Смута в истории России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:14, реферат

Описание работы

Страна переживала кризис, который по глубине и масштабу можно определить как структурный, охвативший все сферы жизни. Этот кризис был тесно связан с хозяйственным, порожденным Ливонской войной, опричниной и ростом феодальной эксплуатации.

Содержание

Введение…………………………………....3



1.Оценка Смуты русскими

и советскими историками…………………………….4


2.Начало Смуты.

Приход к власти Бориса Годунова …..……………...6


3. Начало самозванчества.

Лжедмитрий I ………………………………..….10



4. Лжедмитрий II………………….………………..14


5. Избрание нового царя……………...……………21


Заключение…………………………….….23


Список используемой литературы………………...26

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории..doc

— 135.00 Кб (Скачать)

        В марте 1610 г. тушинский лагерь  был покинут всеми его обитателями,  которые разошлись в разные  стороны, и Скопин-Шуйский торжественно  вступил в освобожденную Москву. Москва радостно приветствовала молодого воеводу и ожидала от него новых подвигов и успехов в борьбе против неприятелей, но в апреле Скопин внезапно заболел и умер (по слухам от отравы).

        Между тем от западной границы  к Москве двигалось польское  войско под командой гетмана Жолкевского; при с. Клушино Жолкевский встретил и разбил московское войско, бывшее под командой царского брата, князя Дмитрия Шуйского, и приблизился к самой Москве. С другой стороны к Москве подходил из Калуги Тушинский вор. Город был в тревоге и в смятении, царь Василий потерял всякое доверие и авторитет, 17 июля 1610г. он был свергнут с престола, а 19-го насильственно пострижен в монахи.

       В результате лагерь Лжедмитрия II распался, а сам самозванец бежал в Калугу. Он был убит в конце 1610 г. Развал стана “тушинского вора” уже не спас Шуйского. Сильно повредила ему смерть его племянника Михаила Скопина-Шуйского, талантливого молодого полководца, победившего Болотникова, тушинцев, пользовавшегося всенародной любовью. В смерти племянника винили брата царя Дмитрия Шуйского. Когда же летом 1610 г. последний потерпел поражение от поляков при Клушине, бояре решили сместить царя. Престиж царской власти уже упал, смена их оказалась легким делом. Шуйского насильно постригли в монастырь, а власть в Москве оказалась в руках группы 7 бояр. Они убедили москвичей звать на царский трон польского королевича Владислава, а осенью 1610 г. впустили в Москву поляков.  

Королевич Владислав. Поляки в  Москве.

 

     После свержения Шуйского в Москве наступило  междуцарствие. Во главе правительства оказалась боярская дума - князь Ф. И. Мстиславский с товарищами (так называемая "семибоярщина"). Однако, это боярское правление не могло быть длительным и прочным.

     Воспоминания  о Тушинском воре, за которым шел призрак социального переворота и анархии, пугали всех бояр и всех "лучших людей". Чтобы избавиться от этого, бояре решили избрать на московский престол польского королевича Владислава.

        После того, как Жолкевский принял  предложенные Владиславу условия,  Москва 27 августа торжественно присягнула королевичу Владиславу как своему будущему государю с условием, что он обещает охранять православную веру. На последнем условии категорически настаивал патриарх Гермоген, который не допускал возможности занятия московского престола неправославным. К королю Сигизмунду под Смоленск было послано посольство, во главе которого стояли митрополит Филарет и князь Василий Голицын; посольству было поручено настаивать, чтобы королевич Владислав принял православие и без промедления ехал в Москву, а королю со своим войском было предложено выйти из пределов Московского государства.

        Однако планы Сигизмунда были  другие: он не хотел отпускать  молодого сына в Москву, тем  более не хотел позволить ему  принять православие; он намеревался  сам занять московский престол, но пока не открывал своих планов. Поэтому русское посольство под Смоленском было вынуждено вести длительные и бесплодные переговоры, в которых король, со своей стороны, настаивал, чтобы послы со своей стороны побудили "смоленских сидельцев" к сдаче.

        Между тем Москва в сентябре 1610г. с согласия бояр была  занята польским войском Жолкевского,  который скоро уехал, оттуда передав команду Гонсевскому. Во главе гражданского правительства стали боярин Михаил Салтыков и "торговый мужик" Федор Андронов, которые и пытались управлять страной от имени Владислава. Летом (в июле) 1611г. был занят шведами Новгород Великий почти без сопротивления жителей, что дополняет печальную картину общего морального упадка и разложения.

        Польская оккупация Москвы затягивалась, Владислав не принимал православия и не ехал в Россию, правление поляков и польских клевретов в Москве возбуждало все большее неудовольствие, но его терпели как меньшее зло, ибо присутствие польского гарнизона в столице делало ее недоступной для Тушинского (теперь Калужского) вора. Но в декабре 1610 г. Вор был убит в Калуге, и это событие послужило поворотным пунктом в истории Смуты. Теперь у служилых людей, и у "земских" людей вообще и у тех казаков, у которых жило национальное сознание и религиозное чувство, оставался один враг, тот, который занимал русскую столицу иноземными войсками и угрожал национальному русскому государству и православной русской вере.

        Во главе национально-религиозной  оппозиции в это время становится  патриарх Гермоген. Он твердо заявляет, что если королевич не примет православия, а "литовские люди" не уйдут из Русской земли, то Владислав нам не государь. Когда его словесные доводы и увещания не оказали действия на поведение противной стороны, Гермоген стал обращаться к русским людям с прямыми призывами к восстанию на защиту церкви и отечества. Впоследствии, когда патриарх был, подвергнут заключению, его дело продолжали монастыри, Троице-Сергиев и Кирилло-Белозерский, рассылавшие по городам свои грамоты с призывами к соединению и "великому стоянию" против врагов за святую православную веру и за свое отечество.

     Народные  ополчения.

        Россия оказалась в отчаянном  положении. Без царя, с польскими интервентами в столице, разоряемая многочисленными иноземными и своими шайками. А тут еще шведы захватили Новгород. Однако у русского народа нашлись силы, чтобы отстоять независимость страны.

        В стране поднималось национально-освободительное движение против интервентов. Во главе первого ополчения стал думный дворянин Прокопий Ляпунов, который уже давно воевал против сторонников “Тушинского вора”. Ядром ополчения стали рязанские дворяне, к которым присоединялись служилые люди из других уездов страны, а также отряды казаков атамана Ивана Заруцкого и князя Дмитрия Трубецкого.

        Весной 1611 г. ополчение подошло к Москве. В городе вспыхнуло народное восстание против интервентов. Все посады оказались в руках восставших. Польский гарнизон укрылся за стенами Китай-города и Кремля. Началась осада.

        Однако вскоре между руководителями  ополчения (Прокопий Ляпунов, Иван Заруцкий, Дмитрий Трубецкой) начались разногласия и борьба за первенство. Иван Заруцкий и Дмитрий Трубецкой, воспользовавшись тем, что власть в ополчении все больше переходила в руки “дворян добрых”, прибывавших из всех уездов страны, что вызывало недовольство казачьих атаманов, организовали убийство Прокопия Ляпунова: он был вызван для объяснений на казачий “круг” и зарублен. После этого дворяне начали покидать лагерь. Первое ополчение фактически распалось.

        Между тем положение еще больше осложнилось. После падения Смоленска (3 июня 1611 г.) польско-литовская армия высвободилась для большого похода на Россию. Король Сигизмунд III теперь надеялся захватить русский престол силой. Однако новый подъем национально-освободительной борьбы русского народа помешал ему это сделать: в Нижнем Новгороде началось формирование второго ополчения.

     Второе  земское ополчение  Минина и Пожарского.

        Организатором ополчения стал  “земский староста” Кузьма Минин,  обратившийся с призывом к  нижегородцам: “Если мы хотим помочь Московскому государству, то не будем жалеть своего имущества, животов наших. Не то что животы, но дворы свои продадим, жен и детей заложим!” Тогда же с одобрения нижегородцев был составлен приговор о сборе денег “на строение ратных людей” , и Кузьме Минину было поручено установить, “с кого сколько взять, смотря по пожиткам и промыслам” . Средства для снаряжения и жалованья “ратным людям” были быстро собраны.

        Решающую роль сыграл Кузьма  Минин и в выборе военного  руководителя ополчения: именно им были сформулированы жесткие требования к будущему воеводе. Нижегородцы приговорили позвать “честного мужа, которому за обычное ратное дело и кто б был в таком деле искусен, и который бы во измене не явился” . Всем этим требованиям удовлетворял князь Дмитрий Пожарский.

        В Нижний Новгород стали собираться  служилые люди из соседних  уездов. К осени 1611 г. в городе  уже было 2 — 3 тысячи хорошо  вооруженных и обученных “ратному  делу” воинов; они и составили  ядро ополчения. 

        Руководители ополчения налаживали связи с другими городами Поволжья, отправили тайного посла к патриарху Гермогену, находившемуся в заключении в Кремле. В это “безгосударево время” Патриарх Гермоген, патриотически-настроенный, благословил ополчение на войну с “латинянами”. Поддержка Православной Церкви способствовала объединению патриотических сил.

        Весной 1612 г. “земская рать” во  главе с Мининым и Пожарским  пошла из Нижнего Новгорода  вверх по Волге. По пути к  ним присоединялись “ратные люди”  волжских городов. В Ярославле, где ополчение простояло четыре месяца, было создано временное правительство — “Совет всей земли”, новые органы центрального управления — приказы. Усиленно шло пополнение войска за счет дворян, “даточных людей” из крестьян, казаков, посадских людей. Общая численность “земской рати” превысила 10 тыс. человек. Началось освобождение от интервентов соседних городов и уездов.

        В июле 1612 г., когда пришло известие  о походе на Москву войска  гетмана Ходкевича, “земская  рать” выступила к столице,  чтобы не допустить его соединения с польским гарнизоном.

        В августе 1612 г. ополчение подошло  к Москве. Атаман Заруцкий с  немногими сторонниками бежал  из-под Москвы в Астрахань,  а большинство его казаков  присоединилось к “земской рати”.

        Ополчение не пропустило гетмана Ходкевича в Москву. В упорном сражении возле Новодевичьего монастыря гетман потерпел поражение и отступил. Польский гарнизон, не получивший подкреплений, продовольствия и боеприпасов, был обречен.

        22 октября “земской ратью” был  взят штурмом Китай-город, а 26 октября капитулировал польский гарнизон Кремля. Москва была освобождена от интервентов. 

       Польский король Сигизмунд III пробовал организовать поход  на Москву, но был остановлен  под стенами Волоколамска. Защитники  города отбили три приступа поляков и заставили их отступить.

        Освобождением столицы не завершались  военные заботы руководителей  “земской рати”. По всей стране бродили отряды польских и литовских шляхтичей и “воровских” казачьих атаманов. Они разбойничали на дорогах, грабили села и деревни, захватывали даже города, нарушая нормальную жизнь страны. В Новгородской земле стояли шведские войска, и шведский король Густав-Адольф намеревался захватить Псков. В Астрахани засел атаман Иван Заруцкий с Мариной Мнишек, которые вступили в сношения с персидским ханом, ногайскими мурзами и

турками, рассылали “прелестные письма”, заявляя о правах на престол малолетнего сына Марины Мнишек от Лжедмитрия II (“воренка”, как его называли).

      

     Избрание  нового царя.  

     Однако  первоочередным был все-таки вопрос о восстановлении центральной власти, что в конкретных исторических условиях начала XVII в. означало избрание нового царя. Прецедент уже был: избрание “на царство” Бориса Годунова. В Москве собрался Земский собор, очень широкий по своему составу. Кроме Боярской думы, высшего духовенства и столичного дворянства, на соборе было представлено многочисленное провинциальное дворянство, горожане, казаки и даже черносошные (государственные) крестьяне. Своих представителей прислали 50 городов России.

       Главным был вопрос об избрании царя. Вокруг кандидатуры будущего царя на соборе разгорелась острая борьба. Одни боярские группировки предлагали призвать “королевича” из Польши или Швеции, другие выдвигали претендентов из старых русских княжеских родов — Голицыных, Мстиславских. Трубецких, Романовых. Казаки предлагали даже сына Лжедмитрия II и Марины Мнишек. Но не они были на Соборе в большинстве. По настоянию представителей дворянства, горожан и крестьян было решено: “Ни польского королевича, ни шведского, ни иных немецких вер и ни из каких неправославных государств на Московское государство не выбирать и Маринкина сына не хотеть”.

        После долгих споров члены собора сошлись на кандидатуре 16-летнего Михаила Романова, двоюродного племянника последнего царя из династии московских Рюриковичей — Федора Ивановича, что давало основания связывать его с “законной” династией.

        Дворяне видели в Романовых последовательных противников “боярского царя” Василия Шуйского, казаки — сторонников “царя Дмитрия” (что давало основание полагать, что новый царь не будет преследовать бывших “тушинцев”). Не возражали и бояре, надеявшиеся сохранить власть и влияние при молодом царе. Очень четко отразил отношение титулованной знати к Михаилу Романову Федор Шереметев в своем письме к одному из князей Голицыных: “Миша Романов молод, разумом еще не дошел и нам будет поваден”. В. О. Ключевский заметил по этому поводу: “Хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего”.

        21 февраля 1613 года Земский собор объявил об избрании царем Михаила Романова. В костромской Ипатьевский монастырь, где в это время скрывался Михаил и его мать “инокиня Марфа”, было направлено посольство с предложением занять русский трон. Так в России утвердилась династия Романовых, правивших страной более 300 лет.

Информация о работе Смута в истории России