Социально-классовое устройство Казанского султаната

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение социально-классовой структуры и политического строя Казанского султаната. Данная цель может быть достигнута путем решения следующих задач: рассмотрение политического строя Казанского султаната; изучение социально-классовой системы Казанского султаната.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав и заключения. В первой главе дана общая характеристика государственного строя Казанского султаната, а также рассмотрены такие политические институты, как ханская власть, диван, курултай.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Политический строй Казанского султаната 5
1.1. Общая характеристика государственного строя Казанского султаната 5
1.2. Ханская власть 6
1.3. Диван 7
1.4. Курултай 8
2. Духовенство 10
3. Социально-классовое устройство Казанского султаната 12
3.1. Феодалы 12
3.2. Военное сословие 13
3.3. Податное сословие 14
3.4. Крепостные и рабы 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Работа содержит 1 файл

казанский султанат.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Казанский султанат – это феодальное государство, возникшее в середине XV века в Восточной Европе на месте северо-западного улуса Золотой Орды. Оно занимало обширную территорию – от р. Белая на востоке и почти до р. Сура и р. Ветлуга на западе; от верхнего Прикамья на севере до устья Черемшана на юге.

     Актуальность  темы работы в целом совпадает  с актуальностью изучения курса  по Истории Татарстана. Ведь в период демократизации общества, нового мышления, когда мы освободились от идеологизации исторической памяти, настало время заполнения «белых пятен» в истории Татарстана и татарского народа. Именно сейчас возникла  большая необходимость объективной оценки всех периодов истории нашей Родины и нашего народа.

     Целью работы является  изучение социально-классовой  структуры и политического строя Казанского султаната. Данная цель может быть достигнута путем решения следующих задач: рассмотрение политического строя Казанского султаната; изучение социально-классовой системы Казанского султаната.

     Структура работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав и заключения. В первой главе дана общая характеристика государственного строя Казанского султаната, а также рассмотрены такие политические институты, как ханская власть, диван, курултай.

     Во  второй главе рассмотрено духовенство. Духовенство одновременно являлось и органом государственной власти в Казанском султанате, и одним из сословий, поэтому духовенство в своей работе я выделила в отдельную главу.

     В третьей главе мною рассмотрена  социально-классовая структура Казанского султаната, включавшего в себя такие сословия, как феодалы, военное сословие, податное сословие, крепостные крестьяне и рабы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1. Политический строй Казанского султаната

1.1. Общая характеристика  государственного  строя Казанского  султаната

 

     Казанский султанат являлось типичным феодальным государством. Это проявлялось в первую очередь в наличии в ханстве тех атрибутов, которые присущи в целом средневековому феодализму и прежде всего в типах землевладения. Таких типов было три:

  • землевладение отдельных лиц, то есть крупных феодалов, к которым относились эмиры, беки;
  • землевладение высшего духовенства;
  • государственное землевладение.

     Основной  формой землевладения являлся сойюргал (суйургал). Такая форма землевладения имела место в Золотой Орде, и означало такое землевладение, которое давалось за несение военной и административной службы. Сойюргал имел большое значение и играл большую роль во всей феодальной системе и во всем общественном строе Казанского султаната. Владелец сойюргала пользовался им пожизненно и передавал его по наследству. С владельца не взимались какие либо налоги и сборы. 

     Как уже говорилось выше Казанский султанат являлось средневековым феодальным государством восточного типа. Во главе этого государства стоял хан из  династии Джучи (старшего сына Чингизхана). При казанском хане, как и при любом другом татарском хане существовал Диван – государственный совет. Важнейшие вопросы государственной жизни решались на Курултаях – народных собраниях, в которых участвовала «вся казанская земля».

     Почетное  место в государстве занимало мусульманское духовенство. На должность  главы духовенства выбирались лица принадлежавшие к числу асидов –  потомков пророка Мухаммеда. Он считался первым после хана лицом в государстве.

1.2. Ханская власть

 

     Казанский султаната, как государство, сложилось из двух составных элементов – из старой болгарской основы, с ее населением и культурой, и из наносного татарского элемента, принесшего старому оседлому населению новую государственную организацию. Эта организация опиралась на пришлое татарское войско, которое привел с собой из Крыма Улу Мухаммед, и которое в последствии пополнялось такими же пришлыми элементами. Казанский султанат унаследовало от Золотой Орды военно-монархический характер верховной государственной власти, носителем которой являлся хан – неограниченный повелитель, титул которого в исторических русских документах почтительно переводился как и титул ханов Сарайских, Астраханских, Крымских, Сибирских, Монгольских и других, словом «царь», приравнивая его римским и византийским цезарям-императорам.

     Принесенная из вне,  ханская власть попала в  зависимость местных партийных  течений, которые складывались по линиям экономических интересов. И военная диктатура Улу Мухаммеда при его приемниках превращалась по большей части в орудие, которым владели различные партии.

     В большинстве своем казанские  ханы были очень слабо связаны  с местным краем как по происхождению, так и по воспитанию. Ханами в большинстве случаев становились знатные по происхождению, приглашенные из других татарских ханств лица. 
 

     Для кандидатов на ханский престол требовалось  два формальных условия, соблюдение которых было обязательной необходимостью:

  • происхождение из рода Чингиза;
  • принадлежность к мусульманской религии.

     Первое  условие было нарушено лишь однажды, при крайней нужде – во время  последней борьбы за независимость. Второе условие не нарушалось ни разу – иноверец не мог считаться государем над мусульманами.

     Принадлежность  ханского достоинства составляла печать – нашан, которая была красного цвета и прикладывалась к ярлыкам и другим документам, издававшимся от имени хан. Согласно древней традиции ханский нашан имел квадратную форму.

     Прерогативу ханской власти составляло также упоминание имени хана во время ежедневной молитвы в мечети. Но стоит отметить  также и то, что власть хана не была абсолютной. Хан правил в согласии с волей и интересами группы высшей знати, пригласившей его на трон. Власть хана контролировалась государственным советом – Диваном.  

1.3.  Диван

 

     Диван представлял собой постоянный законосовещательный  орган, который составлялся из важнейших  и знатнейших особ. Члены этого  совета носили название Карачи, среди  которых выделялся улу-карачи – большой Карачи. Многие ученые историки востоковеды считают, что в Казани звание Карачи, также как и в Крымском ханстве, было наследственным и передавалось из поколения в поколение в четырех знатнейших родах ханства.

     Соединение  высших государственных должностей с принадлежностью к знатнейшим родам, несменяемость, пожизненность и наследуемость высших административных чинов составляет характерную черту государственного строя Казанского султаната и в очередной раз подтверждает наличие в Казанском султанате феодализма. Замкнутость высшего круга администрации делала государственный аппарат крайне негибким и хрупким. Состав высшего управления определявшийся не личными качествами и заслугами, а происхождением, очень часто оказывался недостаточно стойким и энергичным для оказания сопротивления внешним врагам и для проведения крупных реформ.

     Известен  ряд крупных и громких конфликтов возникших между ханом и членами  дивана. Таковы конфликты между ханом  Мухаммед-Эмином и князем  Ураком в 1496 году, между ханом Сафа-Гиреем и князем   Булатом в 1531 году. Часто конфликты, которые возникали внутри правительства (Дивана), осложнялись переворотами, при чем несменяемость высшей административной касты приводила к тому, что сменялись ханы.

     Диван имел значение законосовещательного органа, но фактически размеры его влияния варьировали в широком диапазоне и находились в тесной зависимости от того, какие личности входили в состав Дивана, международной обстановки, политических обстоятельств, личности хана и других обстоятельств имевших значение для представителей знатных родов и всего ханства в целом. Значение Карачи возрастала в тех случаях и в такие моменты, когда хан был малолетним и в силу своего физического состояния не мог самостоятельно управлять государством. В это время вся полнота власти сосредотачивалась в руках законосовещательного органа, а именно в руках улу Карачи.   

1.4. Курултай

 

     Кроме постоянного законосовещательного органа – Дивана, в Казанском  султанате существовал орган законодательный или даже учредительный, с более широким составом, который созывался в некоторых важнейших случаях государственной жизни, для решения экстренных вопросов, имевших общегосударственное значение. Это было народное собрание, носившее название курултай. В русских исторических источниках (в Царственной книге)  это собрание называется «вся земля Казанская». Курултай был собранием трех сословий – духовенства, военного сословия и землевладельцев. Нормальный состав Курултая обычно возглавлялся ханом. Курултай не был представительным собранием, все три сословия на нем присутствовали в полном составе. Прочие слои населения в Курултае представлены не были, и название его народным собранием или собранием всей земли не отвечало действительности.

     Как уже упоминалось выше Курултай созывался в наиболее важные моменты истории:

  • при низложении хана;
  • при избрании на престол нового хана;
  • при заключении договоров с иностранными государствами, причем все эти договоры были связаны с династическими вопросами.

     Резко выраженный аристократический характер государственного строя лишал Казанское ханство малейших признаков демократизма. Это была военная монархия, которая возглавлялась неограниченным повелителем. Высший законодательный орган носил узкозамкнутый характер, участие в нем было наследственным. Курултай, решавший важнейшие политические экономические и социальные вопросы, должен был представлять волю всего населения государства, в действительности он являлся узкоклассовой аристократической формой организации, направленной на защиту интересов прежде всего высших сословий населения Казанского султаната, народные массы были совершенно лишены активного участия в государственной жизни. 

 

2. Духовенство

 

     Господствовавшей  религией во внутренних областях Казанского султаната являлось мусульманство, и мусульманскому духовенству принадлежало почетное место в государстве.

     На  должность главы духовенства  всегда избиралось лицо, принадлежавшее к числу сеидов, то есть потомков пророка Мухаммеда (от дочери его  Фатимы и халифа Али). Сеид – высшая духовная особа у мусульман. Многие историки считали, что сеид – название главы мусульманского духовенства в Казани. В действительности сеидов могло быть в Казани одновременно несколько человек, тогда как глава духовенства был только один. Глава духовенства считался после хана первым лицом в государстве, его роль в политической и идеологической жизни татар была очень большой. Он пользовался особыми привилегиями и уважением, даже хан, увидев приближение главы духовенства, сходил с коня и стоя протягивал ему руку для приветствия, когда тот оставался сидеть на коне. В моменты междуцарствия он, в силу своего высокого положения, обычно становился во главе временного правительства. Кроме того активное участие в государственной деятельности главы духовенства принимали совершая поездки в качестве послов за границу. Дипломатические поручения, которые они выполняли, требовали от них выдающейся образованности, глубокого ума и широкого опыта.

     К числу лиц духовного звания принадлежали шейхи, муллы, имамы, дервиши, хаджи, хафизы, данишменды, а также шейх-заде и мулла-заде. Шейхи – проповедники мусульманства (миссионеры) и вообще благочестивые старцы;

     муллы и имамы – лица, совершающие  богослужение в мечетях;

     дервеши – мусульманские  монахи;

     хаджи – лица, совершившие хадж – паломничества в Мекку;

     хафизы  профессиональные чтецы Корана;

     данишменды  – учителя, наставники;

     шейх-заде и мулла-заде – сыновья и ученики  шейхов и мулл. Все эти лица принадлежали сословию духовенства и имели  право участвовать в курултае.

На мусульманском духовенстве в Казанском султанате, также как и в других ханствах, лежала важная культурная миссия – ему было так же поручено все дела народного просвещения, т.к. в государстве не было иных образовательных учреждений. Другой задачей духовенства в социальной жизни Казанского султаната было проповедование мусульманства и обращение в него инородцев.

Информация о работе Социально-классовое устройство Казанского султаната