Автор: Сайкин Алексей, 26 Октября 2010 в 21:09, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить процессы, происходившие в Московском государстве в ХVII веке.
Введение
Глава I. Россия в конце XVI- начале XVII веков.
1. Социально- экономическое развитие страны.
2. Характеристика политической обстановки в России.
Глава II. Смутное время в России.
1. Анализ причин начала Гражданской войны.
2. Польско-шведская интервенция XVII века.
3. Национально-освободительные движения в период Смуты и их значение.
Заключение
Литература.
Таким образом, народные восстания XVII века имели двойственное значение для развития страны. Во-первых, они отчасти играли роль ограничителя эксплуатации и злоупотребления властей. А во-вторых, еще больше подталкивали правительство к централизации и укреплению госаппарата и армии.1
По содержанию данной курсовой работы можно сделать некоторые выводы.
К концу XVI века Московское государство переживало тяжелое время. Постоянные набеги крымских татар и разгром Москвы в 1571 году; затянувшаяся Ливонская война, длившаяся 25 лет, достаточно измотавшая силы страны и закончившаяся поражением; так называемые опричные «переборы» и грабежи при царе Иване Грозном, потрясшие и расшатавшие старый уклад жизни и привычные отношения, усилившие общий разлад и деморализацию; постоянные неурожаи и эпидемии. Все это в итоге привело государство к Смуте конца XVI- начала XVII веков – периоду Гражданской ойны, глубокого социально-экономического, политического и духовного кризиса русского общества. Но все же основной причиной Смутного времени историки выделяют династический кризис – прекращение царской династии Романовых.
Смута,
в период которой политическая борьба
за власть переплелась с польско-шведской
интервенцией и мощными народными
и казацкими выступлениями, привела
к полному развалу российской
государственности, подрыву авторитета
боярской и дворянской знати. Экономика
страны находилась на грани катастрофы,
сложной оставалась геополитическая
обстановка, тяжелые социально-
Основное
содержание царствования первых двух
царей из династии Романовых –
Михаила и Алексея –
Алексей
Михайлович Романов вошел в историю
как устроитель и успокоитель
государства. В экономической области
он поддерживал отечественное
Алексей Михайлович проводил активную внешнюю политику, наиболее крупным успехом которой было воссоединение в 1654 году Украины с Россией.
Одним из главных достижений царствования Алексея Романова было принятие Соборного уложения 1649 года – кодекса законов Русского государства, которое оставалось основным законом России вплоть до первой половины XIX века. Его принятие явилось важной вехой в развитии самодержавия и крепостного строя, оно отвечало интересам господствующего класса дворян.
При этом царе в середине XVII столетия Никоном была проведена церковная реформа, в результате которой все русское общество раскололось на никонианцев (приверженцев новой веры) и старообрядцев, а в русской истории впервые появился феномен раскольничества. Церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который не только отразил тенденции к централизации и определенной унификации церковной жизни, но и повлек за собой существенные социокультурные последствия.
Таким образом, все усилия Алексея Михайловича были направлены на восстановление и укрепление государственности Московского царства. Однако его усилия обострили социальные противоречия, которые вылились в народные движения во второй половине XVII века. Народные движения имели двойственное значение для развития страны. Они отчасти играли роль ограничителя эксплуатации и злоупотребления властей, но с другой стороны, еще больше подталкивали к централизации и укреплению государственного аппарата.
Таким образом, можно сделать вывод, что XVII век - это век кризиса Московского царства, который характеризовался политической борьбой за власть, польско-шведской интервенцией, национально-освободительными движениями в период Смуты, и который завершился приходом на царский престол новой царской династии - династии Романовых.
Содержание данной курсовой работы имеет практическую значимость для студентов исторических факультетов ВУЗов, а также может быть использовано учителями средней образовательной школы при преподавании уроков истории России в 7 и 10 классах.
Продолжением
работы над данной темой является
дальнейшее изучение документов и произведений
историографов, более глубокий анализ
событий, описанных в данной работе,
что может способствовать выявлению
новых противоречий, установлению причинно-следственных
связей исторических явлений, относящихся
к одному из интереснейших периодов
в истории нашего государства – XVII веку.
Возможно, изучив такое противоречивое
прошлое, мы сможем лучше понять настоящее.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ