Шпаргалка по истории Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:27, шпаргалка

Описание работы

Древнейшие исторические сведения о С., известных тогда под именем венедов, относятся к 1—2 вв. н. э. С середины 6 в. наименование Sklabenoi, Sciaveni неоднократно встречается в текстах Прокопия, Иордана и др. Ко 2-й половине 7 в. относится первое упоминание о славянах (сакалиба) у арабских авторов (Абу Малик аль-Ахталь).
Данные языкознания связывают древних С. с областью Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от Эльбы и Одер на З., в бассейн Вислы, в Верхнее Поднестровье и до Среднего Поднепровья на В. Северными соседями С. были германцы и балты, составлявшие вместе с С. северную группу индо-европейских племён.

Работа содержит 1 файл

Билеты по истории.doc

— 261.50 Кб (Скачать)

1. Восточные славяне  в древности.

Происхождение

Древнейшие исторические сведения о С., известных тогда  под именем венедов, относятся к 1—2 вв. н. э. С середины 6 в. наименование Sklabenoi, Sciaveni неоднократно встречается  в текстах Прокопия, Иордана и  др. Ко 2-й половине 7 в. относится первое упоминание о славянах (сакалиба) у арабских авторов (Абу Малик аль-Ахталь).

Данные языкознания  связывают древних С. с областью Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от Эльбы и Одер на З., в бассейн Вислы, в Верхнее Поднестровье и до Среднего Поднепровья на В. Северными соседями С. были германцы и балты, составлявшие вместе с С. северную группу индо-европейских племён.

Восточными соседями С. были западноиранские племена (скифы, сарматы), южными — фракийцы и иллирийцы, западными — кельты. Вопрос о древнейшей "родине" С. остаётся дискуссионным, но большинство исследователей считает, что она находилась к В. от Вислы.

Версии происхождения  славян:

      По  предположению многих советских, польских, чехословацких археологов, древние С., так же как германцы и балты, были потомками скотоводческо-земледельческих племён шнуровой керамики культуры (группа археологических культур позднего энеолита и бронзового века Средней и Восточной Европы, неолита Северной Европы.), расселившихся на рубеже 3-го и 2-го тыс. до н. э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья по Центральной, Северной и Восточной Европе.

В последующее  время С были представлены несколькими, генетически связанными между собой  археологическими культурами, особое значение среди которых имели тшинецкая культура, распространённая в 3-й четверти 2-го тыс. до н. э. между Вислой и средним Днепром, лужицкая культура (13—4 вв. до н. э.) и поморская культура (6—2 вв. до н. э.) на территории современной Польши.

     В Поднепровье некоторые археологи  считают праславянами носителей чернолесской культуры (археологическая культура предскифских земледельческих племён Среднего Поднепровья, распространившаяся в 10—8 вв. до н. э. из лесостепи между Днестром и Днепром в бассейне р. Ворсклы) (8 — начало 6 вв. до н. э.), невров или даже скифов-пахарей у Геродота. Это была культура развитого железного века, её носители занимались земледелием, скотоводством и ремёслами. Вероятно, у некоторых передовых племенных групп родовая община сменилась уже территориальной.

Расселение

Славянские племена издавна обитали в Центральной Европе, в Прикарпатье, на Балканском полуострове. Во 2—4 вв. н. э., в результате движения на Ю. герм. племён (готы, гепиды), целостность территории С. была нарушена, что имело, по-видимому, большое значение в обособлении С. на западных и восточных. Племена С. разделялись тогда на две группы — антов (вторгавшихся на Балканский полуостров через низовья Дуная) и склавинов (нападавших на византийские провинции с С. и С.-3.). Их расселение на восток происходит в V-VII вв. н.э. Постепенно они проникают в лесные массивы Восточно-Европейской равнины. Освоение славянами этой обширной территории обошлось без кровавых столкновений с населявшими ее балтийскими и угро-финскими племенами.  
Пришельцы и старожилы, как правило, мирно уживались друг с другом; при этом в ходе постоянных хозяйственных и прочих контактов значительная часть местного населения ославянивалась. Иначе складывались взаимоотношения славян с их южными соседями — скотоводческими народами, кочевавшими в степях.  
В начале VII в. союз антов, состоявший в основном из земледельческих славянских племен, был разгромлен в Северном Причерноморье кочевыми племенами аваров. В том же VII в. другие кочевники — хазары — создали здесь сильное государство Хазарский каганат, расположившийся на территории Северного Причерноморья, Северного Кавказа и прикаспийских степей. Многие восточнославянские племена вынуждены были признать господство хазар и платить им дань.  
Расселение славян по территории Восточно-Европейской равнины в VII в. в основном завершилось. Племена, жившие рядом в одинаковых природных условиях, как правило, создавали племенные союзы для совместного освоения территории и защиты ее от внешних врагов.

Территория

Обширные земли  на севере, вокруг озера Ильмень, находились во владении союза славен ильменских. Относительно густо были заселены центр и юго-запад. В верховьях Днепра располагались союзы дреговичей, древлян, радимичей и северян; на землях в среднем течении Днепра, где леса постепенно сменялись лесостепью, жили поляне. Плодородные земли по Днестру были заняты белыми хорватами и волынянами, угличами и тиверцами. Наконец, на глухой восточной окраине, в покрытом лесами междуречье Верхней Волги и Оки, жили немногочисленные племена кривичей и вятичей.

Основные  занятия

Основу экономической жизни славян составляло земледелие. Те немногие племена, которые населяли плодородные лесостепные районы, практиковали залежную систему земледелия: на определенном участке выжигали траву, удобряли почву золой, после чего использовали землю до полного ее истощения. Затем участок забрасывали. В лесных же районах славяне прибегали к подсечной системе, когда приходилось вырубать и сжигать значительные участки леса.  
В условиях трудоемкости и низкой производительности подобных работ важнейшую роль играла общественная и хозяйственная организация славян. Она носила общинный характер. Именно из отдельных общин складывались племена, которые затем создавали грандиозные союзы. В V—VII вв. еще господствовала родовая община. Все члены ее были связаны кровным родством. Собственность на средства производства — землю, рабочий скот, инвентарь — и само производство носили коллективный характер; распределение же было уравнительным.  
Общественный строй

Однако по мере того как совершенствовались трудовые навыки и земледельческие орудия, по мере того как росла производительность земледелия, род постепенно распадался на отдельные семьи, и родовая община сменялась соседской. В такой общине жилище, скот и инвентарь переходили в семейную собственность; земля же, хотя и оставалась в коллективном владении всей общины, делилась на участки, которые передавались в пользование отдельных семей.  
Подобные перемены постепенно приводили к имущественному неравенству; оформлялся слой богатых, знатных людей. Важную роль в этом процессе играли и войны, особенно походы на владения богатой Византии, которые в случае удачи приносили огромную добычу, распределявшуюся далеко не равномерно. Поначалу в таких походах участвует ополчение, включавшее в себя большую часть мужчин племени, постепенно его заменяет дружина — группа отборных воинов-профессионалов, постоянных боевых соратников племенного вождя, который все в большей степени превращается в князя — руководителя этой дружины. Дружина используется племенной верхушкой и для поддержания порядка в своем собственном племени, т.е. принимает на себя функции государства.  
Таким образом, в VII — VIII вв. восточные славяне переживают очень медленный, но последовательный процесс становления классового общества и зарождения государства.

Религия

Языческие верования наших предков вообще малоизвестны. Как и все арийцы, русские славяне поклонялись силам видимой природы и почитали предков (Чура, домового и т. п.), к ним относится культ Рода и Рожениц, которые связаны и с плодородием. Силы природы воплощались у них в личные божества - Дажьбог, Хорс, Велес. К низшим божествам относились леший, водяной, полевой дух — полудница, вилы — водяные, полевые, лесные, горные или воздушные девы и т. п. 
Трудно сказать, почему ему давались различные имена: Дажьбога почитали, как источник тепла и света, как подателя всех благ; Велеса - как покровителя стад или "скотьяго бога"; "великим Хорсом" по-видимому называли самое солнечное светило, свершающее путь по небу. Другим божеством был Перун, в котором олицетворялась гроза с страшным громом и смертоносною молниею. Ветер имел свое божество - Стрибога. Небо, в котором пребывал Дажьбог, звалось Сварогом и считалось отцом солнца, почему Дажьбогу было усвоено отчество Сварожича.  
Божество земли носило имя Мать-Земля сырая (Макошь); почитая землю, как свою мать, славяне чтили Дажьбога и Велеса, как дедов человеческих. Но все эти образы богов не получили у славян той ясности и определенности, как, например, в более развитой греческой мифологии. Внешний культ у славян также не был развит: не было ни храмов, ни особого сословия жрецов. Общеслав. пантеон, вероятно, отсутствовал (у разных групп повторяется лишь Перун). 

2. Образование государства  восточных славян.

К IХ в. у восточных  славян сложился комплекс социально- экономических  и политических предпосылок для образования государства.  
Социально-экономические - родовая община распалась, уступив место "соседской" общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.  
Политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы. Арабские и византийские источники сообщают, что в VI- VII вв. существовала "Держава волынян"; новгородские летописи сообщают о том, что в IХ в. вокруг Новгорода существовало славянское объединение во главе с Гостомыслом.

Внешнеполитические - важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности. Проблема отражения внешней опасности у восточных славян стояла очень остро с самого появления славян на Восточно - европейской равнине. С VI в. славяне вели борьбу с многочисленными кочевыми племенами тюрок (скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы и др.).  
 Как свидетельствует летописец Нестор в "Повести временных лет", к IХ в. новгородцы и некоторые северные племена славян попали в зависимость к варягам и платили им дань, а южные племена славян платили дань хазарам. В 859 г. новгородцы прогнали варягов и перестали платить дань. После этого у славян началась междоусобица: они не могли придти к соглашению о том, кому же править ими. Тогда в 862 г. новгородские старейшины обратились к варягам с просьбой: прислать им на княжение кого-либо из варяжских предводителей. "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами". Так в 862 г. власть над Новгородом и его окрестностями перешла к варяжскому предводителю (конунгу)  Рюрику.

Норманнская теория и её критика

     Летописный  рассказ о призвании на Русь в  качестве правителей варягов послужил основой для возникновения норманской теории образования Древнерусского государства. Её создателями стали  немецкие учёные Г. - Ф. Миллер, Г.- З. Байер, в ХVIII в. приглашённые работать в Россию императрицей Елизаветой Петровной. Немецкие учёные утверждали, что создание государственности на Руси - результат действия варягов.  
В наши дни норманская теория зачастую трактуется следующим образом: всё, что - либо значительное в России создано иностранцами и под руководством иностранцев. Русские к самостоятельному государственному творчеству не способны.  
У норманской теории есть как сторонники, так и противники. Противники норманской теории утверждают: не следует забывать, что призвание варягов - это легенда. Вопрос о том, кем были первые русские князья, откуда пришли и как, - до сих пор остаётся нерешённым. Версии об иноземном происхождении той или иной династии типичны для древности и средневековья. Следует вспомнить рассказы о призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства и т.д. Русские летописи, на основании которых мы складываем представление о первых веках русской истории, были написаны в более позднее время, им было свойственно окружить возникновение русской государственности ореолом таинственности. Чужак, пришлый человек - всегда обладает особой харизмой. Археологическое раскопки подтверждают, что варяги действительно проживали среди славян, что свидетельствует об их широких взаимных связях. Варяги стремились на Русь, в скандинавских сагах Русь представлена как страна несметных богатств. Но количество варягов на Руси было не велико. Славяне и варяги находились на одной ступени общественного развития. Заметного влияния на хозяйство, общественные отношения, культуру восточных славян варяги не оказали. Варяги положили начало первой правящей династии на Руси, первые варяжские князья (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга) носили скандинавские имена, но уже сын Игоря и Ольги и их внук носили славянские имена - Святослав, Владимир. Через несколько поколений после призвания Рюрика от варягов остались только легенды о происхождении наиболее знатных славянских родов. Славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства.

Горячим противником  норманской теории был великий русский учёный М.В. Ломоносов:

     1) Государство не могло возникнуть  в один момент, оно возникает  постепенно.

      2) Славяне по достигнутому уровню  не уступали Западу. Славяне и  варяги находились примерно на  одной ступени общественного  развития - у варягов также происходило разложение родоплеменного строя и складывание предпосылок для образования государства.

      3) Рюрика можно считать лишь  арбитром. Если призвание Рюрика - исторический факт, то он говорит  о возникновении княжеской династии, а не о происхождения русской государственности.

      4) На Руси очень мало норманнских  имен

Деятельность  первых русских князей

После смерти у  Рюрика остался малолетний сын Игорь. Поэтому править в Новгороде  стал другой варяг – Олег (879-912). Вскоре Олег решил установить свой контроль над всем течением Днепра. Южным участком торгового пути "из варяг в греки" владели киевляне.  
В 882 г. Олег пошёл походом на Киев. Там в это время правили дружинники Рюрика Аскольд и Дир. Олег обманом выманил их за городские ворота и убил. После этого он смог закрепиться в Киеве. Два самых крупных восточнославянских города были объединены под властью одного князя. Позже летописцы начнут отсчёт времени "от лета Олегова", т.е. от того времени, когда Олег стал править в Киеве.

Далее Олег установил границы своих владений, в 883-885 подчинил племена древлян (по берегам р.Припяти), северян (на р.Десне), радимичей (на р.Сож). В 898 обложил данью дулебов, тиверцев, уличей, словен, кривичей, мери, вел успешную борьбу против "неразумных хазар", обложил всё население данью, на подвластной ему территории стал следить за порядком и обеспечивать защиту этих территорий от вражеских нападений. Дважды, в 907 и в 911, возглавлял походы во главе большого войска (северяне, словене, древляне, кривичи, радимичи) на Византию, двигавшегося и по суше, и по воде. Поход Олега был успешным: византийский император Лев Премудрый 2 сентября 911 заключил с ним выгодный для Руси торговый договор, уплатив крупный выкуп (по русской летописи — 48 тыс. гривен золотом). По сообщениям русских источников, в знак победы Олег прибил свой щит к вратам столицы Византии Царьграда (Константинополя). Правда, в византийских хрониках не только этот факт, но и само имя Олега не упомянуто. По русским преданиям, умер в 912 от укуса змеи на горе Щековице на окраине Киева. Однако по данным Новгородской первой летописи, князь в конце жизни по неизвестным причинам ушел из Киева в новгородскую землю и почил в 922 в Ладоге. Факт смерти от укуса змеи лег в основу песен и легенд.  
Так было образовано первое государство восточных славян.

Информация о работе Шпаргалка по истории Руси