Смутное время. Самозванцы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 01:05, реферат

Описание работы

В припадке гнева Иван Грозный убил своего старшего сына Ивана, такого же крутого нравом, как и его отец. В 1584 г. на престол взошел другой сын Грозного, Федор. Оставался еще малолетний Дмитрии (от последней жены Ивана IV из рода Нагих. В отличие от отца Федор обладал мягким нравом, был, по выражению современников, “кротким” царем. Но Федор Иванович совершенно не любил государственные дела, быстро уставал от них.

Работа содержит 1 файл

уже реферат).doc

— 127.50 Кб (Скачать)

     М.С.Горбачев стал, по сути дела, первым руководителем страны, осознавшим, что внутренняя угроза безопасности России по своей значимости и возможным последствиям значительно превосходит внешнюю угрозу. Речь идет, прежде всего, о необходимости достижения экономической, социальной, политической и идеологической стабильности внутри страны. Защищенность и стабильность государства можно считать обеспеченными, если гарантирована его внешняя и внутренняя безопасность. К тому же именно успехи или неудачи на внутреннем фронте, в конечном счете, будут определять вес и влияние России как в постсоветском пространстве, так и в мире в целом. Поэтому в концепциях национального интереса и национальной безопасности высший приоритет должен быть отдан решению комплекса внутренних проблем.  

    Так почему же «перестройка»  так и не достигла своей  цели, а основные задачи оказались  невыполненными? Ответ прост: всё  дело в самой системе социализма  и в её главном оплоте –  КПСС. Итог всех стран, переживших  социалистическую революцию, т.е.  устранение частной собственности и демократии (от Китая до Чехословакии) поразительно одинаков: глухой тупик. Выход из этого тупика тоже только один: возврат к рынку в экономике и либерализации в политике с обязательным восстановлением многопартийности. Судьба социализма как системы историей уже решена. И не стоит  ссылаться на то, что кризис происходил из-за деформации, отклонения от социализма. Известный наш философ и  историк А.Ципко в своей работе 1990 года «хороши ли наши принципы?» убедительно доказал, что само марксистско-ленинское учение о диктатуре пролетариата глубоко порочно: «Маркс был первым философом в истории человечества, кто призвал сменить оружие критики на критику оружием». Ленин же трансформировал марксовское понятие «экспроприации экспроприаторов» в более понятное «грабь награбленное». «Вся трагедия нашего общества состояла не в том, что Сталин отступил от ленинского учения обобществление, а в том, что он вернулся к нему и слепо следовал этому учению всю свою жизнь», - утверждает А.Ципко.

    Отдельно необходимо сказать о КПСС. Если на первых демократических митингах лозунги в адрес этой партии носили полушутливый характер: «Партия, дай порулить!», «Пусть живёт КПСС на Чернобыльской АЭС!», то начиная с 1990 г. лозунг становится непреклонным и жестким: «Долой КПСС!». Сочетается ли такое требование с демократией, плюрализм и принципом многопартийности? Да, безусловно! Необходимо точно понять историческую ответственность РСДРП – ВКП(б) – КПСС. Ответственность за самое главное, что она совершила:

    - за первородный грех ленинской партии – убийство едва родившейся российской демократии и многопартийности, смертельно раненой в октябре 1917 г. и добитой несколько месяцев спустя;

    - за гражданскую войну, унесшую  миллионы жизней и изломавшую  ещё большее число человеческих судеб;

    - за коллективизацию, которая  перебила хребет не только  крестьянству, но и всему народу;

    - за построение по воле партии  и под её мудрым руководством  государство – тюрьму, палаческий  тоталитарный режим, который,  погубив новые десятки миллионов людей, всех остальных превратил в рабов;

    - за более чем полвека, проведенные  людьми в этом рабстве, которое  страшным образом повредило души: лишило достоинства, хозяйской  предприимчивости; любви к труду  и свободе;

    - за то, что когда античеловечность этого режима обнаружилась с полной очевидностью, именно партия десятки лет продляла его существование, пока дотла не разорила  и не испоганила страну.

    Этой партией совершены такие  преступления, которые во всей  истории сопоставимы только со злодеями партии Гитлера. Разница в том, что там был Нюрнбергский процесс, а у нас, к сожалению, нет.

    Покаялись ли коммунисты  в  своем соучастии, по крайней  мере, моральном? Ответ можно найти  в статье лидера российских  коммунистов начала 90-х годов И.К. Полозкова: «Разговоры о нашем общем грехе, призывы к общему покаянию звучат, по меньшей мере, фальшиво. Миллионам коммунистов, прожившим свою жизнь честно, покаяние не нужно». Интересно, о каких же миллионах честных коммунистов идёт речь. О палачах, тюремщиках и сексотах; о казенных журналистах и псевдописателях, травивших Ахматову, Пастернака, Солженицына; об академиках, обливавших грязью Сахарова; о гебистах, отправлявших всю совесть нации в лагеря и психушки; о стратегах вторжения в Афганистан и в Чехословакию; о партийных работниках разного уровня, возводивших на трон Брежнева, Андропова и Черненко; о так называемых рядовых коммунистах, «единодушно поддерживавших и одобрявших», образцово послушных конечных исполнителях «великой руководящей роли?» Если бы эти рядовые коммунисты в один прекрасный день вышли бы из КПСС, то с неё сразу бы осыпался весь её партийный грим, и уже давно бы во всей своей неприглядности обнажилась гигантская машина подавления народа, оглупления его и командования им. Нет, эта публика, за единичными исключениями, каяться отнюдь не расположена. Напротив, оправившись от кратковременного испуга, она и сегодня с восхитительной наглостью говорит о «прекрасном советском времени» и заявляет претензии на свою прежнюю «авангардную» роль.

    Каково бы ни было чье-то  личное отношение к происходящему,  апрель 1985 г. стал для страны  рубежом историческим. Когда в  XX веке от Рождества Христова в «одной отдельно взятой стране» попытались – в невиданных ранее масштабах, отбросив весь накопленный человечеством опыт – «железной рукой загнать человечество в светлое будущее» по конструкции, построенной на лжи и насилии, то процесс накопления противоречий разразился страшным кризисом менее чем через 7 десятилетий. Поворот, начавшийся в жизни страны, во  второй половине 80 годов пробудил огромный интерес людей к прошлому, вывел народ на осознание трагедии последних десятилетий. Ведь начиная с ленинской директивы 1917 г. до середины 30-х годов история как учебная дисциплина вообще отсутствовала, а потом долгие годы преподносилась в виде курса истории КПСС.

    Большинство современных историков  – ученых (Ю.Афанасьев, О.Волобуев, Ю.Фельштинский, Ю.Буртин, А.Орлов, А.Данилов  и др.) доказали, что перестройки  в истинном смысле этого слова  в СССР некогда не было. М.С.Горбачёв предпринял смелую, отчаянную попытку обновить социализм, вдохнуть новую жизнь в абсолютно умирающую систему. Отсюда вся непоследовательность его политики, постоянный поиск компромиссов, стремление сочетать либерально – реформаторские и коммунистические методы. Великие английский писатель Джордж Оруэлл ещё в середине XX века поставил точный диагноз этой системе. В своём знаменитом романе «1984» он рассказал о «двоемыслии» - способностью одновременно держаться двух противоположных мнений: «… зная, не знать; верить в свою правдивость, излагая обдуманную ложь; логикой убивать логику; отвергать мораль, провозглашая её; полагать, что демократия вообще невозможна, но при этом партия – главный оплот демократии». Двоемыслие – это становой хребет советского тоталитаризма. Так действовал и Горбачёв: именно двоемыслием объясняются его противоречивые шаги, метания, импровизация. В результате где – то к 1989 г. он утратил инициативу, а затем и контроль над процессами. Жизнь пошла вперед. Марксистское – ленинское мировоззрение Горбачёва чётко обозначило пределы возможного в его политике.

    При всём этом имя Горбачёва  навсегда останется в истории  наше страны. Величие «архитектора  перестройки» заключается в том,  что он не уклонился от вызова  времени, не побоялся пойти наперекор мнению большинства коммунистических начальников, встал на путь реформ, хотя и робких.

    А важнейшие завоевания «перестройки»  внутри страны таковы: появление  и утверждение свободы слова;  раскрепощение народной энергии  и инициативы; утверждение реальной многопартийности.

    Предпринятые Горбачевым реформы  сделали и ещё одно, самое великое  дело: они продемонстрировали неспособность  «агрессивно-послушного большинства» (выражение Юрия Афанасьева) к  обновлению; они подтолкнули всю систему советского тоталитаризма к распаду.

    Люди начали понимать, что коммунистическое  стремление к полному искусственному  исключению социальных конфликтов  есть утопия, приводящая только  к злу. Андрей Платонов ещё  в 30-е годы XX века написал: «Попытки построения рая на земле неизбежно заканчиваются созданием реального земного ада».

    И какие новые бы повороты  не уготовила судьба теперь  уже не советскому, а российскому  обществу, ясно одно: возврат к  прежнему невозможен – коммунизм  не пройдёт! Место России в центре мировой цивилизации, а не на её обочине. Могут быть откаты и приливы, спады и подъёмы, но прогресс в России уже необратим.     

Информация о работе Смутное время. Самозванцы