Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:18, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы, исходя из общей теории революции, взятой в ее современном развитом виде, объяснить особенности, истоки и перспективы социальных революций и революционных процессов в современном мире.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. раскрыть понятие социальной революции;
2. рассмотреть особенности "цветных" движений и "цветных" революций;
3. изучить особенности волнений в странах арабского мира (2010—2011гг.);
4. рассмотреть технологии воздействия на современные революционные процессы.
Введение 3
1. Революция как вид политического процесса 5
1.1. Понятие социальной революции 5
1.2. Типы и формы социальных революций 7
2. Анализ революционных процессов
в современном мире 12
2.1. "Цветные" движения и "цветные" революции 12
2.2. Волнения в странах арабского мира (2010—2011гг.) 16
3. Технологии воздействия на современные революционные процессы 29
3.1. Технологии управления революционными ситуациями 29
3.2. Цели «новых цветных революций» 31
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложение 40
Известны также национально-освободительные революции, в ходе которых те или иные страны освобождаются от колониальной, полуколониальной или иной иностранной (национальной) зависимости. Примерами таких революций являются Нидерландская революция XVI века, Первая американская революция, войны за независимость в Латинской Америке в XIX веке, Филиппинская революция 1896—1898 годов, Августовская революция 1945 года во Вьетнаме, Июльская революция 1952 года в Египте, Иракская революция 1958 года, Алжирская революция и т. д. Однако в этих революциях национально-освободительный характер является внешним выражением классового характера революций — буржуазных, буржуазно-демократических или социалистических.
«Бархатные революции». «Бархатные революции» в странах Восточной Европы и Монголии, в ходе которых в 1989—1991 годах были ликвидированы политические режимы советского типа, представляют собой определенную методологическую проблему. С одной стороны, поскольку в результате этих «бархатных революций» произошла смена общественно-политического строя, они полностью удовлетворяют определению революции. С другой стороны, они часто осуществлялись с участием правящих элит этих стран (номенклатурой), которые в результате усилили свои позиции (присоединив к власти также и собственность), а революции не осуществляются правящими классами и слоями, наоборот, они приводят к тому, что дореволюционные правящие классы и слои утрачивают власть и собственность. Кроме того, революции не приводят к воссозданию положения, существовавшего до предыдущей революции (в случае «бархатных революций» — восстановлению капитализма). Обычно такие изменения именуются не «революцией», а «реакцией» или «реставрацией» (поэтому, скажем, неудивительно, что в левых кругах (за исключением части анархистов и социал-демократов) «бархатные революции» рассматриваются как контрреволюции).
Одно из объяснений этого парадокса предлагает Александр Тарасов, который в работе «Национальный революционный процесс: внутренние закономерности и этапы» разработал схему обязательных этапов революций буржуазного и советского типа. В соответствии с этой схемой «бархатные революции» (так же как и события августа 1991 года в СССР) являются лишь одним из этапов революционного процесса. Сталинские (и постсталинские) режимы советского типа Тарасов квалифицирует как термидорианские, то есть «контрреволюционные режимы в революционных одеждах», которые закономерно сменяются режимами Директории («режимы контрреволюционной демократии»). Таким образом, «бархатные революции» являются следующей стадией нисходящего этапа революции, переходом от термидорианских режимов к директориальным. Тарасов указывает, что со времен Великой Французской революции подобного рода перевороты, в ходе которых один этап революционного процесса сменяет другой, часто именуются их участниками «революциями».
«Цветные революции». Дальнейшим развитием «бархатных» революций стали т. н. «цветные революции». Так в конце XX – начале XXI века так стали называть любые смены политического режима или даже правительства в результате массовых народных акций протеста. Так, отстранение от власти президента Шеварднадзе в Грузии в результате событий 2003 года — «розовой революцией» («революцией роз»); приход к власти Виктора Ющенко в результате кампании протестов против официальных результатов выборов президента Украины — «оранжевой революцией»; отстранение от власти Аскара Акаева в ходе масштабных уличных беспорядков, разразившихся после парламентских выборов 2005 года в Киргизии, результаты которых, по мнению оппозиции, были сфальсифицированы — «тюльпановой революцией» и т. д. Однако подобное использование термина «революция», возможно, девальвирует его содержание, и потому серьезными историками, социальными философами и политологами на данном этапе не применяется.
При всей неоднозначности подходов к сущности социальной революции можно согласиться, что существуют ее общие закономерности: 1) наличие причин социальной революции (расширение и обострение противоречий); 2) зрелость объективных условий и субъективного фактора и их взаимодействие как закон социальной революции; 3) социальная революция как прогресс(сочетание эволюционных и скачкообразных изменений); 4) решение коренного вопроса (о власти).
2. Анализ революционных процессов
в современном мире
2.1. "Цветные" движения и "цветные" революции
Цветные революции — собирательное понятие, применяемое для обозначения так называемых «ненасильственных революций», а также некоторых широко известных массовых ненасильственных акций протеста.
Цветными революциями принято называть мирные протесты граждан против диктаторских режимов или нарушения государством основных прав граждан. В результате цветных революций произошла смена политических режимов в ряде стран Восточной Европы и арабского мира.
В настоящее время отсутствует консенсус по вопросу о том, какое именно событие можно считать цветной революцией. Практически все исследователи единодушны в том, что Революция роз в Грузии и Оранжевая революция на Украине были цветными революциями. Многие исследователи вопроса относят Бульдозерную революцию в Югославии к числу цветных революций. Ряд исследователей идут ещё дальше и возводят понятие цветной революции к португальской революции 1974 года.
Распространена точка зрения, что Тюльпановая революция в Киргизии тоже была цветной революцией, хотя она поддерживается не всеми. Так, американский эксперт по вопросам продвижения демократии в бывшем СССР, нынешний посол США в России — Майкл Макфаул — считает, что произошедшее в Киргизии нельзя назвать цветной революцией.
Ряд СМИ и других авторитетных источников, включая президентов республик, ещё более расширяет список таких революций:
1987 — первая Жасминовая революция в Тунисе.
1989 — Бархатная революция в Чехословакии и аналогичные ей «бархатные революции» в других странах Восточной Европы.
2003 — Революция роз в Грузии.
2004 — Оранжевая революция на Украине.
2005 — Государственный переворот (или Лимонная, Дынная) в Киргизии.
2005 — Революция кедров в Ливане.
2006 — Попытка Васильковой революции в Белоруссии.
2008 — Попытка цветной революции в Армении.
2009 — Цветная революция в Молдавии, приведшая компартию к потере большинства в парламенте.
2010 — Вторая Дынная революция — вторая Киргизская революция (Народная Революция в Киргизии 2010 года).
2010—2011 — вторая Жасминовая революция (или Финиковая, Голодная, Багетовая) в Тунисе, по мнению некоторых зарубежных политологов — также цветная.
2011 — Дынная революция (или Твиттерная, Молодёжная, Горчичная, Курортная, Пирамид, опять-таки Финиковая) в Египте, также называемая рядом аналитиков цветной (то есть цветные революции охватили теперь и страны арабского мира).
Характерные черты цветных революций. Формой революции являются массовые митинги, демонстрации и забастовки, которые проводятся оппозицией после проведения выборов, по результатам которых оппозиция объявляется проигравшей. Оппозиция в таком случае утверждает, что были допущены нарушения избирательного законодательства, исказившие волю народа. Массовые протесты приводят либо к проведению повторного голосования (Украина), или к отдаче части парламентских мест, либо к силовому захвату зданий органов власти толпой (Югославия, Грузия, Киргизия) и бегству руководителей государства с последующим проведением новых выборов. Во всех случаях оппозиция приходит к власти.
Революция проходит под антикоррупционными и радикально-демократическими лозунгами. Ключевыми являются идеи народного суверенитета Руссо, где народ (сознательно вышедшие на улицу граждане) противопоставляется манипулируемой режимом массе.
Революции предшествует формирование молодёжных организаций (Пора, Отпор и т. д.), которые образуют т. н. «полевые отряды революции».
Революция носит подчёркнуто бескровный характер. Здесь отзвук движения Ганди и хиппи, которые раздавали полицейским цветы (flower power). Отсюда характерный бренд революции — неагрессивный цвет (не красный и не чёрный) или цветок. Однако в Киргизии в результате столкновений с полицией и погромов магазинов после силового захвата зданий органов власти толпой были пострадавшие (убитых не было).
Решающую роль в успехе революции играет сдержанность силовых структур («не допустить пролития крови»).
В апреле 2006 года, отвечая на вопросы газеты «Московские новости», А. И. Солженицын заявил:
«НАТО методически и настойчиво развивает свой военный аппарат — на Восток Европы и в континентальный охват России с Юга. Тут и открытая материальная и идеологическая поддержка цветных революций, и парадоксальное внедрение Северо-атлантических интересов в Центральную Азию.»
Формирование символа. Выступает важным элементом техники и методов осуществления бархатных революций, а также является своеобразным средством общения и идентификации единомышленников. В Сербии это был сжатый кулак, на Украине — оранжевый цвет, в Грузии — роза, в Киргизии — тюльпан. Обязательным качеством любого символа должна быть узнаваемость и несложная возможность его нанесения различными способами в общественных местах.
Кампания неповиновения власти. Состоит в организации массированного давления на органы исполнительной власти на различных её уровнях. Формами такого давления, как правило, выступают митинги и забастовки всех видов, голодовки, представление поддельных документов, блокирование информационных линий и транспортных коммуникаций, снятие указателей госучреждений, бойкот выборов, отказ от уплаты налогов, отказ от должности и работы с правительством и т. д.
Возможен ли экспорт «Оранжевой революции»
9 февраля 2005 года в Азербайджане было объявлено о создании нового оппозиционного движения «Yox!» («Нет!», подробнее см. «Пора!»). Лидер движения, Рази Нуруллаев, в конце 2004 года посетил Украину и пригласил в Азербайджан лидера движения «Пора!» Владислава Каськива. Вскоре после этой встречи Каськив заявил о создании Международного института поддержки демократического движения. Институт был создан на основе организации «Пора!», и его руководители планировали открыть свои филиалы в странах Европы и СНГ. Каськив заявил, что главное внимание институт уделит «развитию демократических процессов в Молдавии, Белоруссии, Азербайджане, Казахстане и России».
После появления сообщений о создании в Азербайджане нового оппозиционного движения подозрения в том, что за новой организацией стоят люди, принимавшие активное участие в «оранжевой революции» на Украине, были неизбежны. В тот же день руководитель пресс-службы Министерства иностранных дел Украины Маркиян Лубкивский заявил, что события так называемой «оранжевой революции» на Украине не могут представлять угрозы ни для одной страны на постсоветском пространстве. "В последнее время всё чаще как со стороны официальных представителей, в частности СНГ, так и средств массовой информации ряда стран постсоветского пространства звучит обеспокоенность по поводу возможного «экспорта» «оранжевой революции» на территории этих стран. В связи с этим МИД Украины категорически выступает против трактовки последних событий на Украине как деструктивных процессов, способных дестабилизировать ситуацию на пространстве бывшего СССР", — заявил представитель МИД Украины.
Реакция руководства России на цветные революции в СНГ. Министр иностранных дел РФ Игорь Иванов выступил посредником в переговорах между представителями оппозиции и тогдашним президентом Грузии Эдуардом Шеварнадзе.
В декабре 2003 года министр иностранных дел РФ Игорь Иванов обвинил США в организации цветной революции в Грузии. Мэр Москвы Юрий Лужков назвал митинги оппозиции на Майдане «апельсиновым подкормленным шабашом». Президент России В. В. Путин высказал опасение, что в результате революции к власти на Украине могут прийти люди, выстраивающие свою политику на антироссийских и на антисемитских лозунгах.
Социологи, говоря о возможных опасениях власти, подчеркивают, что 72 % опрошенных молодых «определённо не хотели бы», чтобы «оранжевая революция» произошла в России, подчёркивая при этом, что российскую молодёжь нельзя назвать аполитичной, — она следит за политикой не меньше, чем старшие поколения, используя даже больше альтернативных, разных источников информации за счёт Интернета.
2.2. Волнения в странах арабского мира (2010—2011гг.)
Арабская весна — революционная волна демонстраций и протестов, начавшихся в арабском мире 18 декабря 2010 года. Произошли революции в Тунисе и Египте; гражданская война в Ливии, которая привела к падению режима; гражданские восстания в Бахрейне, Сирии и Йемене; массовые протесты в Алжире, Ираке, Иордании, Марокко и Омане; и менее значительные протесты в Кувейте, Ливане, Мавритании, Саудовской Аравии, Судане и Западной Сахаре. Столкновения на границе Израиля в мае 2011 года также были вдохновлены местной Арабской весной.
В ходе протестов использовались общие методы гражданского сопротивления в длительных кампаниях: забастовки, демонстрации, шествия и митинги, а также использование социальных медиа для организации, общения и информирования при попытках государственных репрессий и интернет-цензуры.
Многие демонстрации были встречены насильственной реакцией властей, а также проправительственных ополченцев и контр-демонстрантов. Основным лозунгом демонстрантов в арабском мире был «Народ хочет падения режима»).
Серия протестов и демонстраций по всему Ближнему Востоку и Северной Африке стала известна как «арабская весна», а также как «арабская весна и зима», «арабское пробуждение», «панарабская революция» и «арабские восстания», хотя не все участники протестов считали себя арабами. Она началась с протестов в Тунисе 18 декабря 2010 года после самосожжения Мохаммеда Буазизи в знак протеста против полицейской коррупции и жестокого обращения. С успехом протестов в Тунисе волна беспорядков ударила Алжир, Иорданию, Египет и Йемен, а затем распространилась и на другие страны. Самые массовые и наиболее организованные демонстрации нередко происходили в «день гнева» — как правило, в пятницу после полуденной молитвы. Протесты также вызвали аналогичные беспорядки за пределами региона.
Информация о работе Социальные революции и революционные процессы в современном мире