«Смутное время»: кризис Московского царства и время альтернатив

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:22, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе мы попытаемся рассмотреть предпосылки и причины смуты, а также исследуем время, предшествующее правлению первых представителей династии Романовых. Смутное время – глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце XVI – начале XVII вв. Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвласти), самозванство, гражданскую войну и интервенцию.

Содержание

Введение……………..3

Предпосылки к началу смуты….3


Правление Бориса Годунова……………………………………………………..4

Воцарение Лжедмитрия I…………………………………………………………5


Заговор Шуйского………………………………………………………………...7

Лжедмитрий II…………………………………………………………………….8


Семибоярщина…………………………………………………………………...10

Народные ополчения…………………………………………………………….11


Избрание царя……………………………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………………14


Список использованной литературы…………………………………………...17

Работа содержит 1 файл

контрольная Смута.docx

— 45.83 Кб (Скачать)

 

5.Лжедмитрий II

 

      Новым претендентом  на русский трон стал Лжедмитрий II  (точное происхождение которого  неизвестно), объединивший вокруг  себя уцелевших участников восстания  Болотникова, казаков во главе с Иваном Заруцким, и основные войска - польские отряды. Его войска у границы перехватили Марину Мнишек, высланную в Польшу после гибели Лжедмитрия I. Марина Мнишек "признала" в новом самозванце своего мужа. После этого её стали звать "женой всех самозванцев". Разбив в нескольких боях войска Шуйского, к началу июня Лжедмитрий II подошёл к Москве, но взять ее не смог и стал лагерем в 17 км. от Москвы у села Тушино  (отсюда его прозвище "Тушинский вор"), Он расколол страну на две части. К концу 1608 года власть Тушинского Вора распространялась на Переяславль - Залесский, Ярославль, Углич, Владимир, Кострому, Галич, Вологду. Верными Москве оставались Коломна, Казань, Смоленск, Нижний Новгород, уральские и сибирские города. В результате деградации пограничной службы 100 - тысячная ногайская орда разоряет "украины" и Северские земли в 1607 - 1608 гг.

      В 1608 году  крымские татары впервые за  долгое время перешли Оку и  разорили центральные русские  области. Польско - литовскими войсками были разгромлены Шуя и Кинешма, взята Тверь, войска литовского гетмана Яна Сапеги осаждали Троице - Сергиев монастырь, отряды пана Лисовского захватили Суздаль. Даже города, добровольно признавшие власть самозванца, беспощадно разграблялись отрядами интервентов. Поляки взимали налоги с земли и торговли, получали "кормления" в русских городах. Всё это вызвало к концу 1608 года широкое национально - освободительное движение. В декабре 1608 года от самозванца отложились Кинешма, Кострома, Галич, Тотьма, Вологда, Устюжна Железнопольская, в поддержку восставших выступили Великий Устюг, Пермь, Вятка. В январе 1609 года племянник Василия Шуйского князь Михаил Скопин - Шуйский, командовавший русскими ратниками из Тихвина и онежских погостов, отразил 4 - тысячный польский отряд Кернозицкого, наступавший на Новгород. В начале 1609 ополчение города Устюжна выбило поляков и черкасов  (запорожцев) из окрестных сёл, а в феврале отбило все атаки польской конницы и наёмной немецкой пехоты. 17 февраля русские ополченцы проиграли полякам сражение под Суздалем. В конце февраля "вологодские и поморские мужики" освободили от интервентов Кострому. 3 марта ополчение северных и северо - русских городов взяло Романов, оттуда двинулось к Ярославлю и взяло его в начале апреля. Нижегородский воевода Алябьев 15 марта взял Муром, а 27 марта освободил Владимир. За год существования Тушинского лагеря в стране возникло две власти: правительство царя В. Шуйского в Москве и правительство Лжедмитрия II в Тушине, две Боярские думы, два патриарха (Гермоген в Москве и Филарет в Тушине). В феврале 1609 года правительство Шуйского заключило договор со Швецией, рассчитывая на помощь в войне с "Тушинским вором" и его польскими отрядами. Польский король стремился превратить Россию в сферу интересов Польши и не хотел распространения шведского влияния в России. В 1609 г. Польша начала открытую интервенцию в Россию. Отдав шведам русскую крепость Корела, Василий Шуйский получил военную помощь, и русско - шведская армия освободила ряд городов на севере страны. Это дало польскому королю Сигизмунду III повод к интервенции: осенью 1609 польские войска осадили Смоленск, дошли до Троице - Сергиева монастыря. Поляки подошли к Тушинскому лагерю. Лжедмитрий II бежал в Калугу, где был убит, покинувшие его тушинцы заключили в начале 1610 договор с Сигизмундом об избрании на русский престол его сына королевича Владислава.

      В июле 1610 года Шуйский был низложен  боярами и насильно пострижен  в монахи. Власть временно перешла  к "Семибоярщине", правительству,  подписавшему в августе 1610 договор  с Сигизмундом III об избрании  Владислава царем при условии,  что тот примет православие.  В Москву вступили польские  войска.

      Третья  попытка преодолеть Смуту также  не удалась. Разрушение русского  общества зашло слишком далеко. Остановить разрушение могли  только кардинальные меры. Василий  Шуйский, как и Борис Годунов, не верил в свою богоизбранность и на применение кардинальных мер в обществе не пошёл. Шуйский вступил на престол в результате закулисных интриг, "без воли всея земли", народное сознание отказалось признать его царем.

 

6.Семибоярщина

 

      С 1610 по 1613 годы в России началось боярское правление - семибоярщина  (Мстиславский, Трубецкой, Голицын, Оболенский, Романов, Лыков, Шереметев). Московское правительство решило обратиться к польскому королю с просьбой: отпустить на русский престол его сына - королевича Владислава. 20 - 21 сентября польские войска вступили в столицу, привели москвичей к присяге верности Владиславу, а потом разослали по всей стране ''известительные'' грамоты, требуя, чтобы королевичу присягала вся Русь. Сам же Владислав отказывался ехать в Москву, несмотря на то, что польский гарнизон находился в Кремле. Предательство государственных интересов России боярами превзошло все мыслимые пределы. Грабежи и насилия, совершаемые польско - литовскими отрядами в русских городах, а также межрелигиозные противоречия между католицизмом и православием вызвали неприятие польского господства - на северо - западе и на востоке ряд русских городов "сели в осаду" и отказывались присягать Владиславу. В Польшу было собрано посольство, чтобы обговорить условия избрания на престол Владислава. Главой посольства был назначен митрополит Филарет, в миру Фёдор Романов. В других городах и уездах не хотят поступать по примеру “семибоярщины”. Более того, их жители выступают против интервентов.

      Польская  оккупация Москвы затягивалась, Владислав не принимал православия.

      Страна  переживала наивысший момент  разрушения. Поляки хозяйничали  в самой Москве, шведы, выйдя  из роли "союзников", разоряли  северо - западные русские земли. Не прекращались народные выступления.17 марта 1611 года поляки, принявшие спор на рынке за начало восстания, устраивают резню в Москве, 7 тысяч москвичей погибает только в Китай - городе. Правление поляков и польских клевретов в Москве возбуждало все большее неудовольствие. У служилых людей, и у "земских" людей вообще и у тех казаков, у которых жило национальное сознание и религиозное чувство, был один враг, тот, который занимал русскую столицу иноземными войсками и угрожал национальному русскому государству и православной русской вере.

      Во главе  национально - религиозной оппозиции  в это время становится патриарх  Гермоген. Он твердо заявляет, что если королевич не примет православия, а "литовские люди" не уйдут из Русской земли, то Владислав нам не государь. Гермоген, вступивший в конфликт с польскими войсками, в декабре 1610 - январе 1611 г.г. рассылает грамоты с призывом к освобождению столицы и отказу от присяги, обращается к русским людям с прямыми призывами к восстанию на защиту церкви и отечества. Впоследствии, когда патриарх был подвергнут заключению в Чудове монастыре, его дело продолжали монастыри: Троице - Сергиев и Кирилло - Белозерский, рассылавшие по городам свои грамоты с призывами к соединению и "великому стоянию" против врагов за святую православную веру и за свое отечество. И, у Гермогена нашлись последователи, недовольные правлением как Владислава, так и боярами от его имени, а также лютованием польских интервентов. Для этого два раза собиралось народное ополчение.

7.Народные ополчения

 

      В начале 1611 года в Рязанской земле было  создано первое ополчение, которое  возглавил дворянин Прокопий  Ляпунов. В состав ополчения  вошли жители Мурома, Костромы, Нижнего  Новгорода, Ярославля, Вологды.  Ополчение двинулось на Москву, где весной 1611 года вспыхнуло  восстание. Интервенты по совету  предателей - бояр подожгли город.  Здесь в районе Сретенки был ранен князь Д. Пожарский, командовавший передовыми отрядами. Однако развить успех русские войска не смогли. Руководители ополчения высказались за возврат беглых крестьян к своим владельцам. В результате распри на военном совете восставших, противники Ляпунова зазвали его в казачий "круг" и убили. Ополчение рассеялось. В том же году крымские татары, не встречая отпора, разорили Рязанский край, шведы захватили Новгород, а Смоленском после долгой осады овладели поляки.

      В сложившихся  тяжелых обстоятельствах осенью 1611 г. посадский староста Нижнего  Новгорода Козьма  (в некоторых исторических документах его называют Кузьмой) Минин обратился с призывом к русскому народу о создании второго ополчения. С помощью населения других русских городов была создана материальная база для борьбы с интервентами. Возглавил ополчение Козьма Минин, который пригласил для предводительства военными операциями князя Дмитрия Пожарского. В феврале 1612 г. ополчение двинулось к Ярославлю, чтобы занять этот важный пункт, где скрещивалось много дорог. Ярославль был занят; ополчение простояло здесь четыре месяца, потому что надо было "строить" не только войско, но и "землю". Летом 1612 года со стороны Арбатских ворот ополчение подошло к Москве и вынудило польский гарнизон в Кремле капитулировать. Князь Пожарский вступил в Москву с Казанской иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. Но полностью интервенция не была ликвидирована: поляки и казачьи отряды продолжали рыскать по стране. Они повсюду сталкивались с народным сопротивлением, порой перераставшим в партизанскую войну. В жестокой и суровой борьбе русский народ отстоял свою независимость. В сентябре подмосковные воеводы договорились, "по челобитью и приговору всех чинов людей", чтобы им вместе "Москвы доступать и Российскому государству во всем добра хотеть безо всякой хитрости", и всякие дела делать заодно, а грамоты от единого правительства писать отныне от имени обоих воевод: Трубецкого и Пожарского. Пожарский хотел собрать "общий земский совет" для обсуждения того, "как нам в нынешнее злое время безгосударными не быть и выбрать бы нам государя всею землёю".

 

8.Избрание царя

 

      "Совет  всея земли" созвал в Москву  представителей разных слоев  населения на Земский собор  (духовенство, боярство, дворянство, посадские люди, казачество, черносошное  крестьянство). Сравнительно легко  договорились о том, чтобы "литовского  и шведского короля и их  детей и иных некоторых государств  иноязычных нехристианской веры  Греческого закона на Владимирское  и Московское государство не  избирать, и Маринки и сына  ее на государство не хотеть". Решили избрать кого-нибудь из  своих, но тут начались разногласия,  споры, козни и смуты, ибо среди "великородных" московских бояр, бывших ранее союзниками или поляков, или Тушинского вора, не находилось достойного и популярного кандидата.

      После долгих  и безрезультатных споров, под  сильным влиянием казаков кандидатура  Михаила Романова была специально  обсуждена на ряде соборных  совещаний и получила предварительное  одобрение 7 февраля 1613 г. Выборные  люди согласились на кандидатуре  16-летнего Михаила Романова, сына  томившегося в польском плену  тушинского патриарха Филарета; но так как они не знали,  как отнесется к этой кандидатуре  вся Земля, то было решено  устроить нечто вроде плебисцита, - "послали тайно, верных и  богобоязненных людей во всяких  людех мысли их про государское избрание проведывати, кого хотят государем царем на Московское государство во всех гродех. И во всех городех и уездах во всех людех та же мысль: что быти на Московском Государстве Государем Царем Михаилу Федоровичу Романову...". А по возвращении посланных Земский Собор 21 февраля 1613 г. единодушно избрал и торжественно провозгласил царем Михаила Федоровича Романова. В избирательной грамоте было сказано, что его пожелали на царство "все православные хрестьяне всего Московского государства", а с другой стороны были указаны его родственные связи с прежней царской династией: новый царь - сын двоюродного брата царя Федора Ивановича, Федора Никитича Романова - Юрьева, а царю Федору Ивановичу - племянник. Избрание царя означало возрождение страны, ограждение ее суверенитета, самостоятельности и самобытности. С избранием царя кончилась смута, так как теперь была власть, которую признавали все и на которую можно было бы опереться. Здоровый консерватизм первых Романовых давал возможность постепенно восстановить экономику и государственную власть. 2 мая 1613 г. Михаил прибыл в Москву, 11 июля венчался на царство. Вскоре ведущее место в управлении страной занял его отец - патриарх Филарет, который "всеми делами царскими и ратными владел". Власть восстановилась в форме самодержавной монархии. Руководители борьбы с интервентами получили скромные назначения. Д. М. Пожарский был направлен воеводой в Можайск, а К. Минин стал думным воеводой.

 

 

 

Заключение

 

      В 1598 г.  бездетный царь Фёдор Иоаннович  умер. Наследников у Ивана Грозного  больше не было. Династия Рюриковичей,  правившая Русью с 862 г., прервалась. Возник династический кризис. После  этого в России последовали  драматические события, которые  продолжались 15 лет и получили  название "Смута", "Смутное время". Смутное время - обозначение периода  истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованного стихийными бедствиями, польско - шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом. Смутное время - глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце XVI - начале XVII веков. Династический кризис вызвал растерянность в народе, а в верхних слоях знати возбудил хищные амбиции и стремление к власти и привилегиям. Схватка за царский престол, начатая московским боярством, привела к разрушению государственного порядка, к общественной деморализации. Смута проявилась прежде всего в умах и душах людей. Страшный голод начала XVII века добил привычные моральные ценности, скреплявшие людей в единый коллектив. В работе были рассмотрены основные события жизни россиян в период после смерти Ивана Грозного. После смерти этого монарха Россия столкнулась с проблемой кризиса царской династии, т.к. после Ивана IV не осталось наследников. Земля - Божия, она не продается, а дается всем людям в пользование от имени государства и олицетворяющего это государство Самодержца. Земледелец кормит воина и чиновника, воин защищает чиновника и земледельца, чиновник "наблюдает землю" и помогает Государю управлять. В православном государстве сословия трудятся во имя такого государства, которое является внешней стеной Церкви, способствуя ее трудам по спасению народа Божиего и, таким образом, работает не просто для какого-либо земного учреждения, а Бога ради. Пока на Московском престоле были государи старой привычной династии, прямые потомки Рюрика и Владимира Святого, население в огромном большинстве своем безропотно и беспрекословно подчинялось своим "природным государям". Но когда династии прекратились, государственная земля стала "ничьей". Борьба за власть и за царский престол, начатая московским боярством, привела впоследствии к полному крушению государственного порядка. к междоусобной "борьбе всех против всех" и к страшной деморализации, которая нашла особенно яркое выражение в тушинских "перелетах" и в тех диких и бессмысленных зверствах и насилиях над мирным населением, которые совершали шайки "воровских людей". Смутное время было не столько революцией, сколько тяжелым потрясением жизни Московского государства. Первым, непосредственным и наиболее тяжелым его следствием было страшное разорение и запустение страны; в описях сельских местностей упоминается множество пустых деревень, из которых крестьяне "сошли безвестно куды", или же были побиты "литовскими людьми" и "воровскими людьми". В социальном составе общества Смута произвела дальнейшее ослабление силы и влияния старого родовитого боярства, которое в бурях Смутного времени частью погибло или было разорено, а частью морально деградировало и дискредитировало себя своими интригами, "шалостью" и своим союзом с врагами государства. Смутное время - период фактического безвластия, хаоса и небывалых общественных потрясений. Понятие "Смута" пришло в историографию из народного лексикона, означая прежде всего анархию и крайнюю неустроенность общественной жизни. Современники Смуты оценивали ее как кару, постигшую людей за их грехи, разложение. Ряд историков считает, что в центре событий была проблема законности верховной власти, другие исследователи сводят суть кризиса к политическому вмешательству Польши и интригам католической церкви.

Информация о работе «Смутное время»: кризис Московского царства и время альтернатив