Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 00:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"
28.Борьба кырг-го народа против коКандского гнета.
В освободит-ой войне кыргыз-го народа восстания сыграли значит. роль. Трудящиеся массы кырг-ов выступали не только против кокандского ига, но и против соц-го угнетения собственных феодалов. Эта борьба была сложной. Общее кокандское восстание 1842г. нач-сь с межгосуд-ной войны Бухары и Коканда. Бухарский эмир Нарсулла захватил Коканд и казнил всех претендентов на престол, а ханом объявил своего ставленника Ибрагим-Хаяла, к-ый стал притеснять жителей, что послужило началом всеобщего восстания, переросшего в противококандское. Кыргызы стали повсеместно изгонять коканские гарнизоны из крепостей на своей терит-ии, отказались платить подати. Восстания в Кокандском ханстве возникали одно за другим с 1709-1876г. В Кокандском ханстве было только 33 круп. восстаний, из них 7 - восстание кыргызов, в к-ых они принимали актив. участие.
29. Гумбез Манаса – архитектурный памятник средневековья.
Архитектурный памятник относится к 14в. Расположен в Таласской области, около р. Жен-Кол. Хотя этот памятник известен как «М2», звписи на его стенах повествуют о том, что он был построен в честь дочери Эмира Абуки Кенизек-Хатун – умерший 1334г. В 1938г научная экспедиция при раскопке внутри Гумбеза останки мужчины 60-70 лет. Есть предположение что это останки отца правителя Таласса Санжара-Пармаримерина. Он построен из кирпечей в виде квадрата, заканчивающегося шестнадцатигранной пирамидой украшен орнаментной резьбой, имеются записи на арабском. В настоящее время Гумбез реставрирован и рядом целый комплекс Манас Ордо который включает в себя музей, памятники, ипподром и т.д.
30. Эпос «Манас» - вершина устного народного творчества, энциклопедия жизни кыргызов.
Эпос «Манас» - подлинно-эпическое произвед-ие, где в широком плане отображены не только история, но и все стороны жизни кыргыз-го народа: его этнический состав, хоз-во, быт, обычаи, нравы, религиозн. понятия и т.д. «Манас» по праву назв. «энциклопедией жизни кырг-го народа». Эпос многослоен, в нем нашли отражения основные этапы истории народов – с глуб. древн-ти по 18 век включит-но. Эпос «Манас» сложен стихами, усилиями народных сказителей – манасчи. Современная эпопея – рез-т художест-го воплощения многими поколениями талантливых акынов - манасчи почти тысячелетней истории кырг. народа. Первым из манасчи был один из 40 витязей Манаса Ырчи, сын Ырымана. Упоминается в эпосе Джайсын-ырчы – «биограф Манаса». Крупным манасчи считают Ноуруза (18в.). В 16-18 в. в Кырг-не создаются циклы эпических произвед-ий, отраж-их борьбу против калмыкских феодалов. В эпосе описан один из символов госуд-ой власти – знамя. Знамя имело 4 эл-та: 1. бунчук-байрак, цвет от масти принесенной в жертву лошади, 2.наконечник желек, желтого цвета, 3. древко – туу, красного цвета, 4. полотнище – асаба.
31. Махмуд Кашгари и его научный трактат «Словарь тюркских наречий»
Среди деятелей науки видное место занимает выходец из тюрк. среды ученый-тюрколог Махмуд ал-Кашгари из рода караханидских каганов. Еще в юности будущи ученым исходил многие земли тюркских народов, изучая особенности их языка, стихи, придания, песни, пословицы и т.д. Махмуд учился в Кашгаре и Багдаде. В 1072-1074гг. он написал книгу «Дивану луга тат – тюрк» («Словарь тюркских наречий»). В ней содержится множ-во свед-ий о народах средневек-го Тянь-Шаня. К своему труду ученый приложил круглую карту мира. Карта Махмуда отражала в центре тюркский мир с городами Баласагун, Кашгар, Исфиджаб, оз. Иссык-Куль.
32. Жусуп Баласагун – автор первой поэымы на тюркском языке «Благодатное знамение».
В 9 в. культурный подъем тюрк. народов ознаменовался появл-ем первой поэмы на тюрк. языке. Ее написал Жусуп Баласагун в 1069г., к-ая назв. «Кутадгу билик» («Благодатное знамени») и преподнес ее в дар правителю Богра-хану, за что был пожалован выс. придворным чином «хаз хаджиб». Ю.Б. в хорошо рифм-ых стихах изложил свое понимание справед-го государя и гос-ва, где все могут счастливо. Стихи и поэмы были очень популярными. Они становились народ-ми пословицами и поговорками.
33. Туркестан
как объект колониальных
Активизация экспансии России в Центр-ую Азию в сер. 19в. была обусловлена целым рядом эконом-их и полит-их причин. Стимулир-им фактором были предпринимаемые соседними восточ-ми странами и Британской империей попытки захватить Туркестан, в том числе и Кырг-н. в сложившейся в 30-60гг. международной обстановке планы России завладеть Туркестаном имели прежде всего политич-ую подоплеку, т.к. для нее в то время торговля с Туркестаном не представляла большой выгоды. Туркестан стал объектом колониальных устремлений России в силу сложных переплетений политико-эконом-их интересов, в к-ых превалирующее значение имели полит-ие мотивы. подчинение Туркестана Россией позволило бы прекратить кровавые распри кочевых племен. Через Казах-н и Кырг-н для России открывался прямой торговый путь в Афган-ан, Индию и Китай.
34. Исторический портрет Атаке батыра.
Это осознавали наиболее дольновидные предводители племен. Их беспокоила будущая судьба народа, как сохранить народ его зависимость и единство. Одним из первых стал искать ответ на этот вопрос Атаке батыр он был бием-правителем рода Сарыбагыш проживавшего в Чуйской долине. Чтобы скрыть дефект нижней челюсти ему приходилось носить специальную повязку прикрывающую рот. За свою мудрость и проницательность Атаке батыр пользовался большим уважением простых людей, авторитетом среди старейшин и вождей кыр-ких племен. Он понимал что решительные меры могут предотвратить исчезновение кыр-зов как народа сохранить его независимость поэтому решил создать курултай правителей родов северного кыр-на людей опытных и знающих и обсудить создавшееся положение в аил Атаке батыра съехались в сопровождении батыров и джигитов вожди родов принимали их с большим почетом и вниманием. Вожди родов мудрые аксакалы собрались в красиво убранной юрте Атаке, расселись по обычаю в центре умудренные жизнью и опытом авторитетные. Начался курултай первым держал реч атаке батыр старейший из баев. Атаке батыр предложил установить связь с Россией он долго размышлял над тем кого направить послом в далекую Россию. Выбор пал на Абдрахмана Кучапова и близкого Атаке человека Шергазы. Вторым послом было доверенное лицо Атаке-его приемный сын Шергазы сопровождали их 2 нукера Атаке батыра.
35. Первое кыргызское посольство в России.
В ноябре 1813г. с берегов Иссык-Куля в составе одного из россиских купеч-их караванов направ-ся в Омск кырг-ое посольство во главе с биями Качыбеком и Джакыпбеком. Это первое иссыккульское посольство имело полномочия просить покровит-во России. Послы настаивали, чтобы их направили в С-Петербург «для принесения покорности государю императору от себя и своего народа», но из-за отдаленности южной границы России от Кырг-на царское правит-во дало отказ. В 1824г. иссыкульские киргизы направ-ют второе посольство в Омск. 5 января 1825г. они прибыли в Омск. С изменением полит-ой ситуации в Ср. Азии и Казах-не в нач. 50-х гг 19в. появилась возможность принять подданство России. В сентябре 1853г. иссыкульские киргизы в очередной раз направ-ют письмо генерал-губер-ру зап. Сибири, к-ый дал приказ кырг-ое представительство в Омск и удовлет-ть их просьбу путем торжест-го принесения кырг-ов русскоми императору. 26 сен. 1854г. кырг. посольство, возглав-ое манапами Кечибеком, Шералиным прибыло в Омск, где делегация имела полномочия принять присягу от имени кырг-го племени бугу. Процедура принятия присяги сост-ась 17янв. 1855г.
36. Жизнь и деятельность верховного манапа бугу Боромбая Бекмурата уулу.
Б.Б. – верховный манап племени бугу, был дальновидным политиком, умело лавировал между Китаем и Кокандом. Цинские правители, желая привлечь его на свою сторону, присвоили Б. высокий класс чиновничьего сословия Китайской империи. Но в тех конкретных историч-их условиях, по его убеждению, только Россия была способна оказать действенную помощь кыргызам, обеспечить их безопас-ть от вражд-ых посягательств соседей и умиротворить раздираемых усобицами собственных родоправит-лей.
37. Роль крупного южно-кыргызского феодала Алымбека-датки в жизни Кокандского ханства
Одной из крупнейших политич-их фигур ханства был наместник в Андижанском вилайете Алымбек-датка. Будучи родоправителем южных кыргызов из рода барт племени адыгене, он практич-ки был верховным правит-ем всего Алая. При Худояр-хане Алымбек становится влиятельным придворным. От требует от сев.кырг-их племен подчинения Коканду. Он собирался объед-ть всех кыргызов и создать тяньшанское ханство кыргызов. В 1858г. алайскией родоправ-ль уч-ет в дворц-ом перевороте и возведение на Коканд-ий престол брата хана -Малля-бека. Власть в ханстве практич-ки переходит в руки Алымбека, ставшего первым визярем хана. Но в 1860г. Кокандские войска потерпели поражения от российских войсках, в к-ом Алымбек-датка со своими войнами бежал с поля боя, из-за чего Малля-хан приговорил его к смертной казни. Алымбек скрыв-ся у своих родичей кыргызов и находит себе сторонников. И в рез-те дворцовых переворотов Алымбека предательски убивают. Но власть на Алае не выпала из рук кыргызов.
38. Присоединение
Северного Кыргызстана к России
Для кырг-го народа присоед-ие к Росси стало событием огромно историч-ой важности. Это процесс, проходивший в 50-е, 70-е годы 19в., был не легким, но имел позитивное знач-е для историч-их судеб кыргызов. Первыми приняли российское подданство иссыккульские кыргызы племени бугу. С учреждением в 1863г. в Прииссыкулье пост-го русск-го военного гарнизона прекратились посягат-ва кокандцев и китайцев на земли кыргызов. В 1862г. в рез-те совместных действий русских войск и отрядов кырг-их повстанцев гл-ый опорный пункт коканд-их завоеват-ей в Чуйской долине – крепость Бишкек – вскоре пала. Крепость Токмак была взята джигитами сарыбагышского манапа Ш.Джантаева. чуйская долина была присоед-на к России. 5тыс. семей племени солто приняли россиское поддан-во.далее, были взяты Мерке, Аулие-Аты, Чимкент и др. В 1862г. часть сарыбагышей, занимавшие земли Кемина, обратились за российским подданством. Вскоре изъявили желание принять подданство кыргызы, кочев-ие в Центральном Тянь-Шане. В 1864г. приняли подданство России род саяков Кетмень-Тюбинской котловины Тянь-Шань.
39. Завоевание
царской Россией Южного
Весной 1874г. часть восставших во главе с кыргызом Мамыром обратилась к генерал-губернатору Туркестана с просьбой принять их в русское поддан-во. В апреле восставшие кыргызы (200тыс.) в письме российскому подданному Джурабеку просили его ходатайст-ть о принятии их в подданство России. С осени 1875г. царская админист-ия Туркестана открыто и полностью поддержало власть Кокандских ханов в подавлении восстаний. Восставшие боролись не только против хана, но и против царизма. жестокость царских войск при подавлении восстания в Фергане вызвала яркое сопротивление кыргызов и узбеков, но силы были не равные. 10 сен. 1875г. Ош был занят русскими войсками. 19 фев. 1876г. тер. Кокандского ханства царским маниф-ом объявляется присоед-ое к России и преобразов-ся в Ферганскую обл. в составе туркестанского генерал-губернатор-ва. Однако, горные р-ны южного Кырг-на – Алай оставались не покоренными. Сыновья Курманжан-датки начали войну против русских войск. 25 апр. 1876г. они оказали упорное сопротив-ие, отряду Скобелева удалось вытеснить кыргызов из занимаемых позиций и они понесли большие потери. курманжан-датка направила послание сыновьям, что войну нужно кончать. В 1876г. г. Алай с 17380 семействами был присоединен к России.
40. Исторический портрет Шабдан баатыра
Шабдан Джантаев(1839-1912)- крупнейший сарыбагышский манап, один из потомков знаменитого Атаке –батыра, родился в местности Туюк-Булун на сев.берегу И-Куля. В юности был представителем кырг-ов на приеме у Малля хана в Каканде. Служил 2 г.в Ташкентк при ханском наместнике Канаате.Шабдап ринял Росс-ое подданство и стал верно служить новым властям.В 1868г. с 200 джигитами он помагал бишкекскому уездному начальнтку Загряжскому утверждать новое административное управление в Цент. Тянь-Шане. С 1876 г. со своим отрядом был в составе войск Скрбелева, принимал участие в завоевании Какандского ханства, в операциях против повстанцев Пулат-хана, за что получил георгиевский крест. В Алайском походу Скобелева в 1876 г. Шабдан с 40 джигитами отличился в ряде операций, участвовал в разгроме последних отрядов повстанцев, возглавляемых Джетим-ханом. Шабдан до самой смерти верно служил росс-му правит-ву. Получил чин войскового старшины, соответствовавший званию подполковника. В 1883 г. находился в составе туркестанской делегации на коронации Александра III.
41. Исторический портрет Байтик-батыра.
Байтик Канаев(1820-1886 гг)- наследственный манап племени солто. Он за отвагу и силу получил от народа прозвище «батыр». К 1862 г. он становится признанным главой родоплеменного объединения солто. Б.К. был известен как непримиримый враг кокандского владычества и друг России, поднял восстание и уничтожил кокандского наместника в Бишкеке Рахматуллу.Байтик-батыр с 200 джигитов участвовал во взятии русс-ми войсками Мерке, Аулие-Аты, Чымкента и ряда др.Коканд-х крепостей. Его заслуги высоко были оценены царской властью: ему присвоили чин капитана росс-ой армии, наградили орденом Станислава 3-й степени, Золотой медалью на Анненской ленте,одарили перстнем и почетным кофтаном. В числе почетных представителей от Туркестан-го населения он был приглашен в С-Петербург в 1867 г. на представление имератору.
42. Присоединение алайских кыргызов к Российской империи.
При завоевании Южного Кырг-на горные р-ны, в частности Алай, оставались непокоренными. При продвежении отряда Скобелева кырг-ие кочевья им оказывалось вооруж-ое сопротивление. Абдуллабек, Оморбек, Маматбек, Асанбек – сыновья Курманжан-датки начали борьбу против вступивших в их пределы русских войск. Используя горную местность, повстанцы пытались сдержать продвиж-ие русских войск на Алай. 25 апр. 1876г. они оказали упорное сопротив-ие, отряду Скобелева удалось вытеснить кыргызов из занимаемых позиций и они понесли большие потери. Курманжан-датка направила послание сыновьям, что войну нужно кончать. В 1876г. г. Алай с 17380 семействами был присоединен к России.
43. Курманжан-датка - знаменитая дочь кырг-го народа.
Роль личности Курманжан в истории Кырг-на велика и вместе с тем неоднозначна. Будучи круп-м родоправителем она в то же время на определенном этапе являлась выразителем политич-х интересов масс.Она была умной и дальновидной представительницей своего народа. К-д(1811-1907 гг) родилась в семье простого кыргыза-качевника из рода Монгуш на Алае.После смерти мужа Алымбека-датки (1862 г) она стала правительницей Алая. Ее присвоили звание – датка. Она оказывала сопротивление Скоболеву, отстаивая независимость Алая, но была вынужденная смириться с парожением, перешла на службу царю, призвала к этому своих сыновей и все население Алая. К 1876 г. Алай с 17380 семействами был присоединен к России. На этой территории было образ-но 5 волостей, которыми стали управлять ее сыновья. После потери сыновей, Датка была раздавлена духовно и уединилась в родном айыле.
44. Творчество
акынов-заманистов Калыгула
Кылыгул Бай уулу (1785-1855)- представитель течения «заманизма» - историко-филосовского учения о бренности мира и его неизбежном трагическом конце. Родился в Карой-Сарай И-Кульской котловины в зажиточной семье. Его считают видным представителем феодально-байской идеологии. В своем основном произведении «Акыр заман» (конец мира) он начертал новый тип соц-х отношений, которые позволили бы вернуться к традиц-му образу жизни. Он воспевал ушедшие времена, прославлял «хороших» и «добрых» родоправителей, заботящихся о благе бедных сородичей. Он осуждал феодальные междоусобицы, призывал манапов к мирной жизни. В его стихах обличается кокандский произвол, безмерные ханские налоги. Его поэзии присущи гражданственность, патриотизм.