Сословно-представительная монархия в Западной Европе и России. Сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 17:39, контрольная работа

Описание работы

Сословно-представительная монархия (сословная монархия) - это форма феодального государства, при которой наряду с относительно сильной королевской властью, концентрирующей в своих руках все нити управления, существует сословно-представительное собрание, обладающее совещательными, финансовыми (разрешение налогов), а иногда и некоторыми законодательными функциями. Сословно-представительная монархия была обычной формой феодального государства в большинстве стран Европы в период расцвета феодализма, (в Англии, в Испании в XIII-XV вв., Франции XIV-XV вв., в Венгрии, Чехии в XIV-XVII вв., в Польше XV-XVII вв., в Дании в XIV-XVII вв., в Русском централизованном государстве в XVI-XVII вв.).

Работа содержит 1 файл

Выступление_2.doc

— 73.00 Кб (Скачать)
  1. Введение (предпосылки возникновения в  Западной Европе и России)

Сословно-представительная монархия (сословная  монархия)  - это форма феодального государства, при которой наряду с относительно сильной королевской властью, концентрирующей в своих руках все нити управления, существует сословно-представительное собрание, обладающее совещательными, финансовыми (разрешение налогов), а иногда и некоторыми законодательными функциями. Сословно-представительная монархия была обычной формой феодального государства в большинстве стран Европы в период расцвета феодализма, (в Англии, в Испании в XIII-XV вв., Франции XIV-XV вв., в Венгрии, Чехии в XIV-XVII вв., в Польше XV-XVII вв., в Дании в XIV-XVII вв., в Русском централизованном государстве в XVI-XVII вв.).

Предпосылки для возникновения сословной монархии:

- развитие городов, 

- складывание  внутреннего рынка, 

- обострение  классовой борьбы в связи с  усилением феодальной эксплуатации  крестьянства.  

Предпосылками возникновения сословно-представительной монархии в России является

- борьба  великих князей и царей за  дальнейшее укрепление централизованного  государства. Власть великих князей  в этот период была еще недостаточно  сильна, чтобы стать абсолютной, им противодействовала верхушка  феодальной аристократии (бывшие  удельные князья, крупные бояре). Монархи в этой борьбе опирались на дворян и верхушку горожан, которых пришлось более широко привлечь к власти. 

Главную опору сословной монархии составляли низшие и средние слои феодального класса, нуждавшиеся в сильном централизованном аппарате для укрепления своей власти над крестьянством.

Централизация феодального государства  при сословной  монархии выражалась в:

- концентрации  в руках короля его аппарата  судебной и военной власти  в ущерб политической самостоятельности  крупных феодалов,

- развитие общегосударственного  законодательства и налогообложения, 

- росте и осложнении  государственного аппарата. Централизованное  государство требовало значительных  денежных средств, однако центральная  власть была не в состоянии  получить эти средства с основной массы налогоплательщиков – крестьянства и горожан. С этим было связано возникновение в большинстве стран Европы сословно-представительных собраний: Генеральных штатов – во Франции; парламента – в Англии; кортесов – в Испании; риксдага – в Швеции; имперского сейма – в Германии; сеймов – в Польше, Чехии и Венгрии; земских соборов – в Русском государстве. 

Сословия 

Сословия - общественные группы людей, различавшиеся по своему экономическому и правовому положению; характерно для докапиталистических обществ.

Характерные черты  сословного деления:

- закрепление за сословиями определенных прав и обязанностей,

- замкнутость сословий,

- передача сословной принадлежности по наследству, привилегированное положение высших сословий.

Сословия делились на «высшие» привилегированные, и «низшие», непривилегированные. «Высшими» считались сословия духовенства и дворянства, за которыми закреплены определенные привилегии; основные из них: освобождение от уплаты налогов, преимущественное, в некоторых странах исключительное право владения землей и другие.

В сословной  монархии сословия занимали господствующее положение, имели преимущественное число голосов в сословно-представительских  собраниях и оказывали решающее влияние на политику государства. Сословия дворянства (светских феодалов), в свою очередь, подразделялось на ряд категорий (например, бароны и рыцари – в Англии, грады и идальго – в Испании, графы и герцоги – во Франции).

Крестьянство  было наиболее эксплуатируемой частью, на которую падала вся тяжесть феодального гнета.

В феодальных странах  Европы 14-17 вв. крупная феодальная власть была представлена в законосовещательных органов персонально, среднее и мелкое дворянство и горожане посылали своих делегатов. Основная масса населения – крестьянство – была лишена права участия в работе этих органов. 

  1. Период  сословно-представительной монархии во Франции

В 14-15 вв. во Франции  начала складываться сословно-представительная монархия. В это же время завершился процесс формирования 3-х крупных сословий:

- дворянство,                                                                                                                                    - духовенство,                                                                                                                                             - «неблагородное сословие» купцов, зажиточных ремесленников, свободных крестьян.

Сеньориальная власть феодалов по существу утратила самостоятельный политический характер. Король был вынужден идти на компромиссы  с ними, в том числе с третьим сословием.

Таким компромиссом стали Генеральные Штаты – сословно-представительный орган, которые король созывал по своему усмотрению, когда нуждался в одобрении своих действий или деньгах, т.е. налогах.

Генеральные штаты  имели право вносить предложения, критиковать деятельность королевской администрации. Король иногда уступал Штатам и издавал по их просьбе ордонанс. Король мог долгое время не созывать Штаты (20-70 лет).

В 1357г. был подписан «Великий мартовский ордонанс 1357 г.», в соответствии с которым Генеральные Штаты получили право (за освобождение короля из плена):

- собираться  по собственному усмотрению каждые 3 месяца,                                                                 - права требовать отчета о расходах налогов                                                                                             - требовать привлечения к суду виновных в злоупотреблениях министров.

Таким образом, несмотря на усиление королевской власти, король теперь был ограничен Генеральными Штатами, с которыми ему пришлось считаться до тех пор, пока не произошло объединение всех сеньорий и окончательное укрепление королевской власти. 
 
 

  1. Сословно-представительная монархия в Англии

К 13 в. сформировались основные сословия, главную роль в  этом процессе сыграла военная служба и взаимосвязь с земельной собственностью:

1. пэры – крупные  светские и духовные феодалы (очень замкнутое сословие),                                 2. рыцари – до 6 тыс.                                                                                                                           3. свободные держатели земли (фригольдеры),                                                                                  4. вилланы – зависимые,                                                                                                                              5. сословие горожан, в среде которых наметилась имущественная дифференциация.

К началу 13 в. возникли предпосылки для перехода к монархии с сословным представительством, но королевская власть не желала делиться ею, что вылилось в острые социально-политические конфликты.                                                                                                      В 1215 под давление баронов, рыцарей и горожан король был вынужден подписать Великую хартию вольностей.                                                                                                              По форме Хартия – договор между королем и крупными баронами и зажиточной верхушкой горожан. Она ограничивала всевластие, произвол королевской власти, создала предпосылки образования баронской олигархии, содержала некоторые новые принципы судопроизводства. Все земли баронов и рыцарей передавались в наследственное пользование, уменьшались платежи и повинности, горожанам Хартия гарантировала свободу внутренней и внешней торговли.

Английский  парламент

Поскольку английский король не считал себя связанным Хартией, в 1258 г. знатью был созван совет 27 баронов, получивший название парламента (вошел в историю как «Бешеный»). Им был выработан документ «Оксфордские провизии», по которому при короле создавался совещательный орган - Совет 15 (несли ответственность перед королем и Советом). Парламент должен был созываться 3 раза в год.                                                        Но власть английской аристократии не устраивала короля и рыцарство с горожанами  и в результате непродолжительной борьбы в 1295 г. король созвал парламент – «образцовый», получивший такое название за представительность (бароны, рыцари, духовенство и горожане).                                                                                                                                           С созданием парламента в Англии установилась сословно-представительная монархия. Все сословия вначале заседали вместе, потом (в 1352 г.) разделились на 2 палаты: палату Общин и палату лордов.                                                                                                                      В первое время Парламент практически не влиял на политику государства. Но постепенно он добился таких полномочий, которых никогда не было у французских Генеральных Штатов:                                                                                                                                                    1. Участвовал в принятии законов (статутов), некоторые по юридической силе превосходили королевские указы.                                                                                                     2. Решали вопросы об установлении налогов в пользу королевской казны, контролировали их расходование, король обязался (1297 г. Эдуард) не вводить налоги без согласия Парламента.                                                                                                                                            3. Осуществлял контроль над высшими должностными лицами, в некоторых случаях стал выступать в качестве высшего судебного органа (была разработана процедура импичмента). Впервые в порядке импичмента был отстранен от должности канцлер дела Поль в 1386 г. 

  1. Сословно-представительная монархия в феодальной Германии. «Золотая булла»

В 13-14 вв. Германия окончательно распадается на множество  княжеств, завершается процесс оформления сословий, которые из-за самостоятельности княжеств имели неоднородный характер в масштабах всей страны.

В империи существовали имперские сословия или чины, в княжествах – земские сословия.

имперские Княжеские
1. имперские  князья: светские и духовные 1. дворяне
2. имперские  рыцари 2. духовенство княжеств
3. представители  имперских городов 3. горожане княжеских  городов

Происходит дифференциация духовенства: высшие – епископы, аббаты и низшие – сельские, городские  священники, а также городского населения:

- городская верхушка                                                                                                                       - бюргеры (средняя часть населения)                                                                                                                   - городской плебс

В 1356 г. принимают  особый документ – «Золотая булла 1356 г.», который подтвердил полную политическую самостоятельность курфюрстов (князей-избирателей короля), их равенство императору и право высшей юрисдикции в своём княжестве.

В Германии помимо императоров и коллегии князей, существовали и сословно-представительные органы. Общегерманский сословно-представительный орган – Рейхстаг – состоял из 3-х коллегий:

- курфюрстов,                                                                                                                                                 - коллегии князей, графов и свободных господ,                                                                                           - представителей имперских городов.

Компетенция рейхстага не была точно определена. Император испрашивал его согласия по военным, международным и финансовым вопросам. Акты рейхстага не обладали обязательной силой, носили рекомендательный характер.

Кроме рейхстага  в некоторых княжествах в 14 в. также формируются собрания земских чинов, состоявших их духовенства, рыцарей, горожан – ландтаги. Они несколько ограничивали власть князя внутри княжества, но в большинстве случаев ландтаг не пользовался решающим голосом при решении областных или государственных вопросов. Однако его согласия князь испрашивал по финансовым вопросам княжества. При необходимости князь всегда мог найти поддержку у 2-х сословий, свободных от уплаты налогов – высшего духовенства и рыцарства. 
 
 
 

Информация о работе Сословно-представительная монархия в Западной Европе и России. Сравнительный анализ