Сектантство как социо-культурная проблема современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 23:04, контрольная работа

Описание работы

Секты – самая страшная болезнь нашего времени, опасность которой ещё не до конца оценена. Развитие сект происходит с огромной скоростью. Об этом говорят на радио, пишут в газетах, нередко показывают по телевизору, но видно недостаточно.

Цель моей работы – дать определение сектантству, рассказать о целях сект и методах, которые они используют, а также доказать, что сектантство – одно из самых опасных явлений человечества, которое появилось не вчера, а развивалось тысячелетиями.

Содержание

Введение…………………………………………………………….....3

1. Классификация сект………………………………………………..5

2. История возникновения сект. Определение сектантства………..6

3.Торговые секты……………………………………………………..9

4.Дальнейшее развитие сектантства………………………………..11

5.Цели сект. Методы, используемые сектами……………….……..13

Заключение…………………………………………………………...17

6.Библиографический список……………………………………….20

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по истории.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

                                          Оглавление

    Введение…………………………………………………………….....3

    1. Классификация сект………………………………………………..5

    2. История возникновения сект. Определение сектантства………..6

    3.Торговые секты……………………………………………………..9

    4.Дальнейшее развитие сектантства………………………………..11

       5.Цели сект. Методы, используемые сектами……………….……..13

    Заключение…………………………………………………………...17

    6.Библиографический список……………………………………….20 
 
 
 
 
 
 

                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

                                             

                                             Введение

     Социально - культурное обострение в обществе – одна из важнейших проблем, которая тесно связана с проблемой безопасности России. Если анализировать ситуацию, характерную для современной социокультурной жизни российского общества, то обнаруживается ее многосложность и противоречивость.  
     С одной стороны, наблюдаются позитивные перемены, связанные с раскрепощением сознания народа, существенной активизацией социально-культурного творчества различных категорий и групп населения, расширением количества видов и форм художественного творчества, обогащением спектра культурных инициатив за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций. Исчезает чувство культурной изоляции, в культурную память возвращаются многие художественные ценности, несправедливо преданные забвению.

     В то же время в обществе набирают силу тенденции и процессы, негативно характеризующие современную социокультурную ситуацию.  
Динамизм общественной и культурной жизни вызвал значительное усложнение в отношениях людей друг с другом, в уровне психической и социальной напряженности, которым сопровождается такого рода усложнение. Наиболее существенные проблемы связаны с общим состоянием духовной жизни российского общества. Усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской культуры, утрачивается историко-культурная уникальность отдельных территорий, поселений, малых городов. Происходит значительная переориентация общественного сознания - с духовных ценностей на ценности материального благополучия. Ценности и нормы, составляющие нравственную вертикаль и духовное ядро отечественной культуры, сегодня неустойчивы, расплывчаты и противоречивы.
 
     Список возникающих проблем можно продолжать бесконечно. Начиная с 2001 года, моделируются способы преодоления возникшего кризиса.     Однако не уделяется должного внимания одной из главных угроз безопасности России – массовому распространению сект различного толка вследствие падения культурного воспитания каждого человека, а также его духовной опустошенности. Христианство, буддизм и ислам оказались не подготовлены к быстрому переходу от тотального атеизма к безграничной свободе в выборе веры. Результат – активное создание тоталитарных сект на территории России. Также в последнее время не меньшую опасность представляют и так называемые «торговые секты», «педагогические» и другие. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти, российские науки почти не имеют опыта борьбы с сектами, особенно деструктивными. Именно поэтому одной из важнейших и актуальных проблем современной России является сектантство. Оно негативно влияет на уровень развития государства, а также на жизнь и здоровье каждого отдельного гражданина.   

     Секты – самая страшная болезнь нашего времени, опасность которой ещё не до конца оценена. Развитие сект происходит с огромной скоростью. Об этом говорят на радио, пишут в газетах, нередко показывают по телевизору, но видно недостаточно.

     Цель моей работы – дать определение сектантству, рассказать о целях сект и методах, которые они используют, а также доказать, что сектантство – одно из самых опасных явлений человечества, которое появилось не вчера, а развивалось тысячелетиями.  
 
 
 
 
 

                                     Классификация сект

     Современные секты можно разделить на «христианские» («Церковь Христа», «Мормоны», «Семья»), «восточные» («Общество сознания Кришны», «Аум Синрикё»), «психологическо-терапевтические» (сайентология), «педагогические» («педагога-новатора» М. Щетинина, «Юнивер» Жана Гавэра, секта «Педагогика эволюция жизни», бывшая «Колыбель Сибири»), «торговые», «западные». Среди «западных» в России на сегодняшний день активно действуют следующие секты:

     1. Свидетели Иеговы

      2. Заокская духовная академия (адвентисты седьмого дня)

     3. Мормоны

     4. Новоапостольская церковь

     5. Церковь Христа

     6. Уитнесс  Ли

     7. Неопятидесятники

     8. Астрология

     9. Новый Акрополь

     10. Неокаббалистика

     11. Сатанизм

     Наиболее опасный вид сект – это сатанинские секты. Добро сатанисты признают, но как некую сущность, подчиненную или, в крайнем случае, равноценную злу. Адепты откровенных сатанинских сект поклоняются и служат сатане. Их главная особенность – ненависть к православию. Негативно сатанисты относятся и к другим традиционным религиям. Большая их часть  признает реинкарнацию и это облегчает им оправдывать свои зверства. Зачастую сатанинские секты устанавливают тесное взаимодействие с наркодельцами, теневым бизнесом и криминальными структурами.

 

История возникновения религиозных сект. Определение сектантства

      Появление религиозных учений – одна из великих тайн, которую вплоть до сегодняшнего дня пытается решить наука. Следует признать, что сектантство в России довольно–таки  неплохо обосновалось. Оно имеет не только свою историю, но и корни, которыми проросло в сознание людей и выросло целым деревом. Сегодня мы получаем плоды этого дерева и, к сожалению, ядовитые.

     Что касается истории появления религиозных сект, следует сказать, что своим появлением они обязаны Западу, и прежде всего США, где и находятся их основные центры. Например, Общество сознания Кришны, на самом деле, была образована в 1966 году в США, а не на Востоке. В России действует ее филиал.

    Именно в США во второй половине двадцатого века, сформировалась крайне удобная атмосфера для активного роста и распространения самых разных сект. Государство в Соединенных Штатах, не имея доминирующей религии, явно недооценило угрозу от деятельности сект. Частые случаи самоубийств сектантов в 80-90 года прошлого века показали абсолютную неготовность правительства США к подобному поведению адептов.

     Если касаться самого понятия, то сектантство – это общее название различных религиозных групп, общин и объединений, отделившихся от господствующих направлений в буддизме, исламе, иудаизме, христианстве и других религиях и находящихся в оппозиции к ним. Сектантство возникло как форма демократического движения, выражавшего в религиозной оболочке социальный протест против господствовавшего строя.

     В силу ограниченности сектантства как религиозной формы социального протеста в ходе исторического развития секты перерождаются, в них выявляются внутренние противоречия, происходит «оцерковление» сектантства.

    Еще до принятия христианства на Руси секты вступают в конфликт с существующей властью, проявляя свой независимый характер. Примером может служить событие 1071 года. Тогда в Ростовской земле триста язычников под руководством лидеров сект волхвов, собирая дань, устроили погромы, разворовав все имущество пожилых и богатых женщин. 

     Но более широкое развитие сектантство получило после крещения Руси. Уже в XII веке была образована секта богомилов, в XIV веке - секта стригольников, в основе учения которой лежит учение западной секты бичевальщиков -  людей, призывавших к самобичеванию  во искупление грехов. В XV веке в Новгороде появляется секта жидовствующих, основоположником которой являлся еврей Схария, выходец из Литвы. Его учение содержало в себе черты христианства и иудейства.

     Церковная реформа XVII века явилась причиной того, что большое количество верующих отошли от церкви. Многие секты того времени имели ряд схожих черт с современным сектантством. Экстремизм – главная характерная черта этих организаций. В них приветствовались издевательства адептов над собой, крайний аскетизм, отказ от брака. Ещё одна очень важная черта: адепты в сектах служили бесплатной рабочей силой.

     Согласно переписи 1897 года количество сектантов достигало 2 миллионов человек. И это несмотря на то, что в то время секты воспринимались как болезненное явление для русского народа. Они испытывали жестокие гонения со стороны правительства и Русского духовенства. В течение нескольких столетий сектанты надеялись, что смена государственно-политической системы позволит им вытеснить Православную Церковь из жизни людей и именно эта цель сблизила их с пришедшими  к власти большевиками во главе с В.И. Лениным.

     Подписанный в 1919-1920-х годах  декрет «Об освобождении от воинской обязанности по религиозным взглядам» позволяет сказать, что Владимир Ильич поддерживал сектантство.

     В.И.Ленин неоднократно писал, что необходимо воспользоваться сектантством, но сделать это нужно умело. Он считал, что секты оказывают серьезную помощь не только в борьбе с церковью, но и в строительстве новой жизни. В 1925 году в газете «Безбожник» в опубликованном открытом письме восхвалялись революционные заслуги сектантства.

     Но не только государство шло навстречу сектантам. Это был взаимовыгодный союз. В свою очередь, сектантские объединения утверждали, что Советская власть благословлена самим Богом и призывали поддерживать ее всеми силами и средствами. Проповедники деструктивных сект громко говорят о возможности построения коммунизма только при условии массового вступления в секту. Недаром А.И. Клибанов, советский ученый в области культовых течений, говорил об общей идеологии сектантов и коммунистов, называя их не иначе как «коммунистическими образованиями».

     Но уже с конца 20-х годов происходят серьезные изменения. Большевики, укрепив свой режим, стали отдаляться от своих верных союзников. 8 апреля 1929 года было принято постановление ВЦИК РСФСР «О религиозных объединениях», в котором В.И. Сталин, анализируя действия адептов, называет их предателями. Но уже с 1942 года отношение к сектам резко меняется. Сталин решает выгодно применить мощь сектантов и их помощь в борьбе с фашизмом. Резкое падение атеистического мировоззрения оживило интерес к духовной сфере. В условиях войны люди нуждались в духовной поддержке со стороны священников и лидеров других религиозных союзов. В итоге образовалась благоприятная атмосфера для восприятия сектантских учений.

     Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сектантство – это не новшество двадцатого века; это исторически сложившееся и до сих пор развивающееся движение деструктивного характера. 

                                       Торговые секты

     Если касаться таких торговых компаний как Oriflame, Avon, Mary Kay, Amway и других подобных, то в последнее время они получили определение сект. (Интересен тот факт, что своим появлением они тоже обязаны США). Почему существует мнение, что вышеперечисленные компании (и некоторые другие) - являются сектами, а «консультанты» - зомбированные люди с горящими глазами, не способные говорить ни о чем, кроме продукции, искренне веря в его уникальность?

     Дело в том, что эта категория сект, несмотря на отсутствие собственно религиозного учения, имеет в наличии все основные признаки сектантства.     В них есть лишь культ благополучия и богатства и громкие, навязчивые обещания успеха, которые принесет вступление в организацию, компанию, клуб. Подобные компании  функционируют по принципу пирамиды, или, как они сами это называют, «многоуровневого маркетинга». Один из признаков пирамид - это то, что людям обещается прибыль не только и не столько от торговли, сколько от вербовки в организацию новых людей. Каждому члену обещается процент от всех продаж, совершенных теми, кого они приведут в организацию. И характерно, что одно из первых заданий, которое дается желающим поступить в коммерческий культ, - это составить список с адресами и телефонами всех знакомых, которых они могли бы попытаться привести в «фирму». Сотрудники данных фирм действительно напоминают религиозных фанатиков в некоторых отношениях. У них есть вера в компанию, её продукцию, есть надежда на благосостояние и раннюю пенсию. Они посещают семинары и собрания, которые напоминают сектантские встречи, на которых сила позитивного мышления заменяет или сопровождается веру в Бога. Вместо демонстрации душ, излеченных верой, последователей завлекают примерами раннего выхода на пенсию с большими деньгами.  
     В каком-то смысле коммерческими культами можно назвать практически все сектантские движения, ибо они, прежде всего, нацелены на наживу и на власть. Кроме того, во многих «новых культах» проглядывает еще одна черта, роднящая их с культами коммерческими: стремление к вполне земному благополучию, типичное, например, для сайентологии, «Трансцендентальной медитации» и для антропософской практики, известной как вальдорфская педагогика.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               

Информация о работе Сектантство как социо-культурная проблема современной России