Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 09:05, реферат
Уже законы XII таблиц отразили наличие в Риме крупных семейных образований с исключительно широкими правами домовладыки (pater familias). Тогда условия быта, состояние сознания людей определяли широкий коллективизм в общественных отношениях и преобладание сильной единоличной власти как в семье, так и в государстве. В раннем Риме семья была не только семейной общностью, но и хозяйствующим субъектом и социальным организмом - четко выраженной ячейкой общества. Правовая самостоятельность личности была ограничена и определялась сословным положением, семейным статусом, состоянием семейной общности.
1. Введение
2. Понятие агнатского и когнатского родства
3. Брак в древнем Риме
4. Отношения между родителями и детьми
5. Заключение
6. Список литературы
При императоре Константине (правил с 306 г) адюльтер жены карался смертью.
Супруги в Древнем Риме не могли предъявлять друг другу штрафные и инфамирующие иски, их нельзя было принудить свидетельствовать друг против друга. Если один из супругов совершал воровство по отношению к другому, то предъявление actio furti - иска по обвинению в краже не допускалось. Однако, если один супруг совершал кражу у другого, имея в виду предстоящий развод, то для возврата украденного давался иск actio rerum amoratum.
Имущественные отношения между супругами
В браке sine manu все то, что жена имела до брака, получила в браке, принадлежит ей, если она persona sui iuris и составляет ее свободное имущество, которым она распоряжается не спрашивая никакого согласия мужа. Из доходов имущества супруги супруг вправе был возмещать только расходы на совместную жизнь супругов. Если супруг управлял этим имуществом, то отвечал он только за culpa in concreto – провинность, соразмеренная с той предусмотрительностью, которую данное лицо обычно проявляет в собственных делах. В качестве обеспечения при этом жена обладала генеральным залоговым правом на имущество супруга. В режиме раздельности собственности нередко возникает спор: кому принадлежит конкретная вещь? Для решения подобных споров, использовалась особая презумпция.
М. Бартошек полагает, что ее автор Mutius Scevola Pontifics, который жил с 140- 82 гг. до н. э., виднейший юрист, оратор, государственный деятель. Смысл презумпции: каждая вещь считается принадлежащей мужу, пока жена не докажет свою собственность на нее.
Dos – приданое.
Характерным для римского общества институтом, связанным с браком, было, начиная с древнейшей эпохи приданое – Dos
Содержание семьи в Риме – обязанность мужа. Однако, издавна на уровне обычая сложилось правило давать мужу при заключении брака особое имущество – dos.
Dos – это не все имущество жены, а лишь то ее имущество, которое передается мужу самой женой или третьими лицами ( родителями) для облегчения издержек семейной жизни. Это первая цель dos. Со временем к этой цели прибавляется другая – dos гарантирует мужа от неосновательного развода со стороны жены.
Приданое возникает только с момента установления законного брака и передается мужу только на время брака, а по расторжении – dos подлежит возврату. Муж обязан вернуть dos, а если вещей, составлявших dos нет, он обязан возместить убытки.
Различают три вида dos.
1. dos profecticia – это приданое, установленное отцом или дедом со стороны отца.
2. dos adventicia – это приданое,
установленное любым другим
3. dos recepticia – это приданое в котором оговаривается , что dos вернется к установителю после расторжения брака.
Установление dos.
1. путем непосредственной передачи вещей dos – datio dotis.
2. путем обещания предоставить приданое:
3. путем легата в завещании
1. Передача dos могла иметь самое различное содержание:
А) передача мужу права собственности на движимые и недвижимые вещи
Б) установление права на чужие вещи, например, сервитут
В) прощение мужу долга
2. Завещатель прямо отказывал мужу определенные объекты в завещании в качестве dos.
Весьма своеобразным было положение dos в период брака. Во время брака муж – собственник dos. Однако с целью защиты интересов жены, связанных с приданным Август в 18 г. до н. э. издает закон, в котором было закреплено, что отчуждение дотальных недвижимостей без согласия жены не допускалось.
Особое положение занимали земельные участки. Юстиниан считает ничтожным отчуждение даже с согласия жены дотальных земельных участков во всей империи. На ничтожность отчуждения могли ссылаться разные лица. Например, после расторжения брака это жена и даже ее наследники, причем они могли виндицировать отчужденный дотальный участок у любого лица. Вместе с тем, отчуждение дотальных участков в ряде случаев допускалось. Например, если при установлении dos была сделана оговорка о том, что dos после развода не поступит жене и ее наследникам. Сложность правового положения dos позволила некоторым авторам (Трифонин) утверждать, что dos хоть и находится в имуществе мужа, но принадлежит жене. На самом деле на dos двойной собственности не возникает. Юридически – это собственность мужа. В подобных отрывках выражается лишь бытовой взгляд на вещи, приданое приподнимает жену, но все же не является ее dominium. Вместе с тем, жена могла истребовать dos обратно до расторжения брака:
1. в случае расточительности
или имущественной
2. чтобы помочь нуждающимся,
близким родственникам или
3. чтобы купить выгодное имение
4. чтобы отдать долги, в том числе общие семейные.
Dos после прекращения брака
Брак sine manu сопровождался значительным упрощением процедуры развода. Упрощение процедуры разводов, а также деградация римских устоев римского общества привели к вопиющей недобросовестности мужчин, они разводились сразу же после получения dos. Такая ситуация заставила реформировать институт dos. Первоначально ограничивались тем, что установитель dos заключал с мужем особый договор в форме стипуляции (имел доказательственное значение) и назывался cautio rei uxore – гарантия вещей супруги. По этому договору муж обязывался немедленно при всяком расторжении брака вернуть приданое. Такое приданное получило название dos receptitia. При наступлении предусмотренных в договоре условий жена или другие установители dos имели против мужа и даже против его наследников строгий иск – actio ex stipulato – иск из стипуляции.
Обычай подобных договоров укрепился настолько, что римлянам казалось противным bona fides и даже деликтным со стороны мужа, если он, разводясь с женой без повода с ее стороны, удерживал ее приданое.
Выразителем этих настроений являлся претор, который стал давать жене иск о возврате dos, установленного даже без предварительного договора. В итоге в Риме различались 2 вида приданого: dos recipticia и dos non recipticia , с договором и без договора.
В случае, если был договор, то приданое возвращалось:
А) всегда: жене, установителю и их наследникам
Б) целиком, то есть без всяких вычетов, кроме издержек, связанных с dos
В) тотчас по прекращении брака.
В случае, если договора не было, приданое возвращалось:
А) не всегда:
- если брак прекращался смертью жены, то приданое оставалось мужу
- если брак прекратился разводом, то приданое возвращалось жене, если она persona sui iuris, если же она persona alieni iuris, то приданое передается ей и отцу вместе ( Барон : «они выступают как одно управомоченное лицо, со смертью одного право на dos переходит ко второму»)
Б) не целиком - мужу принадлежит право вычета – retentio, в частности при разводе по вине жены, шел вычет на каждого ребенка по 1/6, но не более 3/6 dos; 1/6 от dos взыскивали за так называемые mores graviores – серьезные нравственные провинности; 1/8 за mores laviores – незначительные нравственные проступки в супружеской жизни.
В) не тотчас - заменимые вещи возвращались в три срока, спустя год, два, три, незаменимые вещи отдавались тотчас же.
Но уже в постклассический период dos остается мужу только в случае развода по вине жены, в качестве своеобразного штрафа для нее.
Дарения между супругами
Дарения между супругами в Древнем Риме запрещены, но другие договоры разрешены. Запрещение это, как полагают, шло на уровне mores и преследовало 2 основные цели:
1) тем самым, как
полагали римляне, каждый из
супругов защищался от
2) такой запрет служил своеобразной препоной к заключению договора дарения под угрозой развода.
Но вместе с тем, в
некоторых случаях дарения
В Древнем Риме сложился
обычай делать невесте подарки от
жениха. Эти подарки постепенно стали
являться гарантией для жены самодурного
расторжения брака мужем. Иными
словами такие подарки
Предбрачный дар (donationes ante nuptias) обычно предшествовал dos и невеста тотчас же в приданное полученное ею в виде donatio. В период Юстиниана дарения производятся после брака и называются donationes propter nuptias).
Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что римское право одинаково заботилось как об интересах мужа, так и жены, что ярко и проявилось в двух встречных институтах dos и donatio. Именно с их помощью создается общее имущество семьи, которое является экономической основой семьи.
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ
Специфический институт именно римского семейного права составляла так называемая отцовская власть домовладыки в отношении подвластных детей (patria potestas pater familiae). Как отмечали сами римские юристы, «ни один народ не имеет такой власти над детьми, как римляне». Исключительность положения детей определялась двумя обстоятельствами: они не только были в чисто семейной по основаниям власти родителя, но и состояли «под властью» особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям.
По римскому праву родительская власть над детьми принадлежала только отцу и только в отношении детей из правильного брака; объем власти в отношении усыновленных был несколько иным. Внебрачные дети не пользовались особым статусом: власть над ними считалась принадлежащей тому родителю, кто своим поведением демонстрировал брак. Власть отца семейства предполагала следующие права в отношении детей:
1) право распоряжаться жизнью ребенка в любом возрасте до достижения им совершеннолетия, но это право регулировалось нравами и обычаями, а также требовало участия семейного совета;
2) право оставить новорожденного безнадзорным (это право отмирает только с христианской эпохой);
3) право-обязанность отвечать за правонарушения, совершенные детьми; ответственность могла быть личной или же отцу предоставлялось право выдать ребенка истцу головой;
4) право продать сына или дочь в рабство — в силу имущественных интересов семьи или в наказание; однако эта продажа не была длительной, а также не могла (в древнейшую эпоху) осуществляться более 3 раз;
5) право на виндикационный
иск в отношении лиц
Дети, в общем принципе, не обладали до своего освобождения из-под власти отца - домовладыки никаким самостоятельным имуществом. Однако признавались исключения, вызванные требованиями публичного правопорядка. Так, все приобретенное подвластным сыном на войне считалось только его личной собственностью. На таком же положении были приобретения на гражданской службе. Самостоятельным имуществом детей (как дочерей, так и сыновей) Считалось то, что получено по наследству от матери или из ее семьи.
Отцовская власть над детьми прекращалась только со смертью домовладыки или посредством особого высвобождения из-под власти. Высвобождение было или добровольным актом домовладыки (manumissio), который приравнивался по форме к освобождению раба на свободу; или принудительно-правовым (за нарушения обязанностей родителя в отношении детей, троекратную продажу в рабство, при утрате родителем своего статуса); или по силе частного права (сын имел право выкупиться из-под власти — или реально, или путем символического судебного процесса, если отец отказывал в добровольной manumissio). Дочери ни в коем случае не приобретали личной и имущественной самостоятельности: они могли только перейти под власть другого домовладыки — их брата, племянника, не говоря уже о старших родственниках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уже законы XII таблиц
отразили наличие в Риме
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ