Систематизация российского законодательства в XIX в

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:33, контрольная работа

Описание работы

Цели и задачи исследования: Целью предлагаемого исследования является комплексное историко-правовое изучение систематизации уголовного законодательства первой половины XIX в. в трех основных срезах: с точки зрения организации систематизации, характеристики актов систематизации и общей характеристики их содержания.

Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих исследовательских задач:

- изучить и оценить существующие историографические и источниковедческие основы темы;

- проанализировать факторы, определяющие необходимость предпосылок систематизации уголовного законодательства, общие и специальные (юридические) предпосылки этой деятельности;

- выделить основные направления систематизации уголовного законодательства Российской империи в первой половине XIX в.;

- проследить историю создания и оформления актов систематизации уголовного законодательства Российской империи в первой половине XIX в.;

- проиллюстрировать преемственность нормативной базы при создании Проекта Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.;

- дать сравнительную характеристику теоретических и содержательных основ Свода законов уголовных (1832 г. и 1842 г.) и Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

Содержание

Введение

§ 1. Общественный строй России в первой половине XIX века

§ 2. Государственный строй России в первой половине XIX века

§ 3. Систематизация Российского права в первой половине XIX века

§4. Основные пути систематизации законодательства Российской империи, выработанные М.М. Сперанским

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная по ИОГП.docx

— 61.19 Кб (Скачать)

     Для того, чтобы успешно провести эти изменения, следовало реформировать в первую очередь законодательные акты, попытаться как-то их систематизировать. К началу октября 1809 года было готово «Введение к уложению государственных законов». Был создан новый Государственный совет. Проекты всех законов, указов, положений, уставов, новых учреждений рассматривались Советом. В его компетенцию были отнесены все предметы, требующие нового закона, устава или учреждения, предметы внутреннего управления, требующие отмены, ограничение или дополнение прежних положений. Придавая особое значение разработке гражданского права, по предложению Сперанского М.М. создается специальный комитет по рассмотрению проекта гражданского уложения в составе князя Лопухина, графа Северина-Потоцкого и сенаторов Алексеева и Корнелова. Предполагалось поднять все старые нормы права, регулирующие в какой-то степени гражданско-правовые отношения в Российской Империи. Бесконечные противоречия, пробелы в праве, неразработанность целого ряда институтов, и язык, недоступный для понимания не только населения, но и юристов, заставили Сперанского приступить к созданию проекта нового гражданского «Уложения». Государственный совет в 1810 г. 43 раза рассматривал проект гражданского уложения (кодекса). В Государственном совете с 21 ноября 1821 г. по 21 декабря 1822 г. вновь возобновились прения по предоставленным комиссией проектам. Из 1343 статей, предложенных Сперанским и рассмотренным на 49 заседаниях Совета, остались без изменения 622. Бурную дискуссию вызвали статьи, регулирующие договорные, брачно-семейные и наследственные отношения.

     В январе 1826 г. М.М. Сперанский направил императору Николаю I несколько записок с  предложениями продолжить кодификационную  работу. Доводы Сперанского были признаны достаточно вескими и послужили  созданию второго отделения собственной  его величества канцелярии.

     Первой  стадией громоздкой систематизации по замыслу Сперанского должно было быть «Полное собрание законов». Юридическая  техника для составления «Свода»  основывалась на следующей методике:

     а) статьи «Свода», основанные на одном  действующем указе, излагать теми же словами, которые содержатся в тексте и без изменений;

     б) статьи, основанные на нескольких указах, излагать словами главного указа  с дополнениями и пояснениями  из других указов;

     в) под каждой статьей давать ссылки на указы, в нее вошедшие;

     г) сократить многосложные тексты законов  тексты законов;

     д) из противоречащих друг другу законов выбирать лучший или более поздний.

     В итоге, уже к началу 1830 г. было создано 45 обширных томов, содержащих около 42 тысяч  статей. «Свод законов» должен был  состоять из восьми разделов:

     1) основные государственные законы;

     2) учреждения (центральные, местные,  устав о государственной службе);

     3) «законы правительственных сил» (устав о повинностях, устав  о податях и пошлинах, устав  таможенный, уставы монетный, горный  и о соли, уставы лесной, оброчных  статей и счетные);

     4) законы о состояниях;

     5) законы гражданские и межевые;

     6) уставы государственного благоустройства  (уставы духовных дел иностранных  исповеданий, кредитный, торговый, промышленный; уставы путей сообщения,  почтовый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном  страховании, о сельском хозяйстве,  о найме на сельские работы, о трактирных заведениях, о благоустройстве  в казачьих селениях, о колониях  иностранцев на территории империи);

     7) уставы благочиния (уставы о народном  продовольствии, об общественном  призрении, врачебный, уставы о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных);

     8) законы уголовные.

     Кодификационная работа проводилась следующим образом:

     Из  государственных сенатских, коллежских архивов были собраны реестры  всех узаконений, на их основе был составлен  единый реестр, а уже после этого  обратились к первоисточникам. Было прорецензировано 3000 книг, содержащих сенатские протоколы, важнейшие  постановления сверялись с подлинниками. Однако собрание узаконений не предполагалось использовать в практических целях. Таким образом, в первое «Полное  собрание законов» было помещено более 30 тысяч различных указов, нормативных актов, постановлений, начиная с «Соборного уложения» и до вступления на престол Николая I.

     Неоспоримым достоинством этого собрания для  того времени было прежде всего то, что он во многих частях не был абстрактным  произведением. «Свод» включал в  себя множество начал, выработанных и проверенных жизнью. Законы, ранее  известные главным образом только немногим юристам, стали доступны для  многих. Обширные научно-критические, исторические и иные работы, касавшиеся богатейшего материала, заключенного в «Полном собрании законов» и  в «Своде законов», значительно содействовали  оживлению юридической мысли  и, несомненно, подготовили почву  для создания в будущем «Уложения».

     19 января 1833 г. состоялось заседание  Государственного совета, обсудившего  представленный «Свод законов». Было принято решение пользоваться  текстами существующих законов  до 1 января 1835 г., а затем должен  был вступить в силу в полном  объеме в качестве общего «Свода  законов Российской империи». В  целом, данную попытку кодификации  российского права можно считать  успешной, во многом это заслуга  величайшего российского реформатора  М.М. Сперанского.

     Разработка  «Уложения о наказаниях» началась сразу после создания «Свода законов» и велась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во II отделении  Императорской канцелярии. При разработке проекта был использован том XV «Свода законов». Но авторы «Уложения» не ограничились российским опытом. Они  изучили многочисленные западноевропейские уголовные кодексы, даже проекты  некоторых кодексов.

     Проект  Уложения и объяснительная записка  к нему были готовы к 1844 г. Их размножили для предварительного обсуждения. После  рассмотрения проекта в Государственном  совете «Уложение» было утверждено императором  в августе 1845 г. и введено в  действие с 1 мая 1846 г. 
«Уложение о наказаниях» было громадным законом. Оно содержало более 2000 статей, разбитых на 12 разделов, имеющих сложную структуру.

     Такая громоздкость закона объяснялась тем, что его авторам не удалось  преодолеть казуальность, свойственную прежним феодальным уголовным сборникам. Законодатель стремился предусмотреть  все возможные виды преступлений, не полагаясь на обобщающие формулировки. Отчасти это объяснялось низким профессиональным уровнем российских судей, которые не могли бы разобраться  в юридических абстракциях и, которым нужно было показать состав преступления как можно проще  и нагляднее.

     Впервые в российском законодательстве «Уложение» содержало Общую часть, функции  которой выполнял первый раздел закона. Уложение делило правонарушения на преступления и проступки, граница между которыми была проведена не слишком четко. В первом разделе говорилось о  вине как основании ответственности, о стадиях развития преступной деятельности, о соучастии, обстоятельствах, смягчающих и устраняющих ответственность. Военнослужащие не подпадали под  действие Уложения о наказаниях. Для  них существовал изданный в 1839 г. Военно-уголовный устав, заменивший собой Артикул воинский.

     В системе преступлений на первом месте  стояли преступления и проступки  против религии, государства, порядка  управления, должностные преступления. «Уложения» предусматривало обширную и сложную систему наказаний. Они подразделялись по разрядам, родам  и степеням. Все наказания за преступления и проступки делились на уголовные  и исправительные. К уголовным  относилось лишение всех прав состояния, соединенное со смертной казнью, каторгой или ссылкой. Исправительными наказаниями  считались потеря всех особенных  личных и сословных прав и преимуществ, соединенная со ссылкой в Сибирь или другие места, заключение в крепости, в смирительном доме, тюрьме, кратковременный  
арест и некоторые другие. Сохранялся сословный принцип применения  
наказаний: все преступники делились на тех, к кому могли применяться  
телесные наказания, и на тех, к кому они не применялись, предусматривалась такая мера наказания, как лишения сословных прав и привилегий.10

     Вывод: Таким образом, организация работы именно по систематизации законодательства, накопленного за полтора столетия развития Российской империи, принадлежала целиком самому Императору. Приняв дело к своему ведению, Николай I обеспечил, во-первых, привлечение к организационно-методическому руководству работой Второго отделения Канцелярии выдающегося деятеля российской администрации в лице М. М. Сперанского. Во-вторых, этим шагом он обеспечил успех главной задачи своего царствования - ":направления политики государства по пути консервативного и бюрократического образа действия, поддерживая существующее с помощью чиновников"11. И, наконец, в-третьих, Николай I, опираясь на М.М. Сперанского, обеспечил совершенствование законов и правоприменительной практики царской России, оказавшее позднее значительное влияние на развитие как советского законодательства, так и законодательства новой России. Это бесспорное достижение русской правовой культуры будет находиться в центре внимания нашего исследования. 
 

 

      
 

     §4. Основные пути систематизации законодательства

       Российской империи, выработанные

       М.М. Сперанским 

     Российское  законодательство начала XIX в. пребывало в состоянии глубокой запущенности. Истоки такого положения дел следовало искать в самом начале XVIII в., когда бурная деятельность Петра I по преобразованию России "на европейский лад" нашла свое отражение в многочисленных указах, уставах, стандартах, во многом заимствованных из законодательства передовых государств континентальной Европы, прежде всего - Германии, Швеции, Голландии. Именно во время царствования Петра I Россия стала быстро превращаться в абсолютную монархию во главе с Императором, все более сосредоточивавшим в своих руках политическую, административную и военную власть, активно влиявшую и на хозяйственную жизнь страны; при всем этом сохранялось и даже развивалось крепостничество.

     Преобразование  Российского государства в Империю  породило характерное для абсолютистского  государства бурное развитие законодательства во всех сферах жизни государства  и общества. Число и разнообразие принимаемых законодательных актов  росло как на дрожжах. Указы, законы, повеления множились, охватывая  все разнообразные сферы жизни  общества: развитие промышленности и  торговли, наследование собственности (Указ Петра I о единонаследии), изменение  порядка прохождения государственной  службы, ставшей главной привилегией  дворянского сословия. Однако единой системы законодательства не существовало.

     Подробно  реформы Петра I охарактеризованы не только в специальных монографиях  по истории Российского государства, но и в современной учебной  литературе по истории Российского  государства и права. Наша задача состоит не в исследовании содержания отдельных законов, а в оценке общего состояния российского законодательства в период с начала XVIII и до конца первой четверти XIX века.

     Справедливости  ради нельзя не отметить, что первым, кто заметил необходимость упорядочения разрозненного законодательства, был  Петр I, по этому поводу им был издан  Указ 18 февраля 1700 года, в котором  он повелел: "Снести Соборное Уложение 1649 года с Постановлениями, после  него состоявшимися, то есть с Новоуказными Статьями, с Именными Указами и  с Боярскими приговорами по частным  делам вершенными"12

     Сам Петр I к проблеме "снесения" нового законодательства со старым больше почти  не возвращался, хотя и видел затруднения  в применении новых законов, "служивших  пояснением и дополнением к Уложению 1649 г., но чаще затруднявших и тяготивших его своим разнообразием и  противоречиями:"13

     Повеление Петра I породило целую череду комиссий "об Уложениях"14. Деятельность этих комиссий то активно разворачивалась, то ослабевала, но ни одна из них так и не выработала единого законодательного документа. Все же на протяжении XVIII - начала XIX вв. работало десять таких комиссий.

     В чем же были причины этого странного "топтания на месте"? На этот вопрос не дала ответа ни одна из десяти комиссий. Комиссии приступали сразу к составлению  новых Уложений, без глубокого, совокупного  обозрения всего материала, накопленного за полтора столетия развития законодательства15. Не сопоставлялись связи между законами, часто "не только к одному разряду принадлежащие", но и связанные с другими "разрядами". Комиссии XVIII - начала XIX столетий, таким образом, спешили "скорее творить, составить новые проекты законов, нежели углубляться в изыскания законов прежних, что было делом всегда многотрудным и притом не блистательным"16. А надо было "начинать с точных, систематических Сводов" законов, которые "во всех законодательствах всегда предшествовали новым или исправленным Уложениям"17.

     Подобная  оценка прошлого опыта проведения кодификационных  работ определила подход М.М. Сперанского  к систематизации законодательства Российской империи: предполагалось издать два взаимообусловленных собрания законов Российской империи:

Информация о работе Систематизация российского законодательства в XIX в