Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:24, реферат
АПК является важной составляющей частью в экономике России. В её структуре выделяют три основные сферы её деятельности: 1 – Сельское хозяйство: земледелие, животноводство, лесное и рыбное хозяйство. 2 – Отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырьё: пищевая, лёгкая. 3 - Отрасли промышленности, выпускающие средства производства для сельского хозяйства и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию отраслей: сельскохозяйственное машиностроение, тракторостроение, машиностроение, выпускающее оборудование для пищевой и легкой промышленности, мелиоративн
o АПК отличается неразвитостью инф
o Цены на промышленную продукцию во много раз превышают цены на продукцию сельского хозяйства. Диспаритет цен не дает возможности сельскохозяйственным товаропроизводителям приобрета
o Нарушена эквивал
o Либерализация цен, считающаяся главным условием оживления производства, развития конкуренции, насыщения потребительского рынка, в действительности в условиях еще монополизированной экономики с нерациональной и неэффективной
структурой аграрного производства и искаженными стоимостными пропорциями ускорила процесс разрушения производства.
Необходимы действенные меры по выходу из кризиса, стабилизации всех отраслей АПК. Эти меры могут быть осуществлены при проведении эффективных рыночных реформ в аграрной
сфере, т.е. земельной реформы, реформы финансовой системы, структурной реформы и реформы системы управления.
Важнейшим звеном в системе аграрных преобразований в АПК является реформирование производства и переработки сельскохозяйственной продукции, внедрение современных технологий. Необходимо освоение ряда новых перерабатывающихпроизводств, например, производство сушеной и быстрозамороженной продукции овощей, плодов и ягод, расширение ассортимента детского питания, кормового белка, биопрепаратов из продукции мясомолочной промышленности.
Новые производства, а также новые цеха действующих предприятий следует размещать вблизи сырьевых баз, т.е. в сельских районах.
Действующая система управления АПК нуждается в реформировании, устранении дублирования функций управления на федеральном и региональном уровнях. Важнейшей задачей при этом является подготовка квалифицированных кадров сферы управления,
продолжение
1 2 3 4 5
Наблюдаемые процессы экономического оживления в аграрной сфере экономики различных регионов страны свидетельствуют о начале устойчивых позитивных тенденций, подкрепляемых общеэкономической стабилизацией на макроуровне, развитием и углублением рыночных преобразований, формированием и расширением финансовых, кредитных институтов, ориентированных на обслуживание непосредственного производителя сельскохозяйственного сырья и агропродовольствия, формированием с 2008 года в стране национального резервного фонда и фонда благосостояния. Резервный Фонд предусмотрен в объеме не ниже 10% ВВП или около 4 трлн. руб. Эта сильная финансовая подпитка инициирует Правительство РФ на разработку различных государственных программ поддержки отраслей экономики, ориентируя их на достижение новых целей и решение сложных народнохозяйственных задач, которые до недавнего времени казались трудноразрешимыми.
Сегодня сельское хозяйство России по разным объективным и субъективным причинам оказалось в тяжелом положении. Если мы хотим сохранить статус крупной аграрно-индустриальной державы, спасти село от экономического умирания, то необходимо переходить к идеологии социального государства на базе стратегии развития реальной экономики страны и особенно возрождения агропромышленного комплекса. Такой подход требует значительного увеличения государственных материальных и, прежде всего финансовых ресурсов с активным участием в государственных проектах частного как российского, так и иностранного капитала.
Следует заметить, что в последнее время приняты важнейшие документы, позволяющие определить стратегические задачи и наметить меры правового, социально-экономического и организационного характера для их решения. Речь идет о Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства», приоритетном национальном проекте «Развитие АПК».
Конечно, национальный проект «Развитие АПК» не мог решить все проблемы села. Он был направлен на ускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малых форм хозяйствования. Но главная его заслуга в том, что он привлек внимание к проблеме, разбудил интерес как у крестьянства, так и у властных структур.
С 2008 г. проект «Развитие АПК» перерос в Государственную программу, которая была принята в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства», и носит системный, комплексный характер, включая конкретные задачи и пути их решения. «Это трансформация, а не завершение проекта, - подчеркнул Президент России Дмитрий Медведев. - По сути, теперь приоритетными являются не отдельные фрагменты нашей работы, а все, что заложено в Государственную программу развития сельского хозяйства».
Итак, постановлением Правительства РФ от 14.07.2007г. №446 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
В соответствии с программой общий объем её финансирования составит: за счет средств консолидированного бюджета – 1095,6 млрд. руб. (доля федерального бюджета – 50,3%; доля средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 49,7%). Кроме того, в течение пяти лет с начала осуществления программы 311 млрд. руб. предусматривается привлечь из внебюджетных источников.
В результате реализации этой Государственной программы ожидается достичь качественных изменений в сельском хозяйстве. В частности, предполагается значительно улучшить жилищные условия в сельской местности – увеличить ввод и объем приобретения жилья в 3,7 раза по сравнению с 2006 годом, до 60%. Ожидается, что, объем производства продукции сельского хозяйства увеличится на 24,1% (по отношению к 2006 г), а привлечение инвестиций в основной капитал в 2008-2012 годах составит 946,8 млрд. руб. Для повышения продовольственной безопасности страны доля российских продовольственных товаров в розничной торговле должна быть доведена до 70%.
В рамках реализации данной Государственной программы предусматривается, что к 2012 году производство, например, молоко в Российской Федерации достигнет 37 млн. т, что превысит уровень 2006г. на 17,8%. Однако из самой программы не вытекает, как и за счет каких ресурсов будет обеспеченно достижение данного показателя.
Пакет принятых документов, несомненно, имеет первостепенное значение после почти двух десятилетий забвения сельских проблем.
И проект «Развитие АПК», и Государственная программа уже на первых порах столкнулись с неожиданными препятствиями, связанными с тем, на какой основе - жилищной, кадровой, социально-экономической, технико-технологической, организационной,управленческой и др. это будет осуществляться. Нужна выверенная, глубоко обоснованная и продуманная долговременная стратегия возрождения и устойчивого развития села, всего АПК. Учитывая, что на это потребуются огромные денежные средства, поставленная задача по силам только государству, которое может полностью взять на себя финансирование данного стратегического проекта. Такая стратегия, по выводам экономистов, должна включать четыре основных направления:
o восстановление и устойчивое развитие сельских территорий; без этого бесполезно вкладывать денежные средства в сельскохозяйственное производство;
o подготовка кадров для села как работников массовых профессий, так и специалистов высшего звена, владеющих новыми современными технологиями;
o окончательное решение земельного вопроса, обеспечение прозрачности земельных отношений между пользователями земли и государством;
o разработка экономического механизма ценообразования, отвечающего интересам субъектов хозяйствования АПК.
Также в качестве государственной поддержки начинает формироваться система ипотечного кредитования в сфере АПК.
Сложное финансовое положение сельского хозяйства Российской Федерации в настоящее время, как уже говорилось, обусловлено недостатком собственных источников финансирования сельско-хозяйственных товаропроизводителей и низкой эффективностью производства сельскохозяйственной продукции.
Развитие ипотечных отношений в сельском хозяйстве в современных условиях приобретает большую значимость в связи с необходимостью привлечения дополнительных инвестиций в агропромышленный комплекс в целях возрождения агропромышленных предприятий. Недостаточность и низкое качество залогового обеспечения ограничивают доступ сельскохозяйственных организаций к кредитным ресурсам и повышают кредитные риски банка. В связи с этим становление земельного рынка является первостепенной задачей, решение которой позволит запустить в действие механизм ипотечного кредитования в сельском хозяйстве, где в качестве обеспечения выступят сельскохозяйственные земли, являющиеся наиболее приемлемым видом залога для получения инвестиционных кредитов.
Залоговые отношения в сельском хозяйстве включают в себя отношения по поводу залога сельскохозяйственной продукции и недвижимого имущества, и в первую очередь основного средства производства – земли. Важнейшей предпосылкой для развития системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей под залог недвижимого имущества является принятие Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Основные преимущества ипотечного кредитования сельскохозяйственных производителей заключается в следующем:
o обеспечивает доступ новых и действующих сельскохозяйственных товаропроизводителей к приобретению новых и расширению используемых земельных участков;
o позволяет привлечь финансовые ресурсы для ведения сельскохозяйственного производства;
o способствует переливу капитала в сельское хозяйство из других отраслей национальной экономики в целях его наиболее эффективного использования.
При становлении земельных кредитных систем на первых порах очень важна роль государства, его активное участие в формировании сети земельных ипотечных банков, создании кредитных ресурсов, предоставлении льготных кредитов, удешевлении кредитов путем компенсации высоких процентных ставок, подготовке кадров, создании системы законодательной защиты прав на земельную собственность. По мере развития ипотечного кредитования потребность в кредитных ресурсах со стороны государства уменьшится.
Одним из важных шагов на пути решения всех проблем, имеющихся в агропромышленном комплексе, является, по мнению экономистов, учреждение Правительством Российской Федерации в качестве оператора системы ипотечного кредитования в АПК Земельного банка Российской Федерации
с соответствующей сетью банков в регионах, который призван решать следующие задачи:
o проведение государственной политики и разработка концепции системы ипотечного рынка
o оказание услуг залогодателям по оформлению ипотечных договоров, договоров стра
o контроль за деятельностью субъектов ипотечного рынка – страховых, оценочных, риэлтерских агентств и региональных систем ипотечного кредитования
o учет движения земельных участков, находящихся в залоге
o и т.п.
Главным инструментом, обеспечивающим легитимность залоговых операций, является также создание Российской федеральной земельной биржи
Условия и факторы, способствующие и ограничивающие инновационное развитие АПК типичны для большинства регионов страны. Переход к рынку негативно отразился на агропродовольственном секторе. За годы рыночных преобразований производство продукции упало до объемов второй половины 60-х годов XX века. Село переживает системный кризис, основными проявлениями которого являются обострение демографической ситуации, высокий уровень безработицы сельского населения и бедности.
Выход аграрной экономики из кризисного состояния, устойчивое функционирование и развитие сельскохозяйственного производства, других сфер АПК, решение проблем продовольственной безопасности страны и регионов, обеспечение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки неразрывно связано с активизацией инновационной деятельности. Применяя нововведения, субъекты хозяйствования могут снизить издержки производства, что обеспечит им большую долю на рынке и получение дополнительной прибыли. Возможность производить новую или улучшенную продукцию позволяет иметь добавочный доход за счет монопольной позиции на рынке. Инновации помогают хозяйствующим субъектам сохранить также конкурентные преимущества и не потерять свою долю на рынке.
Применительно к АПК инновации представляют собой реализацию в хозяйственную практику результатов исследований и разработок в виде новых сортов растений, пород и видов животных и кроссов птицы, новых пли улучшенных продуктов питания, материалов, новых технологий в растениеводстве, животноводстве и перерабатывающей промышленности, новых удобрений и средств защиты растений и животных, новых форм организации и управления различными сферами экономики, новых подходов к социальным услугам, позволяющих повысить эффективность производства.
По предмету и сфере применения в АПК целесообразно выделить четыре типа инноваций: селекционно-генетические (присущ только центральному звену комплекса - сельскому хозяйству); технико-технологические и производственные; организационно-управленческие и экономические; социально-экологические.
Инновационные процессы в АПК отличаются многообразием региональных, отраслевых, функциональных, технологических и организационных особенностей. Расширенное воспроизводство в сельском хозяйстве осуществляется во взаимодействии экономических и естественно-биологических процессов. Поэтому при управлении инновациями следует учитывать не только экономические законы, но и законы природы - законы равнозначности, незаменимости и совокупности жизненных факторов, а также законы минимума, оптимума и максимума.
Действие закона незаменимости факторов производства проявляется в том, что, например, путем селекции невозможно компенсировать недостаток удобрений, изменением сортности нельзя возместить недоделки агротехники, племенным отбором не покрыть недостающие корма. Согласно закону минимума рост производства сдерживается тем фактором, который находится в минимуме. Например, уровень продуктивности скота определяется тем веществом, наибольшее количество которого находится в кормовом рационе; в соответствии с законом максимума превышение какого-либо одного питательного вещества сверх потребности животного не приведет к повышению его продуктивности.
Сложность аграрного производства, его особенности, комплексный характер инноваций в АПК диктуют необходимость выбора адекватных подходов и методов управления инновационным процессом, сочетания различных типов инноваций, усиления роли государства в стимулировании инноваций.
Аграрный сектор характеризуется высоким уровнем рисков инновационных процессов. Риск финансирования научно-производственных результатов, риск временного разрыва между затратами и результатами, неопределенность спроса на инновационную продукцию препятствуют желанию частных инвесторов вкладывать капитал в развитие сельского хозяйства.
Анализ факторов, влияющих на инновационное развитие АПК, позволяет подразделить их на негативные (ограничивающие инновационное развитие) и позитивные (способствующие ускорению инновационных процессов).
Факторами, способствующими инновационному развитию АПК, являются переход к рыночному способу хозяйствования, наличие природных ресурсов, значительный научно-образовательный и кадровый потенциал, емкий внутренний продовольственный рынок, возможность производить экологически безопасные, натуральные продукты питания.
К факторам, ограничивающим ин инновационное развитие, следует отнести:
ведомственную разобщенность и ослабление научного потенциа
снижение внутреннего спроса на продовольствие; сокращение государственной поддержки аграрного сектора и государственного финансирования научно-технических программ;
неразвитость системы кредитования, высокие ставки по кредитам; отсутствие инновационной инфраструктуры и государственной инновационной политики и стратегии;
недостаточный уровень подготовки кадрового персонала организаций АПК в области инновационного менеджмента; узость рынка инновационной продукции; отсутствие эффективного организационно-экономического механизма управления инновационными процессами.
Активизация инновационной деятельности тесно связана с достижениями в научно-технической сфере потребностями агропромышленного производства, наличием научно-производственного и трудового потенциала, формированием адекватной аграрной и инновационной политики на федеральном и региональном уровнях.
В настоящее время инновационная деятельность в АПК характеризуется низким уровнем активности при значительном и неиспользованном научном потенциале. Доля агропромышленных предприятий, являющихся наиболее динамичными потребителями новшеств, составляет всего 8%.
Сегодня основными разработчиками и поставщиками нововведений остаются государственные научные организации, входящие в состав РАСХН и РАН, а также вузы, в которых научными исследованиями по проблемам АПК занимаются научные сотрудники, в том числе доктора и кандидаты наук. В период проведения рыночных реформ произошло сокращение объемов финансирования науки и уровня заработной платы научных работников, что привело к оттоку молодых ученых и ухудшению возрастной структуры научных кадров. На начало 2008 г. в научных организациях, занимающихся аграрными исследованиями, доля научных сотрудников старше 60 лет составила 39%, в том числе кандидатов наук – 40%, докторов наук - 100%. Средний возраст кандидата наук достиг 56 лет, а доктора наук - 68 лет.
В настоящее время, учитывая ограниченность выделяемых государством ресурсов, первоочередным приоритетом должна стать государственная поддержка фундаментальных исследований и важнейших прикладных разработок, ориентированных на быструю отдачу. Однако выбор указанного приоритета развития аграрной науки не должен привести к снижению финансирования по другим направлениям научных разработок, где имеется значительный потенциал ученых.
Развитие инновационной инфраструктуры предусматривает формирование организаций, занятых продвижением научно-технической продукции на рынке инноваций; информационно-консультационным обслуживанием инновационной деятельности; экспертизой научных и инновационных программ, проектов, предложений и заявок. Кроме того, важно развивать опытную базу, создавать структуры для финансирования научно-технической и инновационной
деятельности.
Оценка ситуации в АПК свидетельствует, что для активизации инновационной деятельности предстоит решить целый ряд задач государственной инновационной политики. К числу приоритетов развития инновационных процессов в АПК следует отнести следующие: разработка государственной инновационной политики и стратегий, нацеленных на становление прогрессивных технологических укладов; обеспечение единства государственной аграрной, научно-технической и инновационной политики с целью повышения спроса агропромышленного производства на научно-технические достижения и привлечение капитала в развитие инновационных технологий; совершенствование нормативно-правового регулирования инновационных процессов; создание условий для активизации деятельности аграрной науки, совершенствование системы подготовки кадров в области инновационной деятельности, обеспечивающих повышение инновационной активности организаций и коммерциализацию результатов научных исследований; техническое и технологическое переоснащение организаций комплекса, применение энерго- и ресурсосберегающих технологий производства, хранения и переработки продуктов питания; создание современной системы и информационного и инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности в АПК; формирование экономического механизма функционирования А
1 2 3 4 5
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях командно-административной системы аграрный сектор экономики был наиболее деформирован, и в условиях перехода к рыночным отношениям нуждается в наиболее глубоком реформировании. Ситуация в аграрной сфере осложняется кризисом финансовой системы, отсутствием действенной государственной финансовой поддержки, резко ухудшившимся материально-техническим обеспечением, принявшим уродливые формы ценообразованием, невыгодной для производителей системой формирования государственных продовольственных ресурсов и целым рядом других причин.
Земельная реформа базируется на новой правовой основе, отразившейся в принятии законов: "О земельной реформе", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О плате за землю", Земельном кодексе России. Идёт создание экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель. Важно учесть принцип социально справедливого перераспределения земель и создания равных условии для всех форм хозяйствования. Земельная реформа предусматривает введение частной собственности на земельные участки и формирование земельного рынка. Переход к частной собственности на землю включает строго целевое использование земель, ограничение размеров выделяемых земель, временное ограничение на их продажу и т.п. Новые схемы землеустройства разрабатываются на основе баланса наличия земель и потребности в них, на основе объективной оценки состояния, распределения земель и возможностей землепользователей обработать их.
Для успешного проведения аграрной реформы в первую очередь необходимо обеспечить социальные преобразования в селе (жилищное строительство, возведение объектов культуры, здравоохранения, образования, строительства дорог, газификацию, электрификацию, связь), т.е. создать условия для переселения граждан в покинутые деревни, в малонаселенные регионы.
Развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве стимулировало решение Правительства России с 1993 г. формировать государственные ресурсы на контрактной основе по свободным ценам, отменить обязательные поставки. Формирование государственных продовольственных ресурсов для содержания армии, государственного резерва будет осуществляться на средства государственного бюджета, а государственная поддержка сельхозпроизводителей - только за счет внебюджетных источников. Государство предусматривает целый ряд льгот для сельхозпредприятий, заключающих с ним договора по поставкам: предоставление бюджетных ссуд, дотация животноводческой продукции, компенсация стоимости горюче-смазочных материалов и т.д. Договора будут заключаться на конкурсной основе. Активно в АПК идет формирование новых форм хозяйствования. В настоящее время они представлены крестьянскими хозяйствами, ассоциациями крестьянских хозяйств, агрокооперативами, агрокомбинатами, агроконсорциумами, агрофирмами. Выбор той или иной формы зависит от конкретных условий местности, осуществляется на строго добровольной основе, а критерием преимущества может быть только экономическая эффективность. В ближайшие годы три четверти продукции сельского хозяйства будут производить крупные сельскохозяйственные предприятия: ассоциации крестьянских хозяйств, акционерные предприятия, агрокооперативы, созданные на основе колхозов и совхозов. Крестьянские хозяйства дадут примерно до 2% от общего производства, так как даже при условии серьезной поддержки государством (строительство дорог, газификация, обеспечение технического обслуживания, прием продукции) им необходимо долгосрочное кредитование и не менее 3-5 лет, чтобы встать на ноги.
Аграрная реформа предполагает создание всероссийского рынка сельскохозяйственной продукции на основе углубления специализации экономических районов, интенсификации сельскохозяйственного производства при свободном взаимодействии спроса и предложения с элементами государственного регулирования рынка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Атлас: География России. Население и хозяйство. 9 класс. М.: "Дрофа", "Издательство ДИК", 2000.
Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды: М.: Аспект Пресс, 1996.
Попов А.А. Аграрный потенциал России: перспектива развития / Науч. ред. В.С. Балабанов - М.: ОАО "Издательство "Экономика", 1998.
Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
Экология и экономика природопользования: учебник для вузов / Под ред. проф. Гирусова Э.В. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998.
Таблица 1.
Распределение объема продукции, производственных основных фондов и численности занятых по отраслям АПК в 1989 г.