Состояние общества в период нацистского режима

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:34, реферат

Описание работы

Фашизм, как идеология сильного государства возник в переломной эпохе социальных взрывов первых десятилетий 20-го века. Но предпосылки его возникновения, в частности, в Германии, возникли гораздо раньше. По моему мнению, именно у народов, испытавших в своей истории периоды значительного могущества, успешно проводивших завоевательные кампании, неоднократно (и обоснованно) ощущающих чувство превосходства над соседними народами рано или поздно возникает потребность к сильному, превосходящему всех своих соседей, государству, самым крайним, категоричным видом которого является фашистский режим. Италия и Германия являются наиболее наглядными примерами этой точки зрения.

Содержание

Предпосылки возникновения нацизма в Германии…………..1
Гражданское общество Германии периода Веймарской республики как источник немецкого фашизма………………………………….5
Идея «арийской расы»…………………………………………..8
Приход нацистов к власти. Расклад политических сил в этот
момент………………………………………………………………..11
Законодательство Германии в период 1933-1945 г…………....19
Состояние общества в период нацистского режима………….21

Список используемой литературы………………………….……..24

Работа содержит 1 файл

Германия в 20.docx

— 52.46 Кб (Скачать)

.План работы.

 

  1. Предпосылки возникновения  нацизма в Германии…………..1
  2. Гражданское общество Германии периода Веймарской республики как источник немецкого фашизма………………………………….5
  3. Идея «арийской расы»…………………………………………..8
  4. Приход нацистов к власти. Расклад политических сил в этот

момент………………………………………………………………..11

  1. Законодательство Германии в период 1933-1945 г…………....19
  2. Состояние общества  в период нацистского режима………….21

 

Список используемой литературы………………………….……..24

 

 

Введение.

 

Фашизм, как идеология сильного государства возник в переломной эпохе социальных взрывов первых десятилетий 20-го века. Но предпосылки  его возникновения, в частности, в Германии, возникли гораздо раньше. По моему мнению, именно у народов, испытавших в своей истории периоды  значительного могущества, успешно  проводивших завоевательные кампании, неоднократно (и обоснованно) ощущающих  чувство превосходства над соседними  народами рано или поздно возникает  потребность к сильному, превосходящему всех своих соседей, государству, самым  крайним, категоричным видом которого является фашистский режим. Италия и  Германия являются наиболее наглядными примерами этой точки зрения. Рассмотрим, какие вехи в истории Германии способствовали возникновению нацистского  режима в этой стране в первой половине 20-го века.

 

1. Предпосылки возникновения нацизма  в Германии.

Еще во времена первого рейха - Священной  Римской империи в 962—1806 гг германские императоры претендовали на высшую власть во всем западном христианском мире. На протяжении почти всего периода своего существования Священная Римская империя являлась единственным государственным образованием в Западной Европе, монарх которого носил титул императора, она зачастую была известна просто как «Империя», хотя имперская политика Германии вызывала резкое неприятие в Византии, где считалось, что только византийский император имеет право называться римским императором.

 В правление Генриха I Птицелова (919—936) и особенно Оттона I (936—973) Восточнофранкское королевство значительно укрепилось. В состав государства вошла богатая Лотарингия с бывшей имперской столицей Каролингов Аахеном, были отражены набеги венгров, началась активная экспансия в сторону славянских земель, что стало для Германии в дальнейшем традицией - вольной (например, порабощение Генрихом Птицеловом славянских племен, живущих между Эльбой и Одером и первый крестовый поход под предводительством Альбрехта Медведя), либо невольной, например в составе «Великой армии»  Наполеона. В 962 г. Оттон I был помазан на царство и коронован императором папой римский Иоанном XII в благодарность за помощь в борьбе против итальянского короля. В результате папский престол при Оттонах оказался под доминирующим влиянием императоров, зачастую единолично решавших вопросы назначения и смещения римских пап. Император, как «наместник Бога на земле», осуществлял власть над обеими сферами жизни- духовной и светской. Осуществлялась активная завоевательная политика, совершались крестовые походы. Под властью императора оказалась большая часть христианского мира, исключая Англию и часть Франции. Проведенные в 11 вв. григорианские реформы значительно ослабили власть императора, был даже отлучен от церкви Генрих седьмой. Но в 12 веке пришел к  власти Фридрих I Барбаросса, царствование которого стало периодом значительного усиления центральной власти в Германии. Фридрих совершил шесть походов в Италию, и был коронован в Риме императорской короной. В 1158 г. даже была предпринята попытка юридического оформления всевластия императора в Италии и Германии, а его сыну удалось подчинить себе Сицилию (Сицилийское королевство). По мнению  многих историков, этот период являлся  вершиной могущества Священной Римской империи. Несмотря на то, что части империи представляли собой фактически независимые государственные образования, ставшие европейскими центрами морской торговли, ремесла и финансовых операций, несмотря на последовавший религиозный раскол, имперские институты северной Германии продолжали существовать и давать гражданам этой страны ощущение власти и превосходства над остальным христианским миром.

И только через столетия, под влиянием тенденций дезинтеграции, превративших Священную Римскую империю в  конгломерат полунезависимых образований, кризиса Реформации  и Тридцатилетней войны произошло ограничение власти императора и превращение Священной Римской империи в «всего лишь» Священную Римскую империю германской нации, и, в начале 19 века в «Австрийскую империю». В XVIII веке империя потеряла какое-либо влияние в Италии, император лишился своих прерогатив в церковной сфере, а межусобицы и стремление феодальных правителей к независимости превратили Германию в общество полунезависимых княжеств. Это позволило французу Вольтеру заявить, что Священная Римская империя больше не является «ни священной, ни римской, ни империей». Вместо могучего государственного образования был создан Рейнский союз- под протекторатом Наполеона и Франции. Прогрессивные мероприятия, проводимые новым правительством, деноминировались французским диктатом над местным населением - налоговым гнетом, принудительными займами, реквизициями и рекрутскими наборами. Пруссия, оставшаяся вне Рейнского союза, пыталась противодействовать Франции, но потерпев поражение от Наполеоновских войск лишилась 50% земли и принуждалась к выплате громадной контрибуции. После столетий независимости и процветания страна оказалась на грани национальной катастрофы. Но германский народ ждал возрождения своего величия.

«Второй рейх», или Германская империя начала свое существование  с победоносных войн с Данией, Австрией и вечной соперницей Германии -  Францией. Полученные контрибуции позволили  поднять хозяйство, обеспечили быстрое  развитие промышленности и реализацию имперских амбиций. Были аннексированы  земли, когда-то входившие в состав Священной Римской империи, приобретены  многочисленные заморские колонии. Но эти  «крохи от колониального  пирога» империю не удовлетворяли, поэтому основой внешней политики Германии стал передел уже поделенного  мира. Возникли идеи восстановления прошлого имперского величия, осознание исключительности роли немецкого народа в истории  человечества. В течение почти 50 лет до 1914 г. Германия переживала невиданный взлет. Мощная экономика, сильная армия, сразу подряд выигравшая 3 войны  и создавшая империю, самый организованный капитализм, необычайный рост политического  авторитета, все самое великое, отуманившее  умы буржуа и бюргеров. Режим «вооруженного  мира»,  навязанный Германией самой  себе и Европе способствовал росту  промышленного производства, развитию науки и техники. Принятие 2-х морских  законов 1898 и 1900 годов должно было положить конец владычеству Англии на морях.  Закон 1914 года «О чрезвычайных полномочиях  правительства» окончательно перевел  экономику Германии на военные рельсы, дал государственным органам  право контроля над сырьем и топливом, его использованием для военных  нужд, над распределением и выполнением  правительственных военных заказов. В различных отраслях промышленности были созданы военные комитеты, выполнявшие  контрольные функции. В дальнейшем нацисты повторят эти меры кайзеровского  правительства в Законе «Об органическом построении экономики Германии 1934 года.

28 июля 1914 года началась  первая мировая война. 1 августа  в нее вступила Германия.

Каждая  сторона - и страны Антанты, и блока  центральных государств, рассчитывали завершить войну серией быстрых  маневров и  молниеносных ударов. Но постепенно война переросла в  позиционную, окопную битву на «изматывание». Некоторые схватки, например битва  при Вердене, длились месяцами. Германии недоставало продовольствия, топлива, металла. В стране нарастало движение протеста против войны. Под влиянием революции в России и призыва  большевиков к «миру без аннексий»  набирали силу прокоммунистические  элементы Германии. Карл Либхнет  еще  в 1914 г. выступал в рейхстаге против войны. 1915 г. образовалась «группа Интернационал» - ядро будущего союза «Спартак»  и коммунистической партии.

Растущая оппозиция масс, неудачи  на фронтах толкали крупную буржуазию  к мысли о сосредоточении всей власти в руках военного диктатора, т.к. время шло, а кайзер с маршалом Фалькейнгайном не добивались успеха ни на внешнем, не на внутреннем фронтах.

Реакцией «правых» на мирные резолюции рейхстага и на сложившуюся  революционную ситуацию (забастовки в Берлине, голод по всей стране) проявилась в создании осенью 1917 г. «Партии отечества», ставшей центром  сосредоточения всех крайних консерваторов, поборников экстремистской военной  политики. Основатели- гроссадмирал Тирпиц и Дитрих Шеффер действовали  под  лозунгом «смертельную борьбу Германия ведет не за одну лишь Германию. но за истину и права Европейского континента  и его народов против тирании  англо-американизма»1. Еще в ходе войны милитаристы и реакционеры, представленные  фельдмаршалом Гинденбургом, его генералом Людендорфом, генералом Каппа искали способы подавления левой крамолы. И если Австро-Венгрия была готова признать провал своих внешнеполитических амбиций, то в Германии перед революционной угрозой сплотились самые ультраправые, реакционные силы во главе с военными. Победили сторонники войны - и не потому, что они смогли убедить себя и других в возможности победы, а потому что война казалась им лучшим средством предотвращения революции. Основа политики состояла в том, что бы  строить больше пушек, подводных лодок и продолжать войну. Но цель не была достигнута. На востоке молодая Красная армия дала отпор. На западе наступление застряло. Париж взять не удалось. В ноябре 1918 Германию охватила революция. И 28 апреля 1919 г. в Зеркальном зале Версальского дворца германские представители подписали мирный договор со всеми его тяжелейшими условиями. Версальский договор не разрешил  никаких европейских или мировых проблем, но создал огромное количество новых. Общая характеристика: «договор противозаконный, договор неосуществимый, договор недостаточный» - характеристика этот договора одним из участников его подписания со стороны стран Антанты.2  А В. И. Ленин указывал, что Версальский договор - "...договор хищников и разбойников", "...неслыханный, грабительский мир, который десятки миллионов людей, и в том числе самых цивилизованных, ставит в положение рабов" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 41. с. 352, 353).

 

 

  1. Гражданское общество Германии периода Веймарской республики как источник немецкого фашизма

 

Величайшая  страна мира, уступавшая к началу войны  по объемам производства только США,  за 4 года - потерпела полный  крах, и все  было отброшено на десятилетия  назад, в тьму и бездну.

Нужно было спасение. Одни видели его  в демократии и социализме. Другие - в фашизме. Веймарская республика поначалу стала компромиссом между  буржуазным либерализмом, который боится революции, но понял непригодность  старого режима, и традиционным монархизмом, сохранившим глубокие корни в  общественной жизни послевоенной Германии.  Правительство Ф. Эберта  всеми  силами старалось обеспечить «преемственность руководства». В полной неприкосновенности остался государственный аппарат. На своих местах осталось более 2 миллионов  офицеров, чиновников, судей. Крупный  капитал и юнкерское землевладение  сохраняли свои позиции. Частная  собственность оставалась неприкосновенной. Система  дореволюционного законодательства оставалась в силе.  Жестоко подавлялись  революционные движения. Но вместе с тем демократическая республика дала своим гражданам ряд прав и свобод- восьми часовой рабочий  день, свободу слова, разрешена деятельность политических партий и профсоюзов. Впервые в Европе равные с мужчинами  избирательные права получили женщины. Веймарская республика привела к  духовному раскрепощению. Германию наводнили всевозможные идеи- от революционных  до консервативных. Последние все  чаще связывались с сильной личностью, типа Бисмарка. 

Основная проблема состояла в том, что демократический фасад Веймарской республики не опирался на прочный  фундамент демократических государственных  институтов не только в силу сохранения старого государственного аппарата, но и изъянов самого конституционного порядка, придуманного в Веймаре  без глубокого учета обстановки в стране. Роковой ошибкой республики было то, что она не лишила власти реакционную военщину, не реорганизовала бюрократический аппарат. Ее не принял сохранившийся кадровый состав рейхсвера, для солдат которого кайзер оставался  символом силы и мощи Германии. Армия, подчиняющаяся, по Конституции, только рейхсканцлеру, фактически была бесконтрольной. Она превратилась в самостоятельную  активную политическую силу. Выражением полного неприятия рейхсвером Веймарской республики стал поднятый его командованием  вместе с праворадикальными офицерскими  организациями в мае 1920 г. военный  путч Каппа—Лютвица. За счет бывших кадров рейхсвера пополнялись и численно растущие нацистские полувоенные организации.

Веймарская конституция 1919 г. по своей  смысловой форме была одной из самых демократических конституций, известных к этому времени  в истории буржуазных государств. Но большинство зафиксированных  ею демократических принципов так  и остались нереализованными на практике. Большую роль  в системе органов  исполнительной власти, которая была традиционна сильная в Германии отводилась Президенту. Конституция  предоставила Президенту не только функции  главы государства, но и  сильные  исполнительно-распорядительные полномочия. Например, статья 25 Конституции гласила: «Президент империи может распустить Рейхстаг, но не более одного раза по данному поводу…». Особую важность имела статья Конституции, предоставляющая  Президенту право вводить в стране чрезвычайное положение, причем даже в  превентивных целях - когда стране могут  грозить опасность нарушения  общественной безопасности и порядка. Статья 48 конституции указывала, что  «Если какая-нибудь область не выполняет  обязанностей, возложенных на нее  конституцией, или имперскими законами, то президент империи может принудить  ее к этому с помощью вооруженной  силы. Если в пределах Германской империи  серьезно нарушены общественная безопасность, или грозит серьезная опасность  такого нарушения, то президент империи  может принимать меры, необходимые  для восстановления общественной безопасности и порядка, в случае необходимости, с помощью вооруженной силы. С  этой целью он может временно приостанавливать полностью или частично гарантии основных прав, данных статьями 114,115,117,118,123,124,153.»  Оговорки и примечания (например, допущение  ограничения личной свободы на основании  имперского закона (статья 114), возможность  запрета народных собраний в статье 1233), содержащихся во многих статьях конституции позволили пришедшим к власти нацистам беспрепятственно использовать все преимущества фашистской диктатуры, не нарушая при этом основной закон страны.

В условиях политической конфронтации и, как следствие  этого, частой смены кабинетов остававшееся на местах старое чиновничество также  было бесконтрольным, и его самостоятельная  политическая активность в условиях "несменяемости", гарантированной  Конституцией (ст. 130), определялась отнюдь не демократическими, а консервативно- монархическими убеждениями. Плохими  защитниками демократических порядков, да и просто правопорядка, были и  старые судейские кадры с их традиционным пониманием права, оправдывающего "железо и кровь", насилие во имя "национальных интересов". Частые и необоснованные, особенно в последние годы Веймарской республики, роспуски парламента (парламент  мог быть распущен даже из-за не утвержденного им президентского указа, как это имело место в 1930 г.), внушаемые немцам прессой представления о его полном бессилии все настойчивее склоняли массовое сознание к поиску "сильной руки" фюрера.

Информация о работе Состояние общества в период нацистского режима