Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:05, реферат
Весной 1579 г., когда Иван Грозный тяжело заболел, своим наследником он назначил старшего сына - Ивана. Царевич Иван был образован, умен, жесток. Но в ноябре 1581 г. в ссоре Иван Грозный ударом посоха в висок убил своего сына.
В марте 1584 г. Иван Грозный умирает. Но еще в начале марта Иван Васильевич собрал бояр и продиктовал им своё завещание, что оказалось весьма своевременным. В завещании наследником престола и царем всея Руси объявлялся его сын – Федор, болезненный, религиозный и суеверный человек. Его советниками и блюстителями державы стали князья И.П. Шуйский, И.Ф.Мстиславский, бояре Н.Р. Юрьев, Б.Ф. Годунов, Б.Я.Бельский. Особо царь жаловал Бориса Годунова, который приходился ему Шурином. Между советниками царя и его родней сразу же началась борьба за власть. И здесь победу одержал Борис Годунов.
1. Предпосылки и причины смуты
2. Лжедмитрий I
3. Василий Шуйский и социальная смута.
4. Лжедмитрий II
5. Интервенция
6. Первое земское ополчение.
7. Второе земское ополчение. Освобождение Москвы и избрание на цар-ство Михаила Романова
8. Заключение
Так обильны были реальные, видимые последствия смуты. Но события смутной поры, необычайные по своей новизне для русских людей и тяжелые по своим последствиям, заставляли наших предков болеть не одними личными печалями и размышлять не об одном личном спасении и успокоении. Видя страдания и гибель всей земли, наблюдая быструю смену старых политических порядков под рукой и своих и чужих распорядителей, привыкая к самостоятельности местных миров и всей земщины, лишенный руководства из центра государства русский человек усвоил себе новые чувства и понятия: в обществе крепло чувство национального и религиозного единства, слагалось более отчетливое представление о государстве. В XVI в. оно еще не мыслилось как форма народного общежития, оно казалось вотчиной государевой, а в XVII в., по представлению московских людей, - это уже "земля", т. е. государство Общая польза, понятие, не совсем свойственное XVI веку, теперь у всех русских людей сознательно стоит на первом плане: своеобразным языком выражают они это, когда в безгосударственное время заботятся о спасении государства и думают, о том, "что земскому делу пригодится" и "как бы земскому делу было прибыльнее".
При
прежнем господстве
Эти новые,
в смуту приобретенные, понятия
о государстве и народности не
изменили сразу и видимым образом политического
быта наших предков, но отзывались во всем
строе жизни XVII в. и сообщали ей очень отличный
от старых порядков колорит. Если, изучая
Московское государство XVI в., мы еще спорим
о том, можно ли назвать его быт вполне
государственным, то о XVII в. такого спора
быть не может, потому уже, что сами русские
люди XVII в. сознали свое государство, усвоили
государственные представления, и усвоили
именно за время смуты, благодаря новизне
и важности ее событий. Не нужно и объяснять,
насколько следует признавать существенными
последствия смуты в этой сфере общественной
мысли и самосознания.
Список
использованной литературы.
1. С.Ф.Платонов «Лекции по русской истории», Москва, издательство
«Высшая школа», 1993 год.
2. В.В.Каргалов, Ю.С.Савельев, В.А.Федоров «История России с
древнейших времен до 1917 года», Москва, издательство «Русское
слово», 1998 год.
3. «История России с древности до наших дней» под редакцией
М.Н.Зуева, Москва, «Высшая школа»,
1998 год.
30.09.2006г.