Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 17:39, контрольная работа
Сословно-представительная монархия (сословная монархия) - это форма феодального государства, при которой наряду с относительно сильной королевской властью, концентрирующей в своих руках все нити управления, существует сословно-представительное собрание, обладающее совещательными, финансовыми (разрешение налогов), а иногда и некоторыми законодательными функциями. Сословно-представительная монархия была обычной формой феодального государства в большинстве стран Европы в период расцвета феодализма, (в Англии, в Испании в XIII-XV вв., Франции XIV-XV вв., в Венгрии, Чехии в XIV-XVII вв., в Польше XV-XVII вв., в Дании в XIV-XVII вв., в Русском централизованном государстве в XVI-XVII вв.).
Особенности сословно-представительной монархии в России:
1) непродолжительность этого периода, тогда как в Западной Европе сословно-представительная монархия просуществовала более длительное время;
2) в России сословно-представительная монархия главным образом имела значение перехода от раннефеодальной монархии к абсолютной, а не самостоятельной формы правления;
3) в России не было специального законодательства, регулирующего деятельность земских соборов и его отношений с царем;
4) органы местного самоуправления в период сословно-представительной монархии формировались на основе выборности и представительства от местного населения;
5) в России одновременно с системой сословного представительства присутствовала ярко выраженная деспотия Ивана IV.
Немаловажным
фактором, выделяющим сословное представительство
в России, является также опричнина как
особый период правления Ивана
Грозного, в течение которого террор
против всех слоев населения был наиболее
жесток. В период опричнины все учреждения
или органы, так или иначе не угодные царю,
распускались либо вообще уничтожались.
Органы сословного представительства, их компетенция и соотношение с самодержавной властью
Главным отличием периода сословно-представительной монархии является наличие в системе органов власти высшего сословно-представительного органа – Земского собора. Именно с этим моментом связывается начало периода сословно-представительной монархии Русского государства (созыв первого русского собора 1549 г., в состав которого входили члены Боярской думы, Освященного собора и выборные от дворянства и посадов).
В
XVII в. сословно-
Боярская дума по-прежнему считалась вторым высшим органом власти, но ее деятельность была очень ограничена.
Земский собор – это основной сословно-представительный орган. Земский собор работал только в период своего созыва. Компетенция Земского собора так никогда и не была четко зафиксирована и постоянно изменялась, например Земский собор избирал царя после окончания периода семибоярщины.
Основные черты Земского собора:
1) в состав этого органа входили представители из различных сословий, за исключением жителей «черных земель»: боярства, духовенства, дворян, городского населения (купцы и зажиточные ремесленники);
2) регламента работы земских соборов не было, не устанавливалось число присутствующих на соборе, оно зависело от указа царя, который писался перед каждым новым созывом;
3) участие в земских соборах не было почетной обязанностью, несло за собой скорее материальные потери нежели выгоды, поэтому их участников такая обязанность тяготила.
Полномочия Земского собора:
1) внешняя политика (вопросы войны и мира);
2) предложения по установлению налогов;
3) избрание царя (после 80-х гг. XVI в.);
4) обсуждение и принятие законов.
Взаимоотношение царя и Земского собора в разные периоды было различным. Последний раз в полном составе созываются земские соборы в 1651 г. и 1653 г. После этого они постепенно превращаются в совещательные органы царей с представителями сословий.
Так
как период сословно-представительной
монархии немыслим без высшего сословно-
Судебник
В 1551 г.
был собран церковный собор, получивший
название Стоглавый. Собор по предложению
царя одобрил Судебник 1550 г. и проводимые
реформы. Судебник 1550 г. был создан на
основе Судебника 1497 г., однако был более
расширенным. В Судебнике большая часть
посвящена вопросам управления и суда.
В целом сохранялись старые органы управления,
но в их деятельность вносились существенные
изменения. Так, наместники лишались права
окончательного суда по высшим уголовным
делам. Судебник расширил деятельность
городовых приказчиков и губных старост,
а их помощники должны были участвовать
в наместничьем суде.
Система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии
Вся
территория Русского государства в
период сословно-представительной монархии
делилась на уезды (наиболее крупные
административно-
Земские и губные учреждения назывались, соответственно, «земскими» и «губными избами». Контроль и регулирование их деятельностью осуществляли соответствующие приказы.
В период сословно-представительной монархии по-прежнему выделялось особое управление в отдельных вотчинах и поместьях.
Вотчина – это безусловное наследственное землевладение. В пределах вотчины ее владелец полностью самостоятельно осуществлял управление, мог назначать должностных лиц губных учреждений.
Поместье – это условное, даваемое за государственную службу землевладение на ее срок. В пределах поместья его владелец не обладал правами вотчинника.