Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:52, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"

Работа содержит 1 файл

Лекции по истории Ле.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

5. В 941 г. Игорь совершил  поход на Византию, окончившийся  неудачно. В 944 г. он снова пошел  на Византию, и на сей раз  ему удалось заставить византийцев  подписать договор, текст которого сохранился в «Повести временных лет».

Были подтверждены многие статьи договора 911 г., но беспошлинная торговля отменялась. Была достигнута также договоренность о совместной борьбе против хазар. При Игоре в состав Руси вошли племена уличей, тивирцев.

6. Важным источником  доходов князя являлась дань, выплачиваемая покоренными племенами. Князь с дружиной объезжал подвластные земли, собирал дань (полюдье), вершил суд, облагал виновных штрафами — вирами. Размеры дани не были фиксированы, и чрезмерные поборы приводили к трагическим последствиям. В 945 г. во время сбора дани в земле древлян воины Игоря творили насилие, а сам князь вторично попытался собрать дань. Но древлянский князь Мал поднял восстание, во время которого Игорь был убит.

7. В Киеве осталась  жена Игоря Ольга с малолетним сыном Святославом. Ольга проявила себя как умная, решительная и суровая правительница. Она отомстила древлянам за смерть мужа, сожгла их столицу Искоростень. Но Ольга понимала, что произвольные поборы могут вызвать новые восстания. Она установила фиксированный размер дани — «уроки» и «погосты» (места, куда свозилась дань). Это явилось началом формирования налоговой системы на Руси.

Ольгу считают первой христианкой на Руси. Именно ее в 957 г. в Царьграде крестил патриарх.

8. В 962 г. в правление  Русью вступил сын Игоря и Ольги — Святослав. Он продолжил завоевание соседних племен и подчинил себе вятичей, плативших еще дань хазарам. После тщательной подготовки он начал свои знаменитые походы на восток. В 964 г. Святослав разгромил Волжскую Булгарию, с севера напал на Хазарский каганат и разгромил его (образовался в VII в. н. э.), взяв города Итиль и Саркел. После разгрома Хазарского каганата Святослав присоединил земли ясов (осетин) и касогов (черкесов) на Северном Кавказе. Таким образом, в 964—967 гг. Святослав захватил огромную территорию — от Оки до Северного Кавказа. При этом Русь получила опаснейшего врага — печенегов. В 967 г. русское войско разбило болгарского царя Петра. К Руси отошло нижнее течение Дуная. В 970 г. началась война с Македонией и Фракией. Война носила тяжелый, затяжной характер и шла с переменным успехом. В 971 г. Святослав вынужден был попросить мира: русские оставляли Болгарию, обязывались не нападать на нее, а за это греки обещали помочь русским уйти в Киев. Но по дороге домой в бою с печенегами князь погиб. Правление Святослава было временем расширения территории Древнерусского государства, выхода Руси на международную арену.

9. Итак, в первой половине IX в. в землях восточных славян  возникло государство, получившее название «Русь». По имени его столицы — Киева ученые стали называть его Киевской Русью, хотя само оно себя так не называло.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ  ВОПРОСЫ:

1. Согласны  ли Вы с норманнской теорией,  происхождения государства у  восточных славян? Почему?

2. О  чем говорит факт активной  внешней политики Киевской Руси в отношениях с Византией в Х веке?

3. Какую  роль сыграла замена «полюдья»  системой обложения налогами?

 

 

Вопрос 3. Киевская Русь в Х—ХI вв.

 

ПЛАН  ОТВЕТА:

А. Владимир I — государственный деятель, реформатор, полководец.

Б. Крещение Руси: мотивы, предпосылки и значение.

В. Киевская Русь при Ярославе Мудром, его государственная и военная деятельность.

Г. «Русская Правда»—первый письменный свод законов Древней Руси.

Д. Княжение Владимира Мономаха.


 

А. Владимир I — государственный деятель, реформатор, полководец

1. В 980 г. великим киевским  князем стал Владимир Святославич,  который продолжил политику своих предшественников — вторично покорил радимичей и вятичей. Владимиру удалось прекратить кровавую княжескую междоусобицу, которая разгорелась после смерти Святослава. Киев и Новгород были вновь объединены, князь контролировал весь Днепровский путь. Своих сыновей (а у него их было 12 от нескольких браков) он посадил наместниками в главные города Руси — Новгород, Ростов, Муром. Но при этом был обойден старший сын Святополк, впавший в немилость отца.

2. При Владимире приобретает  значение западное направление  внешней политики Руси. Сильное государство поляков и польская католическая церковь признали главенство Папы Римского. Русь и Польша стали противниками. Владимиру удалось подчинить юго-западные города Червень, Перемышль и др., я также земли ятвягов (древнее литовское племя). Все это привело к дальнейшему расширению территории Руси.

3. Однако главной заботой Владимира  была борьба с печенегами, которые грабили русские города, а население уводили в рабство. Борьба с кочевниками становилась общегосударственным делом. Для защиты от их набегов Владимир строил системы крепостей. Крепости, как правило, имели 2 ряда валов, стены с башнями и башни для сигнальных костров. Был построен город-крепость Белгород. В течение часа киевский князь знал о приближении врага. По указу Владимира в дружину стали набирать молодых людей с Русского Севера: новгородцев, смолян, вятичей. Натиск печенегов был остановлен.

 

Б. Крещение Руси: мотивы, предпосылки и значение

1. При Владимире произошло  великое событие в русской  истории — Русь приняла христианство. В Х в. язычество господствовало среди большинства населения, верховным был бог войны — громовержец Перун. Но среди киевских дружинников уже были христиане. Христианкой была княгиня Ольга, хотя ее сын Святослав оставался язычником и подвергал гонениям христиан. Придя к власти, Владимир сначала пытался укрепить языческую веру, создав единый пантеон языческих богов во главе с Перуном. Однако язычество, будучи системой демократических пережитков древности, не могло стать духовной основой объединения древнерусского общества в условиях развивающихся феодальных отношений, создания прочного государства и укрепления власти князя.

2. Соседние с Киевской  Русью государства исповедовали  религии, основу которых составлял монотеизм, т. е. вера в единого Бога. В Византии господствовало христианство, в Хазарии — иудаизм, в Волжской Булгарии — ислам. Большинство стран Европы к этому времени были христианизированы. В знаменитой легенде, изложенной в «Повести временных лет», говорится о том, как Владимир в 986 г. выбирал веру для киевлян. Ислам был отвергнут из-за того, что мусульмане не пили вино, иудаизм — из-за того, что евреи не имели своего государства, были рассеяны по миру. Киевский князь выбрал христианство в его византийском, будущем православном варианте. Был заключен династический брак — византийская принцесса Анна была выдана замуж за Владимира, который был крещен в Херсонесе (видимо, в 988 г.), в Крыму.

3. Можно выделить следующие  причины, которые обусловили принятие Русью христианства:

> во-первых, язычество  приводило к изоляции Руси  от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей и торговли;

> во-вторых, язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси;

> в-третьих, требовалась  новая идеология, которая помогала  бы утверждению в стране новых отношений — господства и подчинения;

> в-четвертых, монотеизм  христианской религии укреплял  авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси;

> в-пятых, появляющееся  социальное неравенство на Руси  требовало новой идеологии, которая  могла бы оправдать богатство  одних и бедность других, утешить  людей, попавших в зависимость  от феодала, обещая им лучшую жизнь в ином мире.

4. Вернувшись в 988 г.  в Киев с женой Анной, Владимир  приказал уничтожить языческих  идолов, статую Перуна бросить  в воду. Приобщение к новой  религии князь начал с крещения  киевлян. В Киеве все жители  города вошли в реку Днепр,  и священники провели обряд крещения. Обращение в христианство населения других русских городов заняло несколько лет. На севере, в Новгороде, язычество было в большой силе, и жители ожесточенно сопротивлялись введению христианства. Воеводы Владимира вынуждены были поджечь пригород и, угрожая оружием, заставили новгородцев креститься в реке Волхов. «Мечом и огнем Русь крещена была», — говорили современники. С таким же трудом вводилось христианство в Ростове, других землях, особенно в лесных районах. На Руси возникло двоеверие: христиане молились в церкви, имели дома иконы, но одновременно справляли языческие праздники — Масленицу, Ивана Купалу, сохранилась вера в леших, домовых, русалок. Лишь через 200— 300 лет христианство было принято всем народом.

5. Принятие христианства имело для Руси огромное значение, оказало влияние на экономическую, политическую, духовную и культурную жизнь русского народа:

> во-первых, церковь  оказывала значительное воздействие  на политическую жизнь, поддерживала  усилия князей в борьбе за  единство Руси, стояла во главе общерусского патриотического движения (Куликовская битва);

> во-вторых, принятие  христианства коренным образом  изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами;

> в-третьих, церковь  способствовала формированию и  развитию княжеских и боярских  вотчин, а также появлению крупного  церковного и монастырского землевладения;

> в-четвертых, принятие  христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика были переданы греками русским мастерам. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству;

> в-пятых, церковь  способствовала распространению  на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотеки;

> в-шестых, христианство  укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: принесение плененных врагов в жертву языческим богам, убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увеличению населения.

Вместе с тем церковь  оказывала и негативное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, помогала закабалению свободных общинников, чтобы превратить в свою собственность принадлежащие им земли, жестоко преследовала инакомыслие, осуждала все формы протеста угнетенных, прикрывала темные дела отдельных феодалов, регламентировала внутрисемейную жизнь, требовала беспрекословного подчинения жены мужу, а детей — отцу.

 

В. Киевская Русь при Ярославе Мудром, его государственная  и военная деятельность

1. Великий киевский  князь Ярослав (1019—1054), прозванный Мудрым, в отличие от отца, Владимира Святого, не был героем былин и сказаний. Но летопись говорит о нем как о великом государственном деятеле, человеке умном и образованном, смелом воине, законодателе, градостроителе, хитром дипломате. Приходу Ярослава к власти предшествовала острая борьба, которую он вел с братом Святополком.

2. Правление Ярослава  Мудрого — время расцвета Руси. На западном берегу Чудского  озера был основан город Юрьев,  киевляне ходили в Литву. Был  заключен выгодный договор с Польшей, Русь оказала ей помощь в войне с Чехией. Дружескими стали отношения Руси со Швецией (Ярослав женился на дочери шведского короля). В 1036 г. под Киевом печенеги потерпели жестокое поражение и больше уже не ходили на Русь. Но печенегов сменили новые кочевники — половцы. В 1046 г. Русь заключила мирный договор с Византией, были заключены династические браки: дочери Ярослава были отданы замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Русь поистине стала европейской державой, с ней считались Германия, Византия, Швеция, Польша и др. государства.

3. При Ярославе значительную  роль в обществе стала играть  церковь. В Киеве был воздвигнут  величественный собор Святой  Софии, который олицетворял мощь  Руси. В середине 50-х годов XI в. под Киевом возник Печерский монастырь. По указанию Ярослава в 1039 г. на общем собрании русских епископов священник Илларион, вопреки Константинопольскому патриарху, был избран митрополитом Руси. Таким образом, русская церковь освобождалась от влияния Византии. В Киеве к концу правления Ярослава было построено уже около 400 храмов.

 

Г. «Русская Правда»  — первый письменный свод законов  Древней Руси

1. Сложившаяся структура  древнерусского общества нашла  свое отражение в старейшем  своде законов — «Русской Правде». Этот документ создавался на протяжении XI—XII вв. и получил свое название в 1072 г. Начало ему положил Ярослав Мудрый, который в 1016 г. создал свод законов о порядках в Новгороде («Правда Ярослава»). А в 1072 г. трое братьев Ярославичей (Изяслав, Святослав и Всеволод) дополнили свод новыми законами. Он назвался «Правдой Ярославичей» и стал второй частью «Русской Правды». В дальнейшем кодекс неоднократно пополнялся княжескими уставами и церковными установлениями.

2. В «Правде Ярослава»  закон еще допускал кровную  месть за убийство человека, но мстить могли только близкие родственники (брат, отец, сын). А в «Правде Ярославичей» месть была вообще запрещена и заменена штрафом — вирой. Вира шла князю. Закон защищал администрацию, имущество и рабочее население княжеских вотчин.

3. В Законе уже были  видны черты социального неравенства,  он отражал начавшийся процесс сословного деления. Полагался штраф за укрывательство чужих слуг (челяди), свободный человек за обиду мог убить холопа. За убийство княжеского огнищанина (управителя) полагался штраф в 80 гривен, старосты — 12 гривен, а смерда или холопа — 5 гривен. Были также установлены штрафы за кражу скота, птицы, запашку чужой земли, нарушение межей. Власть великого князя переходила по старшинству — старший в роду становился великим князем.

4. «Русская Правда»  регулировала отношения между  людьми в обществе с помощью законов, что приводило в порядок государственную и общественную жизнь.

 

Д. Княжение Владимира  Мономаха

1. В конце XI в. начинается процесс распада Руси. Основными причинами его являются следующие:

> утверждение феодальных  отношений привело к образованию  независимых местных политических центров и их борьбе с Киевом;

> рост крупных городов  — Смоленска, Чернигова, Полоцка, Галича, Суздаля, Владимира и др., их соперничество друг с другом за лидерство.

2. В 1097 г. впервые  в истории Руси крупные князья  съехались в родовой замок  внука Ярослава Мудрого — Владимира  Мономаха — Любеч для того, чтобы установить порядок на Руси. Князья договорились, что за каждым из них сохраняются наследственные земли, «каждый свою отчину держит». За нарушение договора грозило наказание. Таким образом, Русь распалась на «отчины» — наследственные владения отдельных князей, которые были независимы в хозяйственном и военном отношении. Можно сказать, что решения Любечского съезда закрепили не объединение, а разделение Руси.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"