Сословно-представительная монархия в Западной Европе и России. Сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 17:39, контрольная работа

Описание работы

Сословно-представительная монархия (сословная монархия) - это форма феодального государства, при которой наряду с относительно сильной королевской властью, концентрирующей в своих руках все нити управления, существует сословно-представительное собрание, обладающее совещательными, финансовыми (разрешение налогов), а иногда и некоторыми законодательными функциями. Сословно-представительная монархия была обычной формой феодального государства в большинстве стран Европы в период расцвета феодализма, (в Англии, в Испании в XIII-XV вв., Франции XIV-XV вв., в Венгрии, Чехии в XIV-XVII вв., в Польше XV-XVII вв., в Дании в XIV-XVII вв., в Русском централизованном государстве в XVI-XVII вв.).

Работа содержит 1 файл

Выступление_2.doc

— 73.00 Кб (Скачать)
  1. Сословно-представительная монархия в России

  Особенности сословно-представительной монархии в России:

  1) непродолжительность этого периода, тогда как в Западной Европе сословно-представительная монархия просуществовала более длительное время;

  2) в России сословно-представительная монархия главным образом имела значение перехода от раннефеодальной монархии к абсолютной, а не самостоятельной формы правления;

  3) в России не было специального законодательства, регулирующего деятельность земских соборов и его отношений с царем;

  4) органы местного самоуправления в период сословно-представительной монархии формировались на основе выборности и представительства от местного населения;

  5) в России одновременно с системой сословного представительства присутствовала ярко выраженная деспотия Ивана IV.

  Немаловажным фактором, выделяющим сословное представительство в России, является также опричнина как особый период правления Ивана Грозного, в течение которого террор против всех слоев населения был наиболее жесток. В период опричнины все учреждения или органы, так или иначе не угодные царю, распускались либо вообще уничтожались. 

Органы  сословного представительства, их компетенция и  соотношение с  самодержавной властью

  Главным отличием периода сословно-представительной монархии является наличие в системе органов власти высшего сословно-представительного органа – Земского собора. Именно с этим моментом связывается начало периода сословно-представительной монархии Русского государства (созыв первого русского собора 1549 г., в состав которого входили члены Боярской думы, Освященного собора и выборные от дворянства и посадов).

  В XVII в. сословно-представительная монархия уже приобрела характер самодержавной властиВысший орган власти – царь.

  Боярская  дума по-прежнему считалась вторым высшим органом власти, но ее деятельность была очень ограничена.

  Земский собор – это основной сословно-представительный орган. Земский собор работал только в период своего созыва. Компетенция Земского собора так никогда и не была четко зафиксирована и постоянно изменялась, например Земский собор избирал царя после окончания периода семибоярщины.

  Основные  черты Земского собора:

  1) в состав этого органа входили представители из различных сословий, за исключением жителей «черных земель»: боярства, духовенства, дворян, городского населения (купцы и зажиточные ремесленники);

  2) регламента работы земских соборов не было, не устанавливалось число присутствующих на соборе, оно зависело от указа царя, который писался перед каждым новым созывом;

  3) участие в земских соборах не было почетной обязанностью, несло за собой скорее материальные потери нежели выгоды, поэтому их участников такая обязанность тяготила.

  Полномочия  Земского собора:

  1) внешняя политика (вопросы войны и мира);

  2) предложения по установлению налогов;

  3) избрание царя (после 80-х гг. XVI в.);

  4) обсуждение и принятие законов.

  Взаимоотношение царя и Земского собора в разные периоды было различным. Последний  раз в полном составе созываются земские соборы в 1651 г. и 1653 г. После этого они постепенно превращаются в совещательные органы царей с представителями сословий.

  Так как период сословно-представительной монархии немыслим без высшего сословно-представительного  органа (Земского собора), то окончанием этого исторического периода  считается время правления Алексея  Михайловича, с которого он перестает собирать Земский собор (1653 г. – дата созыва последнего Земского собора). 

Судебник

В 1551 г. был собран церковный собор, получивший название Стоглавый. Собор по предложению царя одобрил Судебник 1550 г. и проводимые реформы. Судебник 1550 г. был создан на основе Судебника 1497 г., однако был более расширенным. В Судебнике большая часть посвящена вопросам управления и суда. В целом сохранялись старые органы управления, но в их деятельность вносились существенные изменения. Так, наместники лишались права окончательного суда по высшим уголовным делам. Судебник расширил деятельность городовых приказчиков и губных старост, а их помощники должны были участвовать в наместничьем суде. 

Система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии

  Вся территория Русского государства в  период сословно-представительной монархии делилась на уезды (наиболее крупные  административно-территориальные единицы), которые в свою очередь делились нам станы, а последние – на волости. Устанавливались особые «разряды» (военные округа), а с 30-х г. XVI в. начала формироваться новая система местного самоуправления (губных учреждений), по которой образовывались новые судебные (губные) округа и округа местного самоуправления – земские.

  Земские и губные учреждения назывались, соответственно, «земскими» и «губными избами». Контроль и регулирование их деятельностью осуществляли соответствующие приказы.

  В период сословно-представительной монархии по-прежнему выделялось особое управление в отдельных вотчинах и поместьях.

  Вотчина – это безусловное наследственное землевладение. В пределах вотчины ее владелец полностью самостоятельно осуществлял управление, мог назначать должностных лиц губных учреждений.

  Поместье – это условное, даваемое за государственную службу землевладение на ее срок. В пределах поместья его владелец не обладал правами вотчинника.

Информация о работе Сословно-представительная монархия в Западной Европе и России. Сравнительный анализ