Салическая правда

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:00, лекция

Описание работы

Формирова-

ние государственности у франкских племен сопровождалось

созданием права. Это осуществлялось с помощью записи

древнегерманских обычаев. Так появились "варварские

правды": Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеменс-

кая и др. Наиболее типичным и одним из самых древних

сборников записей обычного права германцев является Са-

лическая правда, созданная в 507-511 гг. - последние

годы жизни и правления первого франкского короля Хлод-

вига.

Работа содержит 1 файл

Салистическая правда.docx

— 44.95 Кб (Скачать)

нялся  и передавался детям.  Положение женщины в семье

определяли довольно сильные  пережитки  матриархального

строя.  По мере того как распадаются большие  семьи раз-

вивается наследственное право. Было известно наследова-

ние  по  закону и по завещанию.  Наследование по закону

осуществлялось  различно  применительно  к  движимому  и

недвижимому имуществу. Движимое имущество наследовалось

в следующем порядке:  первую очередь  составляли  дети,

затем мать,  братья и сестры, сестры матери, сестры от-

ца, ближайшие родственники. Такой порядок, устанавлива-

ющий преимущество женского родства, свидетельствовал об

остатках матриархата.  Что касается  недвижимости,  то

женщины исключались  из числа наследников. Земля переда-

валась только по мужской линии. Наследование по завеща-

нию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершав-

шегося публично в народном собрании по строго  установ-

ленной  форме.  При  аффатомии  имущество передавалось

третьему лицу,  которое было обязано не позже  чем через

год  после  смерти дарителя передать это имуществе  ука-

занному лицу.  
 
 
 

 Основное внимание  в  Салической  правде

уделяется  преступлениям  и наказаниям.  Ни определения

преступления,  ни термина,  определяющего это  понятие,

Салическая правда не дает.  Из смысла статей, посвящен-

ных преступлениям,  вытекает, что в это понятие включа-

лось  причинение вреда личности или имуществу  и наруше-

ние королевского мира.  Все известные Салической правде

преступления можно  свести к четырем видам:  1) преступ-

ления против  личности  (убийство,  членовредительство,

клевета,  оскорбление,  изнасилование  и некоторые дру-

гие); 2) преступления против собственности (кража, под-

жог,  грабеж); 3) преступления против порядка отправле-

ния правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство); 4) на-

рушение  предписаний  короля (примером может служить ти-

тул 45 "О переселенцах").                             

В Салической правде упоминаются отягчающие  обстоятель-

ства  (групповое убийство,  убийство в походе,  попытка

скрыть следы  преступления),  говорится о подстрекатель-

стве к краже или убийству. Субъектами преступления мог-

ли быть не только свободные франки, но также литы и ра-

бы. Целью наказания является возмещение вреда потерпев-

шему и уплата штрафа королю за  нарушение королевского

мира.  Эпоха  создания Салической правды характеризуется

отмиранием кровной  мести. Взамен кровной мести устанав-

ливается выкуп:  вергельд- за убийство и пеня- за менее

тяжкие преступления,  размер выкупа зависел  от  нацио-

нальности, сословной принадлежности, возраста, пола по-

терпевшего и был достаточно высоким:  жизнь свободного

франка оценивалась  в 200 солидов.  Высокий размер штра-

фов объясняется тем,  что система взысканий сложилась

еще  в  родовом  обществе и уплата осуществлялась родом

роду.  Выкуп  делился на три части: семье убитого, родс-

твенникам  со  стороны отца и матери и казне.  Судебный

процесс по Салической правде носил  состязательный  ха-

рактер.  Уголовное и гражданское судопроизводство осу-

ществлялось  в одинаковых  формах.  Дело  возбуждалось

только по инициативе истца. Стороны имели равные права,

и процесс протекал в виде состязания.  Процесс был  уст-

ным, гласным, отличался строгим формализмом. Салическая

правда называет три вида доказательств,  применяемых  в

судебном процессе. Среди них важное место занимает соп-

рисяжничество.  Соприсяжники- это родственники,  друзья

или  соседи обвиняемого,  которые являются "свидетелями

доброй славы" обвиняемого.  Большое значение имело  сви-

детельство  очевидцев.  Распространенным  видом доказа-

тельства являлись ордалии, при которых преступник уста-

навливался  при помощи "божественной силы".  Салическая

правда описывает "суд божий" в форме испытания  "котел-

ком".  К ордалию обычно прибегали те, кто не мог предс-

тавить соприсяжников.  Вместе с тем обвиняемому предос-

тавлялось право за определенную плату откупиться от ис-

пытания "котелком".  Судебные споры разбирались на соб-

раниях  свободных людей сотни под председательством вы-

борного судьи - тунгина. Приговор выносили выборные за-

седатели - рахинбурги.  Впоследствии осуществление суда

постепенно переходит  в руки королевской  администрации.

Место  тунгнна  занимает граф,  назначаемый королем,  а

роль народных заседателей  исполняют  скабины,  которые

избираются графом                                     

из среды  "лучших"  людей округа и отправляют свои обя-

занности пожизненно. Высшей судебной инстанцией являлся

суд  короля.                                         

Частное право. У франков сохранилось общинная собственность на землю. Продолжает существовать сельская соседская община (марка). В частную собственность перешли, предположительно, только приусадебные участки. Земля не могла быть продана или передана другому лицу за долги лицу, не состоявшему членом сельской общины. В пределах общины замечается дифференциация населения на многоземельных, малоземельных и безземельных людей. К концу VI - началу VII вв. франки получили право распоряжаться как приусадебной, так и пахотной землей. Салическая Правда и Рипуарская Правда отмечают частную собственность на землю. Частная собственность на землю возникает в результате дарений, покупки у римлян, захватов никем не занятой земли. Эти земли получают название аллода. Наряду с аллодами существовали прекарии - земли, переданные их собственниками в пользование и владение за услуги или плату. Землю в прекарий обычно давала церковь. Передача земель в качестве прекария также служила источником установления зависимости крестьян от крупных землевладельцев. После реформы Карла Мартелла появился новый вид земельной собственности - бенифиций - условное держание земли, сопряженное со службой и определенными повинностями. Таким образом, развитие феодальной собственности на землю можно представить в следующей схеме:

    • Феодальная собственность на землю
    • Королевские земли
    • Церковные земли
    • Общинные земли
    • Аллод (полная собственность)
    • Прекарий
    • Бенефиций (условное пожизненное держание)
    • Феод (условное наследственное держание). Существовали феоды - условные земельные держания, передаваемые по наследству.

В Салической Правде предусмотрена виндикация утраченных или похищенных вещей. С похитителя взыскивается штраф. В спорных случаях  вещь передавалась третьему лицу, и  назначалось судебное расследование. К исполнению договорных обязательств кредитор мог должника принудить. Для этого три раза с промежутками в несколько дней кредитор должен был при свидетелях заявить должнику о своих требованиях. Наследование было возможно по наследству – сыновья, а при их отсутствии - отец, мать, брат, сестра и другие родственники с отцовской стороны. С VII века к наследованию земли допускались и женщины. Наследования по завещанию не было, для передачи имущества на случай смерти прибегали к дарениям, прекарию или передаче имущества какому-либо доверенному лицу. Имело место аффатомия - передача имущества наследнику по завещанию через посредника. Сначала наследодатель передавал вещь посреднику через суд. Посредник принимал вещь и через 12 месяцев передавал ее действительному наследнику путем дарения. Уголовное право. В уголовном праве удерживаются остатки обычая кровной мести. За большинство преступлений налагались высокие штрафы в пользу потерпевшего (1/3 которого поступала в пользу государства). В случае неуплаты штрафа виновный отдавался головой пострадавшему, допускалась кровная месть или в дело вмешивался суд, который назначал наказание. Штраф был высокий и, в ряде случаев, уплачивался родственниками преступника. И при получении штрафа сумма могла делиться между родственниками потерпевшего. Члены рода могли себя освободить от коллективной ответственности за своих сородичей, для этого необходимо было явиться в сотенное собрание и в присутствии тунгина и собравшихся совершать церемонии, разрывающие узы с родовым коллективом (разломать над головой 4 ольховых прута и разбросать их в 4 стороны). Статьи Салической Правды определяют последствия преступных посягательств исходя из социального положения потерпевшего и преступника, что отражает классовое расслоение общества. За убийство назначался вергельд - штраф в пользу родных убитого. Его размер определялся социальным положением убитого: за убийство свободного франка - 200 солидов; за убийство свободного римлянина - 100 солидов; за убийство королевского телохранителя - 600 солидов; за убийство полусвободного лита - 100 солидов; за убийство римского колона - 63 солида. За убийство раба платился не вергельд, а стоимость раба - 35 солидов его хозяину. В случае убийства рабом свободного уплачивался вергельд в половинном размере их господином, в счет другой половины вергельда убийца выдавался головой родственникам убитого. За убийство женщины уплачивался тройной вергельд, беременной женщины - в четырехкратном размере, тройной вергельд взыскивался за убийство ребенка, не достигшего 12 лет, убийство тайной, убийство с попытками скрыть следы преступления. За нанесение телесных повреждений взыскивались штрафы различных размеров. Наказуемо было похищение женщины, рабу полагалась смертная казнь, литу и королевскому рабу - уплата вергельда в размере 200 солидов, для свободных были установлены штрафы от 3 до 63 солидов. Немало внимания было уделено словесным оскорблениям, причем за оскорбление женщины взыскивался более высокий штраф, чем за оскорбление мужчины. Салическая Правда содержит длинный ряд статей об имущественных преступлениях. Различаются 3 вида кражи:

      а) на сумму от 2 динаров и выше;

      б) на сумму от 40 динаров и выше;

      в) кража с взломом  или с подделкой ключей.

Наказание при этом устанавливалось: - для свободных - штрафы (соответственно 15, 35, 45 солидов); - для рабов:

      1) возмещение  ущерба и 120 ударов;

      2) кастрация или  возмещение ущерба и штраф; 

      3) смертная казнь  и т.д. 

      Обобщая уголовное  право, следует отметить, что система  преступлений Салической Правды включает:

  • нарушение предписаний короля;
  • преступление против личности;
  • имущественные преступления;
  • преступление против отправления правосудия.

В качестве санкций за преступления Салическая Правда устанавливает в основном денежные штрафы. Вместе с тем применялась смертная казнь, членовредительские наказания, телесные наказания, объявление стоящим вне закона (конфискация имущества и полный бойкот всеми членами общества, включая жену).

Таким образом, подчеркивая  основные черты уголовного права по Салической Правде, следует выделить:

  • сохранение пережитков первобытнообщинного строя;
  • более энергичную защиту интересов имущих;
  • отсутствие общих принципов для квалификации преступлений и назначение наказаний;
  • чрезмерная тяжесть материального наказания;
  • казуистичность права.

Судопроизводство. Процесс был состязательным, возникал по инициативе потерпевшего и был построен целиком на началах частного обвинения. Суд выступал в процессе в роли арбитра между сторонами. Вызов ответчика в суд осуществлял потерпевший. Если ответчик не являлся в суд, даже после третьего приглашения, его вызывали в суд короля, и король объявлял его вне своей защиты как нарушителя мира. Это было равносильно объявлению лица вне закона. Доказательствами служили показания свидетелей, при их отсутствии - выступления соприсяжников, т.е. поручителей обвиняемого - свидетелей его доброй репутации. Соприсяжники в торжественной словесной форме свидетельствовали, что обвиняемый не мог совершить данного преступления. Ошибка в словесной формуле влекла за собой недействительность доказательства и проигрыш дела. Практиковались в качестве доказательства ордалии, т.е. испытание водой и железом. Испытуемый в первом случае опускал руку в котел с кипящей водой и держал до тех пор, пока произносилась определенная сакраментальная формула. Освобожденную руку завязывали и по истечении определенного времени снова осматривали в суде. Аналогично производили испытание раскаленным железом. От ордалий можно было откупиться, уплатив штраф в пользу потерпевшего и казны, значительно меньший, чем полагалось в случае признания виновным, что создавало привилегии имущим. В качестве доказательства прибегали и к поединку. Приговоры сотенного суда приводились в исполнение графами и их помощниками. Основными чертами судопроизводства государства франков следует считать:

Информация о работе Салическая правда