Социальный строй древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 22:33, контрольная работа

Описание работы

Русская земля как единое целое, подвластное киевским князьям, сложилась во второй половине IX-начале X века. Основной формой объединения племен была военная демократия, включавшая в себя наряду с княжеской властью такие институты, как вече, совет старейшин, народное ополчение. По мере роста внешней опасности и разложения родового уклада происходила концентрация власти в руках племенных вождей - князей, объединявшихся в более крупные «союзы союзов».

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
§1. Становление русской государственности в IX - начале ХII веков…4
§2. Особенности социального строя Древней Руси………………………..8
Заключение…………………………………………………………………….16
Список литературы…………………………………………………………..18

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ (2)(история).doc

— 86.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 

Введение………………………………………………………………………….3

§1. Становление русской государственности в  IX - начале ХII веков…4

§2. Особенности социального строя Древней Руси………………………..8

Заключение…………………………………………………………………….16

Список  литературы…………………………………………………………..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     Русская земля как единое целое, подвластное  киевским князьям, сложилась во второй половине IX-начале X века. Основной формой объединения племен была военная демократия, включавшая в себя наряду с княжеской властью такие институты, как вече, совет старейшин, народное ополчение. По мере роста внешней опасности и разложения родового уклада происходила концентрация власти в руках племенных вождей - князей, объединявшихся в более крупные «союзы союзов».

     Таким образом, началось формирование единой территориальной общности - Русской земли, которая по своему политическому устройству представляла собой федерацию славянских племен.

     О социальной структуре древнерусского общества нам известно из древнейшего юридического памятника – «Русской правды». «Русская правда» - сложный юридический памятник, основанный на нормах обычного права и прежнем княжеском законодательстве, до нас не дошедшем. «Русская правда» регламентирует отношения между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины и уделяет большее внимание отношениям внутри княжеской или боярской вотчины с зависимым населением1.

     Источник  дает ценные сведения о развитии феодальных отношений, образовании классов  и классовой борьбе, категориях феодально-зависимого населения, землевладении и земельной собственности, политическом строе Древней Руси.  Из источника мы можем многое почерпнуть и о быте, нравах человека Древней Руси. Одним словом, перед нами срез времени, дающий возможность увидеть сразу несколько аспектов эпохи: историко-правовой, социально-экономический, политический, нравственно-бытовой.

§1. Становление русской государственности в  IX - начале ХII веков 
 

     Нельзя  говорить о социальном строе не определив  политический строй того времени. В отличие от других стран, как восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты:

     1. Пространственная и геополитическая ситуация - Российское государство занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных, естественных географических границ в пределах большого равнинного пространства.

     2. В ходе становления Русь приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований.

     3. Потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную государственную власть и иметь народное ополчение.

     Традиционно историю Древнерусского государства  отечественные историки делят на три периода2.

     I период (IX - середина X в.): формирование  государства, правление первых  киевских князей (Олега, Игоря,  Святослава).

     II период (вторая половина X - первая половина XI в.): эпоха расцвета Киевской Руси, ее наивысшего могущества, правление Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого.

     III период (вторая половина XI - начало XII в.): время территориально-политической раздробленности.

     Геополитическое пространство, в котором располагалась  Киевская Русь, находилось на стыке  разных миров: кочевого и оседлого, христианского и мусульманского, языческого и иудейского. Население Древней Руси испытывало мощное влияние разнонаправленных цивилизационных факторов. Естественно, это сказывалось на истории государства с самого начала его формирования.

     Важнейшая черта создававшегося государства - завоевание славянских племен и подчинение их киевскому политическому центру3. При Олеге дань Киеву стали платить древляне, северяне, радимичи. После его смерти процесс присоединения земель к Киеву продолжался: в княжение Игоря (912--945) и Ольги (945-957) были присоединены земли уличей, тиверцев и, окончательно, древлян, отказавшихся при Игоре платить двойную дань. Жена Игоря, Ольга, упорядочила сбор дани, установив «уроки» - размер дани и «погосты» - места сбора дани. Игорь и Ольга, вероятно, укрепили дворы княжеских управителей, превратившиеся затем в опорные центры княжеской власти.

     Становление государства продолжалось при Святославе (964 - 972). Исследователи расходятся в оценках его личности: одни считают его талантливым полководцем и видным государственным деятелем, другие - разбойником варяжских кровей, видевшим цель жизни в военных походах. Но, так или иначе, Святослав стремился расширить владения Руси и наладить торговые связи с другими странами. Он нанес поражение Волжской Булгарии, разгромил Хазарский каганат, совершил успешные походы на Северный Кавказ, Азовское побережье, овладев Тмутараканью на Тамани, отразил натиск печенегов, заключил с Византией договор о ненападении. В 972 г. он попал в засаду к печенегам и был убит. По сохранившейся доныне легенде, печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, чтобы пить из нее на пирах в надежде, что к нему перейдет слава князя. Осталась в истории и знаменитая фраза Святослава, которой он предупреждал противников: «Иду на вы».

     При Владимире (980-1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси, а сам князь, окончательно подчинив каганат, принял титул «каган», т.е. царь. Создалось единое русское государство, выступившее субъектом огромного евразийского региона, в котором находились такие мощные государства, как Византия и Арабский халифат.

     Владимир  переносит центр тяжести в  своей деятельности с организации  дальних грабительских походов  на упрочение власти Киева над  восточнославянскими племенами. Переход к оседлой жизни в столице был серьезным шагом в направлении феодализации государства. Королевские монархи того времени в основном управляли своими странами из столиц. Владимир же, хотя и совершал военные походы, никогда не оставался на завоеванных землях, а возвращался в Киев. Его походы диктовались нуждами государства. Строительство оборонительных сооружений по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне также говорило о том, что он намерен постоянно жить в столице и защищать ее от кочевников. Спокойная обстановка в столице была залогом успешных государственных реформ.

     Киевскую  Русь большинство историков рассматривают  как раннефеодальное государство4. Во главе его стоял наследственный князь, державший «стол» в Киеве. Ему подчинялись князья подвластных земель. Княжеские сыновья и старшие дружинники получали в управление крупнейшие центры, ставшие столицами уделов, на которые была разделена Русь. Удельные князья продолжали оставаться вассалами великого киевского князя. Первоначально насчитывалось шесть уделов, затем число их выросло, но все удельные князья были из рода Рюриковичей. Принцип наследования в те времена был таков: престол передавался от брата к брату, от дяди к племяннику (но он часто нарушался отцом, передававшим престол сыну или другим родственникам). В целом такой принцип наследования не способствовал укреплению политической устойчивости государства.

     Киевский  князь выполнял функции законодателя, военного предводителя, верховного судьи, сборщика налогов. По всем вопросам он поначалу советовался с дружиной. В его руках дружина была средством принуждения, управления, сбора дани, защиты собственных интересов и населения страны от врагов. Можно говорить о государственно-образующей деятельности дружины в эпоху становления восточнославянской государственности.

     Вплоть  до конца X века князь зависел от дружины, считался с нею. Однако Владимир уже в начале своего правления перестал пополнять дружину скандинавами. По словам Р.Г. Скрынникова5, он «разорвал пуповину, прочно связывавшую Киевское княжество со Скандинавией». На эпохе Владимира дружинная форма государственности заканчивается. Князья племенных княжений, великие бояре, видимо, составляли верхушку дружины, которая постепенно превратилась в военно-административный спой общества, а позднее - в класс феодалов.  
 
 
 
 
 
 
 

     §2. Особенности социального строя Древней Руси 

 

     Главным источником, раскрывающим социальную структуру древнерусского общества, является «Русская Правда» — первый в истории Руси писаный свод гражданских  законов6.

     Высшие классы. Высшие классы киевского общества имели гетерогенный источник. Их становой хребет состоял из выдающихся людей (мужей) основных славянских родов и племен.

     С подъемом княжеской власти в Киеве  окружение князя (дружина) стала  основным катализатором для формирования новой аристократии - бояр. При первых киевских князьях ее ядро состояло из шведов племени русь. Социально она состояла из различных элементов. Некоторые из ее членов занимали высокое положение даже до присоединения к ней, другие находились внизу по рождению, а некоторые были даже рабами князя. Для этих служба в дружине не только открывала путь к доходному месту, но также давала возможность вскарабкаться до самого верха социальной лестницы.

     Свита состояла из двух групп, которые могут  быть названы старшей и младшей дружиной соответственно. Среди высших приближенных в одиннадцатом веке упоминаются судебный пристав (огнищанин), занимающийся конюшней (конюший), дворецкий (тиун) и адъютант (подъездной)7 . Все они первоначально были просто служащими князя в деле управления двором и имениями, но позднее также использовались в государственной администрации. Термин огнищанин произведен от огнище, очаг. Итак, огнищанин член княжеского «очага», т.е. хозяйства. Термин тиун - скандинавского происхождения, в старошведском тиун означает «слуга». В России он означал сначала дворецкого, но позднее начал в основном использоваться в значении «судья»8.

     Младшие вассалы были коллективно обозначены как гридь, термин скандинавского происхождения, изначальным значением которого было «жилище», «дом». Отсюда древнерусское слово гридница, «дом» или «большое помещение». Сначала они являлись пажами князя и младшими служилыми людьми в доме, а также слугами дружинных офицеров. Член гриди иногда называется в источниках отроком, детским или пасынком, что видимо, указывает на то, что их воспринимали как членов княжеской семьи, как оно и обстояло на самом деле.

     Не  весь русский высший класс служил в дружине. В дополнение к служилой аристократии в Киевской Руси существовала аристократия по праву. Ее члены называются по-разному в источниках раннего периода, например, «выдающиеся люди» (мужи нарочитые) или лучшие люди, также во многих случаях «городские старейшины» (старейшины градские)9. Некоторые из них были потомками племенной аристократии, другие, в особенности в Новгороде, стали выдающимися вследствие своего богатства, в большинстве случаев полученного от зарубежной торговли.

     В конце концов, княжеская и местная аристократии стали известны как боярство. Княжеские бояре изначально создали свое богатство от содержания и наград, полученных от князя, и от своей доли в военной добыче, с течением времени все бояре стали землевладельцами, а сила и социальный престиж боярства как класса опирались на обширные земельные владения.

     Можно добавить, что к началу тринадцатого века, вследствие расширения дома Рюрика, увеличилось количество князей, и владения каждого князя - за исключением правящих в больших городах - уменьшились до таких размеров, что меньшие князья этого периода более не отличались социально от бояр. Итак, князья к этому времени могут рассматриваться социально и экономически лишь как верхний слой класса бояр.

     Средние классы. Неразвитость средних классов  обычно рассматривается как одна из основных черт русской социальной истории. Процветающие хозяева, имеющие достаточно земли для удовлетворения своих потребностей могут быть охарактеризованы как составляющие сельский средний класс при сопоставлении с владельцами крупных поместий, с одной стороны, и безземельными и малоземельными крестьянами - с другой.

     Люди, организованные в гильдии (вервь), упомянутые в «Русской Правде», составляют такого рода средний класс. Мы знаем из условий «Русской Правды», что людину разрешалось на определенных условиях покинуть гильдию. Но даже в случае роспуска гильдии ее прежние члены могли по праву сохранять свое хозяйство или же создавать меньшие ассоциации по типу сябров10.

Информация о работе Социальный строй древней Руси