Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:47, контрольная работа
В отличие от западноевропейских стран государственно-политический строй России к середине XIX в. оставался на уровне средневековья. Здесь господствовал абсолютизм и крепостное право. Свидетельством отсталости России явилось ее поражение в крымской войне (1853 - 1856 гг.). Стало очевидным, что российская крепостническая система проигрывает западной капиталистической. Это заставило правительство задуматься над необходимостью проведения реформ.
Введение
1. Кризис феодально-крепостнической системы России. Подготовка и проведение реформы по отмене крепостного права 1861 г.
2. Особенности реализации аграрной реформы 1861 г. в белорусских губерниях.
3. Российские реформы 60 - 70 х годов (военная, судебная, городская, школьная, цензуры и др.) и их значение для социально-экономического развития белорусских земель.
4. Внутренняя политика Александра III. Контрреформы 80 - 90 х годов. Особенности экономического, социального, этнокультурного развития Беларуси в пореформенный период.
Заключение
Задание
18
Социально-экономическое
и политическое развитие Беларуси во
второй половине XIX века
Введение
Заключение
Введение
В отличие от западноевропейских стран государственно-политический строй России к середине XIX в. оставался на уровне средневековья. Здесь господствовал абсолютизм и крепостное право. Свидетельством отсталости России явилось ее поражение в крымской войне (1853 - 1856 гг.). Стало очевидным, что российская крепостническая система проигрывает западной капиталистической. Это заставило правительство задуматься над необходимостью проведения реформ.
Формирование
капитализма в сельском хозяйстве
могло идти двумя путями. Первый
путь предполагал медленную эволюцию
помещичьего хозяйства в
Второй путь был характерен для США. Он предусматривал создание свободных фермерских хозяйств, не испытывающих никаких феодальных ограничений. Он получил название американского.
Более прогрессивным был второй путь, но для его реализации необходимы были соответствующие условия, в первую очередь ликвидация помещичьего землевладения. Но реформа 1861 года была проведена большей частью для помещиков. Важной особенностью аграрных отношений в белорусском регионе являлось то, что более половины земельных угодий принадлежала помещикам.
В результате проведения реформ открылась дорога к замене крепостнических производственных отношений капиталистическими.
Цель
работы: изучить социально-
1. Кризис феодально-
Первые шаги на пути к крестьянской реформе. Отмена крепостного права затрагивала жизненные основы огромной страны. Александр II не решался взять ответственность всецело на себя. В конституционных государствах все крупные мероприятия сначала разрабатываются в соответствующих министерствах, потом обсуждаются в Совете министров, а затем вносятся в парламент, которому принадлежит решающее слово. В России в то время не было ни конституции, ни парламента, ни Совета министров. Поэтому потребовалось создать систему центральных и местных учреждений специально для разработки крестьянской реформы.
Подготовка реформы началась вскоре после заключения Парижского мира. Александр II, выступая в Москве перед предводителями дворянства, заявил, что “лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собою уничтожаться снизу”. Намекая на пугачевщину, Александр затрагивал очень чувствительную для помещиков тему. “Передайте слова мои дворянам для соображения”,— сказал он в конце речи.
Ожидалось, что дворяне живо откликнутся на призыв царя и дело пойдет дружно и споро. Тем временем в Министерстве внутренних дел началась разработка главных оснований реформы. Из архивов были извлечены проекты Сперанского и Киселева. К ним присоединили ходившие по рукам записки, в том числе и кавелинскую. В итоге чиновники сошлись на том, что крестьянам, освобожденным от крепостной зависимости, надо дать небольшие наделы. За это крестьяне должны будут исполнять строго определенные повинности в пользу помещика.
В начале 1857 г., в соответствии с традициями прошлых царствований, был образован Негласный (секретный) комитет для обсуждения министерской программы. Но его деятельность оказалась малопродуктивной. Назначенные в комитет поседелые сподвижники Николая I толкли воду в ступе да искали способы, как бы загнать все дело в тупик.
Между тем помещики никак не откликались на призыв царя. Даже во время коронации их представители явно избегали прямых ответов. Наконец, виленский генерал-губернатор В. И. Назимов сумел склонить местных дворян выступить с предложением об отмене крепостного права. Но возникло новое затруднение:
польские и литовские помещики просили освободить крестьян без земли, а министерский проект предполагал освобождение с наделом. Завязавшийся узел разрубил сам Александр II. Он приказал составить рескрипт на имя Назимова, исходя из министерской программы. 20 ноября 1857 г. рескрипт был утвержден царем. Польским и литовским помещикам предлагалось избрать губернский комитет для разработки реформы на условиях, предложенных правительством.
Протесты польских и литовских помещиков (мы-де просили вовсе не о том) были оставлены без внимания. Рескрипт Назимову был опубликован. Негласный комитет преобразовали в Главный комитет по крестьянскому делу. Реформа стала разрабатываться в обстановке гласности. Александр II совершил поступок, достойный потомка Петра I.
Обстановка гласности вынудила помещиков откликнуться на призыв царя. К лету 1858 г. почти повсеместно были созданы губернские дворянские комитеты.
Деятельность редакционных комиссий. Манифест 19 февраля 1861 г. В конце 1858 г. стали поступать отзывы губернских комитетов. Для рассмотрения этих отзывов и составления подробного проекта реформы были образованы редакционные комиссии. По воле царя их возглавил Я. И. Ростовцев.
В свое время Ростовцев был близок к декабристам, но в решающий момент сообщил правительству о готовящемся выступлении. Правда, при этом он не назвал имен и о своем шаге известил Рылеева и Оболенского.
Ростовцев много сделал для того, чтобы направить работу редакционных комиссий в либеральное русло. Все текущие дела по подготовке реформы сосредоточились в руках товарища (заместителя) министра внутренних дел Николая Алексеевича Милютина (1818—1872). Милютин был близок к Кавелину и старался реализовать основные положения его записки. Большую помощь оказывал ему славянофил Ю. Ф. Самарин, член редакционных комиссий.
Помещики с недоверием относились к редакционным комиссиям, и Александр обещал, что представители дворянства будут вызваны в Петербург, ознакомлены с документами и смогут высказать свое мнение. К августу 1859 г. проект был подготовлен, и встал вопрос о приезде дворянских представителей. Опасаясь, как бы они не образовали какое-нибудь подобие парламента, правительство решило вызвать дворян в столицу в два приема (сначала от нечерноземных губерний, а затем от южных, черноземных). Вызванным было запрещено собираться на официальные заседания. Их приглашали по 3—4 человека в редакционные комиссии и просили отвечать на задаваемые вопросы. Дворяне были очень недовольны таким поворотом дела.
Помещики нечерноземных губерний не возражали против наделения крестьян землей, но требовали за нее выкуп, несоразмерный с ее стоимостью. Тем самым они пытались включить в сумму выкупа компенсацию за оброк. Они настаивали также на том, чтобы правительство гарантировало выкупную операцию.
Кроме того, помещики опасались, что власть правительственной бюрократии непомерно усилится, если она заберет под свой контроль все дело управления крестьянами. Чтобы отчасти нейтрализовать эту опасность, дворянские представители потребовали свободы печати, гласности, независимого суда и местного самоуправления. В ответ правительство запретило на ближайших дворянских собраниях обсуждать вопрос о реформах.
Этот запрет вызвал сильное брожение среди дворянства, особенно в нечерноземных губерниях, где оно было более просвещенным и либеральным. На собрании тверского дворянства помещик А. И. Европеус (бывший петрашевец) произнес яркую речь против произвола бюрократии, нарушающей законные права дворян, и был отправлен в новую ссылку—в Пермь. Вятка была избрана местом ссылки для' тверского губернского предводителя дворянства А. М. Унковского. Александр II показал, что он кое-чему научился у своего отца.
Тем временем, в начале 1860 г., в Петербург съехались дворянские представители от черноземных губерний. Их критика правительственного проекта освобождения крестьян была еще резче. Они увидели в деятельности редакционных комиссий проявление демократических, республиканских и даже коммунистических тенденций. Они указывали на различные опасности, грозящие государству в случае реформы. Но землевладельцы из черноземных губерний не выдвигали требований относительно гласности и различных свобод, и правительство не подвергло их репрессиям. Дворянским представителям было обещано, что их замечания по возможности будут учтены.
В это время умер Ростовцев. Председателем редакционных комиссий был назначен министр юстиции граф В. Н. Панин, известный консерватор.
На каждом последующем этапе обсуждения в проект вносились те или другие поправки крепостников. Реформаторы чувствовали, что проект все более сдвигается от “золотой середины” в сторону ущемления крестьянских интересов. Тем не менее обсуждение реформы в губернских комитетах и вызов дворянских представителей не остались без пользы. Милютин и Самарин (главные разработчики реформы) поняли, что она не может осуществляться на одинаковых основаниях во всей стране, что нужно учитывать местные особенности. В черноземных губерниях главную ценность представляет земля, в нечерноземных — крестьянский труд, овеществленный в оброке. Они поняли также, что нельзя без подготовки отдавать помещичье и крестьянское хозяйства во власть рыночных отношений; требовался переходный период. Они утвердились в мысли, что крестьяне должны быть освобождены с землей, а помещикам следует предоставить гарантированный правительством выкуп. Эти идеи и легли в основу законоположений о крестьянской реформе.
Заветной
мечтой крепостников было так или
иначе похоронить реформу. Но Александр
II проявил необыкновенную настойчивость.
В самый ответственный момент
он назначил председателем Главного комитета
по крестьянскому делу своего младшего
брата Константина Николаевича, сторонника
либеральных мер. На последнем заседании
комитета и в Государственном совете реформу
отстаивал сам царь. 19 февраля 1861 г., в шестую
годовщину своего восшествия на престол,
Александр II подписал все законоположения
о реформе и манифест об отмене крепостного
права. Поскольку правительство опасалось
волнений, публикация документов была
отложена на две недели — для принятия
предупредительных мер. 5 марта 1861 г. манифест
был прочитан в церквах после обедни. На
разводе в Михайловском манеже Александр
сам прочитал его войскам.
2.
Особенности реализации
аграрной реформы
1861 г. в белорусских
губерниях.
В начале 20 века на Беларуси, как и в других районах Российской империи, происходили значительные изменения в политическом, экономическом и социальном развитии. В начале 20 века в белорусских губерниях продолжался пароцесс капитализации сельского хозяйства. Дворянское землевладение постепенно сокращалось, а на смену ему приходило большее количество форм частной земельной собственности. Этому содействовала аграрная реформа, инициатором которой выступил Столыпин. Аграрная реформа на белорусских территориях началась по Указу 1906 года. В 1910 году, после его утверждения 3 Государственной Думой он приобрел силу закона. По этой реформе предусматривалось: ликвидация сельской общины, передача надельной земли в частную собственность, выделение земельных участков под хуторское хозяйство, переселение малоземельных крестьян в Сибирь. В результате переселенческой политики территорию Беларуси покинуло более 300 тысяч крестьян. Переселение крестьян на хутора проводилось в соответствии с Указом 1906 года, и законов 1910 и 1911 гг. Эти документы известны под названием столыпинской реформы и были направлены на формирование и развитие фермерских крестьянских хозяйств. Крестьянин, который хотел выделиться на хутор, имел право потребовать выделения ему земли в одном месте. Этим земельным наделом он пользовался без всяких ограничений - имел право ее продать. Обменять, завещать своим родственникам или чужим людям, подарить, отдать в залог или под аренду.
Однако площадь земельных угодий среди крестьян распределялась так, что значительное их большинство не могло прокормиться только со своей земли. Крестьяне, по-прежнему, повсеместно страдали от безземелья и неизмеримо больших налогов. Поэтому не имели реальной пользы для крестьян ни земская, ни судебная, ни другие реформы.