Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:19, реферат
Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) — это межправительственная экономическая организация, действовавшая с 1949 по 1991 годы, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии на Международном экономическом совещании, состоявшемся в Москве в январе 1949г. Впоследствии членами СЭВ стали также: Албания–с 1949 г. (с конца 1961 г. односторонне перестала участвовать в работе органов Совета), ГДР– с 1950 г. , Монголия – с 1962 г. , Куба – с 1972 г. , Вьетнам – с 1978 г. В итоге, к началу 1989 г. более 400 млн. населения, создавшего около 12% объема мирового производства, жили в странах централизованного планирования, то есть в экономических системах, где решение о производстве и занятости принимались, как правило, на правительственном уровне.
1 Краткая историческая справка 3
2 Члены Совета Экономической Взаимопомощи 4
3 Правовая основа СЭВ 4
4 Цели СЭВ 6
5 Анализ экономических позиций государств после распада СЭВ 6
6 Институты СЭВ 7
7 Организации СЭВ 8
8 Структура взаимосвязей СЭВ 10
9 Финансовая система 11
10 Причины распада СЭВ и его последствия 14
11 Список использованных источников 15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ,
УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
Реферат по теме:
Совет экономической взаимопомощи
г. Курган
2011 год
Содержание
1 Краткая историческая справка
2 Члены Совета Экономической Взаимопомощи
3 Правовая основа СЭВ
4 Цели СЭВ 6
5 Анализ экономических позиций государств после распада СЭВ 6
6 Институты СЭВ
7 Организации СЭВ 8
8 Структура взаимосвязей СЭВ 10
9 Финансовая система 11
10 Причины распада СЭВ и его последствия 14
11 Список использованных источников 15
Краткая историческая справка о СЭВ
Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) — это межправительственная экономическая организация, действовавшая с 1949 по 1991 годы, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии на Международном экономическом совещании, состоявшемся в Москве в январе 1949г. Впоследствии членами СЭВ стали также: Албания–с 1949 г. (с конца 1961 г. односторонне перестала участвовать в работе органов Совета), ГДР– с 1950 г. , Монголия – с 1962 г. , Куба – с 1972 г. , Вьетнам – с 1978 г. В итоге, к началу 1989 г. более 400 млн. населения, создавшего около 12% объема мирового производства, жили в странах централизованного планирования, то есть в экономических системах, где решение о производстве и занятости принимались, как правило, на правительственном уровне. Вопреки некоторым мерам по реформированию, правительства Советского Союза и восточноевропейских стран, освобожденных советскими войсками в ходе Второй мировой войны, все еще управляли своей экономикой главным образом директивами из центра, а не с использованием рыночного механизма.
Однако к концу 1991 г. ситуация изменилась. Коммунистические правительства сложили свои полномочия или были низвергнуты, а сам Советский Союз распался на отдельные государства. Большинство восточноевропейских стран и бывшие советские республики предприняли экономические реформы, намереваясь трансформировать свою экономику в рыночную экономику западного образца. Немногие экономисты сомневались, что в долгосрочном, периоде переход к рыночной экономике поднимет производительность и жизненный уровень в этих странах. Широко признано, что централизованное планирование доказало, что оно является менее эффективной системой, чем развитие экономики с помощью законов рынка. Некоторые страны Восточной Европы, как Чехия и Восточная Германия, до падения коммунистических режимов правления считались передовыми индустриальными районами, но даже там обнаружилось, что у них имелись устаревшие фабрики, низкого качества товары и услуги, проблемы с окружающей средой. Возвращение к рынку в этих, некогда процветавших районах, вселяло надежду на быстрый рост, возможно, даже на "экономическое чудо", сравнимое с восстановлением Западной Европы после Второй мировой войны.
Но, несмотря на большие надежды на экономическое возрождение в дальнейшей перспективе, непосредственные последствия реформирования экономической системы с центром в Советском Союзе оказались менее положительными. Известно, что 1990й и 1991й года были отмечены в Восточной Европе и Советском Союзе (который распался летом 1991 г.) очень крупным сокращением производства и высоким уровнем инфляции. Большинство экспертов отмечали, что в 1992 и 1993 гг. экономическая ситуация продолжала ухудшаться, особенно в бывших советских республиках.
Причины жестоких экономических трудностей в Восточной Европе и СССР сложны и вызывают противоречивые мнения. Однако ясна главная причина этих трудностей: распад традиционных торговых связей между прежними государствами-членами СЭВ и между республиками Советского Союза оказал неблагоприятное воздействие, как на предложение, так и на спрос. Со стороны спроса распад специальных торговых связей, усиленный действиями Советского Союза, привел к резкому сокращению экспорта восточноевропейских стран, как в Советский Союз, так и между ними, а также к ухудшению условий торговли для многих стран (цен на их экспорт относительно цен на их импорт). Со стороны предложения разрушающаяся торговля привела к широкому распространению дефицита, особенно в бывшем Советском Союзе, включая дефицит сырья для промышленности. Все это сопровождалось возникновением дополнительных трудностей в сфере денежного обращения вследствие того, что несколько новых суверенных государств продолжали использовать единую валюту и готовились к эмиссии своих национальных валют.
Члены Совета Экономической Взаимопомощи
СССР (Союз Советских Социалистических Республик)
ПНР (Польская Народная Республика)
ЧССР (Чехословацкая Социалистическая Республика)
ВНР (Венгерская Народная Республика)
СРР (Социалистическая Республика Румыния)
НРБ (Народная Республика Болгария)
ГДР (Германская Демократическая Республика), 1950—1990гг.
МНР (Монгольская Народная Республика), с 1962г.
НСРА (Народная Социалистическая Республика Албания), 1949—1961гг.
Республика Куба, с 1972г.
СРВ (Социалистическая Республика Вьетнам), с 1978г.
Ассоциированный член
СФРЮ (Социалистическая Федеративная Республика Югославия), с 1964г.
Наблюдатели
Народная Республика Ангола
Демократическая Республика Афганистан
Народная Демократическая Республика Йемен
Республика Никарагуа
Лаосская Народно-Демократическая Республика
Народная Республика Мозамбик
Народная Демократическая Республика Эфиопия
Правовая основа СЭВ
Учредительные положения СЭВ, закрепленные в протоколе международного экономического совещания, состоявшегося в январе 1949 г. в Москве, положили начало формированию всей последующей системы международного организационно-правового механизма экономического сотрудничества. Международный организационно-правовой механизм в его главных структурных звеньях в основном сложился к 1971 г. К этому времени в практике сотрудничества:
- было заключено значительное количество международных двусторонних и многосторонних договоров в области экономики, науки и техники, сложилась их определенная система, закрепляющая плановые взаимосвязи социалистических стран;
- укрепился организационный механизм СЭВ как общеэкономической международной организации, контролирующей экономическое и научно-техническое сотрудничество государств;
- были образованы другие многосторонние межгосударственные организации для координации взаимосвязей в области производства, транспорта, связи, науки и техники, финансово-кредитной сфере;
- возникли межправительственные комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, координирующие в этих областях двусторонние взаимосвязи стран; появились двусторонние хозяйственные организации: совместные общества и предприятия, действующие на основе хозяйственного расчета.
Но в конечном итоге все это сводилось к укрупнению бюрократического аппарата в странах-участницах СЭВ.
Таким образом, сложился международный организационно-правовой и экономический механизм, включающий договорно-правовые, и международные институционные средства.
Устав СЭВ, являясь основным нормативным (учредительным) документом, регулирующим деятельность Совета, определял его задачи, нацеленные на развитие социалистической экономической интеграции. В преамбуле Устава, ст. 1, характеризующей цели и принципы Совета, и ряде других соответствующих статей нормативно закреплялись положения о единстве процесса сотрудничества и интеграции, неразрывности этих понятий. Из положений Устава СЭВ исходило, что конечные цели сотрудничества и интеграции – построение социализма и коммунизма. Одним из средств в достижении этой цели являлось развитие всестороннего братского экономического сотрудничества. Принципы сотрудничества стран-членов СЭВ представляли собой единую целостную систему. Они формировались на основе марксистко-ленинских принципов межгосударственных отношений нового типа, общих для всех этапов развития сотрудничества социалистических стран
Международный организационно-правовой и экономический механизм на новом этапе сотрудничества–интеграции, получив свое дальнейшее развитие, также сохранял свою договорно-правовую и институционную основу в форме межгосударственной организации (СЭВ и организации, создаваемые в специальных областях экономики, науки и техники и другие институции).
Цели СЭВ
Формирование международного организационно-правового и экономического механизма осуществлялось на основе принципов социалистической экономической интеграции. В Комплексной программе и Уставе СЭВ было закреплено, что экономическое и научно-техническое сотрудничество стран-членов СЭВ осуществляется в соответствии с принципами социалистического интернационализма, на основе уважения государственного суверенитета, независимости и национальных интересов, невмешательства во внутренние дела стран, полного равноправия, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи. Отсюда вытекают следующие особенности формирования принципов – правовых основ международного организационно-правового и экономического механизма в целом (договорно-правовой и институционной частей):
- соответствие этого механизма социалистической сущности интеграции;
- закрепление ведущей роли государств как главных субъектов интеграции в - формировании и деятельности интеграционного механизма в целом; межгосударственный (координационный) характер механизма интеграции и отсутствие в нем надгосударственных органов;
- обеспечение участия государств в международных органах на основе полного суверенного равенства (но в конечном итоге, суверенного равенства, в полном смысле слова, не существовало из-за верховенства СССР);
- обеспечение интересов отдельных стран и интересов всего содружества.
Анализ экономических позиций государств после распада СЭВ
Как отмечалось, до 1989 г. страны СЭВ сравнительно мало торговали с внешним миром, но сильно зависели друг от друга. Когда коммунистическое правление потерпело крах, эти особые торговые отношения разрушились. Польша больше не считала себя обязанной покупать венгерские автобусы, а приготовилась покупать, скажем, более надежные и экономичные автобусы "Вольво" в Швеции. Венгрия, в свою очередь, могла прекратить покупку польских тракторов и вместо них покупать превосходную продукцию американского "Катерпиллера" или японского "Коматцу".
Проблема была в том, что такие разумные решения отдельных стран оказывали резкое сокращающее воздействие на восточноевропейскую экономику в целом. После распада СЭВ каждая страна перешла от её традиционных восточно-европейских поставщиков к поставщикам Запада. Что означало, что при любом данном уровне венгерского производства, Венгрия будет импортировать меньше из Чехословакии, вследствие чего производство Чехословакии будет меньше, чем оно было бы в противном случае. И в тоже время венгерский экспорт в Чехословакию тоже понижается. В итоге состояние равновесия смещается: решение каждой страны покупать меньше у соседа и больше у Запада ведет к сокращению производства в обеих странах.
Институты СЭВ
Основополагающие акты, регулировавшие деятельность Совета:
1. Устав СЭВ, принятый в 1959 г., действовавший с изменениями, вносимыми протоколами от 21 июня 1974 г. и 28 июня 1979 г.
2. Конвенция о правоспособности, привилегиях и иммунитетах СЭВ, была принята одновременно с Уставом в 1959 г. , действовала с изменениями, внесенными протоколом от 21 июня 1974 г.
3. Комплексная программа углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ, принята в 1971 г. Функции: организация всестороннего экономического и научно-технического сотрудничества в направлении наиболее рационального использования природных ресурсов и ускорения развития производительных сил в странах-членах СЭВ; содействие международному социалистическому разделению труда путем организации взаимных консультаций по основным вопросам экономической политики.
Полномочия: СЭВ в лице своих органов и в пределах их компетенции мог принимать рекомендации по вопросам экономического и научно-технического сотрудничества. Рекомендации и решения являлись юридическими актами Совета. СЭВ мог заключать международные соглашения со странами-членами Совета, с другими странами и международными организациями.