Социально-классовое устройство Казанского султаната

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение социально-классовой структуры и политического строя Казанского султаната. Данная цель может быть достигнута путем решения следующих задач: рассмотрение политического строя Казанского султаната; изучение социально-классовой системы Казанского султаната.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав и заключения. В первой главе дана общая характеристика государственного строя Казанского султаната, а также рассмотрены такие политические институты, как ханская власть, диван, курултай.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Политический строй Казанского султаната 5
1.1. Общая характеристика государственного строя Казанского султаната 5
1.2. Ханская власть 6
1.3. Диван 7
1.4. Курултай 8
2. Духовенство 10
3. Социально-классовое устройство Казанского султаната 12
3.1. Феодалы 12
3.2. Военное сословие 13
3.3. Податное сословие 14
3.4. Крепостные и рабы 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Работа содержит 1 файл

казанский султанат.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

Духовенство являлось привилегированным сословием  и обладало значительными материальными  средствами, а также владела поместьями и землями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

3. Социально-классовое  устройство Казанского  султаната

3.1. Феодалы

 

     В зависимости от происхождения, материальное положение и социальное положение  население Казанского султаната делилось на несколько сословий: феодалов, военные сословия (огланы и казаки), податное сословие, крепостные крестьяне и рабы.

       Наиболее привилегированное положение  в Казанском султанате занимали эмиры, бики, мурзы.  Особенностью знатью казанских татар, составляло то что титул отца передавался по наследству лишь к старшему сыну, младшие же сыновья не могли наследовать ни титула, ни привилегий отца.

     Эмиры, бики и мурзы составляли главный  контингент крупных землевладельцев  в Казанском султанате, так называемую земельную аристократию, и в качестве таковой являлись одним из важных составных элементов государственного, общественного и экономического строя государства.

     Земельные владения передавались по наследству от отца к сыновьям. Помимо выше названной  знати  в Казанском султанате имелся довольно значительный разряд привилегированных лиц, которые также обладали земельной собственностью и были освобождены от государственных податей и повинностей. Эти лица назывались тарханами, их имущество и они саамы охранялись государством.

     Несомненно  самым крупным феодалом был хан, его землевладения значительно превышали размеры землевладений других феодалов.

     В состав титулованной аристократии  входили прежде всего местные  булгарские князья, представители старой туземной аристократии. Впоследствии состав знати постоянно пополнялся и обновлялся – сюда вливались князья сибирские, ногайские, касимовские, крымские и другие. Число титулованных лиц в Казанском султанате достигало несколько сот семейств. Таким образом, мы видим, что и в среде провинциальных чиновников господствовал тот же сословный, аристократический строй, который составлял отличительную особенность верхнего слоя знати, центрального органа государственного управления – совета Карачи.

3.2. Военное сословие

 

     На  ряду с духовенством и титулованной знатью привилегированное положение  в Казанском султанате занимали огланы, которые также имели право участвовать в курултае.

     Огланы  являлись военным сословием, они  несли ответственную и руководящую  службу в войсках. Предположительно огланы стояли во главе конных частей, так как до настоящего времени  название «улан» сохранилось и  используется для обозначения некоторых кавалерийских полков.

     В качестве привилегированного сословия огланы владели поместьями, которые  давались им в качестве жалованья  за службу. Однако по сравнению с  обширными владениями эмиров, биков и мурз, поместья огланов были значительно меньшими по размеру и мало доходными.

     Слово оглан происходит от слова «огл», то есть сын. В дошедших до нас официальных  документах огланы постоянно упоминаются  наряду с духовенством и князьями, и во времена междуцарствий государственные акты писались от имени сеида, князей и огланов. А во времена, когда появлялась потребность в усилении военной организации для обороны страны, огланы становились даже во главе управления государством. В официальных документах огланы постоянно упоминаются вместе с духовенством и князьями, и во времена междуцарствий государственные акты издавались от имени сеида, князей и огланов. А в конце существования Казанского ханства, когда особенно чувствовалась потребность в усилении военной организации для обороны страны, огланы становятся даже во главе управления государством.

Значение  огланов в государственной жизни  страны объясняется той исключительной ролью, какую огланы имели при  организации Казанского султаната. Возрождение Булгарского государства Улу Мухаммедом было совершено при помощи сильной военной организации, которая опиралась именно на огланов. Именно поэтому государственный строй Казанского султаната получил военный характер, и огланы были поставлены в нем вместе с руководящими культурными и административными силами – духовенством и крупными землевладельцами.

В непосредственной связи с огланами находились казаки – постоянные кадровые войска, состоявшие под властью огланов. Казаками были простые люди, служившие в войсках  в качестве солдат. Служба была профессиональной, что давало право казакам в отличие от других простолюдинов, иногда участвовать в Курултае.

Казаки  составляли основное ядро ханского войска и были значительной силой, на которую  опиралась правящая элита при  решении важных государственных дел и задач. За службу казаки получали земельные наделы.

    Казаки  подразделялись в зависимости от места несения службы «надворные», т.е. внутренние и «задворные», т.е. внешние. Дворные казаки служили при дворе, в столице, а задворные служили вне двора,

    на  периферии, в деревнях и улусах.

     

3.3. Податное сословие

 

     Духовенство, князья, огланы – составляли тот  привилегированный, господствовавший слой населения, который в русских  исторических источниках носит название «больших людей», в противоположность  податному сословию, получивший название в тех же источниках «меньших людей».

     В состав податного сословия входили  различные группы городского и сельского  населения – торговцы, ремесленники, крестьяне и всякого рода вольнонаемные  работники.

     Народные  массы, входившие в состав податного  сословия, в государственном управлении никакого участия не принимали и никакого значения не имели. И хотя Курултай официально считался собранием «всей казанской земли», то есть всех сословий, в действительности простая народная масса была совершенно отстранена от всякого участия в Курултае, а значит и в управлении государством.

     Податное  сословие было обложено многочисленными  налогами, податями и повинностями, уплачиваемыми в пользу ханской  казны. Точное количество повинностей, которые платило податное население  в пользу казны из-за недостатка источников установить трудно. Так в ярлыке Сахиб-Гирея перечислено 13 видов различных податей. В отличие от древне-русской системы податного обложения, в Казанском ханстве практиковалась подушная подать, которую вносили поголовно все жители населенного пункта, независимо от рода своих занятий. Основной податью являлся «ясак» - дань десятинная. 
 
 
 

3.4. Крепостные и рабы

 

     Мнения  историков о наличии крепостных крестьян, а следовательно и крепостного  права в Казанском ханстве  различны. Так доктор исторических наук Р.Г. Фахрутдинов наличие крепостных крестьян отрицает, ссылаясь при этом на отсутствие каких либо документов свидетельствующих о крепостном праве в Казанском султанате. По мнению другого ученого, доктора исторических наук М.Г. Худякова, крепостное право в Казанском султанате имело место, в доказательство своей точки зрения он приводит следующие доводы:  

  • В руках  помещиков  землевладельцев было сосредоточено большое количество земельной собственности, обработка  которой требовала большого количества рабочих рук, что в свою очередь предполагает наличие в Казанском ханстве крестьян, которые зависели от помещика, не имели собственной земли и занимались обработкой хозяйских полей;
  • Подтверждает существование крепостных и ярлык хана Сахиб-Гирея, который ставил под покровительство государственной власти «людей, поля, возы и скот», принадлежащие помещикам.

      

       Кого можно подразумевать под  людьми, в приведенном перечне,  как не крепостных, работавших  на помещиков, потому они и  стоят в одном ряду с полями, возами и стадами.

     Помимо  крепостных крестьян помещики применяли  для обработки земли военнопленных  – рабов, которые с этой целью  закреплялись за поместьями.

     В «Записках о Московии» Герберштейн  С. Пишет, что продолжительность  рабства была не длительной и ограничивалась 6 годами, по истечению которых раб становился свободным, хотя и неполноправным гражданином. Освобожденные рабы занимались земледелием, ремеслом, любой другой работой, но бывшие рабы не могли нести военную службу. Следует также заметить и то, что бывшие рабы могли вернуться на родину, но часть из них оставалась в пределах Казанского султаната для постоянного проживания, они отрекались от христианской веры и принимали мусульманство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

Таким образом из всего вышеизложенного следует, что Казанский султанат представлял собой типичное феодальное  государство с характерным для средневековых государств восточной Европы, образовавшихся в результате распада Золотой Орды, устройством политической власти и социально-классовой структурой.

Носителем неограниченной власти был хан. Ханом  мог быть только мусульманин, произошедший из рода Чингизхана. Роль законосовещательного органа был Диван, в состав которого входили представители четырех  знатнейших родов ханства. Законодательным  органом был Курултай. В Курултае могли принимать участие не все слои населения, а только землевладельцы, военные сословия и духовенство. На Курултае решались самые важные вопросы, имевшие государственное значение.

Значительную  роль в государственной и общественной жизни Казанского султаната играло мусульманское духовенство, которое занималось политической и дипломатической деятельностью. Кроме того на духовенство возлагалась и социальная функция, а именно культурная просветительская деятельность. Духовенство проповедовало мусульманство и обращало в него иноверцев. Во главе духовенства стояло лицо, принадлежавшее к числу  сеидов, то есть потомков пророка Мухаммеда. 

Все население  Казанского султаната в зависимости от происхождения, имущественного и социального положения делилось на следующие сословия: феодалы, к которым относились все землевладельцы; военные сословия, включавшие в себя огланов и казаков, которые составляли основное ядро ханского войска, казаки в свою очередь делились на внутренних и внешних; податное сословие, в которое входили ремесленники, торговцы и крестьяне; на низшей ступени социальной иерархии Казанского султаната находились крепостные крестьяне и рабы, труд которых использовался землевладельцами в сельском хозяйстве.

Необходимо  так же иметь в виду и то, что большинство сведений и информация о Казанском султанате носит вероятностно-предположительный характер, так как абсолютное большинство документов погибло во время взятия Казани русскими войсками.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Очерки  древней Казани. / П. А. Заринский  – Казань: Фонд ТЯК, 1990 г.
 
  1. История Татарстана. / под ред. Б.Ф. Султанбекова – Казань: ТаРИХ, 2001 г.
 
  1. История татарского народа и Татарстана. / Р.Г. Фахрутдинов  – Казань: Магариф, 2000 г.
 
  1. Очерки по истории Казанского ханства. / М.Г. Худяков – Казань: Фонд ТЯК, 1990 г.

Информация о работе Социально-классовое устройство Казанского султаната