Сократ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:18, доклад

Описание работы

Б?льшую часть жизни Сократ провел в дискуссиях и спорах на афинской Аг?ре. «Так как в спорах он был сильнее, то нередко его колотили и таскали за волосы, а еще того чаще осмеивали и поносили; но он принимал все это, не противясь. Однажды, получив пинок, он стерпел, а когда кто-то удивился, ответил: “Если бы меня лягнул осел, разве я стал бы подавать не него в суд?”» [Диоген Лаэртский].

Работа содержит 1 файл

2вопросСократ.docx

— 22.16 Кб (Скачать)

Выделяя этический аспект проблемы взаимоотношения личности и общества, Аристотель стремится  найти пути их гармонического взаимодействия в разумном ограничении индивидом  стихии эгоистических потребностей, ориентации его на общественное благо  – с одной стороны, и в содействии государства процветанию своих граждан – с другой. Социальная гармония не должна подавлять личных интересов. Нравственность человека, опирающаяся на разум и волю, приводит его цели, желания, потребности в соответствие с интересами государства. Рассматривая данную проблему, Аристотель высказывает чрезвычайно важную догадку, согласно которой источник морали нужно искать в государственных отношениях.

Учение о счастье. Отдавая  дань традиции, высшим благом Аристотель признает счастье, внося много инновационных  оттенков в интерпретацию этого  понятия. Счастье – это особое состояние удовлетворенности, получаемое от совершенной (добродетельной) деятельности. Отмечая единство морали и счастья, Аристотель подчеркивает, что достижение состояния высшего удовлетворения жизнью зависит от поступков, деятельности человека. Среди многочисленных условий  счастья главными: являются: нравственное и интеллектуальное совершенствование, здоровье и наличие внешних благ, активная гражданская позиция, дружба.

Учение о добродетели.

 

В отличие от Платона, Аристотель отрицает врожденный характер добродетелей, что дает ему возможность поставить проблему нравственного воспитания. Добродетель связана с общественно значимым действием ("Добродетелями вообще мы называем похвальные приобретенные свойства души"), обладает нормативным характером (это не то, что дано от природы, а то, что должно быть воспитано). Поскольку мораль основана на разуме и воле, Аристотель выделяет добродетели дианоэтические, связанные с разумной частью души (мудрость, практичность, изобретательность и др.) и этические (мужество, умеренность, великодушие, общительность, справедливость, правдивость и др.).

 

Аристотель предлагает также  конкретно подходить к определению  меры добродетели (например, понятие  мужества зависит от того, о ком  мы ведем речь — о младенце или  атлете), высказывает идею о том, что каждая добродетель – середина между двумя крайностями (мужество, например, это середина между трусостью  и "безумной отвагой"). Множество  интересных наблюдений содержит также  анализ отдельных добродетелей, в  том числе главных: справедливости, мудрости, мужества, умеренности.

 

Учение о дружбе представляет собой первый опыт постановки и решения  проблемы общения. Подчеркивая высокую  нравственную ценность дружбы, Аристотель анализирует ее количественные и  качественные параметры, предлагает классификацию  ее различных видов (дружба ради наслаждения, ради пользы, ради добродетели).


Информация о работе Сократ