Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 18:16, доклад
Помните эту знаменитую песенку на музыку Давида Тухманова? Ее оригиналу — около тысячи лет. Сочинили его бродячие студенты-школяры, называющие себя вагантами. Толпы оборванной, голодной, но веселой и любознательной молодежи странствовали по всей Европе в поисках науки и приключений. И хотя в этих путешествиях на их долю выпадало немало опасностей — приходилось и драться, и воровать, и милостыню просить, и ночевать под заборами, хотя в их среде царили грубость, испорченность и настоящая «дедовщина» (младшие служили старшим и выполняли для них самые унизительные поручения), их стремление к живому знанию дало мощный толчок всей европейской цивилизации.
Возьмем, к примеру, Париж 1229 года. В одной из пригородных таверн школяры нашли вино превосходным, но счет за него — слишком высоким. В итоге хозяину досталось на орехи. Соседи прибежали на помощь и поколотили драчливых гостей. На следующую ночь школяры вернулись большой толпой и перевернули вверх дном весь дом, не пощадили даже женщин. Приор монастыря, которому принадлежало селение, пожаловался королеве Бланке, правившей в то время за Людовика Святого, а та поручила разобраться в ситуации парижскому прево. Он и разобрался — без особого следствия. В результате полицейские избили студентов, не повинных в инциденте. Университет взбудоражился. Магистры потребовали извинений и возмещения вреда в течение шести недель, иначе вся учеба будет остановлена. Прошло шесть месяцев — но реакции не последовало. Тогда преподаватели собрали свои пожитки и покинули город. За ними потянулись студенты — в Англию, Германию, Италию… Городские власти схватились за голову. В конце концов дело было улажено на самом высоком уровне — папой и королем. Парижский университет возобновил свою работу, и в ближайшую осень город наводнили 30 тысяч беанов.
Случались стычки и более кровопролитные. Так, в 1209 г. в Оксфорде магистры и школяры решили прекратить занятия после того, как горожане повесили нескольких школяров. В Лейпциге сапожные подмастерья послали университету формальное объявление войны, а иногда (Кельн, Гейдельберг) дело доходило до реальных сражений под знаменами.
Хотя статутом это обычно запрещалось, школяры охотно вмешивались в политическую борьбу горожан, выступали адвокатами в городских судах. А горожане, в свою очередь, вмешивались в распри студентов, конфликты между представителями разных наций, партий и групп. После мертвого застоя церковных школ подобное брожение умов было явным прогрессом. Уже в те времена студенческая среда воспитывала вольнодумцев, которым суждено было расшевелить общественные устои…
И все же множество
молодых людей бесславно
Расцветали и умирали высшие школы. Итальянские университеты пришли в упадок с раздроблением страны. В отдельных княжествах звание профессора присуждалось не за научные достижения, а по наследству, как титул аристократа. Практически ни один выдающийся англичанин XVIII века не обучался в университете. Долго и тяжко искоренялась схоластика. Коллегии поглощали университеты — так появилась Сорбонна. В XIX веке вознеслись немецкие вузы, а в ХХ — американские. Высшее образование распространилось по всему миру, стало доступно представителям любого пола и расы, с появлением интернет-технологий — даже на расстоянии…
А студенты все так же веселятся и вольнодумствуют. И дай Бог, чтобы не забывали о духе свободы, который зародился именно в их среде во времена, когда большинство людей засыпали с оружием в руках и опасливо косились на площадные костры…
Информация о работе Служитель Вакха, «мученик науки»: средневековый студент