Шпаргалка по "История"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 13:00, шпаргалка

Описание работы

В исторической науке понятие «средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними. Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного периода - более тысячелетия, не вызывает сомнения важность и многогранность содержания этого этапа в истории человечества.Для гуманистов эпохи Возрождения и деятелей французского Просвещения понятие средневековья было синонимом одичания и грубого невежества, а средние века - временем религиозного фанатизма и культурного упадка. Напротив, историки так называемой «романтической» школы начала ХIХ в. называли средневековье «золотым веком» человечества, воспевали достоинства рыцарских времен и расцвет культурных христианских традиций.

Работа содержит 1 файл

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ.docx

— 84.59 Кб (Скачать)

«тушинского вора»  уже не мог спасти Шуйского. Престиж  царской власти уже  упал, смена  оказалась легким делом. Шуйского насильно постригли в монастырь, а власть в Москве оказалась в руках  группы 7 бояр.     

Россия оказалась  в отчаянном положении. Без царя, с польскими интервентами в столице, разоряемой многочисленными иноземными и своими шайками. В Нижнем Новгороде, началось народное движение, которое  возглавил мужественный гражданин  Кузьма Анкудинович Минин.  Он призвал  во имя родины «заложить жен и

детей», чтобы снарядить  армию. Ее возглавил воевода, князь  Дмитрий Пожарский. В августе 1612 года ополчение после тяжелого боя  выбило поляков из Москвы. После  двухмесячной осады измученные голодом  интервенты сдались на милость победителям. Хотя разоренная и разрушенная столица  была освобождена, для освобождения страны еще нужно было воевать. Для  страны оставшейся без центрального руководства всего важнее было избрать

царя. Тем более  что на престол государства продолжали претендовать польский королевич Владислав  и шведский принц Карл-Филипп. Необходима была сильная власть и для того, что заключить мир с Польшей  и Швецией, и в первую очередь  навести в стране порядок. Зимой 1613 года был созван Земский собор, самый представительный из всех

бывших до и после. Долгие и бурные заседания наконец  привели к выбору молодого 16-летнего  боярина Михаила Романова, племянника по женской линии царя Федора Ивановича. Отстоять свою независимость и государственность  России удалось,  но очень тяжелой  ценой. Страна находилась в тяжелом  положении, казна пуста, торговля и  ремесла находились в упадке. Понадобилось несколько десятков лет, чтобы восстановить хозяйство страны. Потеря важных территорий предопределяла дальнейшие войны за их освобождение, что тяжелым бременем ложилось на всю страну. Смутное  время еще более усилило отсталость России по сравнению с европейскими странами.

Подъем  освободительного движения

В этой тяжелой обстановке в стране поднимались патриотические силы, бравшие в свои руки дело освобождения ее от иностранных интервентов и  замены правительства бояр-изменников другим правительством. Продолжал героически обороняться Смоленск. В Зарайске успешно отбивал нападения интервентов  воевода князь Д. М. Пожарский. До последнего человека сопротивлялись шведам жители Корелы. Из Москвы в начале 1611 г. стали рассылаться по городам  грамоты с призывом создавать  ополчения для борьбы с интервентами. Ярким патриотическим произведением  была разбрасывавшаяся по столице анонимная  «Новая повесть о преславном Российском царстве», содержавшая горячий призыв к вооруженной борьбе с врагами  и указывавшая на пример «крепкостоятельного  града Смоленска».

Подъем освободительного движения был подготовлен предшествующими  событиями антифеодальной борьбы и  являлся непосредственным ее продолжением и развитием. Как и во времена  монголо-татарского ига, народный гнев справедливо обрушивался и на иноземных захватчиков, и на русских  феодалов, искавших путей соглашения с завоевателями и предававших  интересы национальной независимости  страны. Антифеодальная и национально-освободительная  борьба, естественно, органически переплетались, хотя, состав социальных сил,  участвовавших  в движениях, был пестрым и  соотношение их интересов было сложным  и противоречивым.

Первое  ополчение

Одним из центров  организации сил стала в этот период Рязанская земля, где начало создаваться ополчение во главе  с Прокопием Ляпуновым — энергичным деятелем, склонным, однако, к политической авантюре. Ляпунов не раз менял  свою ориентацию, то поддерживая Болотникова  против Шуйского, то служа Шуйскому против Болотникова, то пытался завязать связи с Лжедмитрием II. Все эти колебания отражали изменчивую позицию служилого дворянства, стремившегося максимально упрочить свои позиции в сложной политической обстановке начала XVII в.

Состав первого  ополчения был сложным. В него вошли ополчения дворян и горожан  Нижнего Новгорода, Мурома, Суздаля, Владимира, Вологды, Ярославля, Галича, Костромы и др. Пришли в первое ополчение  казаки-тушинцы во главе с Заруцким и Трубецким, добившимися руководящего положения в ополчении наряду с Ляпуновым. В ополчение влились  также остатки отрядов Скопина-Шуйского.Эта  значительная военная сила стала  двигаться к Москве для освобождения ее от интервентов. В самой Москве обстановка накалялась с каждым днем. Интервенты пытались предотвратить  стихийные выступления. Они запретили  населению носить ножи, продавать  топоры и даже дрова, которые могли  быть использованы в уличных столкновениях. 18 марта 1611 г. передовые отряды ополчения  во главе с Д. М. Пожарским подошли  к Москве, освободили Замоскворечье  и проникли в Белый город. Наутро, когда интервенты пытались насильно заставить москвичей участвовать  в укреплении стен Кремля и Китай-города, вспыхнуло восстание. Завязались ожесточенные бои и на городских улицах. Тогда  по совету русских изменников Салтыкова  и других интервенты подожгли Москву. Пожарский со своим отрядом продолжал  сражаться, не давая сжечь город, но силы были неравными. Израненного  Пожарского с трудом удалось вывезти  из Москвы в Троице-Сергиев монастырь. Москва была сожжена полностью. Тысячи людей покинули пепелище родного  города.Первому ополчению не удалось  освободить Москву. В ополчении разгорались  внутренние противоречия. Руководители казацких отрядов Заруцкий и Трубецкой  противились попыткам Ляпунова наладить военную организацию ополчения, формулировавший политическую программу  ополчения так называемый «Земский приговор» 30 июня 1611 г. предусматривал укрепление дворянского землевладения, ведущую роль дворян-ства в государственном  аппарате и возвращение дворянам беглых крестьян, среди которых было немало казаков. Недовольством казаков  воспользовались Заруцкий и Трубецкой, которые одновременно с участием в ополчении нащупывали связи  с польскими интервентами. При  помощи Гонсевского была сфабрикована фальшивка — поддельная грамота  Ляпунова с призывом истреблять казаков. Ляпунов был вызван в казачий  «круг» и там убит. После убийства Ляпунова дворяне покинули ополчение. Под Москвой остались лишь отряды казаков, руководители которых заняли выжидательную позицию.Тем временем шведским интервентам помогли новгородские бояре, которые летом 1611 г. впустили шведов в Новгород и дали королю согласие на отторжение Новгородской земли от России и на вступление Новгорода в войну против Польши на стороне Швеции. Там снова ожили  старинные сепаратистские тенденции, уцелевшие и после учиненного Иваном Грозным разгрома Новгорода. Псков отбился от польских интервентов, а затем, не желая признавать изменнического боярского правительства, присягнул  новому самозванцу — Сидорке, выдававшему  себя за «чудесно спасшегося царевича Димитрия» (точнее — Лжедмитрия II). Новый «Димитрий», однако, не оправдал надежд, он арестовал руководителей «меньших людей» и обложил население города тяжелыми налогами. Лишь в 1612 г. «псковский вор» был схвачен. В Смоленске один из дворян перешел на сторону врага и указал ему слабое место в укреплениях, через которые интервентам удалось, наконец, ворваться в город. Но и на улицах его обессиленные длительной осадой защитники сражались до конца. Последние из них заперлись в каменном соборе, служившем хранилищем пороха, и взорвали сами себя.

Второе  ополчениеВопреки колебаниям и изменам значительной части феодалов народные массы все упорнее боролись за освобождение страны от интервентов. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде начало формироваться второе народное ополчение, во главе которого стали посадский староста Козьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. По городам рассылались грамоты с призывом поддержать ополчение, цель которого была сформулирована отчетливо и категорично: освобождение Москвы от интервентов и создание нового русского правительства. В ополчение вошли дворяне, посадские люди, крестьяне, в том, числе многие из числа нерусских народов Поволжья. Был проведен сбор средств.Весной 1612 г. ополчение начало движение из Нижнего Новгорода. Первоначально оно остановилось в Ярославле и, опираясь на местное движение, очистило от интервентов поволжский север страны. Руководители ополчения в созданном ими «Совете всей Земли», нечто вроде Земского собора, обсудили и приняли программу действий. Главную роль в «Совете» играли представители посадского населения и служилого дворянства.

Действия ополчения  постепенно расширялись, охватывая  не только Поволжье, но и другие районы. В конце июля 1612 г. ополчение подошло  к Москве. 22 — 24 августа произошли  решающие бои с интервентами, в  которых проявились героизм ополченцев, мужество и полководческий талант Минина и Пожарского. В октябре не выдержавшие  длительной осады сдались остатки  интервентов в Китай-городе и  Кремле.Народное ополчение выполнило  свои задачи — Москва была освобождена, русский народ отстоял государственную  независимость страны. Навеки сохранились  в народ-

ной памяти имена  мужественных патриотов — Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Сохранился рассказ о амечательном подвиге  костромского крестьянина Ивана  Сусанина, который обрек на гибель в лесах большой отряд интервентов, пожертвовав своей жизнью.Восстановление государственной властиПосле освобождения Москвы по стране были разосланы грамоты  о созыве Земского собора для выборов  нового государя. Собор собрался в  январе 1613 г. Это был самый представительный Земский собор за всю историю  средневековой России, отразивший в  немалой степени соотношение  сил, сложившихся в ходе освободительной  борьбы. На Соборе не были представлены зависимые крестьяне, но от черносошных  крестьян представители были, так  же как и от казаков. Преобладали  на Соборе представители дворянства и посадских людей — тех  выросших теперь социальных сил, которые  давали более надежную опору самодержавной  власти. Участвовали в Соборе, как  обычно, также бояре и высшее духовенство.

Вокруг кандидатуры  будущего царя разгорелась борьба. Бояре предлагали польского королевича Владислава или шведского Карла-Филиппа. Казацкие руководители предложили сына Лжедмитрия I I и Марины Мнишек, которого в народе называли «воренком». Боярские группировки выдвигали кандидатов из старых княжеско-боярских родов — Мстиславских и Голицыных. Все эти кандидатуры были отвергнуты. Сошлись на кандидатуре 16-летнего Михаила Федоровича Романова, родственника первой жены Ивана Грозного, как бы по боковой линии продолжавшего прежнюю династию. Но это было лишь благовидным обоснованием выбора, который в действительности был определен соотношением сил на Соборе. Дворяне считали возможным избрать Михаила, поскольку Романовы были противниками Шуйского, хотя и оказались в числе «тушинцев». Боярство же согласилось на Романова потому, что, как выразился один из представителей знати, «умом Миша молод, не дошел». С малоумием и неопытностью молодого царя знать связывала свои надежды на фактическое главенство в государстве.21 февраля 1613 г. Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова. Что же касается героев освободительной борьбы, то они были оттеснены на задний план. Пожарского, правда, возвели в боярский чин, но вскоре отправили из Москвы воеводой в Можайск. А Минин получил сравнительно небольшой чин думного дворянина. Имеются сведения, правда не вполне достоверные, что уже при избрании на царство Михаила этой аристократии удалось взять с молодого царя подкрестную запись, ограничивающую его права в пользу крупной знати.

Результатами героической  борьбы народа воспользовались высшие представители господствующего  класса, захватившие власть в стране. Близкие родственники Романовых  образовали фактическое правительство, выступавшее от имени царя, который  принимал незначительное участие в  государственных делах.

Собо́рное уложе́ние 1649 года — свод законов Русского государства, памятник русского права XVII века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, охвативший все действующие правовые нормы, включая и так называемые «новоуказные» статьи (см. раздел «Развитие Уложения»).

Соборное уложение было принято на Земском соборе 1649 года и действовало вплоть до 1832 года, когда в рамках работы по кодификации  законов Российской империи, проводимой под руководством М. М. Сперанского, был разработан Свод Законов Российской империи.Соборное уложение состоит  из 25 глав, регулирующих различные области  жизни. В итоге к 1649 году в Российском государстве существовало огромное количество законодательных актов, которые не только устарели, но и противоречили друг другу.Этому хаосу «способствовала» разбросанность нормативных актов по ведомствам (по традиции новые законы издавались по запросу того или иного отраслевого приказа, а после утверждения «приписывались» к указной книге этого приказа). Имело место и отсутствие координации в правоприменительной деятельности: зачастую о новой записи в указной книге знали только чиновники конкретного приказа.Кроме того, казуальный характер правовых норм[2] предшествующего периода становился неэффективным. Законодатель теперь стремился регламентировать правовые основы, то есть перейти к нормативному толкованию правовых норм[3].К принятию Уложения подтолкнул и вспыхнувший в 1648 году в Москве Соляной бунт; одним из требований восставших был созыв Земского Собора и разработка нового уложения. Бунт постепенно затих, но в качестве одной из уступок восставшим царь пошел на созыв Земского собора, который продолжал свою работу вплоть до принятия в 1649 году Соборного Уложения. Соборное Уложение обобщило и подытожило основные тенденции в развитии русского права XV—XVII веков.Оно закрепило новые черты и институты, свойственные новой эпохе, эпохе наступающего российского абсолютизма.В Уложении впервые была осуществлена систематизация отечественного законодательства; была сделана попытка разграничения норм права по отраслям.Соборное уложение стало первым печатным памятником русского права. До него публикация законов ограничивалась оглашением их на торговых площадях и в храмах, о чем обычно специально указывалось в самих документах. Появление печатного закона в значительной мере исключало возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами, ведавшими судопроизводством. Соборное Уложение не имеет прецедентов в истории русского законодательства. По объему оно может сравниться разве что со Стоглавом, но по богатству юридического материала превосходит его во много раз.При сравнении с Западной Европой, бросается в глаза, что Соборное уложение относительно рано, уже в 1649 году, кодифицировало российское гражданское право. Первый западноевропейский гражданский кодекс был разработан в Дании (Danske Lov) в 1683 году; за ним последовал кодекс Сардинии (1723), Баварии (1756), Пруссии (1794), Австрии (1812). Самый известный и влиятельный гражданский кодекс Европы, французский кодекс Наполеона, был принят в 1803—1804 годах[4].Стоит отметить что принятие европейских кодексов затруднялось, вероятно, обилием юридической базы, что весьма осложняло систематизацию имеющегося материала в единый связный читабельный документ. Например, прусский кодекс 1794 года содержал 19 187 статей, что делало его чересчур длинным и нечитабельным. Для сравнения, кодекс Наполеона разрабатывался 4 года, содержал 2 281 статью, и потребовалось личное активное участие императора чтобы продавить его принятие. Соборное уложение было разработано в течение полугода, насчитывало 968 статей, принято же было с целью предотвратить перерастание череды городских бунтов 1648 года (начатых Соляным бунтом в Москве) в полномасштабное восстание по типу восстания Болотникова в 1606—1607 году или Степана Разина — в 1670—1671.Соборное уложение 1649 года действовало вплоть до 1832 года, когда в рамках работы по кодификации законов Российской империи, проводимой под руководством М. М. Сперанского, был разработан Свод Законов Российской империи.

4. Длительный процесс юридического оформления крепостного права

В Соборном Уложении нашел свое завершение длительный процесс  юридического оформления крепостного  права.

Уже в период Киевской Руси осуществлялись меры по экономическому и внеэкономическому закабалению  крестьян феодалами. Установление зависимости  крестьян от землевладельцев являлось основным признаком всей системы  еодальных отношений. Формы внеэкономической зависимости сводились, главным  образом, к разным формам холопства (рабства). Холопство в Древней  Руси носило особый, отличный от восточного и европейского (греческого, римского) рабовладения, характер. Его можно  охарактеризовать как патриархальное. Довольно скоро (в XIV веке) проявились признаки общего сокращения холопства как формы зависимости. Место внеэкономического принуждения стали занимать формы экономической, кабальной, имущественной зависимости. Сокращаются источники холопства, появляется кабальное холопство. Сокращение холопства осуществлялось разными путями. Исчезали некоторые традиционное форм, таки, как холопство по «городскому ключу» (поступление в услужение господину без договора), запрещалось холопить «детей боярских» (дворян). Улучшались случаи отпуска холопов на волю.Развитие кабального холопства (в отличие от полного, кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились автоматически холопами) привело к уравнению положения холопов с крепостными.Выделялась особая категория «больших», или «докладных», холопов, которые являлись княжескими или боярскими слугами, ведавшими отдельными отраслями хозяйства, - ключники, тиуны, огнищане, старосты. Они выполняли в имениях своих господ министративные, судебные и полицейские функции.Значительная часть «больших» холопов переходила в разряд свободных людей, а в конце XVI веке, в период опричнины, некоторые из них садились на прежние земли бояр, получив наименование «новых худородных господ».С конца XV века кабальное холопство вытесняет холопство полное. Вместе с тем кабальное холопство превращалось в форму зависимости, которая с XVI века стала распространятся на новые слои свободного населения, попавшего в экономическую зависимость (дворяне, духовенство, служилые люди вообще и т. д.). Для этого требовалось заключение особого договора.Формы экономической зависимости крестьян также имеют древнее происхождение. Уже закупы, упоминаемые в Русской Правде, представляли собой категорию крестьян, попавших в кабальную зависимость. В хозяйстве господина они вынуждены были выполнять разную работу в счет процентов за их долг.Полусвободное положение закупа, наличие у господина прав на его личность и имущество приближало закупа к статусу холопа. В некоторых случаях (побег, совершение преступления) закуп мог превратиться в полного раба.

Информация о работе Шпаргалка по "История"