Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:58, курсовая работа
Целью работы является изучение социально-классовой структуры и политического строя Казанского султаната. Данная цель может быть достигнута путем решения следующих задач: рассмотрение политического строя Казанского султаната; изучение социально-классовой системы Казанского султаната.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав и заключения. В первой главе дана общая характеристика государственного строя Казанского султаната, а также рассмотрены такие политические институты, как ханская власть, диван, курултай.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Политический строй Казанского султаната 5
1.1. Общая характеристика государственного строя Казанского султаната 5
1.2. Ханская власть 6
1.3. Диван 7
1.4. Курултай 8
2. Духовенство 10
3. Социально-классовое устройство Казанского султаната 12
3.1. Феодалы 12
3.2. Военное сословие 13
3.3. Податное сословие 14
3.4. Крепостные и рабы 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
СОДЕРЖАНИЕ
Казанский султанат – это феодальное государство, возникшее в середине XV века в Восточной Европе на месте северо-западного улуса Золотой Орды. Оно занимало обширную территорию – от р. Белая на востоке и почти до р. Сура и р. Ветлуга на западе; от верхнего Прикамья на севере до устья Черемшана на юге.
Актуальность темы работы в целом совпадает с актуальностью изучения курса по Истории Татарстана. Ведь в период демократизации общества, нового мышления, когда мы освободились от идеологизации исторической памяти, настало время заполнения «белых пятен» в истории Татарстана и татарского народа. Именно сейчас возникла большая необходимость объективной оценки всех периодов истории нашей Родины и нашего народа.
Целью работы является изучение социально-классовой структуры и политического строя Казанского султаната. Данная цель может быть достигнута путем решения следующих задач: рассмотрение политического строя Казанского султаната; изучение социально-классовой системы Казанского султаната.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав и заключения. В первой главе дана общая характеристика государственного строя Казанского султаната, а также рассмотрены такие политические институты, как ханская власть, диван, курултай.
Во
второй главе рассмотрено духовенство.
Духовенство одновременно являлось
и органом государственной
В
третьей главе мною рассмотрена
социально-классовая структура
Казанский султанат являлось типичным феодальным государством. Это проявлялось в первую очередь в наличии в ханстве тех атрибутов, которые присущи в целом средневековому феодализму и прежде всего в типах землевладения. Таких типов было три:
Основной формой землевладения являлся сойюргал (суйургал). Такая форма землевладения имела место в Золотой Орде, и означало такое землевладение, которое давалось за несение военной и административной службы. Сойюргал имел большое значение и играл большую роль во всей феодальной системе и во всем общественном строе Казанского султаната. Владелец сойюргала пользовался им пожизненно и передавал его по наследству. С владельца не взимались какие либо налоги и сборы.
Как уже говорилось выше Казанский султанат являлось средневековым феодальным государством восточного типа. Во главе этого государства стоял хан из династии Джучи (старшего сына Чингизхана). При казанском хане, как и при любом другом татарском хане существовал Диван – государственный совет. Важнейшие вопросы государственной жизни решались на Курултаях – народных собраниях, в которых участвовала «вся казанская земля».
Почетное место в государстве занимало мусульманское духовенство. На должность главы духовенства выбирались лица принадлежавшие к числу асидов – потомков пророка Мухаммеда. Он считался первым после хана лицом в государстве.
Казанский султаната, как государство, сложилось из двух составных элементов – из старой болгарской основы, с ее населением и культурой, и из наносного татарского элемента, принесшего старому оседлому населению новую государственную организацию. Эта организация опиралась на пришлое татарское войско, которое привел с собой из Крыма Улу Мухаммед, и которое в последствии пополнялось такими же пришлыми элементами. Казанский султанат унаследовало от Золотой Орды военно-монархический характер верховной государственной власти, носителем которой являлся хан – неограниченный повелитель, титул которого в исторических русских документах почтительно переводился как и титул ханов Сарайских, Астраханских, Крымских, Сибирских, Монгольских и других, словом «царь», приравнивая его римским и византийским цезарям-императорам.
Принесенная из вне, ханская власть попала в зависимость местных партийных течений, которые складывались по линиям экономических интересов. И военная диктатура Улу Мухаммеда при его приемниках превращалась по большей части в орудие, которым владели различные партии.
В
большинстве своем казанские
ханы были очень слабо связаны
с местным краем как по происхождению,
так и по воспитанию. Ханами в большинстве
случаев становились знатные по происхождению,
приглашенные из других татарских ханств
лица.
Для кандидатов на ханский престол требовалось два формальных условия, соблюдение которых было обязательной необходимостью:
Первое условие было нарушено лишь однажды, при крайней нужде – во время последней борьбы за независимость. Второе условие не нарушалось ни разу – иноверец не мог считаться государем над мусульманами.
Принадлежность ханского достоинства составляла печать – нашан, которая была красного цвета и прикладывалась к ярлыкам и другим документам, издававшимся от имени хан. Согласно древней традиции ханский нашан имел квадратную форму.
Прерогативу
ханской власти составляло также упоминание
имени хана во время ежедневной молитвы
в мечети. Но стоит отметить также и
то, что власть хана не была абсолютной.
Хан правил в согласии с волей и интересами
группы высшей знати, пригласившей его
на трон. Власть хана контролировалась
государственным советом – Диваном.
Диван представлял собой постоянный законосовещательный орган, который составлялся из важнейших и знатнейших особ. Члены этого совета носили название Карачи, среди которых выделялся улу-карачи – большой Карачи. Многие ученые историки востоковеды считают, что в Казани звание Карачи, также как и в Крымском ханстве, было наследственным и передавалось из поколения в поколение в четырех знатнейших родах ханства.
Соединение высших государственных должностей с принадлежностью к знатнейшим родам, несменяемость, пожизненность и наследуемость высших административных чинов составляет характерную черту государственного строя Казанского султаната и в очередной раз подтверждает наличие в Казанском султанате феодализма. Замкнутость высшего круга администрации делала государственный аппарат крайне негибким и хрупким. Состав высшего управления определявшийся не личными качествами и заслугами, а происхождением, очень часто оказывался недостаточно стойким и энергичным для оказания сопротивления внешним врагам и для проведения крупных реформ.
Известен
ряд крупных и громких
Диван
имел значение законосовещательного органа,
но фактически размеры его влияния варьировали
в широком диапазоне и находились в тесной
зависимости от того, какие личности входили
в состав Дивана, международной обстановки,
политических обстоятельств, личности
хана и других обстоятельств имевших значение
для представителей знатных родов и всего
ханства в целом. Значение Карачи возрастала
в тех случаях и в такие моменты, когда
хан был малолетним и в силу своего физического
состояния не мог самостоятельно управлять
государством. В это время вся полнота
власти сосредотачивалась в руках законосовещательного
органа, а именно в руках улу Карачи.
Кроме
постоянного
Как уже упоминалось выше Курултай созывался в наиболее важные моменты истории:
Резко
выраженный аристократический характер
государственного строя лишал Казанское
ханство малейших признаков демократизма.
Это была военная монархия, которая возглавлялась
неограниченным повелителем. Высший законодательный
орган носил узкозамкнутый характер, участие
в нем было наследственным. Курултай, решавший
важнейшие политические экономические
и социальные вопросы, должен был представлять
волю всего населения государства, в действительности
он являлся узкоклассовой аристократической
формой организации, направленной на защиту
интересов прежде всего высших сословий
населения Казанского султаната, народные
массы были совершенно лишены активного
участия в государственной жизни.
Господствовавшей религией во внутренних областях Казанского султаната являлось мусульманство, и мусульманскому духовенству принадлежало почетное место в государстве.
На должность главы духовенства всегда избиралось лицо, принадлежавшее к числу сеидов, то есть потомков пророка Мухаммеда (от дочери его Фатимы и халифа Али). Сеид – высшая духовная особа у мусульман. Многие историки считали, что сеид – название главы мусульманского духовенства в Казани. В действительности сеидов могло быть в Казани одновременно несколько человек, тогда как глава духовенства был только один. Глава духовенства считался после хана первым лицом в государстве, его роль в политической и идеологической жизни татар была очень большой. Он пользовался особыми привилегиями и уважением, даже хан, увидев приближение главы духовенства, сходил с коня и стоя протягивал ему руку для приветствия, когда тот оставался сидеть на коне. В моменты междуцарствия он, в силу своего высокого положения, обычно становился во главе временного правительства. Кроме того активное участие в государственной деятельности главы духовенства принимали совершая поездки в качестве послов за границу. Дипломатические поручения, которые они выполняли, требовали от них выдающейся образованности, глубокого ума и широкого опыта.
К числу лиц духовного звания принадлежали шейхи, муллы, имамы, дервиши, хаджи, хафизы, данишменды, а также шейх-заде и мулла-заде. Шейхи – проповедники мусульманства (миссионеры) и вообще благочестивые старцы;
муллы и имамы – лица, совершающие богослужение в мечетях;
дервеши – мусульманские монахи;
хаджи – лица, совершившие хадж – паломничества в Мекку;
хафизы профессиональные чтецы Корана;
данишменды – учителя, наставники;
шейх-заде и мулла-заде – сыновья и ученики шейхов и мулл. Все эти лица принадлежали сословию духовенства и имели право участвовать в курултае.
На мусульманском духовенстве в Казанском султанате, также как и в других ханствах, лежала важная культурная миссия – ему было так же поручено все дела народного просвещения, т.к. в государстве не было иных образовательных учреждений. Другой задачей духовенства в социальной жизни Казанского султаната было проповедование мусульманства и обращение в него инородцев.
Информация о работе Социально-классовое устройство Казанского султаната