Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:36, доклад
Солон (ок. 640 - ок. 556 гг. до н.э.) - афинский законодатель. Происходил из знатного рода Кодридов. В юности получил всестороннее образование, сочинял прекрасные стихи. Его отец Эксекестид истратил на благотворительность значительную часть состояния, поэтому Солон вынужден был заняться морской торговлей, чтобы поправить материальное положение семьи. Частые поездки позволили ему повидать другие страны и города, лучше узнать людей.
Солон
Солон (ок. 640 - ок. 556 гг. до н.э.) - афинский законодатель. Происходил из знатного рода Кодридов. В юности получил всестороннее образование, сочинял прекрасные стихи. Его отец Эксекестид истратил на благотворительность значительную часть состояния, поэтому Солон вынужден был заняться морской торговлей, чтобы поправить материальное положение семьи. Частые поездки позволили ему повидать другие страны и города, лучше узнать людей.
В конце VII в. Солону удалось убедить афинскую молодежь отвоевать у соседнего города Мегары остров Саламин, ранее принадлежавший Афинам. В этой войне он проявил себя талантливым военачальником и приобрел среди афинян немалый авторитет. В 594 г. его избрали на должность первого архонта с правами законодателя. За короткое время он разработал и осуществил широкую программу социально-экономических и политических преобразований, направленных на восстановление единства афинского общества.
Наиболее важной реформой Солона была сейсахтейя ("стряхивание бремени"), отменявшая поземельную задолженность и ликвидировавшая долговое рабство. Многие афиняне, проданные в рабство за долги, были выкуплены и возвращены в Аттику. Вместе с тем Солон издал закон о свободе завещаний, по которому каждый афинянин получал право завещать имущество по своему усмотрению. Также был осуществлен ряд мер в интересах торговцев и ремесленников: устанавливались твердые меры веса, емкости и длины, эгинская денежная система заменялась эвбейской, разрешалось создание торговых объединений.
Кроме того Солоном была проведена тимократическая, или цензовая, реформа, согласно которой все афиняне делились на четыре разряда по своим годовым доходам от сельского хозяйства. К первому разряду относились пентакосио-медимны, имевшие 500 медимнов зерна в год; ко второму -всадники, обладавшие доходом в 300 медимнов и способные содержать боевого коня на случай войны; к третьему - зевгты, располагавшие 200 медимнами; к четвертому - феты, у которых было менее 200 медимнов. Каждый разряд получал свои права. Так, граждане первых двух разрядов имели доступ к высшим государственным должностям. Однако они несли и обязанности: пентако-сиомедимны выполняли литургии — повинности в пользу государства в виде постройки за свой счет кораблей для флота и организации общественных праздников (например, театральных представлений); представители второго разряда служили в коннице. Из зевгитов формировалась тяжеловооруженная пехота, феты же набирались в ополчение в качестве легковооруженных воинов.
Реформы
Солона коснулись также и
Таким образом,
реформы Солона способствовали частичной
ликвидации пережитков родового строя
и демократизации афинского общества.
По преданию, Солон взял с афинян клятву
не нарушать его установления в течение
десяти лет, а сам удалился из Афин, чтобы
никто не смог заставить его отменить
что-нибудь из реформ. Во время своих странствий
он посетил Египет, где жил при дворе фараона
Амасиса, побывал на Кипре у царя Филолая,
посетил Лидию и другие страны.
Солон известен не только как политический деятель и реформатор, но и как мудрец; античная традиция включает его в число "семи мудрецов". Он был одним из первых аттических поэтов, писал элегии и ямбы; в своей поэзии затрагивал как общественные, так и философские темы, многие из его стихов сохранились до наших дней.
Выходец из землевладельческой
знати, известный к тому времени
военачальник и поэт Солон (640-560 гг. до н. э.) был приглашен на должность
архонта в 594 г., с тем чтобы провести целый
ряд преобразований, способных установить
общественное согласие на основе нового
уклада. Солон отказался от тирании, но
жестко реализовал реформы, которые в
целом переустраивали государственную
организацию на более широкой социальной
основе, отвечавшей интересам большинства
народа.
В качестве предварительного условия
преобразований Солон провел т. н. сейсахтейю
(букв. «стряхивание бремени») – отмену
всех долговых обязательств в полисе;
должники были прощены, земли возвращены
владельцам, проданные в рабство граждане
выкуплены. Впредь запрещалось давать
в долг под условием самозаклада. Проведенный
закон озлобил буквально все афинское
общество, поскольку не был осуществлен
полный передел земли (как надеялись бедные),
а богатые утеряли значительную долю имуществ.
Впрочем, кризис был настолько велик, что
афиняне предоставили все государственные
полномочия Солону и впредь.
Сохранив за аристократией исключительное
право на занятие высших государственных
должностей, Солон придал аристократииимущественный хара
Все слои населения отныне допускались
к участию в народном собрании и могли
быть судьями; полномочия собрания были
невелики, и все дела предварительно решались
в других советах. Рядом с ареопагом был
поставлен новый совет – булэ, куда определялось
по 100 граждан от каждой филы (или Совет
400); именно булэ предварительно обсуждал
вопросы, подлежащие вынесению на народное
собрание. За ареопагом были оставлены
надзор «за всем» и охрана законов.
Солон отменил большинство изданных до
него законов, в частности законодательство
Драконта (кроме уголовного), и издал целую
серию правил, касавшихся суда, гражданских
прав, брачно-семейной сферы и т. д., которые
создали совершенно новый правовой
порядок. Отныне все граждане могли обращаться
в суд сами, выступать в защиту потерпевшего
и преследовать преступника (это устраняло
патриархальные права эвпатридов). Граждане
Афин обязаны были во время междоусобия
занимать твердую политическую позицию
под угрозой отнятия прав.
Реформы, проведенные Солоном или приписанные
ему позднее, окончательно сформировали
целостный государственно-политический
уклад. Родовая знать стала преобразовываться
в политическую элиту, связанную всецело
с государственными институтами.
После некоторых административных преобразований,
правления тиранов из семьи Писистратидов
(560-527 гг. до н. э.), в основном сохранивших
государственные порядки Солона и продолживших
его социальную политику в интересах широкой
массы земледельцев-граждан, в Афинах
установился стабильный и развитый государственный
строй, основанный на широком представительном
народовластии граждан.
Реформы Солона. Солон получил чрезвычайные полномочия по изменению существующего порядка.
Первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия («стряхивание бремени»). Она освободила массу должников, которых в Аттике было в большом количестве. Кроме того, впредь запрещались личная кабала, продажа несостоятельных должников за долги в рабство. Должники, проданные в рабство за пределы Аттики, должны были быть выкуплены за общественный счет и возвращены на родину. Историческое значение отмены долговой кабалы заключалось в том, что дальнейшее развитие рабства происходило уже не за счет сокращения числа свободных членов общества, что подрывало основы его социальной и экономической жизни, а за счет ввоза рабов-иноземцев.
В дополнение к сисахфии Солон издал закон, ограничивающий землевладение (был установлен максимальный размер земельных участков). В то же время провозглашалась свобода завещаний. Теперь землю можно было закладывать и отчуждать на законном основании под видом завещания. Это способствовало развитию частной собственности на землю и неизбежно приводило к дальнейшему обезземеливанию бедноты.
Солон осуществил
ряд мероприятий, направленных на улучшение
материального положения
Центральное место среди преобразований Солона занимают политические реформы, которые нанесли еще один удар родовому строю. Важнейшей из них является тимократическая, или цензовая, реформа. Все афинские граждане независимо от происхож-, дения были разделены по имущественному положению на четыре разряда. В качестве единицы доходов была принята мера емкости, применявшаяся для зерна,— медимн (52,5 кг).
Всякий, кто со своей земли получал 500 медимнов в совокупности сухих и жидких продуктов, был отнесен к первому разряду — пентакосиомедимнов (пятисотников); получающие 300 медимнов годового дохода или способные содержать боевого коня, относились к всадникам. К разряду зевгитов принадлежали те, кто получал 200 медимнов годового дохода. Зевгиты (крестьяне) были самой многочисленной группой. Они составляли основу афинского ополчения. Все остальные были отнесены к фетам. Эта реформа законодательно закрепила уже сложившееся к тому времени разделение общества.
Деление населения
на разряды по имущественному признаку
имело политическое значение, поскольку
каждому разряду предоставлялся
определенный уровень политических
прав. В наиболее полном объеме политические
права имели представители
Солон сохранил
деление афинского общества на четыре
племени — филы и создал на базе
этого деления новый
Большое значение имело создание Солоном поистине демократического органа — гелиэи. Первоначально это был суд присяжных, членами которого могли быть граждане всех четырех разрядов. Со временем полномочия гелиэи будут расширены, и она станет самым массовым и важным политическим органом.
По мнению современников, реформы Солона носили половинчатый, компромиссный характер. Ни демос, ни эвпатриды не были ими удовлетворены. Сам Солон, оценивая собственные реформы, утверждал, что «в этих великих делах трудно всем угодить».
Сегодня, оценивая реформы Солона, нужно отметить их важную роль в становлении Афинского демократического государства.
Разумеется, такие печальные условия общественной жизни в стране малоплодородной и не густо населенной, при полной возможности выселения в соседние страны, должны были ощутимей всего сказываться на высшем сословии... И вот из самого сословия евпатридов выискался наконец замечательный человек - Солон, сын Эксекестида, потомок царя Кодра, который нашел возможность вернуть благосостояние своей родине, сняв с порабощенного аттического населения тяжкий гнет неоплатного долга. С нравственным лицом этого великого человека несколько ближе можно ознакомиться по дошедшим в отрывках нескольким его стихотворениям. Дух истинного мудреца и вполне правдивого человека выказывается в этих стихотворениях! Не без некоторого юмора он говорит в них, что ему приходилось, как волку между собаками, прокладывать себе путь, не уклоняясь ни в ту, ни в другую сторону и никого не слушая, чтобы прийти к разумному выводу. По этим стихотворениям можно даже проследить переходы в настроении его души. Почти не уклоняясь ни в сторону оптимизма, ни в сторону пессимизма, он всюду выказывает свойственное грекам равновесие духа и, перебирая все возрасты человека и все занятия, сопряженные с его различными положениями, строго для каждого определяет границы доступного и возможного. Собственности он придает цену, как и наслаждениям любовью и вином в пору и вовремя, но с отвращением говорит о ненасытной алчности в обладании. В одном из стихотворений он высказывает желание, чтобы смерть его не осталась неоплаканной. Два личных качества Солона особенно ярко выступают в этих стихотворных отрывках: сильно и ясно высказывающееся чувство правоты (право - божество Солона!) и не менее сильный, прекрасный афинский патриотизм. Читая эти стихотворения, можно подумать, что он провидит великое будущее своей родной страны: "По воле Зевса и по мысли бессмертных богов, наш город еще не погиб!" - так начинается одно из солоновских стихотворений. "Дочь Всемогущего, высокоумная Паллада-Афина, простирает над нами свою руку, нас защищающую!" Надо полагать, что зло, за исправление которого принялся Солон, давно уже было сознаваемо многими, поэтому он, едва приступив к своим законодательным реформам, сразу увидел около себя кружок людей, готовых ему помогать и сочувствовать. Солон, родившийся в 639 г. до н. э., приобрел популярность среди своих сограждан весьма важным патриотическим подвигом: он возвратил афинянам остров Саламин, заграждавший выходы из афинских гаваней и по вине правителей отнятый у афинян мегарцами. В 594 г. он был избран в архонты и показал себя практическим государственным деятелем: он сумел избавить государство от страшного вреда, который наносила непосильная задолженность граждан и все ее последствия. Полнейшая амнистия для всех должников, подпавших атимии, т. е. лишению гражданских прав, выкуп и возвращение проданных на чужбину должников, сложение долгов, облегчение их уплаты и новые упорядоченные правила залогодательства - вот что составило часть законодательства Солона, за которой и до позднейшего времени сохранилось название "великого облегчения" (сисахфии). Остальная часть касалась будущего устройства тех же отношений между бедным и богатым классом: воспрещала займы, обеспечиваемые личностью самого должника, и таким образом уничтожала рабство за долги. Это было прочным исцелением страшного общественного недуга, и в последующей истории Аттики нет ни одного такого случая, когда бы спокойствие страны нарушалось какими бы то ни было экономическими смутами, столь обычными в других странах.
Но этого "великого облегчения" было недостаточно для исправления всех зол, вкравшихся в общественное устройство Аттики, а между тем срок полномочий Солона, как архонта, приближался. Он сознавал, что та дисномия (т. е. путаница в законе), которую он видел вокруг себя, составляет великое зло, и легко мог бы захватить власть в свои руки для благой цели - приведения в действие задуманной им законной реформы. Но он не захотел показать своим согражданам дурной пример и сложил с себя полномочия архонта в законный срок. Тогда новые правители, высоко ценя заслуги и скромную умеренность Солона, предложили ему ввести в государственную жизнь ту эвномию (равновесие закона), которая была его идеалом, другими словами, предложили ему дать государству новое устройство.
Это новое устройство вполне соответствовало условиям аттического общественного быта. Солон отлично сознавал разницу между аристократией в Аттике и тем же сословием в других государствах Греции. Аттическая аристократия была главным образом аристократией имущественной, а потому законодатель и выдвинул на первый план имущество как основной принцип для разделения общества на сословия, при введении в народ новой организации. Он удержал существовавшее до него (вероятно, еще Драконтом введенное) разделение на сословия по среднему доходу с урожая: на пентакосиомедимнов (получавших до 500 медимнов зерна от жатвы), на всадников, зевгитов (крестьян-собственников, обрабатывавших поле парой волов) и фетов (поденщиков). Последние не были обложены никакими податями; первые три класса обложены соответственно своим доходам; но все, и имущие, и неимущие, одинаково были обязаны воинской повинностью на защиту отечества. Очень разумно он распределил каждому честь по заслугам. В архонты (ежегодно избиралось 9 правителей) могли быть избираемы только те, которые были обложены высшим размером податей; им собственно и надлежало руководить делами - политикой, войной и внешними отношениями, культом и судом. Первый из архонтов, эпоним (его именем обозначался год его правления), председательствовал в совете и в народном собрании; архонт полемарх заботился о внешних отношениях государства; третий архонт, басилевс (царь), наблюдал над служением богам; остальные шесть архонтов, фесмофеты (законодатели), заседали в судах. Кроме архонтов был образован совет из выборных граждан: каждая из четырех фил или округов, на которые была разделена страна, ежегодно избирала в этот совет по 100 человек; выборы членов в этот совет четырехсот могли быть производимы только гражданами трех первых классов и только из трех первых классов. Эта корпорация занималась текущими делами и подготавливала дела, которые подлежали решению экклесии - всенародного собрания. Народ в Аттике впервые предстал в виде полновластного правителя, как высшая и последняя инстанция, которой и высшие сановники должны были отдавать отчет в своих действиях.