Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 22:33, контрольная работа
Русская земля как единое целое, подвластное киевским князьям, сложилась во второй половине IX-начале X века. Основной формой объединения племен была военная демократия, включавшая в себя наряду с княжеской властью такие институты, как вече, совет старейшин, народное ополчение. По мере роста внешней опасности и разложения родового уклада происходила концентрация власти в руках племенных вождей - князей, объединявшихся в более крупные «союзы союзов».
Введение………………………………………………………………………….3
§1. Становление русской государственности в IX - начале ХII веков…4
§2. Особенности социального строя Древней Руси………………………..8
Заключение…………………………………………………………………….16
Список литературы…………………………………………………………..18
Низшие классы. Люди низших классов в русских городах киевского периода назывались «младшими людьми» (молодшие люди)11. Они были в основном рабочими и ремесленниками различного рода: плотниками, каменщиками, кузнецами, сукновалами, кожевниками, горшечниками и т. д. Люди одной и той же профессии обычно жили в одной части города, носившей соответствующее имя.
К низшим классам киевского общества принадлежали также наемные рабочие или работники. В городах ремесленники, не имеющие своих собственных мастерских, и младшие члены ремесленных семей, предлагали свои услуги любому, кто в них нуждался.
Смерды - составляли становой хребет низших классов в сельских районах. Смерды лично были свободны, но их правовой статус ограничивался, поскольку они подчинялись специальной юрисдикции князя.
В Правде Ярославичей12 смерд упоминается среди людей, зависимых от князя в той или иной степени. Смерд не мог подвергнуться аресту или ограничениям каким-либо образом в своих действиях без санкции князя. После смерти смерда его имущество наследовалось его сыновьями, но если не оставалось сыновей, то собственность переходила к князю, который, однако, должен был оставить долю для незамужних дочерей, если таковые оставались.
Поскольку смерд не мог завещать свою землю, то он, также не мог ее продать. Земля находилась в его постоянном пользовании, и это же право распространялось на его потомков мужского пола, но это не была его собственность. Смерды должны были платить государственные налоги, в особенности так называемую «дань».
Низкий
уровень социального положения
смерда наилучшим образом
С течением времени термин смерд приобрел уничижительное значение человека, принадлежащего к низшему классу. Как таковой он использовался высокими аристократами для обозначения простолюдинов в целом. В начале тринадцатого века термин смерд был в употреблении для обозначения сельского населения в целом.
Полусвободные. Крепостничество как правовой институт не существовало в Киевской Руси. Социально-политический режим в стране в это время не способствовал развитию феодальных институтов. Несмотря на все посягательства со стороны князей, смерды, как мы видим, оставались свободными.
В дополнение также существовала социальная группа тех, кого можно назвать полусвободными. Они не были крепостными. Связь между ними и их господами была чисто экономической, поскольку это было отношение между кредитором и должником. Как только долг выплачивался с процентом, должник вновь становился полностью свободным. Особенность отношения состояла в факте того, что долг этого типа должен был выплачиваться не деньгами, а работой, хотя не было возражений на его выплату деньгами, если должник неожиданно обретал достаточную для этого сумму.
Обязательство могло быть взято различными путями и по различным причинам. Должник мог быть крестьянином (обедневшим людином), торговцем или ремесленником, который взяв деньги для улучшения своего дела, был не в состоянии заплатить деньгами, и, таким образом, не имел иного выхода, как заплатить своим собственным трудом. Но он мог также быть наемным работником и, имея нужду в деньгах, попросить и получить свою сезонную или годичную оплату заранее, сделка оформлялась тогда как заем, покрываемый работой с процентом. Такой должник (закуп) был фактически контрактным работником, и такой работник мог быть нанят кредитором на любую работу, но большинство их, кажется, становилось сельскохозяйственными работниками (релейный закуп). Сама по себе группа должна была быть достаточно многочисленной14.
Если закуп пытался убежать от своего господина, то становился рабом последнего, но если господин предательски продавал его в рабство, то восстанавливалась автоматически не только свобода закупа, но и приходил конец его обязательствам перед господином. Договорный работник был должен подавать в суд на господина за любую не спровоцированную обиду, господин, однако, мог наказать закупа даже побоями, если «для этого были хорошие основания», т. е. закуп небрежно относился к работе.
Согласно пунктам «Русской Правды», господин не мог принудить работника по соглашению к выполнению любой работы, лишь работа по соответствующей специальности могла быть выполнена им15.
Кроме наемных работников была еще одна социальная группа, которая также может рассматриваться, как состоящая из полусвободных, хотя и не в строго юридическом смысле. Это были так называемые вдачи, мужчины или женщины, которые «отдавались» (славянское слово для обозначения этого - дати) на временную службу господину16.
Это делалось в основном во времена отчаяния - в период голода или после опустошительной войны. В этом случае сделка заключалась скорее в терминах благотворительности, нежели юридических обязательств.
Рабы. Древнейшее русское понятие для обозначения раба – челядин, во множественном числе - челядь. Термин встречается в старославянских церковных текстах и также используется в русско-византийских договорах десятого века. Другой древний термин - роб (иначе – раб, в женском роде - роба, позднее - раба), находящийся в связи с глаголом роботати. В этом смысле раб является «рабочим» и наоборот17.
В середине одиннадцатого века появляется новый термин, - холоп, который можно сравнить с польским хлоп. По-русски термин холоп обозна-
чал мужчину-раба. Рабыня постоянно именовалась раба.
Рабство в Киевской Руси было двух типов: временное и постоянное. Последнее было известно как «полное рабство». Основным источником временного рабства было пленение на войне. Первоначально не только солдаты вражеской армии, но даже гражданские лица, захваченные в ходе военных действий, обращались в рабство.
К финалу войны пленники освобождались за выкуп, если таковой предлагался. Если не было возможности собрать выкуп, пленник оставался в распоряжении человека, захватившего его. Согласно «Закона судного людем», в подобных случаях работа пленника рассматривалась как уплата выкупа и после покрытия такового в полном объеме пленник должен был быть отпущен18.
Полное рабство имеет три вида. Человек становится рабом: если он по своей воле продается в рабство, если он женится на женщине, не заключив перед этим специального соглашения с ее хозяином, если он нанимается на службу хозяина в должности дворецкого или домоуправителя без специального соглашения, что он должен остаться свободным. Эти формальности предписывались законом с тем, чтобы предотвратить порабощение человека против его воли.
Никакой верхней цены на рабов не устанавливалось, но общественное мнение - по крайней мере духовенства - было против спекуляции в работорговле. Считалось греховным купить раба по одной цене и затем продать за большую - это называлось «изгойством»19.
Раб
не имел гражданских прав. Если его
убивали, то компенсация должна была
выплачиваться убийцей его
Что
же касается окончания рабского состояния,
оставляя в стороне смерть раба,
временное рабство могло
Существовал
также, разумеется, незаконный путь самоосвобождения
раба - бегство. Многие рабы, как оказывается,
использовали этот путь к свободе, поскольку
в «Русской Правде» есть несколько параграфов,
говорящих о рабах-беглецах20. Любой
человек, давший приют такому рабу или
каким-либо образом оказавший ему содействие,
должен был подвергнуться штрафу.
Заключение
Анализ социально-политической обстановки в Киевской Руси приводит к выводу о том, что народ являлся активной политической и социальной силой, опиравшейся на традиции свободы и общественные институты, восходящие к древности, но строившиеся на территориальной основе. Посредством веча народ часто решал, кого из князей «посадить на стол», обсуждал вопросы войны и мира, выступал посредником в княжеских конфликтах, решал финансовые и земельные проблемы. Что касается знати, то она еще не выделилась в отдельное замкнутое сословие, не превратилась в социальное целое, противостоящее основной части населения.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Русские политические институты киевского периода основывались на свободном обществе. Там не было непреодолимых барьеров между различными социальными группами свободных людей, не существовало наследственных каст или классов, и было еще легко выйти из одной группы и оказаться в другой.
Основные социальные группы этого периода:
1) высшие классы - князья, бояре и другие собственники больших земельных имений, богатые купцы в городах. Князья находились на вершине социальной лестницы.
2) средний класс - купцы и мастера-ремесленники (в городах), владельцы средних и небольших имений (в сельской местности).
3)
низшие классы - беднейшие ремесленники
и крестьяне, заселявшие государственные
земли. Кроме свободных людей, в Киевской
Руси существовали также полусвободные
и невольники. Свободное население Руси
обычно именовалось «люди». Основную его
массу составляли крестьяне. В дополнение
к землевладельцам-общинникам была еще
группа крестьян, сидевших на государственных
землях, известных как смерды. К зависимой
категории крестьянства относились закупы
- люди, взявшие купу (в долг). Самыми бесправными
членами общества были холопы и челядь.
Список
литературы