Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:36, шпаргалка
История – это колоссальный массив дух-нрав., культурного и соц. опыта человечества, накопленный многими поколениями. Историческая наука делает доступной эту копилку опыта. Научное познание окружающего важный компонент взаимод-я ч-ка с миром. В самом широком смысле, история – это минувшая действительность, целостный процесс развития и смены гос-в и цив-ций, связанных между собой отношениями причины и следствия
К концу Х века сложились основные признаки древнерусского государства: династическая (родовая) княжеская власть; простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя; система данничества; территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной; монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.
7. Принятие христианство Русью
Первые достоверные сведения о проникновении христианства на Русь относятся к XI в. Христиане были среди дружинников князя Игоря, христианкой была княгиня Ольга, крестившаяся в Константинополе и побуждавшая к этому сына Святослава. В Киеве имелись христианская община и церковь Святого Ильи. К тому же давние торговые, культурные и даже династические связи (сам Владимир был женат на сестре византийских императоров Анне) Киевской Руси и Византии сыграли в этом выборе не последнюю роль.
В 988 г. по приказу Владимира жители Киева были крещены в Днепре. Христианство на Руси было принято в восточном, византийском варианте, позднее получившем название «православие», т.е. истинная вера. Христианизация Древней Руси протекала сложно и противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например Новгород, приходилось крестить «огнем и мечом». Язычество еще долго сохраняло свои позиции. Недаром православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздники поклонения языческим богам с культами святых. В итоге происходил синтез православия и язычества, приведший к складыванию «двоеверия», или русского православия. Постепенно языческие элементы из него вытеснялись, но многие из них сохранялись длительное время. Так, было принято давать новорожденному два имени — христианское, имеющееся в святцах, и языческое. Считалось, что таким образом человеку будет обеспечено покровительство христианского Бога и в то же время его будут оберегать языческие божества.
Во главе русской церкви стоял митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях — епископсгвах. В их распоряжении находились городские и сельские священники — белое духовенство. Наряду с белым, существовало черное духовенство — монахи, ведущие духовную жизнь, посвященную служению Богу. В монастырях создавались летописи, разрабатывались церковные уставы, регулирующие не только церковную, но и семейную, бытовую жизнь русских людей. Пер- поначально церковь существовала за счет десятины — десятой части от всех налогов, отчисляемой с эпохи Владимира в се пользу, но затем у нее появляются собственные деревни и земли.
Принятие Русью христианства имело большое историческое значение и сказалось на всех сферах жизни. Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав как бы духовную основу государственности. Став христианином, человек переставал ощущать себя только частью какого- либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем — сословия), все более осознавая себя православным. Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатствам и насилие со стороны верхов. При этом она формировала уважение к власти, так как «несть власти не от Бога», воспитывала терпимость к ближнему.
Принятие христианства привело к положительным сдвигам в культуре. Распространяются письменность и летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церковные храмы становились центрами духовной жизни, символами могущества и «святости» Руси.
8. Монгольско-татарское нашествие
на Русь и его последствия. Александр Невский Период монголо-татарского владычества
на Руси продолжался около двух с половиной
столетий, с 1238 по 1480 год. В эту эпоху окончательно
распалась Древняя Русь и началось формирование
Московского государства.
Перед нашествием татаро-монгольских
орд на русские земли Русское государство
представляло собой несколько крупных
княжеств, постоянно соперничавших между
собой, но не обладавших одним большим
войском, способным оказать сопротивление
армаде кочевников.
Период монголо-татарского владычества
на Руси продолжался около двух с половиной
столетий, с 1238 по 1480 год. В эту эпоху окончательно
распалась Древняя Русь и началось формирование
Московского государства.
Перед нашествием татаро-монгольских орд на русские земли Русское государство представляло собой несколько крупных княжеств, постоянно соперничавших между собой, но не обладавших одним большим войском, способным оказать сопротивление армаде кочевников.
В 1227 году умер Чингисхан.
В соответствии с его завещанием
обширные владения монголов были разделены
на области (улусы) во главе с его
сыновьями и внуками.
Поздней осенью 1237 года Монгольская империя начала наступление на русские земли. Общая численность монгольских войск, участвовавших в агрессии против Руси и возглавлявшихся внуком Чингисхана Батыем, составляла по приблизительным подсчетам 120-140 тысяч человек. Северная и Южная Русь могла выставить вместе около 100 тысяч воинов, но русские княжества практически по одному противостояли объединенным монгольским силам.
Казалось бы, трагическое побоище на Калке должно было заставить русских князей одуматься, собраться с силами, чтобы в случае нового нападения татар дать им сообща дружный отпор, спасти от лютости их Русскую землю. К несчастью, князья об этом вовсе не помышляли: каждый думал о самом себе. Начались снова и на юге, и на севере бесконечные ссоры, смуты и усобицы. В Новгороде происходили по-прежнему народные волнения.
Первым из русских земель подверглось опустошению Рязанское княжество. Рязанские князья отказались подчиниться монголам. В обширном княжестве Рязанском не уцелел ни один город. Получив отказ в помощи от соседних княжеств, местное население отчаянно защищалось.
Опустошив Рязанскую
землю, войска Батыя двинулись на
Владимиро-Суздальское
Разорив Владимирскую землю, монголы двинулись на Новгород, но примерно в 100 км от Новгорода Батый повернул на юг. Потери в людях и конском составе заставили монголов прервать на время поход и направиться для отдыха в половецкие степи.
Примерно через полтора года татары совершили нашествие на Южную Русь. Ими были разорены Переяславль, Чернигов. Зимой 1240 года войска Батыя взяли и разграбили Киев. Затем через Галицко-Волынскую землю татары вторглись в Венгрию и Польшу и в своем продвижении на запад дошли до Адриатики.
Из всех крупных городов от Батыева нашествия не пострадали только Великий Новгород и Псков. До них татары не дошли нескольких десятков верст и обязали их платить дань. Все остальные важнейшие жизненные центры Русской земли – города Киев, Чернигов, Владимир, Суздаль, Рязань, Переяславль, Ростов, Ярославль, Муром, Москва и множество других были совершенно разрушены. За небольшими исключениями, их приходилось не восстанавливать, а строить заново.
Относительно
легкое завоевание Руси монголо-татарами
объясняется раздробленностью и
разобщенностью русских княжеств, а
также превосходством боевого искусства
монголов.
По масштабам разрушения монгольское
завоевание отличалось от бесконечных
междоусобных войн русских князей и набегов
кочевников лишь тем, что оно было осуществлено
одновременно по всей стране. В течение
35 лет после 1238 года Владимирская Русь
не только не подвергалась крупным татарским
нашествиям, но там не происходило и междоусобных
войн. Этих 35 лет оказалось достаточно
для восстановления хозяйства. Сходное
положение существовало и в Южной Руси.
Используя современную
терминологию, Русь являлась в период
с 1238 по 1480 год не чем иным, как
протекторатом Монгольской
Вопрос о воздействии татаро-монгольского нашествия и последовавшего за ним ига на развитие русского общества – один из самых сложных в истории Руси. Безусловно, что они повлияли на демографическое, хозяйственное, социальное, политическое и культурное развитие древнерусских земель. Происходит сокращение численности населения, а оставшиеся в живых после татарских набегов во избежание нового разорения вынуждены были бежать в более безопасные районы: на запад и северо-запад Волго-Окского Междуречья. Появляясь там, они пополняли армию безземельного люда, а для уплаты дани обращались к знати. Таким образом, постепенно создавался резерв феодально-зависимого крестьянства. В то же время изменяется и положение знати – особенно князей. Существуя прежде за счет даней, кормлений, полюдья, теперь эти источники доходов они теряют – все направляется в Орду. Отсюда происходит их переориентация на землю. И, действительно, в конце XIII-XIV вв. наблюдается существенный рост крупного частного землевладения.
Возрастает значение князя и в политической сфере. Если в период Киевской Руси князья находились в зависимости от веча, которое могло указать им и \»путь чист\» (т.е. изгнать), то теперь они приезжали в города с ханским ярлыком, а при необходимости с татарским отрядом. Таким образом, власть князей по отношению к населению усиливается.
Однако и в
этих условиях не была сломлена демократическая
политическая система, не прерываются
древнерусские политические традиции.
Одна из них – деятельность вечевых институтов.
Грозные раскаты вечевого колокола собирают
теперь горожан для организации отпора
ордынцам и их сообщникам. Сильные волнения
произошли в 1257-1259 гг. в Новгороде в связи
с переписью населения: новгородцы отказывались
\»даваться в число\». Выступление было
пресечено Александром Невским, проводившим
политику компромисса и полагавшим, что
время открытого столкновения с Ордой
еще не настало. В 1262 г. расправились с
баскаками и купцами-откупщиками горожане
Ростова, Суздаля, Ярославля, Устюга Великого,
Владимира. Выступления происходили и
позднее – в 70-90-е годы XIII в. Такой широкий
размах народного движения вынудил Орду
смягчить систему сбора дани: часть сбора
была передана русским князьям, а влияние
баскачества было ограничено.
Однако, и в XIV, и в XV вв. Русь продолжала
существовать под тяжелым бременем монголо-татарского
ига.
9. Возвышение Московского кныжества от Даниила Московского до Дмитрия Донского Центром объединения русских земель стало Московское княжество. Оно начало существовать со второй половины XIII в. Сам же город Москва был основан Юрием Долгоруким в 1147 г. Первоначально Москва была крепостью, поставленной на южной границе Суздальской земли, и принадлежала владимирским князьям. Князь Александр Невский оставил в Москве своего младшего сына Даниила, и с этих пор началось быстрое усиление и возвышение нового удела. Первая причина усиления Москвы и возвышения московских князей заключалась в особенно выгодном географическом положении города, который был расположен в узле дорог, ведущих из Южной Руси в Северную и из Новгородской земли - в Рязанскую. Река Москва стала таким водным путем, который соединял верховья Волги со средним течением Оки. Этим путем пользовались новгородцы, перевозя к себе хлеб, воск, мед из богатейшей Рязанской земли.
Второй причиной возвышения Москвы были таланты и ловкость первых московских князей, умевших использовать выгоды своего положения. Князь Даниил и его сын Юрий присоединили к Москве города: Коломну в устье р. Москвы, Можайск и Переяславль-Залесский. Юрий Даниилович решил искать в Орде ярлыка на великое княжение Владимирское и вступить в борьбу за Владимир с тверским князем Михаилом, своим дядей. Оба князя в Орде были убиты. В Москве стал княжить брат Юрия - Иван по прозвищу Калита (т.е. кошель). В 1328 году он добился великого княжения, которое с той поры уже не выходило из рук московской династии.
О деятельности великого князя Ивана Данииловича Калиты (1276-1363 гг.) известно немного. Но то, что известно, говорит о его уме и таланте. Сел он на великое княжение, и по словам летописца, “бысть оттоле тишина велика по всей Русской земле на сорок лет и перестали татарове воевати Русскую землю”. Именно этот князь исхлопотал себе разрешение “доставлять выход” в Орду своими средствами без участия татарских сборщиков дани. Таким образом был устранен главный повод для набегов татар. Калита способствовал переводу в Москву из Владимира митрополита Петра и строительству знаменитого Успенского собора наподобие Успенского собора Владимирского. Москва стала и духовной столицей всей Руси.
Преемники Ивана Калиты - Семен Гордый и Иван II Красный продолжали увеличивать территорию Московского княжества. Сыновья Ивана Калиты умирали в молодые годы и княжили недолго. Семен Гордый умер от моровой язвы (чумы), обошедшей тогда всю Европу. Иван Красный скончался от неизвестной причины, в возрасте 31 года.
Дмитрий Иванович Донской “всех князей русских привожаше под свою волю, а которые не повиновахуся воле его, а на тех нача посягати”. Он подчинил себе суздальских и нижегородских князей, победил рязанского князя Олега, и после долгой борьбы привел в зависимость от Москвы Тверь. Борьба с Тверью была упорна и продолжительна. В 1375 г. между Тверью и Москвой был заключен, наконец, мир, по которому тверской князь признавал себя “младшим братом” московского князя и отказывался от всяких притязаний на владимирское великое княжение. Самостоятельность Новгорода была ограничена. При Дмитрии Русь впервые отважилась на открытую борьбу с татарами, о чем говорилось выше.