды на протяжении периода существования СССР. Используется историко-системный метод исследования, который предполагает рассмотрение любого произведения не отдельно, а связно с другими социально – политическими и экономическими процессами.
Целью данной работы является доказательство того, что песня являлась инструментом пропаганды в политике СССР.
Для
этого нужно выполнить
Работа посвящена советской песне. А именно песням 20-х годов.
Существует немало работ, в которых затрагивается вопрос роли песни в идеологическом воспитании.
В своей статье «Советская песня и формирование новой идентичности» В. Стяжельникова говорит о том, что пение занимало важную роль в повседневной жизни до октября 1917г. Пение, особенно хоровое, как часть повседневной культуры, исключительно сильная по своему эмоциональному воздействию, после революции переживает сложный процесс трансформации, выполняет новые, определенные исторической ситуацией функции.
Н.Л. Элива в книге «Исследование мышления в советской психологии» говорит о пропагандистской деятельности государства в отношении населения страны.
Источниками работы являются тексты песен исследуемого периода.
1.
Пропаганда в Советском
Союзе.
В период своего правления, сталинское правительство хорошо помня слова Ленина о том, что " ...Мало ведь назвать себя " авангардом ", передовым отрядом, надо и действовать так, чтобы все остальные отряды видели и вынуждены были признать , что мы идем впереди,"2 - основательно занималось проблемой пропаганды и агитации, поскольку от того, что увидят " остальные отряды " и признают ли движение вперед, значительно зависела устойчивость позиций административно-командной системы.
Без пропагандистского воздействия на массы трудно удержать в устойчивом положении гигантский колосс с совершенно парадоксальной структурой управления, противоречивой социально-экономической политикой, а при его использовании это не так уж и трудно, поскольку "...Пропагандистское воздействие создает ситуации, в которых наличная потребность удовлетворяется предоставлением людям информации, затрагивающей их интересы и ценности и помогающей им выявить связи между собой и социальной действительностью,"3 - свидетельствует Н.Л. Элива. И это прекрасно подходит режиму, так как информация , как мы уже говорили полностью находилась под контролем государства и может затрагивать интересы людей , используя их в собственных целях.
И.В. Сталин на XVIII съезде в 1939 году отмечал: " Есть еще одна область партийной работы, очень важная и очень ответственная, по линии которой осуществлялось за отчетный период укрепление партии и ее руководящих органов,- это партийная пропаганда и агитация, устная и печатная, работа по воспитанию членов партии и кадров партии в духе марксизма - ленинизма."4 Эти слова были директивой к действию для всех уровней власти. Отмеченная вождем " важная и очень ответственная " работа должна была проводиться во всех направлениях внутренней политики, будь то образование , производство или социальная сфера. При этом необходимо действовать истинно по-ленински - "... пропагандировать, и организовывать, и агитировать наиболее доступно, наиболее понятно, наиболее ясно и живо..."5
Но для того, чтобы проводить работу наиболее эффективно, необходимо создание системы по-настоящему массовой пропаганды, которая "...обращается не только к жизненным убеждениям человека, к его взглядам и представлениям. Она учитывает также всю гамму человеческих чувств и переживаний во всем богатстве их неповторимых конкретных и в то же время типичных проявлений. Поведение одного человека, агента группы или представителя того или иного класса не может быть описано через характеристику тех идей, носителем которых выступает данная личность. Людям присущи определенные интересы и потребности, ожидания и идеалы, настроения и переживания, иллюзии и устремления. Внутренний мир человека сложен. Личность не только познает, она переживает, анализирует, вырабатывает жизненную позицию. Понять эти процессы можно только на базе изучения психологических механизмов. Без их учета пропаганда и контрпропаганда теряют не только адресность, но и присущие им многослойность, конкретность,"6 - выражаясь словами П.С. Гуревича. Однако сталинская пропаганда вряд ли заботилась о переживаниях советских граждан, но по поводу настроений , ожиданий , иллюзий и устремлений можно сказать практически со стопроцентной уверенностью, что они то находились под постоянным наблюдением.
Наблюдения за поведением
Все, что необходимо, для массового пропагандирования трудно осуществить без мощного центрального органа, занимавшегося бы пропагандистской и агитационной работой. Централизация и объединение в единую структуру таких ранее созданных учреждений, как Институт массового заочного обучения, политотделы на предприятиях произошло в 1939 году, когда было создано управление пропаганды и агитации при ЦК ВКП(б).
В докладе 18 марта 1939 года А.А. Жданов говорил: " Для того , чтобы успешно руководить делом марксистско – ленинской пропаганды в партии и государстве, для того, чтобы успешно решать задачи ликвидации теоретического и политического отставания партийных кадров , ЦК должен иметь мощный аппарат пропаганды и агитации в виде Управления пропаганды и агитации , сосредотачивающего всю работу по печатной и устной пропаганде и агитации."7
Оно должно было, по словам Сталина: "...сосредоточить в одном месте дело партийной пропаганды и агитации и объединить отделы пропаганды и агитации и отделы печати в едином Управлении... с организацией соответствующего отдела пропаганды и агитации в составе каждой республики , краевой и областной парторганизации."8 Эта мера должна была решить основную задачу партийной пропаганды , которая "... состоит в том, чтобы помочь нашим кадрам всех отраслей работы овладеть марксистско - ленинской наукой о законах развития общества."9 Наука о законах развития общества, в то же время, претерпела коренные изменения и мало походила теперь на истинно - ленинскую науку. Но этого уже никто не замечал , поскольку та самая пропаганда , несшая науку в кадры , влияла и на членов ВКП(б) , которые должны были распространять ее (науку) в массы. Даже директивы высших чинов во властных структурах, направленные вниз превращались, в своего рода, метод пропагандистского воздействия, ибо информация, подававшаяся в них была неоспорима и абсолютно правильна. Сомневающихся довольно быстро убеждали в ее правильности, используя весьма практичные методы, например аресты, пытки, осуждения и казни. Была, правда, и мягкая мера - исключение из партии, которая, впрочем, приводила к тому же.
В конце концов, для верхушки тоталитарного режима, хоть и с хорошо поставленной пропагандистской работой в массах, особую опасность представляет прослойка мелких управленцев, которые весьма желают стать управленцами покрупнее. Но Сталину удалось пресечь эти тенденции, используя превосходное средство - террор. Мелкие и средние управленческие слои время от времени подвергались чисткам, которые, правда, иногда затрагивали и высших чиновников, а также рядовых членов партии. Это была необходимая профилактика – страховка, и сегодня можно достаточно уверенно говорить о высокой эффективности таких мер, поскольку есть возможность сравнивать правление Сталина, продержавшегося у руля с три десятка лет, и период властвования Никиты Хрущева, смещенного со своего поста.
Так или иначе, партия как и "...социалистическая пропаганда осуществляет развернутую программу политического просвещения масс , призванную развивать их общественное сознание и активизировать их историческую деятельность."10 Политическое просвещение , одновременно с развитием общественного сознания и активизацией исторической деятельности создает своеобразную " массовую культуру " , имеющую большинство признаков того явления , которое советские политологи 70-х обнаружили на Западе. Психозы на почве этой самой " культуры " можно обнаружить и в СССР. П.С. Гуревич писала: "Массовая культура советского пошива отличается большей абстрактностью, отсутствием бытового момента, мы строили коммунизм, и было некогда думать о себе , но она так же "... эксплуатирует психологические механизмы людей , их потребности в галлюцинаторном воплощении своей мечты , в реализации возмездия за крушение собственных иллюзий. Но действительная пружина этой псевдо-культуры лежит в совсем другой плоскости - в стремлении скрыть кричащие противоречия между официальной идеологией и реальностью"11.
Именно стремление скрыть
Л.М. Каганович, выступая 14 сентября 1938 года в газете "Гудок", говорил: "...Больше должно быть системы и равномерности в распределении материалов на страницах газет. Иначе может получиться как бы флюс - второстепенные, малозначительные вопросы получают в газете непомерно много места, а важные наоборот - остаются в тени. Чтобы избежать этого , следует ввести в газетах определенные разделы , в которых мог бы на привычном месте найти интересующие его статьи и заметки."16 Какая трогательная забота о читателе , не иначе как у товарища Кагановича существует какой-то интерес к газетной информации , к размещению оной на страницах ( об этом мы поговорим несколько позже). Да здесь еще и советы по информированию: "Газета должна выделять главный вопрос и бить в одну точку, пока не будут получены положительные результаты"17- сообщает он, выявляя недюжие способности пропагандиста. В 1982 году В.А. Шандра определит одним из свойств пропаганды то, что нарком сказал в 1938: "...Действенность, эффективность пропаганды во многом определяется актуальностью ее содержания"18. Но это не единственный фактор повышения отдачи после пропаганды, замеченный Кагановичем. "Вопросы нужно ставить острее. И дело здесь не в количестве фактов, а в качестве. Голые факты мало о чем говорят, надо объяснять суть дела, устанавливать связь цепи событий, анализировать положение, делать практические выводы,"19- говорит он.
Таким образом, мы могли увидеть
некоторые существенные стороны
проблемы. Налицо и заинтересованность
режима в массовой пропаганде, и прямое
участие высших должностных лиц в этом
процессе, а также хорошо виден процесс
централизации в структурах пропаганды
и агитации.
2.
Песня в Советском
Союзе в 20-е годы.
Известно, что пение играло важную роль в повседневной жизни до Октября 1917 г. Особым уважением пользовались певчие церковных хоров.
В среде
интеллигенции умение петь по
нотам было частью общего
Пение, особенно хоровое как часть повседневной культуры, исключительно сильная по своему эмоциональному воздействию, после революции переживает сложный процесс трансформации, выполняет новые, определенные исторической ситуацией функции. Поскольку умение и даже привычка петь хором у большинства людей остались, новая власть практически сразу же начинает ее использовать в своих идеологических интересах.