Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:22, курсовая работа
Семья на протяжении тысячелетий являлась многофункциональным социальным институтом, основной задачей которого было воспроизводство человеческого рода и сохранение жизни. История семейного права позволяет проследить не только изменения системы семейного права, но и самой семьи, ее структуры, связей с другими социальными общностями, правового статуса членов семьи, ее места в обществе и значения для государства. Исторически первые формы правового регулирования семейных отношений решали задачу воспроизводства государства как способа организации социальной жизни, поэтому история становления семейного права тесно связана с историей становления Российского государства.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Брачно-семейное законодательство России в XVIII веке
1.1. Порядок и условия заключения брака…………………………………..6
1.2. Основания и порядок расторжения брака……………………………....14
Глава 2. История развития имущественных отношений
супругов в России……………………………………………………………..22
Глава 3. Православные традиции и европейские новшества
в московских дворянских семьях XVIII века………………………………..27
Заключение…………………………………………………………………….32
Список использованной литературы………………………………………...34
В XVIII столетии заметно снизился брачный возраст. В 1714 году он был определен для мужчины в 20 лет, а для женщины в 17. Попытки Екатерины II снизить планку до 13–15 лет практически не удались, но в мемуарной литературе описаны случаи выдачи замуж даже в 12 лет. В реальной жизни девушек выдавали замуж от 16 до 18 лет. Предельный возраст для брака был установлен в 80 лет. В начале XIX века самым лучшим возрастом для брака считали 18–22 года, а для мужчины 30 лет, при этом девушка в 25 лет расценивалась уже как перестарок.[23] Повышение брачного возраста в послепетровское время стало очень важным фактором создания прочной семьи в дворянской среде. Это повышение было характерно для всей Европы. Однако браки стариков с юными девицами считали предосудительными. Примерами таких браков были женитьбы Б.П. Шереметева в 61 год на 25-летней А.П. Нарышкиной, 52-летнего Г.Р. Державина на молоденькой Д.А. Дьяковой, пожилого Ю.Ю. Трубецкого на 20-летней барышне.
В XVIII веке отказались от старорусских представлений не показывать молодых до свадьбы друг другу, поэтому у жениха и невесты стало больше свободы в знакомстве, особенно благодаря введенным Петром I балам и праздникам. В 1721 году впервые были разрешены браки с иноверцами, что означало на деле нарушение замкнутости православной семьи. Но детей от таких браков обязательно крестили как православных.
Сама процедура выбора была крайне противоречивой, но все же преобладали прежние традиции: жених спрашивал сначала дозволения своих родителей на женитьбу, затем объяснялся с родителями невесты, и только после получения согласия обращались к девушке. Начиная с петровских времен, родители постепенно вынуждены были учитывать мнение вступавших в брак: указом 1724 года запрещалось выдавать дочерей замуж насильно, и родители должны были подтвердить это клятвой. Несмотря на сохранение определенной роли родителей при выборе брачного партнера, к середине XVIII века в привилегированных семьях вошло в обиход право невесты на отказ от замужества. Кстати говоря, вескими причинами отказов от браков могли быть отсутствие необходимого состояния, родовитости, сохранение очередности при выдаче замуж дочерей.
Тогда же началось введение подписей на брачном договоре и нового порядка обручения новобрачных. Обручение в какой-то степени сглаживало противоречие между традицией приоритета родителей и новыми нравами, поэтому существовало с 1702 по 1775 год как юридический акт, а затем уже просто стало традицией и ритуалом. За шесть недель от обручения до венчания молодые вполне могли присмотреться друг к другу, и в случае чего отказаться от брака. В тоже время в России не прижилась французская традиция заключать браки, совсем не спрашивая молодых людей. Также и английская манера давать девушке полную свободу в выборе партнера была не по вкусу столичному дворянству, так как в этом случае выбор мог быть совсем не подходящим по родовитости и состоянию.[24]
Обручение в XVIII веке проходило в присутствии близких родственников. В этот день служили молебен, в заключительной части которого было объявление венчающему священнику решения о вступлении в брак. Затем подавали прошение о браке в Синодальную контору. После уплаты пошлины будущие супруги получали венечные памяти, с которыми священник проводил "обыск", то есть выяснение возможных причин расстройства брака. Таким образом, Церковь имела сведения о лицах, вступавших в брак и их поручателях, подтверждающих отсутствие препятствий к созданию семьи. И только потом проводили чин оглашения три раза по воскресениям. Оглашение в век Просвещения проводили в приходской церкви невесты, а венчание — в храме жениха.
Препятствиями для брака кроме возраста могли быть душевные болезни, несогласие родителей или состояние в браке одного из супругов, близкородственные отношения брачующихся, количество браков. Согласно православной традиции, каждый последующий брак дворянина или дворянки был уступкой человеческой слабости и страсти, поэтому всего их разрешали не более трех. В бытовом обиходе обряд обручения называли помолвкой, так как она считалась "половиной венца". В этот день обменивались образами и кольцами. В своих мемуарах Е. Янькова отметила общее удивление, когда жених вместо иконы привез крест с мощами: это было нарушение традиции. Жених обычно преподносил подарки невесте: украшения с бриллиантами, шали, часы, веера. В эти дни родители жениха и невесты должны были очень усердно молиться за своих детей, а между самими родителями устанавливалась особая степень родственной близости - свойство. День заканчивался праздничным столом для родственников. В дворянском кругу было принято объявлять о свадьбе и заранее рассылать приглашения. Жених начинал проводить много времени в доме невесты.[25]
В день помолвки подписывали также роспись приданого невесты. В него включали усадьбы с крестьянскими душами, деньги, образа, бриллианты, одежда, туалетные принадлежности, столовое и чайное серебро. Приданое готовилось заранее и отправлялось в дом жениха несколькими каретами. Обычно их было пять. Женские права на приданое в XVIII веке значительно окрепли. Муж не мог им распоряжаться один, продавать его и заключать покупные операции. При этом своих дочерей он снабжал приданым обязательно: оно составляло 1/14 отцовского имущества.[26]
Одним из новшеств XVIII века стали разводы. Церковная православная традиция допетровского времени не принимала "распуст", то есть развод. И даже в "просвещенный век" он был весьма нелегким делом. Церковные власти и в XVIII веке неохотно шли на развод, исключение составляли именно дворяне. Как считают современные исследователи, официальный развод был возможен фактически только для дворянского сословия (17). При этом для развода требовалась весьма важная причина: сумасшествие одного из супругов, серьезная болезнь, доказанная измена, принятие монашества, безвременное отсутствие супруга, ссылка и лишение состояния. Если всё же решались на развод, то московские дворяне должны были получить разрешение консистории (духовной канцелярии), утвержденное епархиальным архиереем, а с 1806 года дела такого рода решались в Синоде. Супруги чаще всего просто разъезжались, а длительная раздельная жизнь была важным аргументом для консистории в пользу развода. Кроме того, женщина выигрывала при разъезде: она получала полную свободу, которой у неё не было и в девичестве. Ещё большую свободу ей давало богатство и родовитость. Характерным примером женской выгоды был развод знаменитого полководца А.В. Суворова со своей молодой женой Варварой Ивановной, которая получила от мужа каменный дом в Москве, оплату долгов в 22 000 рублей, и 8 000 годового дохода.
Дворянская семья XVIII века, особенно столичная, значительно отличалась от русских дворянских семей предыдущих столетий: она строилась на новых принципах взаимоотношений мужа и жены. Супружество стало пониматься в дворянской среде как союз двух родственных душ. Этому способствовало отделение частной жизни от общественной, увлечение чтением и светской культурой. Принятие жены как друга, хранительницы семейных ценностей, мудрой "царицы" формировалось постепенно под влиянием новых идеалов века Просвещения. В начале века любовь между супругами понималась как добродетель и была близка понятиям "почитание" и "уважение". К середине XVIII века любовь как понятие трансформировалось в дружбу и искреннюю привязанность. Князь П.А. Вяземский писал жене, урожденной княгине Гагариной: "Обнимаю тебя нежно и в поцелуе моем передаю тебе душу мою. Ты, Бог и честь будут спутниками моими". Семейное согласие стало в XVIII веке одной из форм христианского общежития. Жена-друг выполняла важные функции в дворянской семье. Она поддерживала мужа в его делах, оберегала его сословную честь, разделяла его труд на общественном поприще. Она защищала честь семьи и отдельных его членов. Достаточно вспомнить самопожертвование Н.Б. Долгорукой, Е.И. Головкиной, Е.Р. Дашковой, И.Н. Урусовой. Господство главы семьи в столичных дворянских семьях сохранилось, но оно носило более утонченный характер.[27]
Москва, по словам В.Г. Белинского, оставалась городом "патриархальной семейственности". В XVIII веке дети по-прежнему зависели от родителей и родственных фамильных связей. Даже после того, как дети обзаводились собственными семьями и домами, они обязаны были считаться с мнением родителей при принятии важных решений. Если взрослые дети не демонстрировали родителям свою любовь, преданность и послушание, то теряли доброе имя в общественном мнении света.
Так, столь причудливо и противоречиво переплелись в XVIII столетии старорусские и новые, навеянные европейскими модами, традиции жизни дворянской семьи.
Заключение
В рамках данного курсового исследования была изучена истории становления и развития брачно-семейного законодательства России на протяжении XVIII века. Курсовая работа содержит историко-правовой анализ и теоретическое обобщение основных закономерностей становления и развития семейного права в России XVIII века.
Хотелось бы отметить, что в работе достаточно подробно рассматривается влияние церковного, светского и обычного права на формирование норм права, регулирующего брачно-семейные отношения в России, специфика основных правовых противоречий и форм их разрешения средствами светского законодательства, историческая обусловленность становления брачно-семейного законодательства интересами и политикой Российского государства. В курсовой работе также были проанализированы законодательные проекты XVIII века, и их вклад в становление новых правовых институтов России.
На основании проведенного курсового исследования были сформулированы некоторые выводы:
Нормы права, регулирующие брачно-семейные отношения в России, формировались под влиянием церковного, светского и обычного права. В структуре нормы брачно-семейного права церковное право определяло правило (предписание), выступающее как требование должного поведения, обычное право регулировало реальное поведение людей («сущее»), светское право выполняло функцию отражения и разрешения противоречия между «должным» и «сущим».
Развитие семейного права определялось тем, как разрешались основные правовые противоречия: между традиционными воззрениями на брак и необходимостью учитывать многоконфессиональность России; между судебной практикой и буквой закона; каноническими нормами и светским законом; обычным брачным правом патриархальной России и действовавшим законодательством. В нормативной регуляции семейных отношений церковное право определяло «вечные» идеи брака, обычное право — правовые действия (обряды, соглашения) заключения и расторжения брака, светское право - принципы и правила реализации идей в обыденном поведении людей.
Развитие брачно-семейного законодательства в России, начиная с реформ Петра I, выразилось в стремлении законодателя обеспечить в первую очередь социально-политические и экономические интересы государства. Нормы права, регулирующие личные отношения супругов, выступали инструментом защиты политических интересов государства, нормы, регулирующие имущественные отношения супругов, - экономических.
Историко-правовое исследование брачно-семейных отношений дало возможность, с одной стороны, развить понятие их юридического регулирования, с другой - сформировать правовую культуру брачных отношений, опираясь на отечественные правовые традиции.
1. Абашин Э.А. Брачный договор. – М.: ФОРУМ-ИНФА-М, 2002. – 124 с.
2. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник 2-е изд. - М. Норма. 1999. – 460 с.
3. Антокольская М.В. Семейное право. Учебник. – М., Инфра-М. 2003. – 476 с.
4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. – М.,Статут. 1997. – 430 с.
5. Гарин И., Таволжанская А. Оформление прав собственности супругов.// Российская юстиция. - 2003. - № 7.- С.20.
6. Гражданское право: Учебник / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. В 3-х томах. Т. 3. Издание третье, переработанное и дополненное. - М., Норма. 2001. – 636 с.
7. Ершова Н.М. Семейное право. – М. 1969. – 460 с.
8. Ефимова Л. Г. О соотношении вещных и обязательственных прав // Государство и право. - 1998. - № 10. - С. 41-44.
9. Загоровский А. И. Курс семейного права изд. 1909 года. – М. Статут 2000. – 412 с.
10. Иоффе О. С. Советское гражданское право: Курс лекций. Ч.З. м. Юрлитиздат – 324 с.
11. Ковлер А.И. Антропология права: Учебник для вузов. - М. Инфра-М. 2002. – 420 с.
12. Комментарий к Кодексу о браке и семье РСФСР/Под ред. Осетрова Н.А. -М.: 1982. – 540 с.
13. Косова О.Ю. Предмет семейного права и семейное законодательство. // Государство и право. – 2000. - № 7. – С.74.
14. Кулагина Е. В. Роль имущественных отношений в семье и правовые предпосылки их охраны // Право и защита семьи государством / Отв. ред. Мозолин В. П., Рясенцев В. А. - М.: Наука, 1987. – 344 с.
15. Матвеев Г.К. Советское семейное право. - М. Юридическая литература. 1985. – 410 с.
16. Нечаев А.М. Брак, семья, закон. - М. Наука. 1984. – 390 с.
17. Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. – М.: Юрист, 1998. – 344 с.
18. Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. 2-е изд. - М. Юристъ. 2001 – 340 с.
19. Папаян Р.А. Христианские корни современного права. - М. Инфра-М-Норма. 2002. – 320 с.
20. Папкова О.А. Имущественные отношения супругов. – М. Норма. 1999. – 370 с.
21. Пчелинцева Л.М. Практикум по семейному праву.- М.: 3-е изд., 1999. – 110 с.
22. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник.- М.: НОРМА. 2002. – 380 с.
23. Раевич С.И. Брачное и семейное право//Основы советского права/Под ред. Магеровского Д. - Л. 1927. – 430 с.
24. Слепакова А.В. Фактические брачные отношения и право собственности.//Законность. - 2001. - №10.- С.9.
25. Чефранова Е. А. Имущественные отношения в российской семье: Практическое пособие. -М.:Юристь, 1997.-46 с.
26. Чефранова Е.А. Правовое регулирование имущественных отношений супругов.//Российская юстиция.-1996. - №7.-С.19
[1] Антокольская М.В. Семейное право. Учебник. – М., Инфра-М. 2003. – С. 173
[2] Загоровский А. И. Курс семейного права изд. 1909 года. – М. Статут 2000. – С. 285.
[3] Антокольская М.В. Семейное право. Учебник. – М., Инфра-М. 2003. – С. 174
[4] Загоровский А. И. Курс семейного права изд. 1909 года. – М. Статут 2000. – С. 285.
[5] Антокольская М.В. Семейное право. Учебник. – М., Инфра-М. 2003. – С. 178
[6] Папаян Р.А. Христианские корни современного права. - М. Инфра-М-Норма. 2002. – С. 101.
[7] Загоровский А. И. Курс семейного права изд. 1909 года. – М. Статут 2000. – С. 285.
[8] Папаян Р.А. Христианские корни современного права. - М. Инфра-М-Норма. 2002. – С. 101.
[9] Антокольская М.В. Семейное право. Учебник. – М., Инфра-М. 2003. – С. 177
[10] Папаян Р.А. Христианские корни современного права. - М. Инфра-М-Норма. 2002. – С. 101.
[11] Антокольская М.В. Семейное право. Учебник. – М., Инфра-М. 2003. – С. 171
[12] Загоровский А. И. Курс семейного права изд. 1909 года. – М. Статут 2000. – С. 289.
[13] Папаян Р.А. Христианские корни современного права. - М. Инфра-М-Норма. 2002. – С. 101.
[14] Загоровский А. И. Курс семейного права изд. 1909 года. – М. Статут 2000. – С. 282.
[15] Антокольская М.В. Семейное право. Учебник. – М., Инфра-М. 2003. – С. 179
[16] Папаян Р.А. Христианские корни современного права. - М. Инфра-М-Норма. 2002. - С.118.
[17] Матвеев Г.К. Советское семейное право. - М. Юридическая литература. 1985. - С.29.
[18] Советское семейное право/Под ред. Рясенцева. В.А. - М. Наука. 1982. - С.93.
[19] Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. 2-е изд. - М. Юристъ. 2001 - С.118.
[20] Ковлер А.И. Антропология права: Учебник для вузов. - М. Инфра-М. 2002. - С.120.
[21] Папаян Р.А. Христианские корни современного права. - М. Инфра-М-Норма. 2002. - С.138.
[22] Синайский В.И. Русское гражданское право.- М. Инфра-М-Норма. 2002.- С.145.
[23] Загоровский А. И. Курс семейного права изд. 1909 года. – М. Статут 2000. – С. 291.
[24] Антокольская М.В. Семейное право. Учебник. – М., Инфра-М. 2003. – С. 173
[25] Папаян Р.А. Христианские корни современного права. - М. Инфра-М-Норма. 2002. – С. 101.
[26] Загоровский А. И. Курс семейного права изд. 1909 года. – М. Статут 2000. – С. 290.
[27] Папаян Р.А. Христианские корни современного права. - М. Инфра-М-Норма. 2002. – С. 104.