Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 00:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"
71. Кыргызстан в период перестройки (1985-91г).
После смерти Брежнева в ноябре 1982 г. Андропов предпринял попытку провести преобразование в парт-госуд. аппарате, вел жест. меры по улучш. положения в стране, укреплению труд.дисциплины. но после его смерти вернулись прежн.порядки. 11 марта 1985 г. ген-секр.избран Горбачев. новое рук-во присупило к осуществлению радикальных реформ в рамках старой командно-админ.системы, но старыми методами претворить в жизнь планы ускорения соц-экон.развития страны было невозможно. Янв.1987 г. – политика гласности. Июнь 1988 г. – реформирование полит.системы, модель «гуманного, демокр. социализма». новая система выборов. 12 дек.1989 – органом высш. власти утвержден сьезд Народных депутатов. Отменена 6 ст.Конституции – рук. роль партии, введена многопартийность.
72. Исторический портрет Исхака Раззакова
И.Раззаков (1910-79)сын крестьянина-
73. Великий манасчи Саякбай Каралаев
Саякбай Каралаев - (1894 - 1971), киргизский советский сказитель, народный артист Киргизской ССР. Хранил в памяти более полумиллиона строк эпоса "Манас" и др. народных преданий и легенд. От него был записан полный вариант "Манаса".
74. Ошская трагедия 1990года, ее причины и уроки.
Усиливаются миграц.процессы, некоренные нац-ти уезжают из КР. Одни – из-за отсутствия работы, др – неверие в будущее КР, третьи – конфликты разл.народов. летом 1990 г. в окрестностяхОша возникло движение за получение зем.участков под част.жилищное стр-во, кот-е переросло в противостояние жителей кырг и узбек.нац-ти. Парт-гос.рук-во проявило беспечность и равнодушие.
Поводом, приведшим к открытому столкновению, стало письмо группы 23 аксакалов-ветеранов г. Дж-Аб в союзные и респ.органы власти от 2 марта 1990г. было выдвинуто предложение образовать в составе Кирг.ССР Ош.автоном.область, в целях решения проблем реального равноправия и равенства нац-й. текст письма был размножен и распространен среди населения. в разгар препирательств за зем.участки обстановку усугубило то, что 700 кырг.семей, снимавших в узбек.р-нах квартиры, были изгнаны на улицу. 4 июня 2 вражд.группировки собрались на 1 терр-и. кровавое побоище. Зверски убиты 155 чел, ранено 845. разгромлены и сожжены 262 дома, 24 магазина. 5 июня г. Ош полностью блокирован, введены в\части.
5 июня – беспорядки в г. Узгене. 7. июня – напряж.ситуация во всех регионах Ош.обл и столице. Ошские события не были проанализированы на должном уровне парт-гос.рук-м. это породило в народе недовольство политикой властных структур.
75. Декларация о гос-ом суверенитете (15.12.1990)
15 дек.1990 г. принята Декларация о гос. суверенитете Республики Кыргызстан. Предложения о реорганизации гос. власти, решено разделить ее на 3 ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Август 1991 г. – Акаев осудил действия ГКЧП, республика эту политику не поддерживает. 31 авг.1991г. принята Декларация о госнезависимости РК, вышла из состава СССР. Указом президента 20 окт.1991 г. КГБ расформирован, образован ГКНБ, в дек.созданы Ницгвардия и войска внут. дел республики. В дек.1991 г. Беларусь, РФ, Украина в Белов. Пуще подписали Соглашение о создании СНГ. 21 дек. В Алматы соглашениеоб образовании СНГ подписали Беларусь, РФ, Украина, Азербайджан, Армения, Грузия, Казыхстан, Кыргызстан, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. СССР прекратил существование.
5 мая 1993 г. принята нов. Конституция КР, в кот-й он обьявлен демократ. республикой, ею управляет През-т, избираемый всенарод. голосованием. один из символов незав-ти страны – гос.знамя (принято 3 марта 1992 г., авторы: ученый Иптаров, худ.Жайчыбеков, Матаев, арх. Сыдыков, Айдарбеков), гос. гимн принят 18 дек.1992 г. (авторы текста поэты Садыков и Кулиев, музыки – Молдобасанов и Давлесов), герб принят 14 янв 1994 г.(авторы Абдраев и Дубанаев). В мае 1993 г. введена валюта – сом. Гос. власть представляют и осуществляют Президент, ЖК, состоящий из 2 палат – Законодительного собрания и Собрания народ.представителей, Правительство республики и мест.гос.администрации, Конституц. суд, Верх. суд, Высш.Арбитраж.суд и суды системы правосудия.
76. Избрание А.Акаева на альтернативной основе первым президентом Кырг-на (27.10.90г).Выборы президента КР.
В марте 1990 г. 3 сьезд нар. депутатов СССР ввел институт Президентства. През. власть призвана определять и контролировать деятельность правительства и всех ветвей власти, надзор за исполнением законов, деят-ю законодат органов, управление народ. хоз-вом. 27 окт.1990 президентом стал А.Акаев. По Конституции КР, принятой 5 мая 1993 г. Президент изб-ся на 5 лет. Им может стать гражданин не моложе 35 лет и не старше 65 лет, владеющий госязыком и прож-1 в респ-ке не менее15 лет перед выдвижением в кандидаты. В дека.1995 г. – презид.выборы на альтерн. основе. учатвовали: Акаев, Масалиев, Шеримкулов. Избран Акаев. В февр.1996 г. – референдум – КР – республика с сильным президент. правлением.
29 окт.2000 г. – выборы. Кандидаты: Акаев, Т.Акунов, А.Атамбаев, Т.Бакир уулу, М.Эшимканов. победил Акаев. Стоял у власти 14 лет. После март. событий – смена власти, снятие его полномочий. Политологи констатировали, что конституция была нарушена: Акаеву было разрешено выдвигаться на 3 срок, хотя имел право только на 2.
77. Декларация
о гос-ой независимости
К лету 1991 г. в СССР сложилась переломная ситуация. Назрел политический взрыв. В ночь с 18-го на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) в СССР, который ввел чрезвычайное положение в отдельных регионах страны, объявил расформированными структуры власти действующие вопреки Конституции 1977 г., приостановил деятельность оппозиционных партий и движений, запретил митинги и демонстрации, ввел войска в Москву. Но уже 21 августа потерпел поражение. После августовского кризиса стало ясно, что республики и центр не могут существовать вместе. Кыргызстан, как и другие ближние и дальние соседи, декларировал свою независимость. 31 августа 1991 г. Верховный Совет Республики Кыргызстан принял "Декларацию о государственной независимости" Республики Кыргызстан.
78. Жогорку Кенеш – орган законодательной власти
Законодательная власть в Кырг-не была делегирована Жогорку Кенешу, к-ый избирался сроком на 5 лет и состоял из 350 депутатов. Ж.К. принял ряд важных докум-ов, необх-ых в первые годы утверждения суверености респуб-ки и имеющ-их полит-ое знач-ие. Были разработаны законы, регламен-ие стабилизацию соц-но-эконом-ой жизни К-на в переходный период. В сентябре 1994г. парламент разделился надвое. Для полит-ой стабилизации в стране Президентом был издан Указ об образ-ии Центр-ой избират-ой комиссии и проведении референдума по созд-ю двухпалатного парламента. Ж.К.составляли 2 палаты: Законодательное собрание в составе 35 депутатов, дейст-ее постоянно и избираемое на основе представтительства интересов всего населения респуб-ки, и Собрание народных представителей в составе 70 депутатов, работающее сессионно и избир-ое на основе представит-ва территориальных интересов. депутаты избирались сроком на 5 лет из граждан, достигших 25 лет и прожив-их в респуб-ки не менее 5 лет перед выдвижением.
79. Правительство КР – высший орган госуд-ой исполнительной власти. Премьер-министры.
Основные направления деят-ти правител-ва опеределяет премьер-министр КР. В состав правит-ва входят премьер-министр, вице премьер-министры, министры, председатели госуд-ой комитетов и др. состав правит-ва по представлению премьер-министра опред-ет Президент респуб-ки и утверждает Собрание народных представит-ей Ж.К. Правит-во организует, контролирует, обеспеч-ет решение всех соц-но-эконом-их, финансовых и др. вопросов. В 1993г. премьер-министром КР был избран А. Жумагулов. Около года правит-ом К-на руководил академик К. Жумалиев. Его вкадом в улучш-ие соц-но эконом-го положения страны стала разработ-ая по его инициативе программа «Аракет». В декабре 1998г. был избран Ж. Ибраимов. С апр. 1999г. по декабрь 2000г. – А.Муралиев. Затем – К. Бакиев. В 2005г. – Ф.Кулов.
80. Айыл окомоту
– исполнительно-
А.о. составляют программы соц-но-эконом-го развития своих территорий, утверждают бюджет и организуют его исполнение, управляют экономикой айыла, осущест-ют соц-ое обеспечение населения, проводят мероприятия по охране окруж-ей среды и др. 16дек. 2001г. состоялись выборы глав местного самоуправ-ия КР. 28 дек. 2000г. Президент КР А.Акаев подписал Указ «О реорганизации центр-ых органов госуд-го управления», направленный на дальнейшее развитие админист-ой реформы, совершенст-ие управления и повыш-ие эффектив-ти деят-ти сис-мы исполнительной власти. Число различн. ведомств сократилось с 42 до 29.
81. Конституция КР (5.05.1993)
С приобретением суверенитета Кырг-на необходимо было определить принципы своего госуд-го устройства, внутр-ей и внеш-ей политики. Для этого нужно было разработать и принять Конституцию респуб-ки. 5 мая 1993г. 12 сессия Жогорку Кенеша после всестороннего обсуждения утвердила новую Конституцию КР. Этот день отмечается в Кырг-не как всенародный праздник. Конституция опред-ла общест-ый строй и полит-ие принципы КР, центральные органы всех ветвей госуд-ой власти ,их построение и деят-ть, основные права и обязаности граждан респ-ки.
82. Политические партии и общественные орган-ции в суверенном К-не
В условиях сувер-та республ-ки возникали новые полит-ие партии, проф.союзы. и обществ-ые объед-ия. Полит-ие партии могут участвовать в госуд-ых делах только в форме выдвижения своих кандидатов для избрания в палаты Ж.К., на госуд-ые должности и в органы мест-го самоуправ-ия. согласно Конституции в КР не допускается слияние госуд-ых и партийных институтов, а также подчинение госуд-ой деят-ти партийным программ и решениям, образ-ие и деят-ть партийных орган-ций в госуд-ых учреждениях и орган-ях.запрещается членство в партиях и выступления военнослуж-их, работников ОВД, нац-ой безопасности, юстиции, прокуратуры и судов в поддержку к-л полит-ой партии; созд-ие полит-их партий на религиозной основе; деят-ть полит-их партий других госуд-в на тер. Респуб-ки. 30 различ. партий: Партия коммунистов К-на ,Прогрессивно-демократ-ая партия «Эркин Кырг-н», «Асаба» - партия нац-го единства, Социалист-ая партия «Ата-Мекен», Партия «Ар-Намыс» ,Республик-ая народная партия, Аграрная партия КР, Партия народа, Партия действия «Моя страна», ветеранов войны в Афган-не идр. Колич-ый состав не превыш. 2-3тыс. членов. Делятся на 3 группы. 1) критикуют недостатки власти; 2)поддерживают политику действ-го правит-ва; 3)радикально-республ-их или сугубо националист-их позициях партии. В Кырг-не созданы и действуют сотни общест-ых объед-ий на основе общности интересов граждан.
83. Экономическая политика суверенного Кырг-на. Реформы 1991-2005г.
К концу 1991г. средний рост промыш-го произ-ва резко снизился ,средства, вложенные в строит-ве и аграрные комплексы, не окупились. Намеченные в энергетич-ой, угледобыв-ей, машиностроит-ой, продовольст-ой отрасли и в легкой промыш-ти планы остались нереализованными. Произ-во в Кырг-не в 1992г. снизилось на 27%. разрушились эконом-ие связи, народное хоз-во впало в депрессию. В этих условиях Верховный Совет КР в июле 1992г. на 9 сессии обсудил и принял Программу экономических реформ, разработ-ную правит-ом на 1992-1995гг. в кач-ве первостапенных задач необх-мо было урегулир-ть макроэконом-ую ситуацию, создать условия для стабилизации произ-ва, поступательного движ-ия экономики. В Программу были заложены мех-мы огранич-ия госуд-го вмешательства в процессы ценообраз-ия на все виды товаров. До конца 1993г. предусматрив-сь провести приватизацию промыш-го сектора на 40-50%, строит-ва – на 50%, с-х – на 25-30%, жилья – на 70% и сферы обслужив. – на 100%. С 1 янв. 1993г. в промыш-ти была отменена практика госуд-ых заказов, чтобы можно было свободно устанавливать комерч-ие отношения с госуд-ми СНГ. С середины 1994г. в Кырг-не началась массовая приватизация. (378 прдеприятий)из них 100 было продано на купонных аукц-ах, 40% приватиз-ых предприятий стали коллективной собствен-ю, 20% - частнымивладениями, а акционировано из общего кол-ва 27% предпр-ий. Это продолжалось до 1996г.
84. Новая аграрная политика в сувер. Кырг-не.
Общая земельная площадь сувер. Кырг-на сост. 19,6млн. га, из них 10,6 млн. га пригодны дляведения с/х. не пригодны – 44,2%. Без развития с/х, являющегося основой всей экономики Кырг-на, наша респуб-ка не сможет эффективно развиваться. чтобы повернуть развитие с/х в русло рыноч. экономики, в Кырг-не с 1991г. начинается провед-е земельно-аграрной реформы. Необх. было обеспечить одноврем-ое и равнопарв-ое функцион-ие колхозов ,совхозов, фермерских и арендных хоз-в и кооперат-ых с/хоз-ых объединений; в переходный период сохранить монополию государств на произ-во табака, хлопка, мяса, шерсти, фруктов и овощей; повсеместно и всесторонне развивать в сельской местности малый бизнес и разл.виды предприн-ва. К концу 1993г. было расформир-но 172 колхоза и совхоза, вместо них образовано 17,5 тыс. крест-их хоз-в, 197 кооперативов, 120 мелких предприятий, 119 ассоциаций и 9 АО. В янв. 1995г. вместо многочисл-ых платежей был введен единый земельный налог.
85. Внешняя политика и международное сотрудничество сувер. Кырг-на. Терроризм. Проблема защиты и укрепления госуд-ой границы.
В своей внеш-ей политике Кырг-н заботился о защите интересов народа и ставит целью создание благоприятных внеш-х условий для построения нового демократ-го правового госуд-ва. Принципы внеш-ей политики: сохранение мира, незыблемость своих границ, прекращ-ие межнац-ых конфликтов в СНГ, привлеч-ие зарубежных инвестиций в народное хоз-во страны, актив. участие в деят-ти ООН и в др. международ-х организ-ций. 2 марта 1992г. Кырг-н стал членом Организации Объедин-ых Наций.уже в 1991-1993гг. независ-ть КР признали 128 госуд-в, более чем с 80 госуд-ми установлены дипломат-ие отнош-ия.в 1998г.суверин-т Кырг-на признали 135 госуд-в, с 91 госуд-ом мира установ-ны дипломат-ие отнош-я.в Бишкеке открылось 11 посольств и представительств.за рубежом 17 дипломатич-их учрежд-ий защищают интересы респуб-ки. Вошел в члены ряда междунар-ых орган-ий (ООН, ОБСЕ, МВФ, ЮНЕСКО и др). в августе 1992г. г. Бишкек прошел Первый Всемирный Курултай кыргызов. На земле насчитывается более 3млн. кырг-ов, из них около 0,5млн. проживают вне Кырг-на. Особое место во внеш. Политике Кырг-на занимают взаимоотнош-я с Р.Ф.