Социально-экономическое и политическое развитие Беларуси во второй половине XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:47, контрольная работа

Описание работы

В отличие от западноевропейских стран государственно-политический строй России к середине XIX в. оставался на уровне средневековья. Здесь господствовал абсолютизм и крепостное право. Свидетельством отсталости России явилось ее поражение в крымской войне (1853 - 1856 гг.). Стало очевидным, что российская крепостническая система проигрывает западной капиталистической. Это заставило правительство задуматься над необходимостью проведения реформ.

Содержание

Введение
1. Кризис феодально-крепостнической системы России. Подготовка и проведение реформы по отмене крепостного права 1861 г.
2. Особенности реализации аграрной реформы 1861 г. в белорусских губерниях.
3. Российские реформы 60 - 70 х годов (военная, судебная, городская, школьная, цензуры и др.) и их значение для социально-экономического развития белорусских земель.
4. Внутренняя политика Александра III. Контрреформы 80 - 90 х годов. Особенности экономического, социального, этнокультурного развития Беларуси в пореформенный период.
Заключение

Работа содержит 1 файл

история тема 18.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

     Переход к капиталистическому хозяйствованию на Беларуси проходил постепенно. На смену крепостничеству первоначально пришла смешанная форма хозяйствования. Феодальные черты в крестьянском хозяйстве проявлялись в виде отработок. Отработочная система была наиболее распространена в Витебской и Могилевской губерниях. Ее сущность заключалась в обрабатывании земли помещика инвентарем самого крестьянина, которые получали за свою работу от земельные площади в аренду. В других губерниях - Виленской, Гродненской и Минской помещики широко использовали труд наемных рабочих (годовых, временных, поденных), которые обрабатывали землю инвентарем помещика, а это в свою очередь предусматривало уже капиталистическую форму хозяйствования. Однако и  и здесь отработки занимали значительное место. Капиталистические отношения намного быстрее начинали складываться в Виленской, Гродненской и Менской губерниях, где после реформы осталось меньше пережитков крепостничества. И все же белорусские губернии относились к районам с самым высоким уровнем помещичьего землевладения. Дворяне составляли 2,8% населения и распоряжались 80-90% всей земли, крестьяне составляли 75,3% населения, а владели только 34,5 % земли. Не смотря на развитие капитализма, в небольших местечках, деревнях, по-прежнему, сохранялся весь перечень крепостных методов хозяйствования и эксплуатации труда.

     1 января 1864 года было выдано Положение  о губернских и поветовых земских  учреждениях, в соответствии с  которым начали создаваться губернские  и поветовые   земские собрания   как законодательные учреждения и губернские и поветовые управления как исполнительные органы. Основная работав земских учреждениях- образованиях выполнялась поветовыми и губернскими управами, которые являлись постоянно действующими органами и имели штат чиновников, каждый из которых выполнял определенные обязанности. Поветовые и губернские земские собрания созывались один раз в год на несколько дней. Большйнство депутатов на этих собраниях составляли дворяне. Председательствовали на земских собраниях соотвеетственно поветовые и губернские предводители дворянства. Наибольшее количество депутатов на поветовое земское собрание избирали помещики и буржуазия. Выборы земских учреждений проводились один раз в три хода. Депутаты губернских земских собраний избирались на поветовых земских собраниях из расчета один губернский депутат из шести поветовых депутатов. Выборы поветовых  депутатов проводились на трех избирательных съездах: крупных землевладельцев, городских жителей  и крестьян. Правом выбирать от землевладельцев пользовались только собственники земли, имевшие не менее 125 десятин земли, среди городских жителей - собственники подобной недвижимости или торговцы и фабриканты с оборотным капиталом не менее 6тысяч рублей в год. Для крестьян выборы являлись "многоступенчатыми: сельское собрание, волостное собрание, поветовый съезд. Общая компетенция земств: руководство местным хозяйством, осуществление контроля за школами,  больницами, организация земской статистики, строительство дорог, содержание содержание благотворительных учреждений и другие вопросы подобного характера. 

 

      3. Российские реформы 60 - 70-х годов (военная, судебная, городская, школьная, цензуры и др.) и их значение для социально-экономического развития белорусских земель. 

     Отмена  крепостного права сочеталась с  рядом других реформ, способствующих переходу страны на капиталистический путь развития. В Беларуси одни из них не осуществлялись вовсе, а другие трансформировались в зависимости от политической обстановки.

     Земская реформа 1864 г. была распространена на территории Беларуси только в 1911 г. и коснулась только Витебской, Минской и Могилевской губерний. Правительство опасалось усиления польского влияния в земских выборных органах. Это стало причиной отсутствия земств в Виленской и Гродненской губерниях, где вес католического населения был значительным. В 1875 г, т.е. на пять лет позже, чем в русских губерниях, в Беларуси стала проводиться реформа городского самоуправления. В ее основу был положен буржуазный принцип всесословности выборных органов управления при соответствующем имущественном цензе. От выборов в городские думы полностью отстранялось большинство населения, не имевшего необходимого имущественного ценза: ремесленники, рабочие, домашняя прислуга. От выборов фактически устранялось еврейское население, составлявшее в Беларуси большую часть городского населения.

     По  этой же причине с большим опозданием и существенными отступлениями  от статута проводилась в Беларуси и судебная реформа. Только в 1872 г. были введены мировые суды. Мировые  судьи здесь не избирались, а назначались  из числа помещиков министром юстиции. В 1882 г. в западных губерниях были созданы окружные суды и соответствующая прокуратура. Окружные суды Минской, Гродненской и Виленской губерний были отнесены к Виленской судебной палате. Витебской губернии - к Петербургской, а Могилевской - к Киевской. В 1889 г. был введен институт земских начальников, которые наделялись правом вмешиваться во все дела сельского самоуправления и безо всяких судебных формальностей накладывать на крестьян определенные наказания. В Беларуси (только в Витебской, Могилевской и Минской губерниях) закон о земских начальниках был введен лишь в 1900 г.

     Судебный  устав 1864г вводил единую систему  судебных учреждений, исходя из формального  равенства всех социальных групп перед законом. Судебные заседания проводились с участием заинтересованных сторон, были публичными, и отчеты о них публиковались в печати. Тяжущиеся стороны могли нанимать для защиты адвокатов, имевших юридическое образование и не состоявших на государственной службе. Новое судоустройство отвечало потребностям капиталистическою развития, но на нём всё ещё сохранялись отпечатки крепостничества — для крестьян создавались особые волостные суды, в которых сохранялись телесные наказания. По политическим процессам, даже при оправдательных судебных приговорах, применяли административные репрессии. Политические дела рассматривались без участия присяжных заседателей и т. д. В то время как, должностные преступления чиновников оставались неподсудными общим судебным инстанциям.

     Прогрессивные принципы и положения судебной реформы 1864 г.

     -   выборность судей

     -   гласность судопроизводства

     -   отделение суда от администрации

     -   независимость судей

     -   несменяемость судей

     -   законность в деятельности судов

     -   состязательность судебного процесса

     -   всесословность судов

     -   простота системы и структуры  судов

     -  наличие института адвокатуры

     -   наличие института судебных следователей

     -   наличие института присяжных  заседателей

     -   и другие.

     Школьная  реформа проводилась в соответствии с «Положением о начальных народных училищах» и «Статутом гимназий и прогимназий» 1864 г. В основу этих документов был положен принцип всесословности образования. Расширилась сеть начальных школ. Среднее образование давали классические гимназии и ремесленные училища. Однако контингент учащихся в средней и высшей школе регулировался высокой оплатой за обучение.

     Милютинские военные реформы прошли в период 60 — 70-х гг. XIX века Военные   реформы   Милютина   можно   разделить   на   две   условные   части: организационные и технологические. Они предполагали:

     - Превратить резервные войска в боевой резерв, обеспечить пополнение ими состава действующих войск и освободив их от обязанности обучать в военное время рекрутов.

     -  Подготовку   рекрутов   возложить   на   запасные   войска,    обеспечив   их достаточными кадрами.

     -  Всех заштатных «нижних чипов»  резервных и запасных войск,  в мирное время считать   в отпуску и призывать только  в военное время. Рекрутами  пополнять убыль в действующих  войсках, а не формировать из них новые части.

     -  Сформировать для мирного времени  кадры запасных войск, возложив  на них гарнизонную службу, расформировать  батальоны внутренней службы.

     Быстро  внедрить эту организацию не удалось, и лишь с 1864 г. была начата планомерная реорганизация армии и сокращение численного состава войск.

     К 1869 г. было завершено приведение войск  на новые штаты. При этом общее  количество войск в мирное время  по сравнению с 1860 годом сократилось  с 899 тыс. чел. до 726 тыс. чел. (в основном за счет сокращения «не боевого» элемента). А количество резервистов в запасе увеличилось с 242 до 553 тыс. чел. При этом с переходом на штаты военного новых частей и соединений теперь не формировалось, а части разворачивались за счет резервистов. Все войска могли теперь быть доукомплектованы до штатов военного времени за 30-40 дней, в то время как в 1859 г. на эго требовалось 6 месяцев. Новая система организации войск содержала и ряд недостатков:

     - Организация пехоты сохранила  деление на линейные и стрелковые  роты (при одинаковом вооружении смысла в этом не было).

     -  Артиллерийские бригады не были  включены в состав пехотных  дивизий, что отрицательно влияло  на их взаимодействия.

     -  Из 3-х бригад кавалерийских дивизий  (гусарской, уланской и драгунской), только   драгунские   были   вооружены   карабинами,   а   остальные   не   имели огнестрельного вооружения, в то время, как вся кавалерия европейских была вооружена пистолетами.

     В мае 1862г. Милютин представил Александру II предложения под заглавием «Главные основания предполагаемого устройства военного управления по округам». В основе этого документа лежали следующие положения:

     - Уничтожить деление в мирное  время на армии и корпуса,  высшей тактической единицей  считать дивизию.

     - Разделить территорию всего государства на несколько военных округов.

     -  Во главе округа поставить  начальника, на которого возложить  надзор за действующими   войсками   и   командование   местными   войсками,   а   также поручить  ему заведывание всеми местными  военными учреждениями.

     Уже летом 1862 г. вместо первой армии были учреждены Варшавский, Киевский и Виленский военные округа а в конце 1862 г. — Одесский.

     В августе 1864г. было утверждено «Положение о военных округах», на основании  которого Командующему войсками округа подчинялись все расположенные в округе воинские части и военные учреждения, таким образом он становился единоличным начальником, а не инспектором, как это планировалось раньше (при этом все артиллерийские части в округе подчинялись непосредственно начальнику артиллерии округа). В пограничных округах на Командующего возлагались обязанности генерал-губернатора и в его лице сосредотачивалась вся военная и гражданская власть. Структура окружного управления осталась без изменений.

     Параллельно шла реформа самою военного министерства. По новому штату состав Военного минисмсрства был уменьшен на 327 офицеров и 607 солдат. Значительно сократился и объем переписки. Как положительное можно отметить и тот факт, что военный министр сосредоточил в своих руках все нити военного управления, однако войска не находились в полном его подчинении, так как начальники военных округов зависели непосредственно от царя, который и возглавлял верховное командование вооруженными силами.

     Белоруссия  была поделена на военные округа, срок службы был сокращен до 7-8 лет. В 1874 г. была введена всеобщая воинская повинность для мужчин, достигших 20-летнего возраста. Срок службы для лиц, имевших образование, значительно сокращался.

     Реализация  буржуазных реформ в Беларуси имела  некоторые особенности. Так, по крестьянской реформе 1861 г. за крестьянами трех губерний Беларуси (Виленской, Гродненской и Минской) было признано право на сохранение дореформенного надела земли, т.е. с самого начала на этой территории крестьянская реформа проводилась в жизнь на более лучших условиях, чем в центральных губерниях России, в Витебской и Могилевской губерниях, где имели место «отрезки» и чересполосица, которые ухудшали положение крестьян. Более того в результате восстания крестьян под руководством К.Калиновского 1863 г. заставило царизм в Виленской, Гродненской, Минской и части Витебской губерниях отменить с 1 мая 1863 г. временно обязанное состояние крестьян, которое в других губерниях России длилось до 1883 г., т.е. на большей территории Беларуси крестьянская реформа была проведена на более льготных условиях. Что касается пореформенных органов крестьянского самоуправления в Беларуси, то их система, структура и компетенция ничем не отличались от аналогичных органов друг х губерний России.

     Все другие буржуазные реформы (земская 1864 г., городская 1870 г., судебная 1864 г.) были проведены в Беларуси значительно позднее (на 10-20 лет!), чем в центральных губерниях России, и с такими особенностями, которые сводили на нет выборные начала и другие прогрессивные положения буржуазных реформ. Но даже в таком виде проведенные буржуазные реформы в Беларуси создавали более благоприятные условия для развития буржуазных отношений во всех сферах общественной жизни, чем те, которые господствовали в России в первой половине XIX века. Именно благодаря буржуазным реформам Россия, в том числе и Беларусь, прочно встала на путь капиталистического развития, не в результате революции, как это было во всех странах Западной Европы. Эволюционный путь буржуазного развития был прерван недальновидной внутренней и внешней политикой царизма, террористической деятельностью радикально настроенных сил общества, которые привели Российскую империю к социальному взрыву — революции 1905-1907 гг. Преобразования, предпринятые в ходе революции и после нее во всех сферах общественной жизни, свидетельствовали, что в России, в том числе и в Беларуси, в начале XX в. углубляются процессы, направленные на формирование буржуазного общественного и государственного строя. О чем свидетельствуют нормы Основных законов Российской империи 23 апреля 1906 года.

Информация о работе Социально-экономическое и политическое развитие Беларуси во второй половине XIX века