Социальные и политическе взгляды Константина Калиновского

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 13:10, реферат

Описание работы

Викентий Константин Калиновский родился в местечке Мостовляны Гродненского уезда (теперь Белостоцкое воеводство) в шляхетской небогатой семье. Предки Калиновского на протяжении почти ста лет владели имением Калиново под Брянском на границе Российской Империи и Речи Посполитой, но во второй половине XVIII века имение было продано и Калиновские стали безземельной шляхтой. Мать, Вероника Рыбинская, умерла молодой, когда Константину было пять лет. Отец, Семен Стефанович, был человеком умным и энергичным.

Содержание

Биография К. Калиновского
Социально-политические взгляды:
Свобода.
Религия.
Государство.
Патриотизм.
Образование
Разум и наука.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 47.87 Кб (Скачать)

 

Образование.

 

 

Органической частью социальной программы Калиновского являются его  идеи о воспитании. Насколько большое  внимание он уделял этому вопросу  видно из высказывания Б. Лимановского, который в «Истории восстания народа польского 1863 и 1864» пишет: «Образование и организацию народа считал самым важным делом». Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. - Мн., 1999, с.162.

 

В «письмах из-под виселицы»  он дал глубокую, заостренную критику  педагогики, сложившейся в современном  ему обществе.

 

«Там, где жили поляки, литовцы  и белорусы, открывает московские школы, а в этих школах учат по-московски, где никогда не услышишь и слова  по-польски, по-литовски да по-белорусски, как народ того хочет, а в эти  школы одно с другого конца  света москалей насылают, что только умеют красть, людей обдирать да служить за деньги поганому делу на позор народу. Дикий москаль думает, что если может обдирать народ со всякого дохода, то и получиться вбить в голову свой дурной разум…». Там же, с.43.

 

По его мнению, существующий социальный строй не может обеспечить детям правильное воспитание и образование. «Разве у нас есть справедливая наука  в школах, - писал он, - которая  учит жить без обиды для другого?». Там же, с.32.

 

Более того, К. Калиновский  ясно видел, что господствующие классы закрывают крестьянам и их детям  доступ к науке и культуре, совершенно не заботятся об образовании и  воспитании крестьянских детей. В «Приказе…  к народу земли литовской и  белорусской» он, обращаясь к крестьянам, писал, что царь, «господству над  вами и угнетая вас сам, да позволял угнетать вас каждому, не учил вас ни читать, ни писать». Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. - Мн., 1999, с.103. Поэтому и в будущем, если положение коренным образом не изменится, вряд ли можно будет «от него [царского правительства] надеяться на что-нибудь лучшее для нас или для детей наших». Там же, с.104.

 

Калиновский решительно выступал против реакционных утверждений, что  только избранные способны к образованию, занятию и наукам и т.д. «Прошли  уже те времена, когда казалось всем, что мужицкая рука годится только для сохи, - писал он в первом номере «Мужицкой правды». - теперь настало  такое время, что мы сами сможем писать… Пусть узнают [паны], что мы можем не только кормить хлебом своим, но еще и учить своей мужицкой правде». Там же, с.27.

 

Широкое распространение  просвещения, Калиновский связывал с коренным изменением социально-политических отношений. Он был убежден, что только революция откроет народу доступ к образованию и культуре. Пока нет свободы, говорил он, «у нас  ничего не будет - ни справедливости, ни богатства, ни науки».

 

Заботу об образовании  и воспитании в будущем обществе возьмет на себя государство. Оно будет «устраивать школы», обучать «каждого», т.е. всех детей, и мальчиков и девочек, жить «по правде». Другими словами Калиновский высказывался за всеобщее образование и воспитание, за то, чтобы школа формировала у детей высокие гражданские качества, готовила их всесторонне развитыми, хорошо образованными, способными к борьбе за высокие гуманистические идеалы. Он высказывался также за развитие просвещения, науки на родном белорусском языке. Как видим, в области воспитания Калиновский выдвинул ряд таких замечательных идей, как идея всеобщего обучения, одинакового образования мужчин и женщин, преподавания на родном языке.

 

К сожалению, Калиновский  не сумел на практике воплотить свои идеи об образовании, но даже в теории они демонстрируют его высокий  гуманизм.

 

Разум и наука.

 

 

Огромную роль в строительстве  нового общества, в достижении лучшей жизни Калиновский отводил науке, указывая, что она позволяет людям  «…быть в почете, жить в достатках».

 

Руководящую роль разуму Калиновский  отдавал в политике:

 

«Чем дольше будет продолжаться борьба, тем большие потери будут  с обеих сторон. Выбором средств  должен управлять разум, а не чувство. Политика - действие разума». Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. - Мн., 1999, с.76

 

В своем последнем «Письме  из-под виселицы» Калиновский  пишет:

 

«Нет же, братья, большего счастья на этом свете, чем если человек в голове имеет разум и науку. Тогда он только может жить в богатстве, по правде, тогда он только, помолившись Богу, заслужит небо, когда обогатит наукой разум, разовьет сердце и родню целую сердцем полюбит». Там же, с.46.

 

Эти слова можно считать  завещанием Калиновского. Идеальный  человек - это тот, у кого развит не только ум, холодный рассудок, но и сердце, тот, кто любит родных, свой народ, свою родину, верит в своего Бога.

 

Таким человеком и был  Калиновский.

 

Список использованной литературы:

 

 

1. Киселев Г. В. К характеристике  революционного мировоззрения К.  С. Калиновского // Славянское источниковедение. М., 1965.

 

2. Кiсялеу Г. Калiноускi у «Сведениях» Ратча // Кiсялеу Г. Героi i музы. - Мн., 1982.

 

3. Кiсялеу Г. Новае пра Кастуся Калiноускага // Полымя, 1959. № 7.

 

4. Кiсялеу Г. Старонкi вялiкага жыцця. // Полымя, 1963. № 1.

 

5. Кiсялеу Г. Калiноускi знаёмы i незнаёмы // Полымя, 1993. № 6.

 

6. Кiсялеу Г. Сейбiты вечнага. - Мн., 1963.

 

7. Смирнов А. Ф. Константин  Калиновский. - Мн., 1950.

 

8. Смiрноу А. П. Кастусь Калiноускi у паустаннi 1863 года. - Мн., 1959.

 

9. Шалькевич В. Кастусь Калиновский: страницы биографии. Мн., 1988.

 

10. К. Калиновский: Из  печатного и рукописного наследия. - Мн., 1988.

 

11. Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл. I камент. Г. Кiсялёва. - Мн., 1999.

 

12. Лушчыцкi I. М. Сацыяльна-палiтычныя погляды К. Калiноускага // Полымя, 1949. № 8.

 

14. Перцау У. Кастусь Калiноускi. // Беларусь. 1944. № 2.

 

15. Перцау У. Кастусь Калiноускi. // Полымя.1945. №10.

 

16. Трухан А. З позiркам у будучыню: рэвалюцыйна-дэмакратычныя педагагiчныя iдэi Касутся Калiноускага // Полымя. 1969. № 2.

 

17. Майхровiч С. Кастусь Калiноускi i сяслнскае паустанне 1863 г. // Работнiца i сялянка. 1963. № 1.

 

18. Маляука М. А. Аб iдэйна-тэматычным i структурным адзiнстве «Мужыцкай прауды» // Беларуская лiтаратура, Мiнск, 1979. Вып. 7.

 

19. Киселева Я. Новое  о Калиновском // Неман. 1975. № 4.


Информация о работе Социальные и политическе взгляды Константина Калиновского