Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:04, реферат
«Серебряный век» - так был назван рубеж XIX-XX вв. - время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Эта тема интересна тем, что именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.
Введение…………………………………………………………....3 стр.
Глава 1 «Образование, просвещение, наука»…………………….5 стр.
Глава 2 «Архитектура и живопись»………………………….…...8 стр.
Глава 3 «Литература Серебряного века»………………………..16 стр.
Глава 4 «Театр и музыка. Начало русского кинематографа»….20 стр.
Заключение………………………………………………………. 25 стр.
Список используемой литературы …………
Театр Станиславского, Немировича-Данченко и Морозова был многосторонне талантлив. Пьесы А. П. Чехова, построенные как драмы повседневности, уживались в его репертуаре с пьесами А. М. Горького, которые отличались романтическим и откровенно бунтарским пафосом. И зрители с одинаковым упоением аплодировали и тем, и другим, понимая, что это одна и та же правда в жизни, по-разному увиденная.
«Русские сезоны» в Париже Влияние Московского Художественного театра в те годы распространялось и за пределы драматической сцены. На оперных подмостках появилась плеяда замечательных «поющих актёров» - Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова. Одарённые блестящими вокальными данными, по ходу спектакля они не только исполняли свои оперные партии, но и играли, как первоклассные актёры. Собинов создал запоминающийся образ юноши-поэта Ленского. Шаляпин в роли Бориса Годунова производил потрясающее впечатление на зрителей.
И даже крупнейший балетмейстер того времени М. М. Фокин, испытывая влияние Художественного театра, старался драматургически и психологически обосновывать танец. Новаторство Фокина шло ещё дальше. Используя помощь Бакста и Бенуа, он воскрешал античный танец по изображённым на греческих вазах фигурам древних танцоров. Так был поставлен балет «Дафнис и Хлоя» на музыку французского композитора Мориса Равеля. Русские танцовщики, ценой невероятных усилий, реставрировали танцы Древней Греции.
В 1906 г. С. П. Дягилев, устроив выставку русской живописи и скульптуры в Париже, дополнил её концертом русской музыки. И выставка, и концерт имели большой успех. Окрылённый удачей, Дягилев в следующем году организовал во французской столице серию концертов из произведений Глинки, Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского и Чайковского. Выступали лучшие артистические силы России. С этих концертов началась мировая слава Шаляпина. Два года спустя Дягилев привёз в Париж «Бориса Годунова» с Шаляпиным в главной партии. Чудо шаляпинского царя Бориса – известное прежде одной России – было раскрыто перед европейским зрителем и произвело потрясающее впечатление. Так начались знаменитые «Русские сезоны» в Париже, повторяющиеся почти каждый год вплоть до мировой войны. Париж познакомился с русским балетом. На газетных полосах замелькали имена русских танцовщиков – Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского. Танец Нижинского, необыкновенно выразительный, изменчивый, создавал невиданные прежде хореографические образы. Однако не только танцы, но и невиданные здесь декорации, неслыханная музыка – всё это стало подлинным откровением для парижан.
Вслед за триумфом в Париже был успех в Риме и Лондоне. Русское искусство стремилось завоёвывать сердца взыскательных европейцев. В самом начале «Русских сезонов» парижская публика впервые познакомилась с творчеством выдающегося русского композитора и пианиста Сергея Васильевича Рахманинова (1873-1943). С музыкой другого замечательного русского композитора начала XX в., Александра Николаевича Скрябина (1871-1915), парижане познакомились ещё раньше - в 1905 г. В тот год во французской столице была исполнена его «Божественная поэма» (Третья симфония). В годы первой русской революции Скрябин написал одно из самых ярких своих творений – «Поэму экстаза».
Выдающийся композитор Н.А. Римский-Корсаков продолжал работать в излюбленном им жанре оперы-сказки. Высочайшим образцом реалистической драмы явилась его опера «Царская невеста» (1898). Он, будучи профессором петербургской консерватории по классу композиции, воспитал целую плеяду талантливых учеников: А.К. Глазунов, А.К. Лядов, Н.Я. Мясковский и другие.
В творчестве композиторов молодого поколения на рубеже XX в. наблюдался отход от социальной проблематики, усиление интереса к философско-этическим проблемам. Наиболее полное выражение это нашло в творчестве гениального пианиста и дирижера, выдающегося композитора С. В. Рахманинова; в эмоционально напряженной, с резкими чертами модернизма музыке А.Н. Скрябина; в произведениях И.Ф. Стравинского, в которых гармонично сочетались интерес к фольклору и самые современные музыкальные формы.
Не менее важную роль в развитии культуры сыграл «иллюзион» – кино, появившееся в Петербурге буквально через год после его изобретения во Франции. Вскоре еще немое кино стало на промышленную основу. В 1904 г. предприниматель А. А. Хонжонков открыл первую контору по продаже кинооборудования. Затем он наладил работу кинофабрики. В 1908 г. был показан первый отечественный игровой фильм – «Понизовая вольница» (на известный сюжет о С. Разине и персидской княжне). К 1914г. в России уже было 4000 кинотеатров, в которых шли не только зарубежные, но и отечественные картины. Потребность в них была настолько велика, что в период с 1908 по 1917 г. было снято более двух тысяч новых художественных фильмов. Правда, многие из них, по нынешнем представлениям, были всего лишь «игровыми роликами» (8 – 15 минут экранного времени). В 1911 г. вышел первый отечественный полнометражный фильм "Оборона Севастополя". В кино стали сниматься известные артисты, появились первые «кинозвёзды» - Вера Холодная и Иван Мозжухин. Наиболее значительные фильмы этого периода («Пиковая дама» и «Отец Сергий») были сняты режиссёром Яковом Протазановым. В 1911-1913 гг. В.А. Старевич создал первые в мире объемные мультипликации.
Заключение.
Этот период – с конца XIX в. до начала мировой войны – вошёл в историю как «серебряный век русской культуры». Философ Н. А. Бердяев, конечно же, сравнивал его с «золотым веком» Пушкина, Гоголя, Глинки. Первенство осталось за ними. Но серебро – это не только второй по ценности металл. И сравнение «золотого» и «серебряных» веков давно уже утратило соревновательный оттенок. Ибо изделия из серебра часто не имеют себе равных по изяществу, внутреннему благородству и утончённости – особенно когда их одевает патина времени. Таким и остался в памяти России и всего мира взлёт русской культуры в начале XX в.
Русская национальная культура конца XIX - начала XX в. развивалась на традиционной народной почве. В ее основу легли идеи независимости, поиска добра и справедливости.
Рубежи веков – грани условные. Но они позволяют людям острее почувствовать бег времени, движение жизни. В такие периоды у современников иногда усиливается чувство катастрофичности бытия. Старая дворянская Россия безнадёжно ветшала. Древнее здание должно было рухнуть. Кому не повезёт – тот погибнет под обломками, кому повезёт – тот останется бездомным. Это многие почувствовали. И это ощущение проникало во все стороны духовной жизни тогдашней России – от науки до религии.
Список используемой литературы
1. Бибикулова И. А. Феномен русской культуры Серебряного века. М.: Флинта, 2010
2. История России ХХ – начала ХХl века: Учебное пособие под ред. Л. В. Милова. М.:Эксмо, 2006
3. История Отечества: Учеб. пособие для вузов под. ред. В.И. Шевелева. М.: Феникс, 2006
4. Молодяков В.Э. Загадки Серебряного века. М.: АСТ-пресс, 2009
5. Скворцова Е. М. История Отечества: Учебник для вузов. М.: Юнити-Дана, 2008
6. Федоров В. А. История России XIX - начала XX века. М.: Проспект, 2009
Источники:
1. http://www.genon.ru/
2. http://ricolor.org/
2