Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:00, лекция
Формирова-
ние государственности у франкских племен сопровождалось
созданием права. Это осуществлялось с помощью записи
древнегерманских обычаев. Так появились "варварские
правды": Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеменс-
кая и др. Наиболее типичным и одним из самых древних
сборников записей обычного права германцев является Са-
лическая правда, созданная в 507-511 гг. - последние
годы жизни и правления первого франкского короля Хлод-
вига.
нялся и передавался детям. Положение женщины в семье
определяли довольно сильные пережитки матриархального
строя. По мере того как распадаются большие семьи раз-
вивается наследственное право. Было известно наследова-
ние по закону и по завещанию. Наследование по закону
осуществлялось различно применительно к движимому и
недвижимому имуществу. Движимое имущество наследовалось
в следующем порядке: первую очередь составляли дети,
затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры от-
ца, ближайшие родственники. Такой порядок, устанавлива-
ющий преимущество женского родства, свидетельствовал об
остатках матриархата. Что касается недвижимости, то
женщины исключались из числа наследников. Земля переда-
валась только по мужской линии. Наследование по завеща-
нию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершав-
шегося публично в народном собрании по строго установ-
ленной форме. При аффатомии имущество передавалось
третьему лицу, которое было обязано не позже чем через
год после смерти дарителя передать это имуществе ука-
занному лицу.
Основное внимание в Салической правде
уделяется преступлениям и наказаниям. Ни определения
преступления, ни термина, определяющего это понятие,
Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвящен-
ных преступлениям, вытекает, что в это понятие включа-
лось причинение вреда личности или имуществу и наруше-
ние королевского мира. Все известные Салической правде
преступления можно свести к четырем видам: 1) преступ-
ления против личности (убийство, членовредительство,
клевета, оскорбление, изнасилование и некоторые дру-
гие); 2) преступления против собственности (кража, под-
жог, грабеж); 3) преступления против порядка отправле-
ния правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство); 4) на-
рушение предписаний короля (примером может служить ти-
тул 45 "О переселенцах").
В Салической правде упоминаются отягчающие обстоятель-
ства (групповое убийство, убийство в походе, попытка
скрыть следы преступления), говорится о подстрекатель-
стве к краже или убийству. Субъектами преступления мог-
ли быть не только свободные франки, но также литы и ра-
бы. Целью наказания является возмещение вреда потерпев-
шему и уплата штрафа королю за нарушение королевского
мира. Эпоха создания Салической правды характеризуется
отмиранием кровной мести. Взамен кровной мести устанав-
ливается выкуп: вергельд- за убийство и пеня- за менее
тяжкие преступления, размер выкупа зависел от нацио-
нальности, сословной принадлежности, возраста, пола по-
терпевшего и был достаточно высоким: жизнь свободного
франка оценивалась в 200 солидов. Высокий размер штра-
фов объясняется тем, что система взысканий сложилась
еще в родовом обществе и уплата осуществлялась родом
роду. Выкуп делился на три части: семье убитого, родс-
твенникам со стороны отца и матери и казне. Судебный
процесс по Салической правде носил состязательный ха-
рактер. Уголовное и гражданское судопроизводство осу-
ществлялось в одинаковых формах. Дело возбуждалось
только по инициативе истца. Стороны имели равные права,
и процесс протекал в виде состязания. Процесс был уст-
ным, гласным, отличался строгим формализмом. Салическая
правда называет три вида доказательств, применяемых в
судебном процессе. Среди них важное место занимает соп-
рисяжничество. Соприсяжники- это родственники, друзья
или соседи обвиняемого, которые являются "свидетелями
доброй славы" обвиняемого. Большое значение имело сви-
детельство очевидцев. Распространенным видом доказа-
тельства являлись ордалии, при которых преступник уста-
навливался при помощи "божественной силы". Салическая
правда описывает "суд божий" в форме испытания "котел-
ком". К ордалию обычно прибегали те, кто не мог предс-
тавить соприсяжников. Вместе с тем обвиняемому предос-
тавлялось право за определенную плату откупиться от ис-
пытания "котелком". Судебные споры разбирались на соб-
раниях свободных людей сотни под председательством вы-
борного судьи - тунгина. Приговор выносили выборные за-
седатели - рахинбурги. Впоследствии осуществление суда
постепенно переходит в руки королевской администрации.
Место тунгнна занимает граф, назначаемый королем, а
роль народных заседателей исполняют скабины, которые
избираются графом
из среды "лучших" людей округа и отправляют свои обя-
занности пожизненно. Высшей судебной инстанцией являлся
суд короля.
Частное право. У франков сохранилось общинная собственность на землю. Продолжает существовать сельская соседская община (марка). В частную собственность перешли, предположительно, только приусадебные участки. Земля не могла быть продана или передана другому лицу за долги лицу, не состоявшему членом сельской общины. В пределах общины замечается дифференциация населения на многоземельных, малоземельных и безземельных людей. К концу VI - началу VII вв. франки получили право распоряжаться как приусадебной, так и пахотной землей. Салическая Правда и Рипуарская Правда отмечают частную собственность на землю. Частная собственность на землю возникает в результате дарений, покупки у римлян, захватов никем не занятой земли. Эти земли получают название аллода. Наряду с аллодами существовали прекарии - земли, переданные их собственниками в пользование и владение за услуги или плату. Землю в прекарий обычно давала церковь. Передача земель в качестве прекария также служила источником установления зависимости крестьян от крупных землевладельцев. После реформы Карла Мартелла появился новый вид земельной собственности - бенифиций - условное держание земли, сопряженное со службой и определенными повинностями. Таким образом, развитие феодальной собственности на землю можно представить в следующей схеме:
В Салической Правде предусмотрена виндикация утраченных или похищенных вещей. С похитителя взыскивается штраф. В спорных случаях вещь передавалась третьему лицу, и назначалось судебное расследование. К исполнению договорных обязательств кредитор мог должника принудить. Для этого три раза с промежутками в несколько дней кредитор должен был при свидетелях заявить должнику о своих требованиях. Наследование было возможно по наследству – сыновья, а при их отсутствии - отец, мать, брат, сестра и другие родственники с отцовской стороны. С VII века к наследованию земли допускались и женщины. Наследования по завещанию не было, для передачи имущества на случай смерти прибегали к дарениям, прекарию или передаче имущества какому-либо доверенному лицу. Имело место аффатомия - передача имущества наследнику по завещанию через посредника. Сначала наследодатель передавал вещь посреднику через суд. Посредник принимал вещь и через 12 месяцев передавал ее действительному наследнику путем дарения. Уголовное право. В уголовном праве удерживаются остатки обычая кровной мести. За большинство преступлений налагались высокие штрафы в пользу потерпевшего (1/3 которого поступала в пользу государства). В случае неуплаты штрафа виновный отдавался головой пострадавшему, допускалась кровная месть или в дело вмешивался суд, который назначал наказание. Штраф был высокий и, в ряде случаев, уплачивался родственниками преступника. И при получении штрафа сумма могла делиться между родственниками потерпевшего. Члены рода могли себя освободить от коллективной ответственности за своих сородичей, для этого необходимо было явиться в сотенное собрание и в присутствии тунгина и собравшихся совершать церемонии, разрывающие узы с родовым коллективом (разломать над головой 4 ольховых прута и разбросать их в 4 стороны). Статьи Салической Правды определяют последствия преступных посягательств исходя из социального положения потерпевшего и преступника, что отражает классовое расслоение общества. За убийство назначался вергельд - штраф в пользу родных убитого. Его размер определялся социальным положением убитого: за убийство свободного франка - 200 солидов; за убийство свободного римлянина - 100 солидов; за убийство королевского телохранителя - 600 солидов; за убийство полусвободного лита - 100 солидов; за убийство римского колона - 63 солида. За убийство раба платился не вергельд, а стоимость раба - 35 солидов его хозяину. В случае убийства рабом свободного уплачивался вергельд в половинном размере их господином, в счет другой половины вергельда убийца выдавался головой родственникам убитого. За убийство женщины уплачивался тройной вергельд, беременной женщины - в четырехкратном размере, тройной вергельд взыскивался за убийство ребенка, не достигшего 12 лет, убийство тайной, убийство с попытками скрыть следы преступления. За нанесение телесных повреждений взыскивались штрафы различных размеров. Наказуемо было похищение женщины, рабу полагалась смертная казнь, литу и королевскому рабу - уплата вергельда в размере 200 солидов, для свободных были установлены штрафы от 3 до 63 солидов. Немало внимания было уделено словесным оскорблениям, причем за оскорбление женщины взыскивался более высокий штраф, чем за оскорбление мужчины. Салическая Правда содержит длинный ряд статей об имущественных преступлениях. Различаются 3 вида кражи:
а) на сумму от 2 динаров и выше;
б) на сумму от 40 динаров и выше;
в) кража с взломом или с подделкой ключей.
Наказание при этом устанавливалось: - для свободных - штрафы (соответственно 15, 35, 45 солидов); - для рабов:
1) возмещение ущерба и 120 ударов;
2) кастрация или возмещение ущерба и штраф;
3) смертная казнь и т.д.
Обобщая уголовное право, следует отметить, что система преступлений Салической Правды включает:
В качестве санкций за преступления Салическая Правда устанавливает в основном денежные штрафы. Вместе с тем применялась смертная казнь, членовредительские наказания, телесные наказания, объявление стоящим вне закона (конфискация имущества и полный бойкот всеми членами общества, включая жену).
Таким образом, подчеркивая основные черты уголовного права по Салической Правде, следует выделить:
Судопроизводство. Процесс был состязательным, возникал по инициативе потерпевшего и был построен целиком на началах частного обвинения. Суд выступал в процессе в роли арбитра между сторонами. Вызов ответчика в суд осуществлял потерпевший. Если ответчик не являлся в суд, даже после третьего приглашения, его вызывали в суд короля, и король объявлял его вне своей защиты как нарушителя мира. Это было равносильно объявлению лица вне закона. Доказательствами служили показания свидетелей, при их отсутствии - выступления соприсяжников, т.е. поручителей обвиняемого - свидетелей его доброй репутации. Соприсяжники в торжественной словесной форме свидетельствовали, что обвиняемый не мог совершить данного преступления. Ошибка в словесной формуле влекла за собой недействительность доказательства и проигрыш дела. Практиковались в качестве доказательства ордалии, т.е. испытание водой и железом. Испытуемый в первом случае опускал руку в котел с кипящей водой и держал до тех пор, пока произносилась определенная сакраментальная формула. Освобожденную руку завязывали и по истечении определенного времени снова осматривали в суде. Аналогично производили испытание раскаленным железом. От ордалий можно было откупиться, уплатив штраф в пользу потерпевшего и казны, значительно меньший, чем полагалось в случае признания виновным, что создавало привилегии имущим. В качестве доказательства прибегали и к поединку. Приговоры сотенного суда приводились в исполнение графами и их помощниками. Основными чертами судопроизводства государства франков следует считать: