Социальные и политическе взгляды Константина Калиновского

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 13:10, реферат

Описание работы

Викентий Константин Калиновский родился в местечке Мостовляны Гродненского уезда (теперь Белостоцкое воеводство) в шляхетской небогатой семье. Предки Калиновского на протяжении почти ста лет владели имением Калиново под Брянском на границе Российской Империи и Речи Посполитой, но во второй половине XVIII века имение было продано и Калиновские стали безземельной шляхтой. Мать, Вероника Рыбинская, умерла молодой, когда Константину было пять лет. Отец, Семен Стефанович, был человеком умным и энергичным.

Содержание

Биография К. Калиновского
Социально-политические взгляды:
Свобода.
Религия.
Государство.
Патриотизм.
Образование
Разум и наука.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 47.87 Кб (Скачать)

 

«Правительство - это совсем так же, как человек. И как у  человека есть голова для того, чтобы  думать, а руки и ноги, чтобы делать так, как задумал, так и у правительства  есть царь, чтобы правил, и чиновники  во всех местах и местечках, чтобы  дела, как царь захочет. Потому у  человека, если голова задумает плохое, то ноги и руки плохое сделают, так  в правительстве если царь издевательств  захочет, то чиновники будут издеваться. А поэтому видно, что обдирательство, которое у нас происходит, не от того, что в нашем крае нет людей, способных к чиновничеству, готовых и жизнь свою отдать за народ, а от того, что царь таких людей в Сибирь ссылает, а за наши деньги назначает чиновников этих, что только сами над людьми издеваются, другим разрешают издеваться и Бога не бояться. Такой чиновник не доведет уже до ума - он, если и нет приказа царя, то сам придумает способ, как ободрать бедный народ». Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. - Мн., 1999, с.33.

 

В «Листах из-под виселицы»  Калиновский вспоминал старое доброе время, время Речи Посполитой, когда жилось лучше:

 

«Правительство польское, когда правило нами, не брал с  нас рекрута, не отрывал народ  от детей, от родителей да и от земли родной и не гнал куда-то на край света, чтобы начинать неволю, выдавливать слезы и проклятия на души наши. Правительство польское когда брало с нас подымное, то не вводило таких лошадиных налогов на души наши, которые только Богу принадлежат. Правительство польское, имея Бога в сердце, не вписало нас в схизму, в которой только за царя да за царя молиться надо, как если бы царь был Богом на свете, а вера казне принадлежала». Там же, с.40-41.

 

Правда, дальше он сделал оговорку: «одно скажу по чистой правде - что  если нам под польским правительством не совсем было хорошо, то как москаль стал нами править, сделал он для мужиков настоящий ад на этом свете». Там же, с.41.

 

Калиновский не хотел возрождать прошлое, он знал, что и тогда все  было не так хорошо, не так, как ему хотелось бы. По словам Ратча, «Он хотел видеть Литву не с возобновленными на новый лад старыми шляхетными традициями, но Литву, которую он мог бы пересоздать с всеобщим уравнением прав и состояний, на новых началах коммунистических бредней, проповедуемых Герценом и К.» Там же, с.153.

 

И сам Калиновский говорил:

 

«Государство, которое строим, имеет связь с давними традициями, но принимает во внимание сегодняшнее  состояние народа, принимает во внимание результаты его мысли.» Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. - Мн., 1999, с.74.

 

Каким же хотел видеть новое  государство Калиновский? Проанализировав  критику московского порядка, можно  сделать вывод, что правильное государство, это такое, где

 

все граждане свободны и равны, нет крепостных и безземельных крестьян;

 

вместо рекрутчины существует обязательная для всех воинская повинность с небольшой продолжительностью службы;

 

невысокие налоги, идущие на благо народа и государства, а  не содержание царя и верхушки общества;

 

существует равноправие  исповеданий и национальностей;

 

есть правда и справедливость в суде;

 

у человека есть уверенность  в своей защищенности, в том, что  его не обидят;

 

справедливая наука в  школе, которая учит жить без обиды  другого;

 

правительство в таком  государстве думает о людях, чтобы  они могли жить счастливее.

 

Реализацию подобного  государства Калиновский начал  сразу же после начала восстания:

 

«Земля свободно дается всем мужикам, потому что это их земля  от дедов-прадедов, за эту землю, никому не надо отрабатывать панщины и чиншей никаких никому платить подушного  больше платить не будет, а только подымное, как когда-то платили, рекрутов больше не будет, а все мужики, и  паны, и мещане, каждый отслужит три  года и снова свободен. Униатские костелы, что москали забрали, отдаются назад униатам, и кто хочет, имеет право крестить детей по-униатски и к униатским ксендзам идти на исповедь и по-старому Богу молиться, как еще родители наши молились». Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. - Мн., 1999, с.38.

 

Один из главных принципов - всеобщее равенство. Аргументируя принцип  равенства во втором номере «Мужицкой  правды», Калиновский обращается к  Библии:

 

«Когда Бог создал всех людей свободными и всем дал одинаковую душу, то откуда же это взялось, что  один бездельничает да и над людьми издевается, а другой, бедный, панщину служит или оброки в казну платит?» Там же, с.28.

 

Идеи про равенство, равноправие  часто звучат в произведениях  Калиновского:

 

«Объявляя принцип равноправия  всех состояний и исповеданий, без  обиды чьей-нибудь собственности  и свободы совести, призывает  к единству работы все без исключения пласты польского общества». Там  же, с.50.

 

«Это борьба святая, она  за целостность располосованных  твоих земель, за собственность обездоленных в своем отчестве сыновей, святая кровь, героически пролитая за свободу  и равность всех исповеданий, традиций и языков твоих братьев!» Там  же, с.53.

 

Более подробно желания Калиновского изложены в газете «Голос из Литвы», от 19 марта 1863 года:

 

«Равноправие народностей, состояний, исповеданий - это стремление, заключенное в глубине сердца всего народа, стремление сильное, которое  стало сильной волей…

 

Мы хотим, чтобы каждый почитал Бога, как ему говорит  собственная совесть…

 

Мы хотим, чтобы каждый язык развивался по собственной жизненности: и литовский, и белорусский, и  малорусский, и польский…

 

Мы хотим, чтобы каждый имел равные права на собственность, на службу, на работу, чтобы все получили и никто не утратил...» Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. - Мн., 1999, с.75.

 

Таким образом, равноправие  касается религий - в Московской Империи  преследовались католичество и иудаизм, народностей, или национальностей  вместе с национальными языками, традиций, прав собственности, службы, работы - в сущности, эти положения  совпадают с Конституцией нынешней Республики Беларусь, принятой больше чем через сто лет после  Калиновского.

 

Выступал он и за равенство  сословий, отмену привилегий шляхетства, или дворянства. С другой стороны, Я. Гейштар вспоминал:

 

«Он [Калиновский] считал, наверное, что дальше после наделения землей уже будет только народ без  разницы дворянства и народа - польский народ». Там же, с.158.

 

Хотелось бы еще остановиться на вопросе независимости, суверенности Беларуси, или Литвы, как часто  называли ее в то время, и взаимоотношениях с соседними народами. Поскольку  сам Калиновский не упоминает  о планах на будущее, обратимся к  воспоминаниям современников, которые  в один голос говорят о стремлении к независимости новой республики.

 

В «Сведениях о польском мятеже 1863 г. в Северо-Западной России», написанных по поручению М.М. Муравьева генерал-майором  В.Ф. Ратчем, во время восстания служившего помощником начальника артиллерии Виленского военного округа, написано:

 

«Константин Калиновский  с настроением герценовской школы во главе честолюбивейших личностей из красных литвинов настойчиво проводил идею о самостоятельности Литвы». Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. - Мн., 1999, с.151.

 

И в другом месте, более  подробно:

 

«Калиновский стоял внимательным сторожем интересов Литвы и отстаивал, чтобы средства и силы Литвы вовсе  не шли бы на дело Царства Польского. Литав, говорил он своим интимным, должна воспользоваться разладом между Россиею и Польшей и сделаться самостоятельной». Там же, с.154.

 

Не только царский генерал, товарищ по восстанию Я. Гейштар называет Калиновского даже сепаратистом:

 

«Это была натура горячая, но верная, без малейшего лицемерия. Отданный душой и сердцем люду и отечеству, но проникшийся крайними теориями, притом литовский сепаратист и на словах кровожадный демагог». Там же, с.154.

 

О том же вспоминает и Ю. Яновский: «Отношения Литвы и Польши понимал только как федеративные - с полной независимостью Литвы». Там  же, с.162.

 

Но стремление к независимости  совсем не означает плохого отношения  к соседям. Скорее, наоборот, Калиновский  стремится к Федерации славян, союзу независимых и равноправных государств. Правда, в «Письмах из-под  виселицы» он дает резкую характеристику русскому народу:

 

«Не будем говорить, из каких  народов произошли москали, братства там не много найдем, рабство монголов, да и царей московских совсем убило в этом народе всякую память о свободе и сделала из него людей поганых, без мысли, без правды, без справедливости, без совести и без боязни Бога». Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. - Мн., 1999, с.40.

 

Но это - единичный случай, и, может быть, здесь Калиновский  писал все же о правительстве московском, а не о народе, потому что в «Стяге свободы» он же пишет:

 

«Народ московский вздрагивает  от нашей вековой обиды. Он свободным  братом нашим, а не угнетателем быть хочет и ответственность перед  потомками за наше железное рабство  решительно возлагает на готовый  пасть царизм». Там же, с.51.

 

И в «Обращении с призывом подниматься на решающую борьбу»  от 6 июля 1863 года говорит о том  же:

 

«Добросовестный сын Москвы защищает сегодня честь своего народа в собственном отечестве». Там  же, с.110.

 

Также Калиновский понимает необходимость союза с Польшей, о чем пишет в «Истории восстания  народа польского 1863 и 1864» Б. Лимановский:

 

«Любил он Польшу, считал, что уния с ней была исторической необходимостью, и что и дальше она останется такой необходимостью, но в то же время ревниво остерегал полную равность и самостоятельность Литвы». К. Калиновский: Из печатного и рукописного наследия. Мн., 1988, С.192.

 

О единении трех народов, белорусского, названного Литвой, польского и русского, Калиновский пишет в «Голосе  из Литвы» от 14 февраля:

 

«И вот закипела борьба с новым порядком вещей, и самый  несчастный народ, народ, насилием и  предательством лишенный всех естественных прав, наконец, народ, какой среди  европейских имеет самое святое чистое прошлое, каким является польский народ с Литвою и Русью, естественным порядком вещей стал представителем, рыцарем одного лагеря». Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. - Мн., 1999, с.68.

 

А дальше, в том же номере, Калиновский делает охват братских народов, он говори уже о всех славянах:

 

«Разные братские родственники славян жадно откапывают свою родную память, со слезой сочувствия в брате  узнают брата, поют один другому грустную песенку про пережитое, и европейский  мир начинает понимать мысли христианства». Там же, с.69.

 

Патриотизм.

 

 

Калиновский не был националистом, но он был ярым патриотом своей  родины, о чем свидетельствуют  и его поступки, и его слова, и люди, знавшие его. Самым ярким  примером, пожалуй, может служить  пароль повстанцев, который употреблялся в виленской повстанческой организации, когда во главе стоял К. Калиновский:

 

- Кого любишь?

 

- Люблю Беларусь.

 

- Так взаимно!

 

Калиновский первый начал  издавать газету на белорусском языке - «Мужицкую правду», он всегда заботился  и ратовал за дело родины, отечества. Всегда отстаивал интересы Беларуси при обсуждениях и спорах в  Комитетах повстанцев.

 

Он мечтает о том  времени, когда «мать-родина засияет  более сильной, возродится более  счастливой, чем была когда-нибудь».

 

По словам Я. Гейштара, «Он мог убежать из Вильно, но никогда не допускал мысли про это, потому что считал своей обязанностью как был первым заговорщиком на Литве, так стать последней жертвой террору Муравьева». Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. - Мн., 1999, с.158.

 

Но не только революцией Калиновский  служил Беларуси и народу. Во время  периода подготовки восстания он ходил по деревням, лично распространял  свою газету, разговаривал с крестьянами, склонял их к восстанию. Очевидно, что такой образованный и преданный  Беларуси человек, как Калиновский, так долго живя среди крестьян не мог не обратиться к собиранию и изучению белорусского фольклора. К сожалению, работ Калиновского не сохранилось, или они еще не найдены, но есть свидетельства современников, В. Брюхнальского и Б. Лимановского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

реферат «Социальные и  политическе взгляды Константина Калиновского»

 

 

Вид:реферат

 

Описание

 

Биография К. Калиновского. Социально-политические взгляды на свободу, религию, государство, патриотизм, образование, разум и  науку. Викентий Константин Калиновский родился в местечке Мостовляны Гродненского уезда в шляхетской небогатой семье.

 

Скачать бесплатно [35 K]

 

 

 

менников, В. Брюхнальского и Б. Лимановского.

 

Так, Брюнхальский в 1906 г. в статье «Эмилия Платар как фольклористка» пишет:

 

«Правда, с точки зрения лет Платаранка не может быть причислена к самым ранним пионерам на этой ниве у нас, однако, не смотря на это, она может достойно, из-за своих усилий и любви, стать рядом с современными ей полсько-белорусскими фольклористами, как Цветинский, Александр Зброжаек, Тадэуш Заблотский, Рамуальд Зенкевич и Станислав Маркианович с одной стороны, а с другой - рядом с Яном Чачотом, Внцентом Мартинкевичем, Константином Калиновским и другими». Калiноускi К. За нашую вольнасць. Творы, дакументы / Уклад., прадм., паслясл., i камент. Г. Кiсялёва. - Мн., 1999, с.217.

Информация о работе Социальные и политическе взгляды Константина Калиновского