Салическая правда

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:00, лекция

Описание работы

Формирова-

ние государственности у франкских племен сопровождалось

созданием права. Это осуществлялось с помощью записи

древнегерманских обычаев. Так появились "варварские

правды": Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеменс-

кая и др. Наиболее типичным и одним из самых древних

сборников записей обычного права германцев является Са-

лическая правда, созданная в 507-511 гг. - последние

годы жизни и правления первого франкского короля Хлод-

вига.

Работа содержит 1 файл

Салистическая правда.docx

— 44.95 Кб (Скачать)

1. Салическая правда Общая характеристика.            

 Формирова-                                            

ние государственности у франкских племен сопровождалось

созданием права.  Это осуществлялось с  помощью  записи

древнегерманских  обычаев.  Так  появились  "варварские

правды": Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеменс-

кая  и  др.  Наиболее типичным и одним из самых  древних

сборников записей  обычного права германцев является Са-

лическая  правда,  созданная в 507-511 гг.  - последние

годы жизни и  правления первого франкского короля  Хлод-

вига.                                                 

Первоначальный  текст  Салической  правды  до настоящего

времени не сохранился. В течение ряда веков этот судеб-

ник переписывался, дополнялся и изменялся. В результате

до нас дошло  несколько вариантов Салической правды,  из

которых  наиболее близкой к древнейшему первоначальному

тексту памятника  считается Парижская рукопись. Саличес-

кая правда характеризуется  отсутствием общих, абстракт-

ных понятий,  ей присущ казуистический характер. Право-

вые действия и  акты, описанные в Салической правде, от-

личаются формализмом.  Основное  содержание  Салической

правды - нормы,  посвященные судебному процессу и опре-

деляющие  штрафы  за  различные правонарушения.  Нормы

гражданского  права,  занимающие второстепенное положе-

ние,  дают представление о процессе,  развития  права

собственности  на  землю.  Из  текста Салической правды

можно также  составить  представление  об  общественном

строе франков начала VI в.  Общественный строй по Сали-

ческой правде.  
 
 

 Отличительная  черта франкского общества

V-VI вв. - наличие  общины. В этот период осуществляется

переход от земледельческой  общины, когда еще сохраняет-

ся коллективная собственность рода на всю землю,  к со-

седской общине- марке,  в которой наряду  с общинной

собственностью  появляется индивидуальная собственность

малых семей.  О  том, какую роль играет община, наиболее

ярко свидетельствует  статья 45 "О переселенцах":  "Если

кто захочет переселиться в виллу к другому и если  один

или  несколько  жителей  виллы захотят принять  его,  но

найдется хоть один,  который воспротивится  переселению,

он не будет  иметь права там поселиться". Если же прише-

лец все-таки поселялся в деревне,  то протестующий  мог

добиться его  изгнания через суд. Франкская община отме-

чена сохранением родовых отношений.  Сородичи  играли

большую роль в  жизни свободного франка. Они выступали  в

суде в качестве соприсяжников, в случае убийства франка

сородичи участвовали  в получении и уплате штрафа - вер-

гельда.  Вместе с тем Салическая правда показывает про-

цесс разложения и упадка родовых отношений, что связано

с имущественным  расслоением общества.  Об  этом  свиде-

тельствуют  статьи 58 и 60.  Статья 58 "О горсти земли"

предусматривает случай, когда обедневший сородич  не мог

помочь своему родственнику в уплате вергельда: "Если же

кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить  па-

дающую  на него долю,  он должен в свою очередь  бросить

горсть земли  на кого-нибудь из более зажиточных,  чтобы

он уплатил все  по закону". Статья 60 "О               

желающем отказаться  от родства" выражает стремление со

стороны более  зажиточных "ленов выйти из союза  родичей:

публичным  отказ or родственников в судебном заседании

освобождал от соприсяжничества,  ог участия в уплате  и

получении вергельла,  от наследства и от других отноше-

ний с родичами. Итак. основную массу свободного населе-

ния Франкского государства составляли земледельцы, быв-

шие в большинстве своем общинниками. Значительная часть

общества была представлена воинами.  Особое место  зани-

мали королевские слуги.  К тому времени служилая знать,

очевидно,  слилась  с родовой знатью, о которой  Саличес-

кая правда не упоминает.  Об  особом  статусе  служилой

знати  говорит  то,  что штраф за убийство королевского

слуги втрое превышал штраф за убийство простого свобод-

ного человека.  Вместе с тем статья 36 упоминает живших

при дворе знатного франка дворового  слугу,  свинопаса.

конюха.  Штраф  за  убийство  этих слуг был значительно

меньше штрафа за  убийство  свободного  общинника,  что

свидетельствует  о  зависимом  состоянии указанных  лиц.

Салическая правда упоминает о вольноотпущенниках и  ли-

тах.  Вольноотпущенники - это отпущенные на волю рабы.

Что касается литов,  то происхождение их  не  выяснено.

Правовое положение  этих двух категорий было одинаковым.

Они выполняли  различные службы и оброки для  своего гос-

подина,  однако  имели собственность могли вступать в

сделки,  выступать  в суде, браки их признавадпсь закон-

ными.  Особый акт освобождения делал вольноотпущенников

и литов полноправными членами общества.  Самое низкое

положение в.  обществе занимали рабы.  Убийство и кража

раба приравнивались к убийству  и  краже  животных;  за

преступления,  совершенные рабом, отвечал его  господин,

обязанный возместить ущерб. причиненный рабом потерпев-

шему.  Браки свободных с рабами влекли за собой потерю

для первых  свободы.  Особенности  общественного  строя

франков  соответствуют  особенностям в области земельных

отношений. Часть  земли составляла личные владения коро-

ля,  существовало также крупное индивидуальное владение

могущественных  господ,  приближенных  короля.  Основная

часть  земли  принадлежала сельской общине.  Переходный

период от земледельческой  общины к общине-марке  прояв-

ляется  в том,  что дома и приусадебные участки находи-

лись в индивидуальной  собственности семьи,  пахотная

земля сохранялась  и собственности общины,  однако нахо-

дилась в наследственном  пользовании отдельных семей.

Ежегодные переделы земли уже не проводились,  принадле-

жащий                                                 

семье участок  огораживался.  Однако все пахотные наделы

после  снятия урожая превращались в общее пастбище,  на

это время с  них снимались все изгороди.  Пока  изгороди

не были сняты, их нарушение влекло за собой привлечение

к ответственности.  Право свободно  распоряжаться  нас-

ледственными наделами принадлежало только общине.  Сог-

ласно главе 59 "Об  аллодах",  земля наследовалась по

мужской линии:  "Земельное же наследство ни в  коем слу-

чае не должно доставаться женщине,  но вся земля пусть

поступает мужскому полу,  т.е.  братьям".  В случае от-

сутствия сыновей у умершего земля переходила в распоря-

жение общины.  Такие земли,  как леса, пустоши, болота,

дороги,  неподеленные луга оставались  в собственности

общины, и каждый ее член имел равную долю в пользовании

этими угодьями.  В Салической правде не  упоминается  о

купле-продаже  земли,  ее дарении,  о передаче земли по

завещанию.  Все  это свидетельствует об отсутствии част-

ной собственности  на землю у франков в период составле-

ния Салической правды. Употребленный в ее тексте термин

"аллод"  применительно  к земле обозначал наследственное

владение. Во второй половине VI в. во франкском общест-

ве  произошли значительные  изменения.  Эдиктом короля

Хильперика было установлено,  что в случае  отсутствия

сына  землю  могут  наследовать  дочь,  брат или сестра

умершего, но "не соседи". Таким образом, наследственный

надел  свободных  франков превращается в индивидуальную

отчуждаемую земельную  собственность отдельных малых  се-

мей - аллод.  С этого времени земля становится объектом

завещания,  дарения, купли-продажи. Утверждение частной

собственности на землю привело к углублению имуществен-

ной дифференциации в общине,  к  ее  разложению,  росту

крупного  землевладения  и установлению феодальной зави-

симости. Обязательственные отношения в Салической прав-

де освещаются довольно слабо.  Это объясняется  неразви-

тостью товарно-денежных отношений, частной собственнос-

ти.  Упоминаются такие виды сделок,  как купля-продажа,

ссуда,  заем, наем, мена, дарение. Передача права собс-

твенности  при этих сделках осуществлялась публично пу-

тем простой передачи  вещи.  Неисполнение  обязательств

влекло за собой  имущественную ответственность. Просроч-

ка в исполнении обязательств влекла за  собой  дополни-

тельный штраф.  Истребование долга происходило  и строго

установленной форме.  В Салической правде  говорится  о

принуждении "упорного должника",  об описании имущества

"упорного должника". Салическая правда знает обязатель-

ства из                                               

причинения вреда,  которые  чаще  всего возникали  в ре-

зультате  совершения  преступления.  
 
 

 Салическая  правда

описывает  в  общих  чертах  брачно-семейные отношения.

Брак заключался в форме покупки невесты женихом.  Похи-

щение  девушки с целью вступления в брак наказывалось

штрафом.  Препятствиями  к заключению брака служили сле-

дующие  обстоятельства:  существование законного брака,

объявление лица вне закона,  наличие близкого  кровного

родства,  несвободное  состояние человека. О расторжении

брака Салическая правда не  упоминает.  При  заключении

брака  жених  в  качестве выкупной платы вносил брачный

дар. После смерти одного из супругов брачный дар сохра-

Информация о работе Салическая правда