Сопоставительный аназиз систем высшего образования Республики Казахстан и Российской Федерации с 1991 по 2010 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:32, статья

Описание работы

С момента распада СССР и провозглашения независимости республик, бывших в составе Советского Союза, прошло двадцать лет. С точки зрения человеческой жизни это довольно большое количество времени, но для построения государственности, устойчивой экономики, развитой промышленности и демократического общества это очень небольшой отрезок времени.

Работа содержит 1 файл

статья откорректированная.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

   К вопросу о состоянии и перспективах развития высшего образования в Республике Казахстан и Российской Федерации с 1991 по 2011 год

   (сопоставительный анализ). 

   С момента распада СССР и провозглашения независимости республик, бывших в составе Советского Союза, прошло двадцать лет. С точки зрения человеческой жизни это довольно большое количество времени, но для построения государственности, устойчивой экономики, развитой промышленности и демократического общества это очень небольшой отрезок времени. В условиях современной динамической жизни человеку необходимо активно усваивать новую информацию, совершенствовать свои знания и использовать  их на практике, и в государстве на это необходимо обратить внимание в первую очередь.

   История дружеских отношений Казахстана и России насчитывает уже не одно столетие. С момента провозглашения независимости и на сегодняшний день эти два соседствующих государства развиваются в одной плоскости.  Поддерживание дружественных отношений с соседствующими странами – один из важнейших векторов внешней политики Казахстана. Развитие сотрудничества с Российской Федерацией, одной из крупнейших мировых держав является важной задачей для нашей республики. Договор о вечной дружбе и союзничестве между Республикой Казахстан и Российской Федерацией был подписан 6 июля 1998 года в Москве и означал юридическое оформление дружеских и добрососедских отношений. За это время обе страны достигли серьезных успехов в области реформирования системы высшего образования.

   В 2011 году, в рамках празднования двадцатилетия провозглашения Независимости, как Российской Федерации, так и Республики Казахстан немаловажно рассмотреть вопрос о состоянии и перспективах развития системы высшего образования. За двадцать лет реформирование системы высшего образования в обоих государствах позволило им интегрироваться в международное образовательное пространство.

   Целью данной статьи является  на основе доступных  источников сделать сопоставительный анализ динамики развития системы высшего  образования Республики Казахстан  и Российской Федерации за период с 1991 по 2010 год по таким параметрам как соотношение количества вузов к численности населения; вопросы проверки знаний студентов; вопрос интеграции в мировое образовательное пространство. Актуальность данной темы  исследования не вызывает сомнений, так как по итогам проделанной работы, воплощению в жизнь намеченных проектов, и исправление и корректирование несовершенств в системе высшего образования обоих государств постоянно находится во внимании государственной внутренней политики изучаемых стран.

   При написании статьи были использованы  данные из официальных документов, определяющих долгосрочные приоритеты в области образования. В частности были использованы решения из таких документов как Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы, целью которой является повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики, также были использованы сведения из закона об образовании РФ от 10.07.1992 года. Были приведены результаты по социологическим опросам, опубликованных на сайтах «Статистика Российского образования» http://stat.edu.ru/scr/db., Агентства Республики Казахстан по статистике http:// www.stat.kz. На основе этих документов был проведен сравнительный анализ динамики реформирования системы высшего образования обеих стран.

   После провозглашения независимости Республика Казахстан, как и Российская Федерация, были вынуждены строить совершенно новый для себя общественный строй. Демократизация должна была коснуться всех отраслей, таких как здравоохранение, политика, общественная жизнь, и, конечно же, образование. Основными задачами данной статьи, являются рассмотрение положения высшего образования на момент провозглашения независимости, анализ динамики развития и модернизации сферы высшего и послевузовского образования, как в Республике Казахстан, так и в Российской Федерации. Обращая внимание в первую очередь, на такие параметры, как соотношение количества вузов к численности населения; вопросы проверки знаний студентов; вопрос интеграции в мировое образовательное пространство.

   Анализ  количественного соотношения численности населения и количества вузов на этапе рыночного становления высшего образования свидетельствует о том, что в Казахстане, в 1991 году, при численности населения около 16,4 млн. человек [1] количество высших учебных заведений составляло 55 единиц [2], с количеством студентов 287,4 тыс. человек [3], из чего следуют выводы, что в 1991 году в среднем высшее образование получал каждый 57 казахстанец. В России ситуация обстояла следующим образом: к началу 1991 года численность населения составляла 148 млн. человек [4], а высших учебных заведений насчитывалось на тот момент 512, автором отмечается тот факт, что к сожалению точных данных по количеству студентов в 1991 году не нашлось. Система высшего образования России в середине 90-х годов переживала некоторый спад, к 1996 году численность студентов составляла 2802 тысяч человек, с количеством вузов 817 единиц. В различных источниках приводятся несколько различные данные, и по данным Федеральной службы статистики РФ на тысячу человек в 1995 году приходило 32 студента. По сравнению с показателями 2000 года, когда на тысячу человек приходилось уже 49 студентов [5]. Из чего следуют выводы, что за пять лет, что, несмотря на снижение численности населения (с 1993 года с 148,6 миллионов человек, до 142,0 миллиона человек на 1 января 2008 года) на 4,4% [6] количество вузов и учащихся в них студентов динамично растет. Но не всегда количественные показатели отражают реальное качественное состояние системы высшего образования. Увы, это относится к обеим странам, как к Казахстану, так и к России.

   Социально-экономическое  развитие стран в 1990-е годы развивалось в условиях рыночных преобразований, затронувших все сферы жизни общества, включая и систему образования. Переходный характер происходящих в стране процессов не могли не наложить свой отпечаток и на образование. В Республике Казахстан наблюдается деление институциональных структур, изменение программ и форм обучения, адаптация их под рыночные условия. Признание автономии вузов, как одного из важнейших условий социальной эффективности высшего образования дало импульс для дальнейшего развитии системы высшего образования. Заметным явлением этого периода стало значительное расширение частного сектора рынка образовательных услуг. Одним из основных законов развития рынка образовательных услуг становится – конкуренция. Формируется негосударственный сектор образования, развиваются альтернативные формы обучения, увеличивается число частных вузов, где количество студентов, обучающихся на платной основе, превышает число студентов, обучающихся на государственном гранте. Эти процессы наблюдаются и в Республике Казахстан, и в Российской Федерации.

   Анализ  количественного состава высших учебных заведений свидетельствует  о том, что к 2000 году число студентов  на тысячу человек как в Российской Федерации, так и в Республике Казахстан динамично возрастает. В РФ количество студентов возрастает с 1995 года с 32 до 49 студентов на тысячу человек в 2000 году, а в РК за тот же период времени с 30 на 41 студента на тысячу человек. [7]. В настоящее время в Казахстане функционируют 148 вузов, с учетом численности населения, проживающего на первое декабря 2010 г. в Казахстане, 16,417 млн. человек, то это в среднем  составляет 71 студент на тысячу человек. Ситуация в России обстояла следующим образом: на 1 января 2009 года численность населения составила 141,9 млн. человек [8], при численности студентов 7 млн. человек, и на десять тысяч человек населения в России приходится 500 студентов [9], или для более удобного сравнения с Казахстаном но тысячу человек в России приходится 50 студентов. Но не смотря на значительное увеличение числа студентов в исследуемых странах, существует проблема несоответствия качества получаемого образования ожидаемому результату.

   В связи с включением образовательной системы  в рыночные отношения резко возрастает количество высших учебных заведений,  с широким спектром предоставляемых услуг. Коммерческие отношения, проникнув в образовательный процесс, привнесли изменения, которые нельзя назвать положительными. Согласно кредитной системе, если студент получил неудовлетворительную оценку при сдаче экзамена, он имеет возможность повторного изучения предмета, и повторную пересдачу экзамена. И это сказывается на самом отношении к предмету - студенты привыкают к тому, что при необходимости можно пересдать. Успешная сдача экзамена с первого раза является показателем эффективности системы высшего образования. Считаем нелишним упомянуть про введение тестирования. Во многом это является положительным и действенным методом борьбы с коррупцией. Студент при сдаче экзаменов проходит тестирование компьютеру, не контактируя с преподавателем, что является положительным моментом. Но автором отмечается тот факт, что зачастую студенты при подготовке к экзамену механически заучивают вопросы и правильный ответ, не вдумываясь в смысл и логику событий, описанных в вопросе. Тестирование развивает память на даты, события, но, к сожалению, не развивает логического мышления, речи студентов. Хотелось бы отметить тот факт, что российская система высшего образования, несмотря на переход к кредитной системе не отказывается от принятия экзаменов в традиционной устной форме. Тесты в данном случае являются не единственной формой сдачи экзамена, а служат неким «пропуском» на экзамен, что весьма разумное решение. Студент при подготовке к экзамену готовится и к тестированию, и к билетам. В казахстанской системе высшего образования при условии того, что не все вузы отказываются от устной формы принятия экзаменов, но, к сожалению, приоритет отдается больше тестированию. Данный вопрос требует отдельного детального рассмотрения, и в рамках данной статьи автор только обозначает эту проблему.

   Согласно  кредитной технологии большинство  знаний студент получает посредством  самостоятельного изучения, акцент делается на самостоятельную поисковую работу студент. Этот метод являлся бы успешным, если бы преподаватели пересмотрели свои взгляды на методику преподавания. Немаловажным является тот факт, что, безусловно, внедрение новых методик, инновационных технологий в системе высшего образования нужны, но вместе с тем хочется отметить и то, что база, наработанная и оставшаяся в наследство от советской системы тоже являлась сильнейшей в мире. И полностью отказываться от успешных и оправдавших себя технологий не следует. Перенимая новое, не обязательно отрицать и искоренять старое. В частности в начале 1990-х годов, научные работники, привлеченные высокими заработками, покидали территории своих стран и переезжали в страны Европы и США, а это и является показателем того, что качество советского образования стояло на высоком уровне. Для привлечения этих кадров создавались особые привлекательные условия для работы и жизни, и это свидетельствует о том, что правительства принимающих стран четко понимали значимость и уровень подготовки привлекаемых кадров.

   В связи с низким уровнем востребованности и недостаточном высоком обеспечении достойных условий работы и жизни научных кадров высшей квалификации в Казахстане, уместным является рассмотрение вопроса об интеллектуальной миграции. Государственная служба статистики не занимается учетом и отслеживанием мобильности и передвижения кадров различных уровней квалификации, но исходя из данных международных сопоставительных исследований об улучшении в числе показателей глобального индекса конкурентоспособности Казахстана по инновационному развитию показателя интеллектуальная миграция, согласно которому страна занимает в рейтинге 57 место, поднявшись с 61 – го. Безусловно, что интеллектуальная миграция неизбежно ведет к интеллектуальным и экономическим потерям для любого государства. К сожалению, не удалось найти данных по проведению мониторинга этого процесса в Казахстане. Но если обратиться к опыту Российской Федерации, то по оценкам социологов, ежегодные непосредственные убытки от миграции научных кадров составляет не менее $3 млрд., а суммарные (с учетом упущенной выгоды) - $50-$60 млрд. По другим подсчетам, начиная с 1992 года из- за миграции высококвалифицированных специалистов каждые 5- 7 лет Российская Федерация в среднем теряла один годовой бюджет только за счет прямых потерь [10]. Не говоря об экономических оценках утечки мозгов, то, что Республика Казахстан занимает 57 место в мировом рейтинге красноречивое свидетельство о том, что наличии проблемы, в Казахстане слабо развиты экономически обоснованные прогнозы необходимого количества кадров различного квалификационного уровня для образования, науки и экономики страны.

   Социально- экономические развитие суверенного  Казахстана в первое десятилетие  независимости проходило в плоскости рыночных преобразований, затронувшей все сферы общественной жизни, включая и систему образования. Согласно проведенным реформам в сфере образования в 1990-е годы был достигнут демократический характер управления системой  образования. С введением принципа триединства языков (казахский, русский, английский) студенты и молодые научные работники не только получили возможность для участия в международном обмене знаниями, посредством активного участия в различных международных конференциях, форумах и т.д., но и стало необходимым требованием активного участия молодых специалистов в научном мировом пространстве.

   С момента провозглашения независимости  система реформирования высшего  образования Казахстана прошла несколько этапов, содержание которых в различные периоды времени было направлено на становление и совершенствование законодательно- нормативной базы высшего образования, модернизации системы высшего образования, децентрализацию финансирования образования. С проведением реструктуризации на современном этапе сети вузов и научно исследовательских институтов увеличилась и улучшилась маневренность и мобильность получения образования, признание вузов как одного из основных условий социальной эффективности высшего образования. Внедрение европейских стандартов качества в образовательный процесс высшего образования становится нормой развития современного образования в Казахстане [11].

   С учетом данной проблемы, необходимы реформы, улучшающие как условия труда, так и обеспечивающие достойную жизнь молодым и перспективным специалистам. Однако не стоит забывать о положительных аспектах системы высшего образования в изучаемых странах. В РК в национальной высшей школе приняты меры по достижению мирового уровня образования. Казахстан вошел в Европейское образовательное пространство, присоединился к Болонской Декларации, в городе Астане создано престижное высшее учебное заведение мирового уровня – «Назарбаев Университет».

   Что касается Российской Федерации, то по уровню престижа российские вузы в мировом рейтинге занимают высокие позиции. По данным газеты Риа «Новости», опубликовавшей собственный сводный рейтинг подготовки студентов зачисленных на первый курс государственных вузов на очную форму обучения в рамках совместного проекта РИА Новости и НИУ-ВШЭ по заказу Общественной палаты РФ в 2010 году. Первую позицию в исследовании занял Московский Государственный университете имени Ломоносова со сводным показателем по уровню подготовки студентов - 123,9. Далее, Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики - 112,7, Московский государственный технический университет имени Баумана - 111,7.  Выше названные учебные заведения пользуются популярностью среди студентов не только в Российской Федерации, но на территории СНГ, что означается успех не только отдельно взятого вуза, но и всей системы высшего образования в целом.

Информация о работе Сопоставительный аназиз систем высшего образования Республики Казахстан и Российской Федерации с 1991 по 2010 гг