Солон: биография и реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:36, доклад

Описание работы

Солон (ок. 640 - ок. 556 гг. до н.э.) - афинский законодатель. Происходил из знатного рода Кодридов. В юности получил всестороннее образование, сочинял прекрасные стихи. Его отец Эксекестид истратил на благотворительность значительную часть состояния, поэтому Солон вынужден был заняться морской торговлей, чтобы поправить материальное положение семьи. Частые поездки позволили ему повидать другие страны и города, лучше узнать людей.

Работа содержит 1 файл

солон.docx

— 34.73 Кб (Скачать)

Фрагмент надгробия стены афинского  гражданина из сословия всадников. V в. до н. э.

Законы Солона предписывали гражданам этого сословия содержать  за свой счет боевого коня и выступать  в поход конными. Но кавалерия  в афинском ополчении никогда  не занимала привилегированного положения. Часто всадники оставляли лошадей  и становились в ряды фаланги.

Сомнительно однако же, чтобы во времена Солона феты уже принимали участие в этих собраниях. В первое время по учреждении экклесии это собрание созывалось нечасто, в среднем раза четыре в год, и это было весьма разумно, т. к. не политика, а работа для приобретения насущного хлеба должна составлять главное занятие и главный интерес народа. Притом вначале эти собрания не носили такого бурного характера, как впоследствии.

План афинской Агоры, центральной  площади города, где проходили  народные собрания

О Солоне известно, что он говорил с народом в спокойном  положении, до половины укрыв руку одеждой. Собрания эти собирались на особом месте, которое каждый раз особо  освящалось для этой цели; открывалось  собрание, как и в Спарте и всюду  в Греции, жертвоприношениями и молитвой. И старости воздавались почести - глашатай предлагал сначала говорить тем, кому было более 50 лет. По натуре этого  живого, легко воспламеняющегося  народа ионийского племени и по самому духу подобного рода государственных  учреждений, эти собрания здесь очень  скоро приобрели более оживленный характер и получили большее значение, нежели народные собрания в Спарте и где бы то ни было у дорийского племени. Солон считал, что он дал  народу достаточно власти; он позаботился  и о том, чтобы народ воспитать, и с этой целью предоставил  в его руки судебную расправу как  наиболее близкое народу дело. В этом смысле и ради этой цели ежегодно из граждан, переступивших 30-летний возраст, избиралось по жребию 4 тысячи человек в распоряжение фесмофетов, и большее или меньшее их количество призывалось в суд для присутствия в качестве присяжных при тех судебных процессах, которые были сопряжены с лишением подсудимых жизни, имущества или гражданских прав. Они приносили общую клятву при вступлении в исправление своих важных почетных обязанностей, а те из них, которые были призваны произносить договор в том или другом случае, произносили еще особую клятву перед началом каждого судебного разбирательства. Особенное значение этому народному судилищу, гелиее, придавало то, что перед его лицом и сами архонты, до своего вступления в должность, должны были выдерживать некоторого рода испытание (докимасию), касавшееся их прав, их нравственной чистоты, оказанных ими воинских заслуг и выполнения ими иных гражданских обязанностей; точно так же и по окончании своего года службы архонты должны были перед тем же учреждением отдать отчет (эвтину) в своей деятельности. Круг деятельности этого суда вначале был не чрезмерно велик, в отдельных общинах страны были свои деревенские судьи для менее важных дел, и все жалобы, касавшиеся решения каких бы то ни было тяжб, должно было всегда приносить сначала перед третейским судом.

Афинские гоплиты, снаряжающиеся  в поход. Изображение на аттической вазе. V в. до н. э.

Воины надевают доспехи и  чистят оружие. На левой фигуре хорошо видна конструкция греческого холщового  панциря с откинутыми наплечниками, который воин затягивает на левом  боку. Крайний справа воин надевает бронзовые поножи, которые изготавливались  индивидуально по ноге и держались  за счет упругости. Юноши помогают гоплитам.

Законодатель старался сохранить  из старины все, что было возможно удержать. Так, уцелело старое судилище, которому подлежали уголовные преступления - древний ареопаг. Архонты, окончившие свою службу, следовательно, люди, занимавшие в государстве высшее положение, вступали в это высшее государственное  учреждение, полномочия которого были в значительной степени расширены, так что он получил даже некоторое  политическое значение. Современники Солона на общий государственный строй смотрели не как на нечто механически созданное, не как на своего рода страховое общество, а как на нечто жизненное, священное, а потому Солон и его приверженцы, хорошо зная натуру человека, отлично понимали, что для правительства и его чиновников недостижимо многое из того, что может иметь серьезное значение для всего состава населения. Вот почему ареопагу было поручено известного рода наблюдение над жизнью граждан, и притом он был облечен неограниченной карательной властью против всех нарушителей основных нравственных законов - против ленивых, неблагодарных или всяких людей зазорного поведения. В то же время ареопаг был и хранителем законов, и члены его - пожизненные, принадлежавшие к высшим и богатейшим классам общества, притом независимые от внешних влияний - придавали ему такой авторитет, что он мог, в случае нужды, кассировать решения даже народного собрания, либо отменяя их вполне, либо, по крайней мере, отсрочивая их выполнение на неопределенное время.

Всемирно-историческое значение законов Солона

Вот в общих чертах важнейшее из законодательства Солона. Из вышеуказанного ясно, что в этом народе жил иной дух, нежели в спартанском - дух более свободный и более возвышенный. Это законодательство явилось не как результат недоверия к подавленному народонаселению, оно было свободным и, можно сказать, радостным созданием истинной государственной мудрости. Солону удалось выработать для своего народа надежную законную основу, которая и в дальнейшей истории Афин постоянно оказывала благое влияние на народную жизнь. Для всей дальнейшей истории и для всей жизни народа важное значение имел тот факт, что такая громадная органическая реформа была произведена Солоном законным путем - путем свободного соглашения, без всякого кровопролития, без всякого захвата власти и насилия. В этом смысле Солон гораздо более Ликурга достоин всемирно-исторического имени. В виде дополнения или прибавления к законодательству Солона приводят известное количество нравственных изречений и поучений, будто бы тоже исходящих от Солона, вроде общеизвестных "не издевайся над мертвыми", "перед лицом народа всегда говори правду" и т. д. Возможно, что среди деревянных таблиц, хранившихся в Акрополе, на которых и было написано законодательство Солона, одна таблица и была посвящена изречениям такой практической мудрости. Но приписываемое Солону известное положение, по которому каждый гражданин при междоусобиях должен был открыто высказаться в пользу той или другой партии, - это положение, конечно, принадлежит более ранней эпохе возрождения демократии.


Информация о работе Солон: биография и реформы