Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:58, шпаргалка
1.Предмет и задачи курса « История Казахстан. Основным предметом истории должен стать человеческий дух.
2. Показать эволюционный характер развития человечества в эпоху каменного века в КЗ. Антропогенез или становление человека.
4.Расселение,хозяйство,соц устройтво, материальная и духовная культура сакских племен.
...
99. Стратегия вхождения Каз в число 50 наиболее развитых, конкурентноспособных стран мира.
93. Этнические
процессы и демографическая
94. Политическая деятельность Н.А.Назарбаева. Нурсултан Абишевич Назарбаев родился 6 июля 1940 г. в с. Чемолган Каскеленского (ныне Карасайского) района Алматинской области.Окончил Днепродзержинское техническое училище (1960), высшее техническое учебное заведение при Карагандинском металлургическом комбинате (1967), заочную Высшую партийную школу при ЦК КПСС (1976). Доктор экономических наук, академик.Трудовую деятельность начал в 1960 г. на Карагандинском металлургическом комбинате в г. Темиртау разнорабочим, где прошел путь до старшего газовщика доменной печи. С 1969 г. переведен на комсомольскую и партийную работу.Работал первым секретарем Темиртауского горкома ЛКСМ Казахстана (1969-1971), вторым секретарем Темиртауского горкома партии (1971-1977), секретарем, вторым секретарем Карагандинского обкома партии (1977-1979).На высших государственных и партийных постах находится с 1979 г., со времени избрания секретарем ЦК Компарии Казахстана (1979-1984), Первым секретарем ЦК КПК (июнь 1989-сентябрь 1991), одновременно - членом Политбюро ЦК КПСС (1990-1991), Председателем Верховного Совета Казахской ССР (февраль-апрель 1990).24 апреля 1990 г. Н.А. Назарбаев избран первым Президентом Казахской ССР.29 апреля 1995 г. по итогам всенародного референдума полномочия Президента Республики Казахстан были продлены до 2000 года.Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РК, Председатель Совета Безопасности РК, Председатель Ассамблеи народов Казахстана, Председатель Всемирной Ассоциации казахов.Награжден высшими орденами и медалями Казахстана, России, Узбекистана и ряда зарубежных стран.Нурсултан Назарбаев обладает ярко выраженными лидерскими качествами и адекватной самооценкой. Сочетает в себе черты харизматического, рационально-легального и традиционного типов лидерства. Быстро адаптируется к изменяющейся обстановке. Обладает высокой сопротивляемостью к стрессовым воздействиям. Хорошо контролирует свои чувства, выдержан. Прагматик. Искусно сочетает стратегию и тактику, в случае возникновения противоречий между перспективными и сиюминутными целями предпочтение отдает стратегическому планированию.Именно такой политико-психологический портрет составили эксперты, анализируя политическую жизнь Нурсултана Назарбаева. Он является политиком не только национального, но и мирового масштаба. В начале 90-х, когда он уже был руководителем Казахстана, в рейтинге популярных лидеров СССР он занимал первое место.
Назарбаев - тонкий политик, который принимает только взвешенные решения. Он последовательный и предсказуемый, хотя в экстремальной ситуации может принять решение, которого от него никто не ожидает. В декабре 1991 г., когда лидеры трех славянских республик неожиданно для всего мира подписали Беловежское соглашение, практически ставшее смертельным приговором для Советского Союза, Назарбаев, вопреки всем предсказаниям и прогнозам, не пошел на поводу событий, отказавшись создать свой - мусульманский союз среднеазиатских республик и Казахстана. Время показало, что Назарбаев в той нелегкой ситуации принял единственно правильное решение. Благодаря этому, удалось избежать конфронтации между республиками. Была сохранена целостность самой России, поскольку тюркоязычные республики в составе Российской Федерации тоже могли повести себя сепаратистски.Нурсултана Назарбаева знают, признают и уважают во всем мире. С его именем связаны обретение нашей республикой независимости, период становления и укрепления государственности Казахстана.20 октября 1997 г. Указом президента страны г. Акмола объявлен столицей Республики Казахстан. Перенос столицы был осуществлен в сжатые сроки. Уже 10 июня 1998 г. состоялась презентация новой столицы. Эпицентр политической жизни переместился из Алматы в Акмолу, получившую новое имя - Астана.За время руководства Нурсултана Назарбаева произошло становление Казахстана как суверенного государства, полноправного члена Организации Объединенных Наций.Под его непосредственным руководством была введена национальная валюта - тенге, институализировалась самостоятельная финансово-экономическая система республики. При нем были образованы Вооруженные Силы РК и другие силовые структуры, надежно обеспечивающие национальную безопасность страны.Безусловным достижением первого Президента является оформление молодой казахстанской дипломатии, сделавшей первые успешные шаги на международной арене. Произведена делимитация и демаркация государственной границы, а также демилитаризация пограничной зоны с Китайской Народной Республикой. Казахстаном получены гарантии национальной безопасности и территориальной целостности от пяти ядерных держав: США, Великобритании, России, Франции и Китая. Республика Казахстан стала безъядерным государством. Был закрыт Семипалатинский ядерный полигон.Благодаря усилиям Назарбаева, наша страна получила статус стратегического партнера США - единственной после распада СССР сверхдержавы мира. Вместе с тем, сохранены традиционно дружественные отношения с Россией: установлен упрощенный порядок приобретения гражданства, русскому языку придан статус равного с государственным официального языка, сохранен космодром Байконур, подписана Декларация о вечной дружбе..Под руководством Президента в стране осуществляется кардинальное реформирование экономической системы, переход от плановой экономики к рыночной.Наиболее интенсивные изменения претерпевает политическая система, происходит ее активная институционализация. В настоящий момент структура органов государственной власти по большинству параметров аналогична Французской Пятой Республике с ярко выраженным арбитражным статусом Президента, когда он возвышается над ветвями власти. Приоритет отдается президентской форме государственного устройства, а не парламентской.В октябре 1997 г. Президент Н. Назарбаев обратился к народу страны с ежегодным посланием "Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев". В нем он очертил стратегию развития государства и общества в третьем тысячелетии.Сейчас Казахстан вступает в новый период социально-экономических и политических преобразований. Он входит в будущее не с пустыми руками, а имея за своей спиной уже наработанный опыт реформ. Ему еще предстоит пройти долгий, трудный и ответственный путь.
Доктор экономических наук. Академик Национальной академии наук Республики Казахстан, Международной инженерной академии, Академии социальных наук Российской Федерации. Почетный профессор Казахского государственного национального университета имени Аль-Фараби. Почетный член Белорусской академии наук. Почетный профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. С 1960-го по 1969 годы работал на Карагандинском металлургическом комбинате. С 1969 по 1973 годы - на партийной, комсомольской работе в городе Темиртау Карагандинской области. В 1973-1977 годах - секретарь парткома Карагандинского металлургического комбината. С 1977 по 1979 годы - секретарь, второй секретарь Карагандинского обкома партии. В 1979-1984 годах - секретарь Центрального Комитета Компартии Казахстана. С 1984 по 1989 годы - Председатель Совета Министров Казахской ССР. В 1989-1991 годах - первый секретарь Центрального Комитета Компартии Казахстана. Одновременно с февраля по апрель 1990 года - Председатель Верховного Совета Казахской ССР. С апреля 1990 года - Президент Республики Казахстан. 1 декабря 1991 года состоялись первые всенародные выборы Президента республики, в ходе которых Н.А. Назарбаев получил поддержку 98,7 процента избирателей. 29 апреля 1995 года в результате всенародного референдума полномочия Президента Н.А. Назарбаева были продлены до 2000 года. 10 января 1999 года на альтернативной основе был избран Президентом Республики Казахстан, получив 79,78 процента голосов избирателей. 4 декабря 2005 года был вновь избран Президентом Республики Казахстан, получив 91,15 процента голосов избирателей.Председатель Ассамблеи народа Казахстана.Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Казахстана. Председатель Всемирной ассоциации казахов. У Президента три дочери: Дарига - доктор политических наук; Динара - возглавляет Фонд образования имени Н.А.Назарбаева; Алия - занимается бизнесом, руководит строительной компанией "Элитстрой".
95. Внутренняя политика РК на современном этапе. Прошлой осенью был составлен план действий по обеспечению стабильности экономического развития страны. На эти цели выделены 4,6 миллиарда долларов, направленные на завершение долевого строительства, обеспечение продовольственной безопасности, развитие агропромышленного комплекса, поддержку малого и среднего бизнеса. В этом году на реализацию плана стабилизационных действий выделены уже десять миллиардов долларов. Эти значительные средства предназначены для обеспечения устойчивости финансового сектора, стабилизации рынка недвижимости. Цель плана — смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста. Речь идет не только о преодолении последствий кризиса, но уже о подготовке к посткризисному периоду. На это, кстати, обратил особое внимание Президент Нурсултан Назарбаев, выступая на 20-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов девятого декабря текущего года.Такая позиция — уже сегодня думать о завтрашнем дне — существует и в других странах. Так, в Китае кризис обозначается двумя иероглифами: «вэй» и «дзи», в переводе — «угроза» и «шанс». Поэтому в КНР кризис рассматривается не только как негативное явление, но и как шанс для осуществления перестройки экономики, которую, как признают китайские эксперты, необходимо было начать еще три года назад. Но тогда не решились. Теперь же отступать, как говорится, некуда.В нынешних условиях Казахстан предусмотрительно готовится к максимально негативному сценарию, при котором цена барреля нефти может находиться даже на отметке в 25 долларов. При этом наш бюджет недополучит 150 миллиардов тенге. Правительство вынуждено экономить на реализации ряда программ. Но экономия не затронет программы социального блока — выплату зарплат и пенсий, строительство и реконструкцию школ, больниц, объектов водо-, газо- и электроснабжения. Более того, в период первой волны кризиса в 2008 году расходы бюджета, идущие на социальную помощь населению, увеличились на 103 миллиарда тенге. В трехгодичном бюджете на строительство объектов социальной сферы предполагается израсходовать 427 миллиардов тенге. Таким образом, инвестиции в качество жизни казахстанцев, в благосостояние граждан остаются для нашей страны приоритетными.На наш взгляд, некорректными являются отдельные утверждения о том, что кризис якобы обрушил нашу экономику. Даже в условиях снижения темпов рос¬та ВВП с 108,9 процента в 2007 году до 103,9 процента за десять месяцев 2008-го введены в строй 19 новых предприятий в девяти областях страны. В их числе прорывные индустриальные проекты — завод по производству металлургического кремния в Караганде, предприятие по производству базальтового волокна в Актюбинской области, текстильная фабрика в Южном Казахстане.В целом объем промышленного производства вырос на три процента, то есть произошел хоть и незначительный, но рост, что в условиях кризиса достаточно показательно. Реализован ряд проектов в транспортной сфере: построена современная автомагистраль Астана — Бурабай, завершено строительство железнодорожной ветки Шар — Усть-Каменогорск.Несмотря на снижение рейтинговых оценок, Казахстану удалось избежать резкого снижения объемов инвестирования в основной капитал. Небольшое снижение произошло в отраслях добывающей и обрабатывающей промышленности. В ближайшем времени объемы инвестиций могут сократиться в силу снижения объемов кредитования в экономике, но с учетом антикризисных мер могут произойти изменения в качественном плане: капиталовложения будут направлены в соответствии с требованиями диверсификации экономики.Конечно, мировой кризис не мог не сказаться на экономической системе Казахстана, но отечественная экономика в целом выдержала этот удар. Есть все основания полагать, что выдержит и в дальнейшем.От экономических итогов года перейдем к политическим. Рассматривая актуальные направления внешней политики Казахстана в 2008 году, необходимо иметь в виду, что нынешняя геополитическая ситуация в мире таит в себе большой комплекс проблем, которые могут обернуться угрозами и рисками для без¬опасности и стабильности Казахстана: «момент однополярности» сменяется набирающим силу стремлением ведущих мировых и региональных игроков к формированию нового миропорядка на основе «полицентризма»; возвращение в число мировых игроков России и претензии Китая на статус мировой державы; эгоистичная политика великих держав и транснациональных корпораций в сфере экономики, финансов и торговли; обострение проблемы энергоресурсов и маршрутов их транспортировки; сохранение многочисленных незатухающих очагов конфликтов, в том числе в непосредственной близости от Средней Азии; продолжающийся рост религиозного экстремизма, международного терроризма, наркотрафика и так далее.К сожалению, распространение угроз и вызовов приобрело в нашем регионе устойчивый и долгосрочный характер. Причины этого заключаются в незавершенности политического процесса реформирования и сложной социально-экономической ситуации в соседних с Казахстаном респуб¬ликах с одной стороны, географическом соседстве с зонами политической нестабильности, латентных и локальных конфликтов (Афганистан, Пакистан, страны Ближнего и Среднего Востока) — с другой. Одновременно наш регион превращается в зону транзита этих угроз в другие страны.Поэтому с учетом нынешних международных реалий главный акцент во внешнеполитической стратегии Казахстана сделан на обеспечение эффективной системы безопасности в Средней Азии. Республика исходит из того, что самостоятельно справиться с мировыми и региональными проблемами не способно ни одно государство. Поэтому Казахстан активно участвует в деятельности межгосударственных объединений — Совещания по выработке мер доверия в Азии, Евразийского экономического сообщества, Шанхайской организации сотрудничества, Организации договора коллективной безопасности, укрепляет экономическое и политическое сотрудничество с соседними странами — Россией, Китаем, а также расширяет конструктивное взаимодействие с США и ЕС.Особое место во внешней политике Казахстана придается интеграционному сотрудничеству со среднеазиатскими государствами, поскольку, развиваясь как единое пространство, страны региона могут создать своего рода «пояс экономического благополучия», который будет надежной преградой для традиционных и нетрадиционных угроз и вызовов. Поэтому по-прежнему сохраняет свою актуальность инициатива Президента Нурсултана Назарбаева о создании Союза центральноазиатских государств, предусматривающего формирование благоприятного делового климата, устранение барьеров на пути импорта и экспорта товаров, инвестиций, рабочей силы, совместную реализацию региональных проектов, а в перспективе учреждение региональных консорциумов — продовольственного, водно-энергетического, транспортно-коммуникационного. При этом казахстанское руководство исходит из приоритета общности основополагающих интересов, необходимости достижения взаимовыгодных и взаимоприемлемых подходов при решении любых спорных вопросов.Важнейшим направлением внешнеполитической деятельности является подготовка к председательству в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2010 году. В этих целях в августе текущего года Главой Казахстана утверждена специальная программа «Путь в Европу», целью которой является выход республики на уровень стратегического партнерства с ведущими европейскими государствами. При этом предусматривается развитие и углубление сотрудничества в следующих сферах: технологической, энергетической, транспорта, торгово-экономической, гуманитарной.Сейчас многие задаются вопросом: почему Европа согласилась сделать председателем ОБСЕ ранее неизвестную страну? Трудно возразить что-либо экспертам, считающим, что Европа при своих вековых демократических традициях не может игнорировать опыт экономической и политической модернизации, проводимой Казахстаном. Более того, в современном мире, раздираемом межцивилизационными противоречиями, альтернативы диалогу и конструктивному сотрудничеству попросту нет. И в этой ситуации Казахстан, являющийся евро-азиатским государством, как нельзя лучше подходит на роль модератора диалога между Азией и Европой. И наше избрание еще раз доказывает, что казахстанский путь развития признан мировым сообществом.Не менее важным направлением внешнеполитической деятельности Астаны является развитие и углубление диалога цивилизаций и религий, осуществляемое казахстанским руководством на протяжении ряда лет. Казахстан в 2003 и 2006 годах провел два съезда лидеров мировых и традиционных религий, собравших духовных представителей основных конфессий мира. В июле следующего года в Астане состоится уже третий съезд религиозных лидеров планеты.И наконец, основным событием минувшего года во внутриполитической сфере стали поправки в блок политических законов Казахстана. Их сложно назвать «революционными», тем не менее, их значимость нельзя недооценивать. Во-первых, разработка и принятие данных поправок окончательно сняли все вопросы, связанные как с магистральным направлением политического развития Казахстана, так и с предстоящим председательством в ОБСЕ. Состоявшийся в Хельсинки саммит министров иностранных дел стран-членов окончательно снял все вопросы относительно председательства Казахстана в этой организации. Все они поддерживают нашу кандидатуру.В то же время отсутствие полноценного оппонента в Парламенте у партии «Нур Отан» обуславливает ряд негативных моментов: успокоенность, замедленное реагирование на внутриполитические вызовы, потерю инициативы и так далее. Не зря же говорят: «На то и щука, чтобы карась не дремал». Новая поправка в закон о выборах как раз гарантирует присутствие в Парламенте партии-оппонента. Эта норма является, без сомнения, самой важной из всего блока предложенных изменений. Таким образом, после следующих парламентских выборов у «Нур Отана» появится соперник, который, будем надеяться, не позволит «расслабиться» партии власти.Во-вторых, предстоящие изменения укладываются в общую логику эволюционного развития Казахстана. Тезис «сначала экономика — потом политика», положенный в основу «казахстанского пути» полностью себя оправдывает. Новые требования к политической системе вызваны произошедшими социально-экономическими сдвигами, и сводятся они к необходимости большей либерализации политических и экономических отношений.Выступая на открытии 17-й ежегодной сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в июне 2008 года, Президент Нурсултан Назарбаев отметил два принципа, на которых базируется казахстанская модель демократизации: наличие ряда универсальных принципов демократии и существование национально-культурных особенностей в механизмах реализации этих принципов. Подготовленные поправки как раз лежат в русле этих принципов.
Это основные предварительные выводы, которые можно сделать по факту поправок в законы РК «О выборах», «О политических партиях, «О СМИ». Что касается самих поправок, то, несмотря на их «техническую» направленность, они, безусловно, носят либеральный характер.Таким образом, минувший год поставил перед Казахстаном ряд новых задач. И то, как мы их решаем, внушает оптимизм. Внутреннее ощущение стабильности, которое сохраняется в стране, является сегодня главной ценностью на фоне бурных перемен, происходящих в мире.
96. Основные направления реформы образования и науки в Казахстане на современном этапе. 1991 является началом нового периода в развитии отечественной науки. 15 января 1992 принят закон “О научной и научно-технической политике Республики Казахстан”, в том же году образовано Министерство науки и новых технологий. С 1993 года введена государственная экспертиза научно-технических программ, финансируемых из государственного бюджета. Утвержден единый порядок регистрации отчетной документации по проведенным в республике открытым опытно-конструктивным и проектно-технологическим работам, создана нормативная-правовая основа перевода финансирования научно-технических и опытно-конструктивных работ на программно-целевой метод.Результаты работ, проведенных в научно-технической сфере, были показаны на выставке в Астане в феврале 1998. Составлены проекты государственных программ по развитию в стране машиностроения, атомной промышденности и энергетики, а также заключение о развитии в республике горно-металлургического комплекса. Разработаны проекты небольших заводов по производству разноцелевых высокоэффективных катализаторов. Выведены новые сорта зерна и риса. Появились новые методы разведки и добычи полезных ископаемых, их эффективного использования. Освоено производство тепловых и электрич. счетчиков, счетчиков горячей и холодной воды, приборов для срочного медицинского освидетельствования. Впервые выпущены отечественные компьютеры и ряд электронных устройств промышленного и бытового назначения.Ученые республики внесли свой вклад в обеспечение процессов государственного управления, с древних времен до наших дней исследована история Казахстана, казахской философии, в контексте взаимовлияния восточной и западной культур составлены новая философия и методология науки, исследованы развитие конституц. процесса в Республике Казахстан, евразийская интеграция, геополитика, подготовлен прогноз демографического развития. Организована Высшая научно-техническая комиссия — ответственный консультативный орган по определению государственных приоритетов в развитии фундамента и прикладной науки и техники и дальнейшему прогнозированию. 100-летие со дня рождения академика К.И.Сатпаева включено в список юбилеев, проводимых при поддержке ЮНЕСКО. 15—23 апреля 1999 в Париже состоялся международный научный симпозиум, посвященный этому событию. На нем организована выставка под названием "Наука Казахстана: из прошлого в будущее"; Проведенные в последние годы исследования ученых направлены на повышение конкурентоспособности отечеств. науки и технологий. Для формирования произ-в, тесно связанных с наукой, ведется реструктуризация науч. баз, повышается эффективность использования природных и минеральных ресурсов, выпускаются новые материалы и препараты, совершенствуется переработка техногенных остатков, стабилизируется работа горно-металлургического комплекса, используются достижения молекулярной и клеточной биологии в биотехнологии, медицине, сельском хозяйстве, организации современной системы телекоммуникаций и связи, развитии атомной энергетики. Годы независимости республики характеризуются новыми методами организации науки и управления научным творческим процессом, созданием благоприятных условий для работы ученых, подготовкой нового поколения научных кадров, поиском эффективной системы интеграции образования и науки.В последние годы в Казахстане взят курс на развитие отечественного наукоемкого производства, разработку и освоение новых информационных технологий, ориентированных на получение конкурентоспособной продукции и обеспечение интересов национальной экономической безопасности и развития промышленного и научно-технического потенциала республики.В этих условиях активизируются инновационные процессы, внедрение новых технологических укладов, освоение новых переделов в обрабатывающей промышленности, развитие национального научно-технического потенциала, преодоление разрыва между наукой и производством, обеспечение реального трансферта передовой иностранной технологии и внедрение международных стандартов.Научно-технический потенциал представляет собой совокупность кадровых, материально-технических, финансовых и организационных ресурсов предназначенных для решения стоящих перед страной задач научно-технического развития.С 2005 года реализуются мероприятия по обеспечению школ мультимедийными лингафонными кабинетами, в которых дети изучают казахский, русский и иностранные языки. Программное обеспечение позволяет осуществлять управление, наблюдение и общение с учениками, а также дает учителю полный контроль над ходом занятий в компьютерном классе. За четыре года в школы республики поставлено более 2-х тысяч таких кабинетов. С начала 2007-2008 учебного года в соответствии с поручением Главы государства в учебный процесс организаций образования внедряется система он - лайн обучения..В 2007 году 1000 школ республики были оснащены интерактивными кабинетами, обеспечены доступом к широкополосному Интернету с каналами связи не менее 512 кб/сек. В 2008 году данные школы были доукомплектованы лабораторными кабинетами физики, химии, биологии и одним универсальным кабинетом. Еще 721 школа оснащена одним интерактивным кабинетом и доукомплектованы четырьмя интерактивными кабинетами (один универсальный кабинет и кабинеты физики, химии и биологии) и подключены к широкополосному интернету. Из местного бюджета было приобретено 1359 кабинетов. Таким образом, 3080 школ республики имеют интерактивные кабинеты.С 2007/2008 учебного года, согласно утвержденному расписанию, еженедельно, лучшими учителями республики, проводятся интерактивные уроки. Кроме того каждая область проводит интерактивные уроки, семинары, форумы со школами своего региона.Впервые в режиме он-лайн были проведены расширенное заседание Республиканского общественного совета родителей, общереспубликанский педагогический совет учителей республики. На всех интерактивных уроках активное участие принимают более 700 школ.В текущем году для педагогов республики в интерактивном режиме проведена Республиканская интернет конференция, в котором приняли участие около 1300 школ. Особый интерес к данному мероприятию проявили международные организации ЮНЕСКО, Майкрософт, коллеги из зарубежных стран. Во время летних каникул Республиканским институтом повышения квалификации учителей ежегодно проводятся интерактивные тренинги по всем образовательным предметам.
Для проведения интерактивных уроков создан портал (www.sabak.kz), где сохранены видеозаписи интерактивных уроков. Кроме того, размещены флипчарты по разным предметам для использования на интерактивной доске. Все электронные ресурсы, размещенные на портале, дают учителям возможность разнообразить урок с помощью ИКТ; активно обмениваться опытом с коллегами из регионов; коллективно разрабатывать новые информационные образовательные ресурсы.С 2001 года ведется разработка электронных учебных изданий на казахском и русском языках. В настоящее время 77% предметов школьного содержания переведены на цифровой формат. Одним из стратегических направлений информатизации образования является создание единой информационной образовательной среды, в котором активно используются различные средства, методы и технологии, в том числе и дистанционные.По результатам исследований получено 877 патентов, разработано 136 образцов техники, созданы и испытаны 193 сорта сельскохозяйственных культур, выведено и апробировано 14 новых типов, линий и пород сельскохозяйственных животных. Подготовлена проектно-конструкторская и техническая документация для 36 наукоемких производств.На базе использования отечественных технологий в стране предполагается возобновление и расширение имеющихся химических и нефтехимических производств и строительство эффективных и конкурентоспособных малых и средних производств по переработке нефти, газа и угля.В области общественных наук исследованы вопросы формирования этнической территории казахов и истории казахской государственности, национально-освободительного движения, "белые пятна" в истории литературы и искусства Казахстана в начале ХХ в. и др.В области физико-математических наук разработана автоматизированная система прогноза загрязнения атмосферы промышленных городов, создана теория многоцелевых систем автоматического управления детерминированными и стохастическими сложными технологическими процессами; разработаны основные принципы компьютерного конструирования многофункциональных материалов нового поколения.В области наук о Земле разработаны новые фундаментальные основы металлогенического и рудноформационного анализов, создана серия геолого-экономических карт с элементами прогноза, раскрывающая состояние и перспективы развития основных видов минерально-сырьевых ресурсов Казахстана, издана карта прогноза нефте- и газоносности республики. Разработаны новые прогрессивные геоинформационные системы и базы гидрогеологических данных. Созданы физические и динамические модели формирования очаговых зон сильных землетрясений. Имеются крупные достижения в области теории и разработки технологий, внедрения в производство новых перспективных металлургических и обогатительных процессов на предприятиях цветной металлургии Казахстана и стран СНГ.