Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:23, реферат
История Сибири. Характеризующую эту культуру находки встречаются археологам довольно часто. В них много обломков типичной для этого времени керамики с геометрическим узором. Население в этот отрезок времени занималось скотоводством, земледелием, ткачеством, обработкой шкур и шитьем теплой и красивой одежды.
Введение
1. Термин Сибирь. Первые сведения о Сибири
2. Причины движения русских в Сибирь
3. Югра. Печорский «чрезкаменный» и морской пути в Сибирь. Колонизация Поморья в XVI веке
4. Деятельность Строгановых
Заключение
Реферат
Сибирь:
первые сведения, история присоединения
Введение
1. Термин Сибирь. Первые сведения о Сибири
2. Причины движения русских в Сибирь
3. Югра. Печорский «чрезкаменный» и морской пути в Сибирь. Колонизация Поморья в XVI веке
4. Деятельность Строгановых
Заключение
Список литературы
На рубеже 1-2-ого тысячелетий до н.э., на территории Сибири преимущественно появляется новая культура - Ирменская (Сие название происходит от поселения, которое обжилось у устья р.Ирмень, левого притока Оби). Характеризующую эту культуру находки встречаются археологам довольно часто. В них много обломков типичной для этого времени керамики с геометрическим узором. Население в этот отрезок времени занималось скотоводством, земледелием, ткачеством, обработкой шкур и шитьем теплой и красивой одежды.
Шло время, и вот уже VII - VI вв. до н.э. и территорию Сибири стали заселять лесные племена монголоидного типа.
В V в. до н.э. в жизни племен Сибирского края наступают большие перемены. Появляются первые железные изделия. Бронзовые орудия постепенно заменяются железными. В это время самыми развитыми племенами Сибири были те, которые жили на территории Алтая, Кузбасса, Хакассии, где имелись запасы металла и лучшие условия для занятия скотоводством. Эти племена оказывали большое влияние на своих соседей. Народ с самой развитой культурой обселился на горах Алтая. О чем свидетельствуют их богатые погребения - Пазырские и Башадарские курганы - получили мировую известность. В Новосибирском Приобье население получило название Большереченское, это названием происходило от Большой реке в Алтайском крае. Археологические исследования того времени уже могли сказать о неком зародыше цивилизации. Скот уже держали в отдельных помещениях. Сохранялось мотыжное земледелие. Распространено было и ткачество. Появляется расслоение населения. В некоторых могилах можно было увидеть большое количество разнообразных вещей, а в других лежал только один сосуд. Учащаются военные столкновения между соседними племенами. В связи с этим появляется необходимость в организации обороны поселений, которые укрепляют рядами рвов и валов.
Находки III в.до н.э. свидетельствуют о появлении на сибирских землях - северных племен. Однако по Оби сохранялись и связи с южным населением Сибири, хотя связи с северными племенами значительно преобладали. Это вызвано новой политической обстановкой на юго-востоке Сибири. Здесь сложился союз воинственных гуннских племен, живших в Забайкалье и монгольских степях. Гунны были давно известны нападениями на своих ближайших соседей. Влияние юга все более стало ослабевать, вопреки этому связи с северными и северо-западными лесными племенами постепенно усиливаются. В результате слияния большереченских племен с северными образовалось население 1-ого тысячелетия Сибири.
Цель данной работы – рассмотреть открытие Сибири.
Задачи:
Известно, что в древности на среднем Иртыше жило племя угров — «сипиры», или «сыбыры». Позднее часть его под напором тюркских племен ушла на север. Оставшиеся смешались с пришельцами-тюрками.
До сих пор на Иртыше бытуют легенды о сыбырах. В одной из них говорится: «Однажды с севера надвинулись туманы, наползли тучи, пошли проливные дожди, земля пропиталась влагой, реки и озера вышли из берегов, а из земли стали расти «рога» (то есть край начал покрываться таежным лесом). Вместе с непогодой на благодатную страну сыбыров обрушились полчища мошки, комаров, мух, оводов — они буквально доводили маленький народ до исступления. Собрались племена сыбыров на большой совет и решили уйти со всем своим имуществом, со стадами скота на юг, чтобы найти для жизни те же самые условия, в которых они жили на своей родине. Однако часть сыбыров не захотела покинуть земли своих предков, древние поселения и могилы отцов. И вот племена раскололись на две части: первая из них ушла куда-то на юг, вторая осталась. Но долго прожить тут оставшиеся не могли. Зудящая нечисть, от которой не помогали дымы костров, вновь набросилась на людей. Не выдержали сыбыры. Собрались они все вместе и бросились в воды озер и рек, где и нашли свой трагический конец».
Местные жители до сих пор чтят память о сыбырах — славных людях, так любивших свою родину, что предпочли смерть уходу в чужие благодатные земли.
В XIII—XIV веках территорию, которую ранее населяли сыбыры, стали называть Сыбыр (в русском произношении — Сибирь). Позднее этот термин перенесли на все земли от Урала до Тихого океана.
Первым правителем Сибирского ханства, по преданию, был Мамет, происходивший из местного знатного рода Тайбуги.
Со временем территория Сибирского ханства значительно увеличилась. К середине XVI века в него были включены улусы барабинских татар. Дань (она по-прежнему называлась ясаком) во многом сохраняла черты военной добычи. Размеры ее не определялись. Иногда наезд ханских сборщиков разорял «черных людей» так же, как и вражеское нашествие. Зависимость от сибирского хана признали и чаты. Эта зависимость была крайне непрочной и держалась силой оружия.
Местные
князьки имели право сбора
ясака с населения своих
До недавнего времени считалось, что заселение Сибири началось около 20— 30 тысяч лет тому назад и шло по трем направлениям — из Средней Азии, Восточной Европы и Центральной Азии. Однако раскопки археологов на берегу р. Улалинки в Горно-Алтайске позволили сделать вывод, что человек в Сибири и, в частности, на Алтае появился еще в доледниковый период, более 600 тысяч лет тому назад, то есть, возможно, даже раньше, чем в Западной Европе. Древнейшие люди пользовались примитивными каменными орудиями, вели подвижный образ жизни и постепенно заселяли соседние с Алтаем области.
В VII—VI веках до нашей эры на территорию Сибирского Приобья проникают северные лесные племена, принесшие свои хозяйственные традиции. Пришельцы смешались с местным населением, передав ему некоторые элементы своей культуры. В связи с этим возросло значение рыбной ловли и охоты, несколько потеснивших скотоводство.
Разгром Кучума произвел огромное впечатление на местное население, которое поспешило добровольно принять русское подданство, так как увидело в Российском государстве силу, способную обеспечить мирную жизнь и защитить от разорительных вторжений кочевников южных степей.
Очевидно, чаты сообщили о гибели войска Кучума своим северным соседям — томским татарам. В 1604 г. в Москву прибыл князек Тонн, просивший поставить в землях томских татар русский город и принять их «под высокую государеву руку».
В конце сентября того же года на берегу Томи возник Томский острог, ставший военным и административным центром обширного Томского уезда. В его ведении находились и земли чатских татар, и кочевья телеутов. Острог должен был защищать население бассейна средней Оби от разрушительных вторжений с юга и юго-востока.
Из
Томска началось продвижение к верховьям
р. Оби. Уже в 1618 г. томские служилые
люди основали Кузнецкий острог (ныне
Новокузнецк), ставший опорной базой
для продвижения в глубь
Барабинские татары, в состав которых в XVII веке окончательно влились и обитавшие ранее на севере лесостепи группы ханты, оказались под ведомствам тароких воевод. В Барабинской лесостепи для «береженья» жителей был построен небольшой укрепленный пункт — Барабинский острожек, куда посылались на временную службу казаки и стрельцы из ближайших городов.
Одной из причин, побудивших население бассейна верхней Оби и Барабы добровольно принять русское подданство, было появление в степных районах Западной Сибири многочисленных западно-монгольских племен — «черных колмыков». Воинственные кочевники захватили все земли от Алтая до Волги и стали сильно теснить население лесостепи.
Дальнейшее продвижение русских на юг оказалось невозможным. В Западной Сибири на рубеже лесостепи и степи установилась временная граница Российского государства. Земли барабинцев более столетия оставались пограничными.
Уже с конца XVI века началось массовое переселение в Сибирь населения из европейской части страны. Энергичную деятельность по заселению новоприобретенных земель развернуло само правительство: в Сибирь отправляли «прибранных» (то есть завербованных) царскими воеводами крестьян северных уездов страны, ссыльных, жителей городов (посадских людей).
Однако решающую роль в формировании постоянного крестьянского населения сыграли вольные переселенцы. За Урал хлынули земледельцы, бежавшие от растущей феодальной эксплуатации. Это были государственные крестьяне поморских уездов. Их привлекали слухи о свободных плодородных землях и вольной жизни. Переселенцы распахали земли по Туре, Тоболу, Ищиму, Томи и другим рекам, создали крупные очаги земледелия. Развивались ремесла, обрабатывающая промышленность, промыслы и торговля.
Из-за постоянных вторжений джунгар территория нашей области оставалась вне основной зоны расселения русских. Крестьяне предпочитали оседать в более безопасных районах. Кроме того, на протяжении всего XVII века царское правительство интересовала прежде всего таежная зона Сибири с ее богатыми запасами «мягкого золота» — пушнины.
Присоединение
Сибири к Российскому
Разгром Сибирского ханства осуществили бывшие волжские казаки во главе с Ермаком. Их успехи закрепили новые отряды служилых людей. После полного разгрома Кучума чатские и барабинские татары и телеуты добровольно приняли русское подданство, увидев в Российском государстве силу, способную избавить их от опустошительных набегов воинственных кочевников южных степей.
Барабинские татары и телеуты после включения в состав России были обложены натуральной податью, которая вносилась пушниной. Они оказались в наиболее тяжелом положении. Чаты в основном вошли в разряд служилых татар — привилегированную группу коренного населения, помогавшую царской администрации охранять границы, отражать натиск внешних врагов и держать в повиновении эксплуатируемую массу населения.
Присоединение территории нашей Западной Сибири к Российскому государству имело прогрессивное значение. Создалась более благоприятная обстановка для развития промыслового и скотоводческого хозяйства, ремесла, торговли. Появилась возможность освоения бассейна средней Оби переселенцами из европейской части страны, которые принесли с собой более высокую культуру обработки земли и более совершенные способы ведения животноводства и передали их (об этом речь пойдет дальше) коренным жителям — татарам. Местные племена были освобождены от гнета Кучума, избавлены от гибели в результате междоусобиц местной знати, от порабощения раннефеодальными объединениями кочевников.
В результате длительного перемещения и смещения различных племен в лесостепной зоне Западной Сибири сформировались тюркоязычные группы, получившие общее название «сибирские татары». Их экономическое, политическое и культурное развитие было надолго задержано нашествием кочевников-завоевателей.
Информация о работе Сибирь: первые сведения, история присоединения