Смутное время в оценке российских и зарубежных историков

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:35, реферат

Описание работы

Праздники - неотъемлемая часть истории, культуры, духовной жизни нашей страны. Это ежегодные торжества, посвященные выдающимся историческим событиям, традиционным датам или установленные в честь народа, профессии, человека и т.д. При этом государственными мы называем те праздники, которым тем или иным законодательным актом присвоен соответствующий статус. Праздники играют важную социальную роль в жизни каждого народа. Они сближают людей, способствуют объединению страны и народа. Государственные праздники занимают особое место в жизни общества. Они призваны, прежде всего, продемонстрировать силу и значение государства.

Содержание

I. Введение………………………………………………………………………………3

II. Основная часть……………………………………………………………………...7

Глава 1. Поводы и Причины Смутного времени……………………….…7

Глава 2. Исторические личности периода Смутного времени в оценке
русских и зарубежных историков…………………………………………....9


III. Заключение………………………………………………………………………...30

IV. Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

Смутное время в оценке российских и зарубежных историков.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №5»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смутное время в оценке  российских и зарубежных историков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

Беднякова Анастасия  Вячеславовна

ученица 10 “Б” класса СОШ №5.

Научный руководитель:

учитель истории и  обществознания СОШ №5

Веряскина Оксана Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

Лангепас 2008

 

 

Содержание.

 

I. Введение………………………………………………………………………………3

 

II. Основная часть……………………………………………………………………...7

 

Глава 1. Поводы и Причины Смутного времени……………………….…7

 

Глава 2. Исторические личности периода Смутного времени в оценке

русских и зарубежных историков…………………………………………....9

 

 

III. Заключение………………………………………………………………………...30

 

IV. Список литературы……………………………………………………………….32

 

 

 

Введение

 

Праздники -  неотъемлемая часть истории, культуры, духовной жизни нашей страны. Это ежегодные торжества, посвященные  выдающимся историческим событиям, традиционным датам или установленные в честь народа, профессии, человека и т.д. При этом государственными мы называем те праздники, которым тем или иным законодательным актом присвоен соответствующий статус. Праздники играют важную социальную роль в жизни каждого народа. Они сближают людей, способствуют объединению страны и народа. Государственные праздники занимают особое место в жизни общества. Они призваны, прежде всего, продемонстрировать силу и значение государства.

 

Многие праздники современной  России уходят корнями в советскую  эпоху. Они потеряли былую заидеологизированность и политическую окраску, приобрели  другое содержание и другой смысл. А история праздника 4 ноября – Дня народного единства  уходит своими корнями глубоко в историю нашей страны.

 

Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе  с купцом Мининым и воеводой Пожарским  прогнало польских интервентов из Москвы и положило начало конца так называемому Смутному времени.

 

В Смуту беспредельничали Лжедмитрии, не могли разделить властные полномочия между собой бояре, а Речь Посполитая уже планировала, где и что  на Руси возведет, когда приберет ее к рукам.

 

Тянулось это долго, и если бы у польской шляхты осуществились  планы, то не жить нам с вами ни в  СССР, ни в России. Кто его знает, кем бы мы сейчас были?..

 

Смутное время было не столько революцией, сколько тяжелым потрясением 
жизни Московского государства. Первым, непосредственным и наиболее тяжелым его следствием было страшное разорение и запустение страны; в описях сельских местностей при царе Михаиле упоминается множество пустых деревень, из которых крестьяне «сбежали» или «сошли безвестно куды», или же были побиты «литовскими людьми» и «воровскими людьми». В социальном составе общества Смута произвела дальнейшее ослабление силы и влияния старого родовитого боярства, которое в бурях Смутного времени частью погибло или было разорено, а частью морально деградировало и дискредитировало себя своими интригами и своим союзом с врагами государства.

 

В отношении политическом Смутное  время - когда Народ, собравшись с

силами, сам восстановил разрушенное  государство, - показало воочию, что  государство Московское не было созданием и «вотчиною» своего «хозяина» - государя, но было общим делом и общим созданием «всех городов и всяких чинов людей всего великого Российского Царствия».

 

 

Три года назад были внесены поправки в федеральный закон «О днях воинской славы» (Победных днях) России. Закон, в частности, предусматривал введение нового праздника - Дня народного единства.

 

В пояснительной записке к проекту  закона, о праздновании Дня народного  единства, отмечалось: «4 ноября 1612 г. войны  народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

 

Но, к сожалению, еще многие не знают  об истинной причине возникновения  праздника. Этот вывод был сделан после обработки результатов  социологического опроса, проведенного среди жителей нашего города. Было опрошено 68 человек. Респондентам был  задан вопрос: «Можете ли Вы рассказать о том, чему посвящен праздник 4 ноября?»

 

 

 

Как видно из диаграмм подавляющее  большинство опрошенных не смогли ответить на этот вопрос. Хотя данный период российской истории нашел свое отражение  не только в работах  русских, но и в работах зарубежных историков. 

 

Также не всегда возникают ассоциации периода Смутного времени с историческими  личностями. А ведь этот период имеет для нас особый интерес. Это не просто исторический период, а целая цепь эпох, сквозь которую проходит ряд важных фактов, составляющих глубокую основу современного склада нашей жизни. Изучая явления того времени прекрасно понимаешь место и роль личности в историческом процессе. Конечно, важно, что в те годы героические поступки совершали не только руководители освободительной борьбы, но и простые люди. России удалось сохранить государственность и независимость благодаря патриотическим силам ее народа. Но в любое историческое время  были те личности. Которым народ доверял, кого народ выбирал, за кем народ шел.

Своей задачей я вижу изучение и  рассмотрение исторических личностей  периода Смутного времени.

Недостаточное количество источников и практически схожие оценки российских историков, заставили меня просмотреть  зарубежную историографию по этой проблеме. Поэтому в своей работе я буду давать сравнительный анализ исторических личностей периода Смутного времени в оценках российских и зарубежных историографов.

В своей работе я рассмотрела  мнения и оценки, данные периоду  «Смутного времени»  как русскими историками Ключевским О.В.,В.Б. Кобриным, так и зарубежными историками англичанами Флетчером, Джеромом Горсеем,Томасом  Смитом, шведом Петреем, польским послом Сапегой, французом  Жаком  Маржеретом.

 

Цель: Сделать сравнительный анализ историографических работ русских и зарубежных историков по периоду Смутного времени.

 

Задачи:

  1. Определить тему работы;
  2. Поставить цели и задачи;
  3. Обосновать актуальность и новизну работы;
  4. Составить критерии отбора материала по периоду Смутного времени;
  5. Подобрать необходимый материал;
  6. Проанализировать полученный материал на основании составленных критериев;
  7. Сделать выводы на основании проанализированного материала;
  8. Определить сферы применения данной работы.

 

Этапы работы:

 

1. Выбор темы работы;

2. Обоснование актуальности и  новизны;

3. Постановка целей и задач;

4. Составление критериев отбора  и сравнения материала;

5. Подбор материала по теме: «Смутное  время в России»;

6. Анализ полученного материала  на основании критериев;

7. Вывод на основании полученных  результатов;

8. Определение сферы применения работы.

 

Критерии сравнения:

1. Предпосылки;

2. Причины;

3. Оценка личностей;

4. Преподнесение и оценка хода  событий;

5. Результаты и последствия.

  

 

Основная часть

 

Глава 1.  Поводы и Причины  Смутного времени.

 

 

 

Иностранные источники уделяют мало внимания причинам и поводами Смутного времени. Поэтому их мы можем изучить с помощью работ русских историков таких, как О.В. Ключевский, С.М. Соловьев, В.Б. Кобрин. Так как мнение в отношении поводов и причин сходятся в изученных работах, то мною приведены цитаты из работы О.В. Ключевского, как наиболее известного историка в этой области.

 

Поводы для наступления  Смутного времени.

 

В.О. Ключевский.

 

«Обстоятельства, вызвавшие Смуту: насильственное и таинственное пресечение старой династии и потом искусственное восстановление ее в лице самозванцев. Но как эти поводы к Смуте, так и глубокие внутренние ее причины возымели свою силу только потому, что возникли на благоприятной почве, возделанной тщательными, хотя и непредусмотрительными, усилиями царя Ивана и правителя Бориса Годунова в царствование Федора. Это было тягостное, исполненное тупого недоумения настроение общества, какое создано было неприкрытыми безобразиями опричнины и темными годуновскими интригами.»

 

 

Причины для наступления  Смуты.

 

В.О. Ключевский.

 

1.«Борьба политическая и социальная, политическая - за образ правления,  социальная - усобица общественных  классов. Столкновение политических  идей, сопровождающееся борьбой  экономических состояний».

В этом вотчинно-династическом взгляде  на государство я и вижу одну из основных причин Смуты.

Сомнение в народном избрании, как  в достаточном правомерном источнике  верховной власти, было немаловажным условием, питавшим Смуту, а это сомнение вытекало из укоренившегося в умах убеждения, что таким источником должно быть только вотчинное преемство в известной династии.

 В тягловом характере московского  государственного порядка, и это  - другая основная причина Смуты.  Во всяком правомерно устроенном  государственном порядке предполагается  как одна из основ этой правомерности надлежащее соответствие между правами и обязанностями граждан, личными или сословными. Московское государство XVI в. в этом отношении отличалось пестрым совмещением разновременных и разнохарактерных социально-политических отношений. В нем не было ни свободных и полноправных лиц, ни свободных и автономных сословий. Однако общество не представляло безразличной массы, как в восточных деспотиях, где равенство всех покоится на общем бесправии. Общество расчленено, делится на классы, сложившиеся еще в удельные века. Тогда они имели только гражданское значение: это были экономические состояния, различавшиеся занятиями. Теперь они получили политический характер: между ними распределялись специальные, соответствовавшие их занятиям государственные повинности. Это еще не сословия, а простые служебные разряды, на должностном московском языке называвшиеся чинами.»

2. « Современники поняли, что  опричнина, выводя крамолу, вводила  анархию, оберегая государя, колебала  самые основы государства, направленная  против воображаемой крамолы, она подготовила действительную».

3. «В гнезде наиболее гонимого  Борисом боярства  была высижана  мысль о самозванце.

Винили поляков, что они его  подстроили; но он только был испечен  в польской печке, а заквашен в  Москве» 

 

 

Из приведенных цитат, а также на основании работ Соловьева и Кобрина можно выделить следующие обобщения:

 

Поводы к началу и продолжению Смуты:

 

1. Насильственное и таинственное  пресечение старой династии;

2. Попытки искусственного восстановления  династии в лице самозванцев.

 

 

Причины Смутного времени:

 

1. Тяжелейший экономический кризис;

2. Потеря крестьянским хозяйством  устойчивости;

3. Ослабление управления страны  со стороны государственной власти;

4. Вотчинно-династический взгляд  на государство;

5. Тягловом характере московского государственного порядка;

6. Самозванство (по мнению В.О.  Ключевский)

 

 

Таблица 2.1 Царевич Федор

 

В.О. Ключевский

Польский посол Сапега

Петрей

Д. Флетчер

Повесть о честном  житии царя Федора, написанная патриархом Иовом

В лице царя Федора династия вымирала воочию. Он вечно улыбался, но безжизненной улыбкой. Этой грустной улыбкой, как бы молившей о жалости и пощаде, царевич оборонялся от капризного отцовского гнева. Рассчитанное жалостное выражение лица со временем, особенно после страшной смерти старшего брата, в силу привычки превратилось в невольную автоматическую гримасу, с которой Федор и вступил на престол. Под гнетом отца он потерял свою волю, но сохранил навсегда заученное выражение забитой покорности. На престоле он искал человека, который стал бы хозяином его воли: умный шурин Годунов осторожно встал на место бешеного отца.

Описывает Федора так: царь мал ростом, довольно худощав, с тихим даже подобострастным  голосом, с простодушным лицом, ум имеет  скудный или, как я слышал от других и заметил сам, не имеет никакого, ибо, сидя на престоле во время посольского приема, он не переставал улыбаться, любуясь то на свой скипетр, то на державу.

Швед замечает, что царь Федор  от природы был почти лишен  рассудка, находил удовольствие только в духовных предметах, часто бегал по церквам трезвонить в колокола и слушать обедню. Отец горько упрекал его за это, говоря, что он больше похож на пономарского, чем на царского, сына.

Английский посол писал  о Федоре следующее: «Федор был росту  малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водянке. Нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах. Он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется. Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих и милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен»

Для Иова царь Федор —  идеальный властитель: «Древним бо царем благочестивым равнославен... от царския своея юности исполнен сый и духовныя мудрости... о всех добродетелех попечение имы... Богу повсегда ум свой вперяше».

Эта характеристика была повторена во многих других сочинениях о Смуте: Сказании Авраамия, Новом  Летописце и др.

При этом авторы подчеркивали, что в правление Федора все  страна процветала в тишине и благолепии.

Информация о работе Смутное время в оценке российских и зарубежных историков