Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:17, шпаргалка

Описание работы

1) История в системе социально-гуманитарных наук.
Предмет, принципы изучения и значение истории. Историю называют «учительницей жизни». Место истории в систе-
ме наук определяется тем, что, кроме текущего дня, все происходящее
с людьми «уходит» в историю. У любой науки, у любой современной
проблемы есть своя история.

Работа содержит 1 файл

Istoria_otvety.docx

— 132.57 Кб (Скачать)

8) Эволюция древнерусской государственности в 11-12 веках. Международные связи древнерусских земель.

 В 30-40-х гг. XII в. князья перестают признавать власть киевского князя. Русь распадается на отдельные княжества («земли»). За Киев началась борьба разных княжеских ветвей. Сильнейшими землями были Черниговская, Владими-ро-Суздальская, Галицко-Волынская. Их князьям подчинялись князья, чьи владения (уделы) входили в состав крупных земель. Предпосылками раздробленности считаются рост местных центров, уже тяготившихся опекою Киева, развитие княжеского и боярского землевладения. 

    Владимирское княжество возвысилось при Юрии Долгоруком и его сыновьях Андрее Боголюбском (ум. 1174) и Всеволоде Большое Гнездо (ум. 1212). Юрий и Андрей не раз захватывали Киев, но Андрей, в отличие от отца, посадил там брата, а не княжил сам. Андрей пытался править деспотическими методами и был убит заговорщиками. После смерти Андрея и Всеволода вспыхивали распри между их наследниками. 

   Галицкое княжество усилилось при Ярославе Осмомысле (ум. 1187). В 1199 г., когда умер бездетным сын Ярослава Владимир, Галич захватил Роман Волынский, а в 1238 г. после долгой борьбы сын Романа Даниил. На развитие этой земли влияли Польша и Венгрия, активно вмешивавшиеся в местные распри, а также боярство, куда более влиятельное и сильное, чем в других княжествах. 

   Новгородцы в 1136г. изгнали князя Всеволода и стали с тех пор приглашать князей по решению веча. Реальная власть находилась у бояр, чьи группировки боролись между собою за влияние. Та же ситуация была и во Пскове, зависевшем от Новгорода.

В 1170-х гг. усиливается половецкая опасность. Южные князья во главе  со Святославом Киевским нанесли  им несколько поражений, но в 1185 г. был  разбит и пленен половцами Игорь  Новгород-Северский, кочевники разорили часть южной Руси. Но к концу  века половцы, распавшись на множество  отдельных орд, прекратили набеги.

Международные отношения:

Ярослав Мудрый (1019-1054) в 1036 году наголову разгромил печенегов, которые стали  служить русским князьям или  откочевали в Венгрию. В 1068 году началась борьба русского народа против половцев, которая шла с переменным успехом  из-за разгоравшихся междоусобиц  внутри Дома Рюриковичей. В правление  Владимира II Мономаха (1113-1125) были нанесены серьезные поражения половцам, с  которыми стали развиваться по преимуществу мирные отношения.

На востоке затяжной характер приобрела  борьба с кочевниками. Были разгромлены  печенеги, нанесены мощные удары половцам, часть кочевников перешла на службу к русским князьям. По имеющимся  расчетам, с 800 по 1237 год вторжение  кочевников на русские земли происходило  в среднем раз в четыре года. В следующие два столетия набеги и опустошения совершались почти  каждый год.

С принятием христианства Русь встала в один ряд с большинством европейских  государств. Но в 1054 году произошел  раскол христианства. Со временем оформились католицизм и православие. Раскол сохраняется  уже почти тысячу лет. Византия и  Русь сблизились на основе приверженности православию. 
В период феодальной раздробленности каждое княжество проводило свою внешнюю политику.

9) Борьба народов Руси с иноземными захватчиками в 13 веке. 

В 1206 г. образовалась монгольская империя  во главе с Темучином (Чингисханом).В 1236г. монголы покорили Волжскую Булгарию, а в 1237 г., ведомые Батыем, вторглись на Русь. Они разорили Рязанскую и Владимирскую земли, в 1238 г. разбили на р. Сить Юрия Владимирского, сам он погиб. В 1239 г. началась вторая волна нашествия. Пали Чернигов, Киев, Галич. Батый ушел в Европу, откуда вернулся в 1242 г.

Причинами поражения Руси стали  ее раздробленность.

Установилось иго Золотой Орды — государства захватчиков в  Поволжье. 

    Русь платила ей дань (десятину), от которой освобождалась лишь церковь, и поставляла воинов. Сбор дани контролировали ханские баскаки, позднее сами князья. Они получали от хана грамоту на княжение — ярлык. Старшим среди князей был признан князь владимирский. Ордынцы вмешивались в распри князей и многократно разоряли Русь.. 

    В 1220-х гг. русские участвовали в Эстонии в борьбе против немецких крестоносцев — ордена меченосцев, в 1237 г. преобразовавшегося в Ливонский орден, вассал Тевтонского. В 1240 г. в устье Невы высадились шведы, стремясь отрезать Новгород от Балтики. Князь Александр разбил их в Невской битве. В том же году начали наступление ливонские рыцари, взявшие Псков. В 1242 г. Александр Невский разгромил их на Чудском озере, прекратив набеги ливонцев на 10 лет.

10) Держава Чингисхана и монгольские завоевания. Иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства.

 Монгольская империя — Великое Монгольское государство, сложившееся в XIII веке в результате завоеваний Чингис-хана и его преемников и включавшее в себя самую большую в мировой истории смежную территорию от Дуная до Японского моря и от Новгорода до Юго-Восточной Азии (площадь около 24 000 000 квадратных километров). Столицей государства стал Каракорум.

Монгольские завоевания — войны и походы армий Чингисхана и его потомков в 13 в. в Азии и Восточной Европе. В 1207—11 гг. подчинены многие народы Сибири и Восточного Туркестана. В 1211—34 гг. завоёван Северный Китай, в 1215 г. — Семиречье, в 1219—21 гг. — Средняя Азия. В 1222—23 гг. походы в Закавказье и на Северный Кавказ. В 1223 г. победа над русско-половецким войском на реке Калка. В 1231—1273 гг. завоевание Кореи, в 1232 г. разгром Волжско-Камской Булгарии. В 1237—1241 гг. нашествие хана Батыя на Русь. В 1241—42 гг. войны в Польше, Венгрии, на Балканах. Во 2-й половине 13 в. захват территорий в Восточной и Юго-Восточной Азии. Монгольские завоевания привели к опустошению обширных регионов, покорению многих народов, разрушению городов и памятников культуры. На захваченных территориях возникли государства: Золотая Орда, государство Хулагуидов и др.

11) Объединение Русских земель Москвы (14-первая половина 16 веков). Социально-экономический и политический строй Русского государства, его особенности.           

 

    Объединение Руси — начавшийся в XIV—XV веках процесс объединения раздробленных русских земель вокруг нескольких новых политических центров, приведший в конечном итоге к образованию централизованного Русского государства и его последующему возобладанию над внешними политическими конкурентами за земли Руси.  

    Одним из основных организаторов этого процесса стало Московское княжество. Объединению вокруг Москвы способствовала активная, гибкая и дальновидная политика первых московских князей. Северо-Западная Русь (Новгород и Псков) продолжала оставаться автономной единицей, маневрируя между двумя центрами. 

   Объединение Северо-восточной Руси завершилось в правление Ивана III (присоединение Новгорода 1478, Твери (1485), ликвидация формальной автономии Пскова (1510) и Рязани (1521)). Иван III стал также первым суверенным правителем России, отказавшись подчиняться ордынскому хану. Он принял титул государя всея Руси, претендуя этим на все русские земли.

Кардинальные перемены, связанные с формированием и  становлением единого государства, затронули все сферы общества. Происходили изменения в социальной и политической сферах, характере  взаимоотношений московского государя с подданными, появлялись новые органы власти, были заметны важные сдвиги в хозяйственной жизни. 

   В распоряжении земледельца оказались большие пашни и покосы, в следствии чего выл высокий экономический подъем.  

   С созданием единого государства служба великому князю становится главной обязанностью бояр и вольных слуг. Служба обеспечивалась владением землей.Но земля, лишенная рабочих рук, представляла лишь потенциальную ценность. Привлечение крестьян приобретает общегосударственный характер.

12) Начало эпохи великих географических открытий и первые колониальные захваты. "Новое время" как особая фаза всемирно исторического процесса.

 Это эпоха открытия-завоевания  европейцев в начале 15 – середине 17 в. в Африке, Азии, Америке и  Океании. 

Термин «географические  открытия» применительно к комплексу  заморских экспедиций европейцев в 15–17 вв. достаточно условен, ибо охватывает два разных исторических явления: во-первых, собственно открытие новых земель, до 15 в. совсем не известных европейцам либо «забытых» (Австралия, Океания, большая  часть Африки, Америка), и, во-вторых, установление постоянных контактов  или экономического и политического  контроля над известными европейцам заморскими территориями (Азия). Речь идет об освоении и включении в орбиту влияния европейских государств земель в других частях света. Естественно, что термин «открытия» верен только по отношению к европейцам: для «открываемых» народов речь шла о внешней агрессии и завоевании. Масштабная заморская экспансия европейского мира стала возможной, поскольку для нее возникли экономические, социально-демографические, технические и психологические предпосылки. Отрицательный баланс торговли европейских стран с Востоком, резкое удорожание товаров в ходе их движения через цепь многочисленных посредников порождали необходимость установления прямых связей со странами-производителями; возникший в 15 в. монетный голод в Европе, вызванный истощением серебряных и золотых рудников, резко усилил потребность в драгоценных металлах. Начавшийся в середине 15 в. рост народонаселения давал Западу возможность использовать для заморской экспансии значительные человеческие ресурсы, тем самым снимая демографическую напряженность внутри самих европейских стран. В 15 в. был создан новый вид судна, позволявший совершать путешествия на дальние расстояния, – быстроходная и легкая однопалубная каравелла с большим трюмом и системой прямых и косых парусов, благодаря которым можно было плыть против ветра; усовершенствованы морские карты и навигационные приборы, что облегчало определение координат корабля в открытом море. И, наконец, Европа созрела для столь решительного выхода за свои собственные пределы и психологически.

Но́вое вре́мя (или новая история) — период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.

Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской  мысли в эпоху Возрождения  как элемент предложенного гуманистами  трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм».

Понятие «новое время» было воспринято историками и утвердилось  в научном обиходе, но смысл его  во многом остаётся условным — не все  народы вступили в этот период одновременно. Несомненно одно: в данный отрезок времени происходит возникновение новой цивилизации, новой системы отношений, европоцентристского мира, «европейского чуда» и экспансия европейской цивилизации в другие районы мира.

13)  Реформация и ее экономические, политические и социокультурные причины. Религиозные войны в Европе.

 Реформа́ция — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной  стороны, католический мир, который  объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского, прекратил существование. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли  апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального  сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей  Северной Европы, которая до этого  была как бы окраиной Христианского  Мира — необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных  учебных заведений (в основном в  форме церковно-приходских школ), так  и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых  языков специально была разработана  письменность, чтобы иметь возможность  издавать на них Библию. 

Основным же достижением Реформации стало то, что она значительно  поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические. Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные.  

В 1517 г. немецкий монах Мартин Лютер  положил начало Реформации, расколовшей  Европу на два лагеря -католиков и протестантов. Однако, несмотря на бесконечные смуты в Германии, настоящая религиозная война разгорелась только в 1546 г., когда император Священной Римской империи Карл V предпринял безуспешную попытку искоренить протестантскую ересь.

 

Век смуты

В последующее столетие вера была могучим, хоть и не единственным мотивом, побуждавшим противников браться  за оружие. Политические интересы часто  выступали рука об руку с религиозными. К примеру, немецкие князья - и католики, и протестанты - стремились ограничить власть Габсбургов(одна из наиболее могущественных монарших династий Европы на протяжении Средневековья и Нового времени. Представители династии известны как правители Австрии). При случае политика даже брала верх над религией, и католическая Франция легко заключала союзы с протестантскими и даже мусульманскими государями, лишь бы одолеть ненавистных единоверцев Габсбургов. 

Войны в Германии закончились Аугсбургским миром (1555), а поскольку победителей не было, мирный договор предоставил каждому государю самому выбирать религию. Впрочем, это право касалось католицизма и лютеранства, но не все более радикального кальвинизма. Не прошло и нескольких лет, как война с новой силой вспыхнула на западе. 

Во Франции значительным влиянием среди знати и купечества обладала многочисленная община гугенотов (протестантов). После гибели Генриха II в 1559 г. его  слабые преемники были вынуждены  маневрировать между непрестанно  враждовавшими католиками и гугенотами. Пиком гражданской войны стала  Варфоломеевская ночь 1572 г., когда  по условленному сигналу католики перебили в Париже всех гугенотов.

14) Государство и общество стран Западной Европы в 17 веке.

 В XVII веке в Западной Европе началось революционное низвержение сословно-феодального строя. От начала революции в Англии исчисляется Новое время — период истории, сменивший Средневековье. 
Идеологическим знаменем антифеодальных движений в Голландии, Англии и в других странах было протестантство. На основе кальвинизма сформировался особый тип личности — носитель новой, протестантской этики, предписывающей личный аскетизм, трудолюбие и деловую честность. Сосредоточившись в городах, труженики-кальвинисты, объединенные религией, общностью интересов и деловыми связями, стремились освободиться от гнета и посягательств на их жизнь и свободу католической церкви и дворянско-монархических государств. 
Первой страной, успешно осуществившей революцию, была Голландия (Нидерланды, Республика Соединенных провинций), выдержавшая многолетнюю (1565—1609 гг.) освободительную войну против феодальной Испании, пытавшейся мечом и огнем искоренить распространившийся в Нидерландах кальвинизм. Вторая революция произошла в Англии ("Великий мятеж" 1640—1649 гг. и "Славная революция" 1688—1689 гг.). Их концептуальным выражением и итогом стали теории естественного права и общественного договора, основанные на рационализме. 
Рационализм, т.е. оценка общественных отношений с позиций "здравого разума", применение к ним правил логики (типа: если все люди равны по природе, в чем смысл и оправдание сословных привилегий?) были могучим орудием критики феодальных отношений, несправедливость которых становилась очевидной, когда к ним прилагалась мерка природного равенства людей. 
Социальной основой революций XVII в. были горожане и угнетенное феодалами крестьянство. 
Теория естественного права явилась классическим воплощением нового мировоззрения. Эта теория стала складываться в XVII в. и сразу же получила широкое распространение. Ее идейные истоки восходят к трудам мыслителей эпохи Возрождения, особенно к их попыткам построить политико-правовую теорию на исследовании природы и страстей человека. 
Теория естественного права основана на признании всех людей равными (от природы) и наделенными (природой же) естественными страстями, стремлениями, разумом. Законы природы определяют предписания естественного права, которому должно соответствовать положительное (позитивное, волеустановленное) право. Антифеодальный характер теории естественного права состоял уже в том, что все люди признавались равными, и это (естественное равенство людей) было возведено в обязательный принцип положительного, т.е. действующего, права.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"