Смутное время. Самозванцы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 01:05, реферат

Описание работы

В припадке гнева Иван Грозный убил своего старшего сына Ивана, такого же крутого нравом, как и его отец. В 1584 г. на престол взошел другой сын Грозного, Федор. Оставался еще малолетний Дмитрии (от последней жены Ивана IV из рода Нагих. В отличие от отца Федор обладал мягким нравом, был, по выражению современников, “кротким” царем. Но Федор Иванович совершенно не любил государственные дела, быстро уставал от них.

Работа содержит 1 файл

уже реферат).doc

— 127.50 Кб (Скачать)

    На XIX Всесоюзной партконференции Горбачёв предложил создать новый высший орган власти – Съезд народных депутатов. Был принят новый избирательный закон; в мае 1989 г. состоялся первый Съезд народных депутатов. Уже в мае 1988 г. появляется первая оппозиционная партия – «Демократический союз» во главе  с В.И.Новодворской, однако признаётся незаконной и подвергается преследованиям со стороны КГБ. И только весной 1990 г. III Съезд народных депутатов СССР принимает решение о создание президентской системы власти в СССР, о переходе к правовому государству и к многопартийности. Изменяется статья 6 Конституции СССР (из неё изымается положение о КПСС как руководящей и направляющей силе общества). В самой же КПСС – крупнейший раскол по двум направлениям: национальному (компартии республик) и идейному (что считать платформой КПСС). Идёт массовый выход людей из КПСС. А после «августовского путча» 1991 г. и ареста высших должностных лиц СССР, включая Председателя Верховного Совета А.И.Лукьянова, и после запрета деятельности компартии на территории России (ноябрь 1991г.) вся политическая система СССР была обречена.

    Огромное значение для всего  мира имела внешняя политика  СССР в годы «перестройки». Концепция, предложенная Горбачевым и его соратниками (А.Н.Яковлевым, Э.А.Шеварнадзе), получила название «новое политическое мышление». Были определены основные направления внешней политики: нормализация отношений Восток – Запад через разоружение; установление тесных экономических контактов с различными странами без предпочтения странам социализма. Но и при реализации этого курса были как огромные успехи, так и крупнейшие провалы.

    С ноября 1985г. были возобновлены  и стали ежегодными встречи на высшем уровне СССР – США. Переговоры Горбачева с президентами США Р.Рейганом, затем Дж. Бушем (старшим) способствовали уничтожению образа врага, положили конец «холодной войне». Впервые был начат поворот от гонки вооружения к разоружению через уничтожение целого класса оружия.

    Важнейшим внешнеполитическим актом  СССР стал вывод советских  войск из Афганистана (май 1988 – февраль 1989 г.г.) В мае 1989 г.  состоялась советско-китайская встреча  на высшем уровне, где стороны  заявили о полной нормализации  отношений между двумя государствами.

    СССР отказался от поддержки  реакционных режимов в Ливии  и в Ираке, укрепляя при этом  отношения с нетрадиционными  партнёрами – Израилем, ЮАР, Южной  Кореей.

    В 1989 г. всплеск антикоммунистических  настроений перерос в серию восточноевропейских революций, в ходе которых компартии были отстранены от власти. Процесс экономической интеграции соцстран стал сворачиваться, а взаиморасчеты были переведены с рубля на свободно конвертируемую валюту. Это очень серьёзно сказалось на дестабилизации рубля внутри страны.

    Весной 1991 г. был официально оформлен  роспуск СЭВ и ОВД. В обмен  на такие грандиозные уступки  администрация Горбачёва рассчитывала  на «добрую волю» стран Запада  в политической и финансовой  сферах. Однако страны «большой семерки» оказывали СССР только «гуманитарную» помощь (продовольствие и медикаменты), отказывая в финансовой, ссылаясь на крайне неустойчивое внутриполитическое положение в СССР.  

    В результате этих событий  оказалась взорванной биполярная  система международных отношений. Из «холодной войны» вышла практически только одна сверхдержава – США. Вторая просто распалась под влиянием внешних, а главное, внутренних факторов. Возникла опасность утечки современнейших военных технологий и вооружений в страны, от которых может исходить военная угроза (что мы и видим сегодня).

    Полноценные союзнические, партнерские  отношения с Западом, на которые  так рассчитывал Горбачёв, не  сложились.

    Горбачев предпринимал попытки  не допустить развала страны. Он предложил новый союзный договор по «обновлению СССР» с предоставлением широких полномочий республикам. Подписание этого договора было намечено на 20 августа 1991 г. Однако 19 августа был учрежден ГКЧП.  Коммунистические консервативные силы попытались силовым путём предотвратить распад СССР. Уже через три дня этот путч с треском провалился, а вся реальная власть в Москве и других крупных городах России перешла от союзных органов к руководству РСФСР. Большинство республик после этих событий отказалось от подписания союзного договора, а республики Прибалтики вообще вышли из СССР. 8 декабря 1991 г. три республики – РСФСР, УССР и БССР – подписали «Беловежское соглашение» о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ).21 декабря ещё восемь республик поддержали это соглашение. 25 декабря Президент СССР сложил свои полномочия, а 26 декабря 1991 года Верховный Совет СССР официально признал роспуск СССР и самоликвидировался.

      Распад СССР, оформленный Беловежским  соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии Б. Н. Ельциным, Л. М. Кравчуком и С. С. Шушкевичем 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных событий мировой истории XX в. Это, пожалуй, единственная оценка, которая принимается большинством историков и политиков. Все остальные вопросы, связанные с анализом причин и значения распада СССР, остаются предметом острых дискуссий.

      В марте 1990 г. на всесоюзном  референдуме большинство граждан  высказались за сохранение Союза  ССР и необходимость его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный договор, дававший шанс на обновление федеративного государства. Но сохранить единство не удалось. СССР распался. Почему?

Приведем  наиболее распространенные объяснения, которые предлагают исследователи. 

  • СССР создавался в 1922 г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, по существу, унитарное, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет, трудности загонялись вглубь, не решались. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990—1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным. 
  • СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов.
  • сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий;
  • советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны;
  • единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями;
  • СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит. Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. «Парад суверенитетов» 1990г. ясно показал настроения и намерения, национальных партийно-государственных элит.

      Значение столь масштабных событий  определяется временем. С момента  распада СССР прошло более  10 лет, историки и политики, граждане  государств, возникших на месте СССР, находятся во власти эмоций и еще не готовы к взвешенным, обоснованным выводам.

      Отметим поэтому очевидное. Распад  СССР привел к возникновению  независимых суверенных государств; коренным образом изменилась  геополитическая ситуация в Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах - наследниках СССР; возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом. Становление новой российской государственности. Процесс становления новой российской государственности начался принятием Верховным Советом РСФСР Декларации о суверенитете России (1990) и выборами первого российского президента (12 июня 1991). С распадом СССР (декабрь 1991) статус Российской Федерации как независимого суверенного государства стал юридической и фактической реальностью. Период становления российской государственности завершился 12 декабря 1993 г., когда на всенародном референдуме была принята Конституция Российской Федерации и окончательно демонтирована советская политическая система. Рождение современного Российского государства было драматическим, крайне болезненным и сложным процессом.

     Для нас, российских граждан, естественно, особо стоит вопрос о месте и роли России в мировом сообществе в контексте тех судьбоносных для нее сдвигов в раскладе геополитических сил, которые произошли за последние годы. Само географическое месторасположение России на бескрайних просторах евразийского континента на стыке различных цивилизаций, культур, стран и народов, грандиозность ее пространств и исходящие от нее силы притяжения и отталкивания, потенциальные последствия для геополитических контуров современного мира ставят множество императивных вопросов. Что есть Россия: просто один из нормальных членов мирового сообщества? Особое жизненное пространство, расположенное на стыке Востока и Запада и принадлежащее им обоим? Мир миров? Особая цивилизация в ряду других равновеликих цивилизаций?

     Перечень  вопросов можно продолжить. Парадокс в том, что как положительные, так и отрицательные ответы на все эти вопросы можно считать  верными и неверными одновременно. Очевидно, что вопросы эти сложные  и поиск ответов на них - большая  и многоплановая проблема, требующая самостоятельного исследования.

Россия  оказалась в эпицентре глобальных перемен и стала крупнейшей зоной  нестабильности. Крушение СССР и вызванный  им тотальный кризис, несомненно, нанесли  мощный удар по самой российской государственности, подорвали привычный порядок, инфраструктуру менталитета. Очевидно, что переживаемые ею кардинальные изменения потребуют от России концентрации поистине титанических усилий, которые, хотя и временно, не могут не блокировать или, во всяком случае, ослабить ее активность на мировой арене, заставить де-факто, если не де-юре, сократить свои внешнеполитические обязательства.

     Тем не менее, при всех трудностях и пертурбациях, переживаемых Россией, нельзя сказать, что для нее уже наступил вечер. Глубоко заблуждаются те, кто отводит России место и роль чуть ли не на обочине мировой политики, считая, что она скатывается на уровень второразрядного или даже третьеразрядного государства (нередко о ней говорят и как о «третьемирской стране»).

     Хочу  выразить свое несогласие и с теми авторами (казалось бы, оптимистически смотрящими на перспективы ее развития), которые отводят России статус своего рода «естественного путепровода» торгово-экономических и транспортных потоков между Европой, Азией и Африкой, некоего «евроазиатского моста», служащего в качестве самого короткого торгового пути между Азией и Европой. По мнению одного из авторов, «хотим мы того или нет, но Россия вновь становится форпостом христианского мира, выдвинутым в огромный мир Ислама, от отношений с которым во многом зависят спокойствие, стабильность, а в будущем, возможно, и благосостояние России».

Совершенно  непонятно, почему, на каком основании  Россия может и должна стать неким  «форпостом христианского мира»  только в исламский мир. А как  же тогда с буддийским, конфуцианским, индуистским, синтоистским или восточноазиатским, южноазиатским мирами, не менее обширными, чем мусульманский мир? Ведь очевидно, что Россия, по меньшей мере, тремя фасадами выходит на внешний мир: западным, обращенным к евроамериканскому миру; южным, обращенным к весьма разнородному исламскому миру, и восточным - к Азии и АТР.

     Почему  именно мост, форпост или что-нибудь иное в таком же роде, а не самостоятельное  геополитическое пространство со своими специфическими интересами, реализующимися по всем азимутам на всех направлениях сжавшейся до единого пространства планеты. В то же время Россия не может быть «мостом» между Западом и Востоком в традиционном понимании этого слова просто потому, что синтез евроамериканской, азиатской и ближневосточной цивилизаций происходил в ситуации фактической самоизоляции России на началах относительного политико-идеологического, информационно-технологического автаркизма.

     В создавшихся ныне условиях перед  Россией стоит задача заново сформулировать свои политические цели, адекватные новым реальностям, заново определить свои интересы в области национальной безопасности. Концепция национальной безопасности, как известно, базируется, прежде всего, на связке «государство - внешняя среда». Однако положение России в настоящее время таково, что именно внутреннее состояние во многом определяет важнейшие параметры ее геополитической безопасности. Один из главных источников опасности подрыва национальных интересов России находится внутри самой России.

Информация о работе Смутное время. Самозванцы