Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"
5. В 941 г. Игорь совершил
поход на Византию, окончившийся
неудачно. В 944 г. он снова пошел
на Византию, и на сей раз
ему удалось заставить
Были подтверждены многие статьи договора 911 г., но беспошлинная торговля отменялась. Была достигнута также договоренность о совместной борьбе против хазар. При Игоре в состав Руси вошли племена уличей, тивирцев.
6. Важным источником доходов князя являлась дань, выплачиваемая покоренными племенами. Князь с дружиной объезжал подвластные земли, собирал дань (полюдье), вершил суд, облагал виновных штрафами — вирами. Размеры дани не были фиксированы, и чрезмерные поборы приводили к трагическим последствиям. В 945 г. во время сбора дани в земле древлян воины Игоря творили насилие, а сам князь вторично попытался собрать дань. Но древлянский князь Мал поднял восстание, во время которого Игорь был убит.
7. В Киеве осталась
жена Игоря Ольга с малолетним
Ольгу считают первой христианкой на Руси. Именно ее в 957 г. в Царьграде крестил патриарх.
8. В 962 г. в правление Русью вступил сын Игоря и Ольги — Святослав. Он продолжил завоевание соседних племен и подчинил себе вятичей, плативших еще дань хазарам. После тщательной подготовки он начал свои знаменитые походы на восток. В 964 г. Святослав разгромил Волжскую Булгарию, с севера напал на Хазарский каганат и разгромил его (образовался в VII в. н. э.), взяв города Итиль и Саркел. После разгрома Хазарского каганата Святослав присоединил земли ясов (осетин) и касогов (черкесов) на Северном Кавказе. Таким образом, в 964—967 гг. Святослав захватил огромную территорию — от Оки до Северного Кавказа. При этом Русь получила опаснейшего врага — печенегов. В 967 г. русское войско разбило болгарского царя Петра. К Руси отошло нижнее течение Дуная. В 970 г. началась война с Македонией и Фракией. Война носила тяжелый, затяжной характер и шла с переменным успехом. В 971 г. Святослав вынужден был попросить мира: русские оставляли Болгарию, обязывались не нападать на нее, а за это греки обещали помочь русским уйти в Киев. Но по дороге домой в бою с печенегами князь погиб. Правление Святослава было временем расширения территории Древнерусского государства, выхода Руси на международную арену.
9. Итак, в первой половине IX в. в землях восточных славян возникло государство, получившее название «Русь». По имени его столицы — Киева ученые стали называть его Киевской Русью, хотя само оно себя так не называло.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Согласны ли Вы с норманнской теорией, происхождения государства у восточных славян? Почему?
2. О чем говорит факт активной внешней политики Киевской Руси в отношениях с Византией в Х веке?
3. Какую роль сыграла замена «полюдья» системой обложения налогами?
Вопрос 3. Киевская Русь в Х—ХI вв.
ПЛАН ОТВЕТА:
А. Владимир I — государственный деятель, реформатор, полководец.
Б. Крещение Руси: мотивы, предпосылки и значение.
В. Киевская Русь при Ярославе Мудром, его государственная и военная деятельность.
Г. «Русская Правда»—первый письменный свод законов Древней Руси.
Д. Княжение Владимира Мономаха.
А. Владимир I — государственный деятель, реформатор, полководец
1. В 980 г. великим киевским
князем стал Владимир
2. При Владимире приобретает значение западное направление внешней политики Руси. Сильное государство поляков и польская католическая церковь признали главенство Папы Римского. Русь и Польша стали противниками. Владимиру удалось подчинить юго-западные города Червень, Перемышль и др., я также земли ятвягов (древнее литовское племя). Все это привело к дальнейшему расширению территории Руси.
3. Однако главной заботой
Б. Крещение Руси: мотивы, предпосылки и значение
1. При Владимире произошло великое событие в русской истории — Русь приняла христианство. В Х в. язычество господствовало среди большинства населения, верховным был бог войны — громовержец Перун. Но среди киевских дружинников уже были христиане. Христианкой была княгиня Ольга, хотя ее сын Святослав оставался язычником и подвергал гонениям христиан. Придя к власти, Владимир сначала пытался укрепить языческую веру, создав единый пантеон языческих богов во главе с Перуном. Однако язычество, будучи системой демократических пережитков древности, не могло стать духовной основой объединения древнерусского общества в условиях развивающихся феодальных отношений, создания прочного государства и укрепления власти князя.
2. Соседние с Киевской
Русью государства
3. Можно выделить следующие причины, которые обусловили принятие Русью христианства:
> во-первых, язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей и торговли;
> во-вторых, язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси;
> в-третьих, требовалась
новая идеология, которая
> в-четвертых, монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси;
> в-пятых, появляющееся
социальное неравенство на
4. Вернувшись в 988 г.
в Киев с женой Анной,
5. Принятие христианства имело для Руси огромное значение, оказало влияние на экономическую, политическую, духовную и культурную жизнь русского народа:
> во-первых, церковь
оказывала значительное
> во-вторых, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами;
> в-третьих, церковь
способствовала формированию и
развитию княжеских и боярских
вотчин, а также появлению крупного
церковного и монастырского
> в-четвертых, принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика были переданы греками русским мастерам. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству;
> в-пятых, церковь
способствовала
> в-шестых, христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: принесение плененных врагов в жертву языческим богам, убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увеличению населения.
Вместе с тем церковь оказывала и негативное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, помогала закабалению свободных общинников, чтобы превратить в свою собственность принадлежащие им земли, жестоко преследовала инакомыслие, осуждала все формы протеста угнетенных, прикрывала темные дела отдельных феодалов, регламентировала внутрисемейную жизнь, требовала беспрекословного подчинения жены мужу, а детей — отцу.
В. Киевская Русь при Ярославе Мудром, его государственная и военная деятельность
1. Великий киевский князь Ярослав (1019—1054), прозванный Мудрым, в отличие от отца, Владимира Святого, не был героем былин и сказаний. Но летопись говорит о нем как о великом государственном деятеле, человеке умном и образованном, смелом воине, законодателе, градостроителе, хитром дипломате. Приходу Ярослава к власти предшествовала острая борьба, которую он вел с братом Святополком.
2. Правление Ярослава
Мудрого — время расцвета Руси.
На западном берегу Чудского
озера был основан город Юрьев,
3. При Ярославе значительную
роль в обществе стала играть
церковь. В Киеве был
Г. «Русская Правда» — первый письменный свод законов Древней Руси
1. Сложившаяся структура
древнерусского общества нашла
свое отражение в старейшем
своде законов — «Русской
2. В «Правде Ярослава» закон еще допускал кровную месть за убийство человека, но мстить могли только близкие родственники (брат, отец, сын). А в «Правде Ярославичей» месть была вообще запрещена и заменена штрафом — вирой. Вира шла князю. Закон защищал администрацию, имущество и рабочее население княжеских вотчин.
3. В Законе уже были
видны черты социального
4. «Русская Правда» регулировала отношения между людьми в обществе с помощью законов, что приводило в порядок государственную и общественную жизнь.
Д. Княжение Владимира Мономаха
1. В конце XI в. начинается процесс распада Руси. Основными причинами его являются следующие:
> утверждение феодальных
отношений привело к
> рост крупных городов
— Смоленска, Чернигова, Полоцк
2. В 1097 г. впервые
в истории Руси крупные князья
съехались в родовой замок
внука Ярослава Мудрого —