Семья в Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:05, доклад

Описание работы

Семья (по-гречески ойкос) в понимании греков являлась одним из устоев гражданской общины. В смысловом отношении слову «ойкос» присуща неоднозначность. Оно понимается как дом, строение, семейное имущество, наследство, семья. Любой гражданин принадлежал к тому или иному ойкосу. Для частных лиц сохранение семьи - ойкоса связывалось с преемственностью семейных традиций, с заботой о фамильных культах, общих местах погребения. Для государства сохранение ойкоса представляло большое значение в видах укрепления солидарности гражданской общины, сплочения отдельных граждан в защите целостности полиса и его демократического строя (Афины). Вступая в брак, греки выполняли гражданскую обязанность. Чувства, веления сердца не имели определяющего значения. В браке, как его понимали греки, личность женщины не играла роли. С ее чувствами не считались, ее избирали в жены для сохранения семьи и государства.

Работа содержит 1 файл

Древняя Греция.docx

— 29.57 Кб (Скачать)

Греки всеми силами старались сохранить благосклонность  божества-покровителя полиса. Ему  посвящались храмы на акрополе, агоре. Знаменитый Парфенон - храм Афины Девы на афинском акрополе - является наиболее известным сооружением подобного  рода. В честь богов-покровителей устраивались значительные всенародные  празднества, не мыслимые без торжественных  процессий, жертвоприношений, состязаний, позволявшие раскрыться локальному патриотизму древних греков.

В жизни греков важная роль принадлежала религиозным верованиям и обрядам. К богам взывали  о поддержке и помощи и во время  войны, и при переселении в  чужие края, и при вступлении в  брак, и в иных жизненно важных ситуациях. Религия являла собой духовный стержень греческого общества, который придавал внутреннюю прочность полису - основной структурной ячейке греческого мира.

Древние греки в  своих представлениях рисовали своих  богов антропоморфными, зайдя достаточно далеко в очеловечивании своих богов  в сравнении с другими народами древности. Отличие гомеровских  богов от людей состоит, прежде всего, в невероятной физической силе и  громадных телесных размерах. Так, в  «Илиаде» Гомера бог войны Арес, будучи сражен брошенным Афиной камнем, падая, своим телом занимает семь плетров земной поверхности (один плетр равен 0,095 га). В другом случае ужасный вопль Ареса, раненного копьем Диомеда, равен по силе крику 9 или 10 тысяч воинов.

Разумеется, превосходство  богов не заключено только в грубой физической силе. В их власти многое, что недоступно смертному человеку. Например, богам не составляет труда  перевоплотиться в людей, животных, птиц или же вообще стать невидимыми. Боги способны изменить внешность человека, если судьба последнего им небезразлична. Так поступает Афина в «Одиссее», меняя облик главного героя поэмы. Силы богов открывают даже возможность  вторжения в привычное течение  природных явлений. Скажем, Гера в  одном из эпизодов «Илиады», заставляя  Солнце зайти ранее установленного природой времени, стремится принести отдых утомленным битвой ахейцам.

Боги, какими они  виделись грекам, тем не менее не обладают беспредельным могуществом. Аполлон, оказывавший покровительство Гектору, помогая ему справиться с Патроклом, все же не в состоянии уберечь Гектора от копья Ахилла. В воображении древних греков, божества не отличались всеведением и вездесущностью. Сам Зевс не обладает знанием своего собственного будущего. Согласно одной из версий мифа о Прометее, Зевс дает свободу скованному титану, желая узнать об опасности, которая будет ему грозить в случае его вступления в новый брак с богиней Фетидой.

Боги связаны необходимостью пространственных перемещений, питая  особую любовь к определенным местам пребывания: Аполлон отдает предпочтение Делосу и Дельфам, Деметра - Элевсину, Гера - Аргосу.

Богам ведомы такие  чувства, как печаль, страх, скорбь, боль, злоба и другие. Их характерам присущи те же страстность, эмоциональная  подвижность, что и людям. Боги легко  оказываются во власти раздражения  и даже ярости, вступая в ожесточенные споры между собой, вовлекаясь в неистовые ссоры.

Вообще нужно иметь  в виду, что мировосприятие древних  греков рисовало картину мира в единстве ее светлых и темных сторон. Соответственно, божества могли демонстрировать  то свою благодетельную силу, справедливость, благорасположение к человеку или  же, являя свой темный лик, порождать  горькие сомнения в своих благих качествах.

Ожидая благих деяний от богов, древние греки в то же время в своих религиозных  чувствах никогда не забывали об осторожно-сти, опасаясь гнева божества, его темного лика. Греки верили, что с помощью жертвоприношений можно избавить себя от божественного гнева, искупить любую вину.

Таким образом, земное существование, в представлении  древнего грека, было наполнено далеко не только радостями, ибо властвовавшие  над миром капризные и непостоянные боги часто демонстрировали безразличие  к судьбе отдельного человека, лишали его заботы и поддержки в самых  непростых ситуациях, отдавали во власть неумолимой судьбы. Однако то, что ожидало  смертного по окончании жизненного пути в Аиде, как считали греки, являло совсем уж мрачную картину. Ахилл, оказавшийся в страшном мире теней, готов отказаться от всей мирской  славы, принять самый жалкий удел (работать батраком-поденщиком в поле) только ради соединения с живыми.

Принимая во внимание отмеченное выше, было бы тем не менее недопустимым упрощением характеризовать греков как законченных пессимистов, постоянно пребывавших в глубоком отчаянии перед лицом жизненных несчастий. В действительности греки, сознавая быстротечность земного существования, понимали, что от этой земной жизни невозможно отказаться, ибо она единственная дана человеку. Подобная ментальная установка побуждала воспринимать земную жизнь с нежностью, даже с любовью, бережно относиться к каждому ее мгновению, искать осмысленности и счастья.

Жизнь представлялась грекам своего рода игрой, состязанием, даже героическим подвигом, ибо, опираясь на свое мужество, стойкость, человек  мог противостоять жизненным  невзгодам, искать жизненного успеха, счастья, славы. Грек понимал, что жизненный  путь не бесконечен, так же как не может длиться бесконечно любая  игра, и это понимание подкреплялось развитым чувством меры.

Греки считали, что  божество может питать чувство зависти  к смертному человеку, который  не должен значительно превосходить других смертных своим богатством, славой, могуществом, удачливостью. Истинное счастье - удел богов. Не случайно мудрый Солон предостерегал лидийского царя Креза, увидевшего в себе наиболее счастливого человека на свете, о том, что человек становится «игралищем случая» вследствие зависти и капризов богов, не зная, что несет ему следующий день, и, следовательно, не будучи уверенным до самой смерти в том, нашел ли он в действительности счастье.

Можно полагать, что  в основании греческой цивилизации  лежал принцип единства в многообразии. Полисы были похожи друг на друга и в то же самое время имели свои отличия, стремясь сберечь свою неповторимость, связанную и с вкусовыми оттенками сортов оливкового масла, вин, различием технических приемов мастеров, форм керамики, бронзовых изделий, скульптуры, архитектурных силуэтов храмов, общественных зданий, нравов и обычаев; и существованием различных версий общегреческих мифов и преданий, местных календарей, диалектов и т.д. Одновременно древние греки с гордостью воспринимали свою принадлежность к всеэллин-скому единству, противопоставляя себя чуждым им народам варварского мира. Это единство проявлялось в поклонении главным богам общегреческого олимпийского пантеона, в приверженности полисным ценностям, в общности языка, обычаев, несмотря на те или иные локальные особенности.

В этой калейдоскопичности греческого мира, его мозаичности, богатстве  форм существования, многообразии человеческих сообществ - гражданских общин следует  усматривать ту благодатную почву, на которой произросли завоевания и  достижения древнегреческой цивилизации.

Информация о работе Семья в Древней Греции