Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:36, шпаргалка
История – это колоссальный массив дух-нрав., культурного и соц. опыта человечества, накопленный многими поколениями. Историческая наука делает доступной эту копилку опыта. Научное познание окружающего важный компонент взаимод-я ч-ка с миром. В самом широком смысле, история – это минувшая действительность, целостный процесс развития и смены гос-в и цив-ций, связанных между собой отношениями причины и следствия
При великом князе Василии (1389-1425 гг.), сыне Дмитрия Донского, Русь пережила два татарских нашествия. Несмотря на то, что Василий был женат на дочери литовского князя Витовта (Софии), между ними дело доходило до открытых войн. Столкновения закончились тем, что границей владений Москвы и Литвы была признана река Угра.
10. Фомирование Московского госуд. В 15-нач. 16 в. И его специфика. Параллельно с объединением русских земель, созданием духовной основы национального государства, шел процесс укрепления русской государственности, формирование централизованного российского государства. Предпосылки этого процесса были заложены в период татаро-монгольского ига. В период татаро-монгольского ига были уничтожены городские вольности и привилегии. Отток денег в Золотую Орду препятствовал появлению «третьего сословия», опоры городской самостоятельности в странах Западной Европы. Войны с татаро-монгольскими захватчиками привели к тому, что в ходе их была уничтожена большая часть дружинников - феодалов. Класс феодалов начал возрождаться на принципиально иной основе. Теперь князья раздают земли не советникам и боевым товарищам, а своим слугам и управителям. Все они находятся в личной зависимости от князя. Став феодалами, они не перестали быть его подчиненными. С середины XVI века из Боярской Думы выделилась так называемая «Ближняя дума», а при Иване Грозном - «Избранная рада» (1547-1560 гг.), состоявшая из узкого круга приближенных царя, таких, как священник Благовещенского собора в Кремле Сильвестр, царский постельничий А.Адашев и другие, решавших экстренные и тайные вопросы. Кроме думских дьяков в чиновный аппарат Иван Грозный ввел думских дворян. Решения «Избранной рады» шли от имени царя и проводились в жизнь думскими чинами, среди которых все больше было его любимцев и родственников. Однако с годами Боярская Дума постепенно становится консервативным органом, который противится начинаниям государя. Иван Грозный оттесняет, ее от законодательной и исполнительной власти. Значение Боярской Думы ненадолго возрастет после его смерти, но к концу XVII в. она перестанет отвечать насущным потребностям управления государством и будет отменена.
В период складывания единого российского государства шел процесс формирования центральных органов исполнительной власти. Уже в начале XVI в. в структуре государственного управления важное место занимают приказы. Во главе приказа обычно стоял боярин. Непосредственно исполнительную деятельность проводили дьяки и подьячие, вербовавшиеся из среды служилого дворянства. Приказы - это органы отраслевого управления. Они создавались по разным поводам, выполняли многие функции, иногда носили временный характер. Всеми финансами государства ведала казна. Но в определенное время приказ казны занимается также курированием южного направления внешней политики. Казенный приказ ведал общегосударственными учреждениями; земский - осуществлял полицейские функции; ямской (почтовый) - отвечал за бесперебойные связи Москвы с внутренними районами страны; разбойный - занимался разбором уголовных дел; разрядный - ведал комплектованием армии, он же заведовал постройкой крепостей и пограничными городами; поместный - заведовал государственными землями и т.д. Существовало множество мелких приказов (конюшенный, аптекарский и т.п.) и целая сеть финансовых приказов.
После взятия Казани и
Астрахани был организован
Помимо системы местного
самоуправления влиятельным институтом
демократии в
России ХVI-ХVП веков были земские соборы.
Земские соборы созывались по инициативе
государя для обсуждения важнейших проблем
внутренней и внешней политики. Первый
Земский собор был созван 27 февраля 1549
года как собрание «всякого чина людей
в Московском государстве» или «великая
земская дума» для обсуждения вопроса
как строить местное самоуправление и
где взять деньги на ведение войны против
Литвы. В его состав входили члены Боярской
Думы, деятели церкви, воеводы и дети боярские,
представители дворянства, люди посадские.
Официальных документов, определяющих принципы отбора участников собора, не было. Чаще всего высшие слои государственной иерархии входили туда по должности, а низшие по определенным квотам избирались на местных собраниях. Юридических прав Земские соборы не имели. Однако их авторитет закреплял важнейшие государственные решения.
Эпоха Земских соборов продлилась свыше века (1549-1653 гг.).
Земские соборы являлись не только орудием укрепления самодержавия, но они способствовали формированию национально-государственного сознания русских людей.
Во второй половине XVII в. деятельность Земских соборов, равно как и земщины, постепенно угасает. Окончательный удар нанес Петр I: в период правления великого реформатора в империи бюрократия вытеснила земщину.
Важным элементом российской государственности, сближающим ее с восточной цивилизацией, является институт крепостного права.
Итак, к концу XVI века Московское
царство стало мощным централизованным
государством, объединившем в своем
составе значительные территории. Апогей
Московского царства приходится на годы
правления Ивана Грозного. После смерти Ивана IV трон перешел к его безвольному
и слабоумному сыну Федору (1584-1598). Федор
был практически неспособен управлять
государством, и постепенно вся власть
сосредоточилась в руках боярина Бориса
Годунова (1598-1605). Годы его правления совпадают
с первым периодом «смутного времени»
- династическим, на сестре которого был
женат царь Федор. Продолжая политику
Ивана Грозного, Годунов сурово расправлялся
с враждебными ему представителями боярской
знати. Его действия поддерживали широкие
круги дворянства, богатые слои посадского
населения, ближайшие сподвижники Ивана.
Честолюбивый, умный и тонкий политик,
Борис Годунов в течение 10 лет возглавлял
правительство царя Федора. За это время
были достигнуты значительные успехи
в борьбе за укрепление русского централизованного
государства и упрочение его международного
положения.
Боярская Дума по-прежнему
являлась важнейшим органом государства,
разделявшим вместе с царем верховную
власть. Заседания Думы, как правило,
проводились ежедневно в одной
из палат Царского дворца или в его государевой комнате.
В период правления Михаила Федоровича
фактически власть находилась в руках
его отца-патриарха Филарета. И это способствовало
усилению влияния церкви.
На восстановление и укрепление государственности Московского царства направлены были усилия приемника царя Михаила - Алексея Михайловича (1645-1676). В период правления Алексея Михайловича Россия существенно продвинулась на пути строительства правового государства. В 1649 году на Земском соборе было принято Соборное уложение, представлявшее собой основы законодательства России.
Специфика формирования
единого российского
Некоторые историки, особенно зарубежные,
считают, что Русь периода монгольского
нашествия являлась частью Золотой
Орды, а с разложением ее Москва
постепенно взяла управление ее территориями.
Проводится мысль, что московская государственность
по своей природе восточно-деспотического
типа (Р. Пайпс. Россия при старом режиме).
Вряд ли можно согласиться с этой позицией.
Яса Чингисхана (правовой кодекс монголов)
на территории Руси не действовал. Не создали
они и специальных законов для нее. На
Руси действовали собственные правовые
нормы (они нашли отражение в судебниках).
Монголы не устранили русских князей,
не создали собственной династии на Руси,
как это было в завоеванной ими Персии.
Ханские «баскаки» назначались периодически
в отдельные места, не имели функций управления,
а наблюдали за сбором дани. Русь сохраняла
свою духовную основу – православие. Сначала
языческая, а с XIV в. мусульманская Золотая
Орда не настаивала на смене веры. Следовательно,
можно говорить, что Северо-восточная
Русь не стала составной частью Золотой
Орды, но определенные формы ее общественной
организации влияли на формирование централизованного
Московского государства.
В период золотоордынского ига трудности
Северо-восточной Руси по-своему пыталась
использовать римско-католическая церковь,
которой удалось распространить свое
влияние на юго-западные земли Руси, Галицко-Волынское
княжество. В 1439г. на соборе во Флоренции
была принята «уния» между католической
и православной церквями. Этот союз римский
папа навязал Руси под предлогом спасения
Византийской империи от завоевания османами
(турками). Митрополит Руси грек Исидор,
поддержавший унию, по возвращении в Москву
был низложен. На его место был избран
рязанский епископ Иона. Этим было положено
начало независимости русской православной
церкви от Константинопольского патриарха.
Провалился и замысел папы Римского путем
«унии», политики экуменизма, содружества
христианских религий (конфессий) постепенно
заменить православную духовность на
Руси на западно-католическую.
Конец XV в. историки определяют как переход
от Средневековья к Новому времени, эпохе
Возрождения, завершению образования
единых национальных государств. Российское
централизованное государство сложилось
на северо-восточных и северо-западных
землях Киевской Руси (южные и юго-западные
земли были включены в состав Польши, Литвы,
Венгрии). Его образование было ускорено
необходимостью борьбы с внешней опасностью,
особенно с Золотой Ордой, а впоследствии
с Казахским, Крымским, Астраханским, Сибирским
ханствами, Литвой и Польшей.
Завершение процесса объединения русских
земель вокруг Москвы в централизованное
государство приходится на годы правления
Ивана III (1462-1505гг.) и Василия III (1505-1533гг.).
Окончательное свержение ордынского ига
в 1480г. при Иване III позволило включить
в состав Московского государства Тверь,
Новгород, вятские земли, где вместе с
русскими жили и другие народы. Образовалось
многонациональное по составу государство,
которое с конца XV в. стало называться
Россией.
Это был выдающийся исторический акт.
Обеспечивалась безопасность страны от
внешних захватчиков, прекращались разорительные
междоусобные войны, давался в условиях
тогдашнего уровня производительных сил
простор для развития хозяйства, торговли,
культуры, происходило сближение на этой
основе народов равнинного евразийского
региона.
В XIV-XV вв. формируется великорусская народность
со своим языком и культурой. Этот процесс
стимулировал тягу людей одной православной
веры, исторической судьбы к централизации,
признанию воли сильного монарха. Москва
становится признанной столицей нового
государства. Происходят изменения в ее
политической организации. Создается
государственный аппарат, состоящий из
верховной власти великого князя, боярской
думы, приказов и наместников.
Боярская дума являлась важным политическим
институтом, ограничивающим монархическую
власть. Приказы – это государственные
учреждения, ведающие определенными функциями
управления. Формировались они Великим
князем из бояр. Наместники – представители
княжеской администрации в городах и уездах.
Выдвигались они из родовитых бояр через
своих слуг (по должности «тиунов») занимались
сбором подати и пошлин, вершили судебную
власть. За службу наместники получали
«корм» - часть денежных доходов, собираемых
для князя (отсюда: наместники – «кормленщики»).
Принятый при Иване III «Великокняжеский
судебник» 1497г. стал первым кодексом Русского
централизованного государства. Он усиливал
верховную власть введением понятия «государственное
преступление» (крамола), караемое смертной
казнью, ограничивал произвол кормленщиков,
устанавливал единообразие суда на территории
всего государства, удовлетворял требования
новых социальных групп: служилого дворянства
и купечества. Судебник был направлен
на закрепощение крестьянства установлением
срока перехода – выхода к другому землевладельцу
(обычно от дворян-помещиков к боярам-вотчинникам)
только в «Юрьев день» и после уплаты «пожилого»
– за пользование двором.
11. Сословная система организаций общества в 15-17 вв.
В 15 в. продолжается
формирование феодального землевладения.
Князь жаловал своим
2)сословность.В отличие от западноевроп. стран
на Руси сословия создавались самим гос-вом.
Главные сословия:Военно-служилые (бояр
12. Развитие Московского госуд. В 16в иван Грозный и его деятельность
В середине XVI века продолжался
процесс объединения российских
княжеств в единое государство, расширение
границ на Юг, Юго-восток, Восток в результате
свержения ордынского ига. Территория
увеличилась почти в десять раз,
население перевалило отметку в 10 млн. человек
и было распределено весьма неравномерно.
Наиболее населенными были центральные
районы от Твери до Нижнего Новгорода.
Росло население городов, Москва к началу
века нас-читывала более 100 тыс. жителей,
Новгород, Псков - более 30 тыс., в других
городах число жителей колебалось в пределах
3-15 тысяч.; городское население составляло
около 2% всего населения.
Центральные районы страны были областью
развитого пашенного земле-делия с устойчивой
трехпольной системой. Началось освоение
черноземных земель “Дикого поля”, отделявших
Россию от Крымского ханства. При этом
практиковалась зачастую “пашня наездом”
без правильного севооборота. В нечерноземных
землях использовались примитивные удобрения
(навоз, зола). Основным земледельческим
орудием труда оставалась соха с железным
наконечником (ральник). Она совершенствовалась,
появлялась соха с отвалом, обеспечивающая
лучшую распашку и, следовательно, рост
урожая. Основными культурами были рожь,
овес, ячмень, овощные. Реже сеяли пшеницу,
просо, гречиху. В северо-западных районах
возделывали лен, культуру требовавшую
меньше солнца и больше влаги. В центральных
районах и Поволжье от Углича до Кинешмы
развивалось продуктивное скотоводство.
В лесных районах Севера Северо-востока
промышляли пушнину, зверя, рыбу, занимались
солеварением. На базе открытых болотных
руд возникали центры железоделательного
производства (Устюжна Железнопольская).
Развитие городов сопровождалось развитием
ремесел, углублялась специализация, совершенствовалось
мастерство. Большое развитие получило
производство одежды, оружейное мастерство,
обработка дерева, кож, резьба по кости,
ювелирное дело. Больших успехов достигло
литейное дело, образцом которого может
служить знаменитая “Царь-пушка”, отлитая
мастером Андреем Чохоым в Москве на Пушечном
дворе (район современного магазина “Детский
мир”) и украшенная искусными литыми изображениями
в 1586 г.
По сравнению с предшествующим столетием
возросла торговля. Крупней-шими центрами
были Новгород, Нижний Новгород, Москва,
Холмогоры. Веду-щую роль в торговле продолжают
играть феодалы и монастыри. Формируется
купечество из различных слоев населения.
Государство наделяло крупных купцов
привилегиями , предоставляя им судебные
и податные льготы. Богатеющие купцы часто
становятся крупными феодальными собственниками.
Растет и ширится торговля с иноземными
государствами. После присоединения Казанского
и Астраханского ханств открывается путь
на Восток, в 1553 г. был открыт северный
путь в Скандинавию и Англию из Архангельска.
Во внутренней и внешней политике в XVI
веке перед Россией встает ряд важных
вопросов. Во внутренней политике это
ограничение власти крупных удельных
князей, снижение разрушительных междоусобиц,
деценрализаторских тенденций, создание
и укрепление аппарата государства. Во
внешней политике - борьба с Казанским,
Астраханским, Крымским ханствами, борьба
за выход к Балтийскому морю, укрепление
восточных рубежей, дальнейшее освоение
Сибири, объединение всех земель вокруг
единого центра, которым стала Москва