Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:00, лекция
Формирова-
ние государственности у франкских племен сопровождалось
созданием права. Это осуществлялось с помощью записи
древнегерманских обычаев. Так появились "варварские
правды": Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеменс-
кая и др. Наиболее типичным и одним из самых древних
сборников записей обычного права германцев является Са-
лическая правда, созданная в 507-511 гг. - последние
годы жизни и правления первого франкского короля Хлод-
вига.
1. Салическая правда Общая характеристика.
Формирова-
ние государственности у франкских племен сопровождалось
созданием права. Это осуществлялось с помощью записи
древнегерманских обычаев. Так появились "варварские
правды": Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеменс-
кая и др. Наиболее типичным и одним из самых древних
сборников записей обычного права германцев является Са-
лическая правда, созданная в 507-511 гг. - последние
годы жизни и правления первого франкского короля Хлод-
вига.
Первоначальный текст Салической правды до настоящего
времени не сохранился. В течение ряда веков этот судеб-
ник переписывался, дополнялся и изменялся. В результате
до нас дошло несколько вариантов Салической правды, из
которых наиболее
близкой к древнейшему
тексту памятника считается Парижская рукопись. Саличес-
кая правда характеризуется отсутствием общих, абстракт-
ных понятий, ей присущ казуистический характер. Право-
вые действия и акты, описанные в Салической правде, от-
личаются формализмом. Основное содержание Салической
правды - нормы, посвященные судебному процессу и опре-
деляющие штрафы за различные правонарушения. Нормы
гражданского права, занимающие второстепенное положе-
ние, дают представление о процессе, развития права
собственности на землю. Из текста Салической правды
можно также составить представление об общественном
строе франков начала VI в. Общественный строй по Сали-
ческой правде.
Отличительная черта франкского общества
V-VI вв. - наличие общины. В этот период осуществляется
переход от земледельческой общины, когда еще сохраняет-
ся коллективная собственность рода на всю землю, к со-
седской общине- марке, в которой наряду с общинной
собственностью появляется индивидуальная собственность
малых семей. О том, какую роль играет община, наиболее
ярко свидетельствует статья 45 "О переселенцах": "Если
кто захочет переселиться в виллу к другому и если один
или несколько жителей виллы захотят принять его, но
найдется хоть один, который воспротивится переселению,
он не будет иметь права там поселиться". Если же прише-
лец все-таки поселялся в деревне, то протестующий мог
добиться его изгнания через суд. Франкская община отме-
чена сохранением родовых отношений. Сородичи играли
большую роль в жизни свободного франка. Они выступали в
суде в качестве соприсяжников, в случае убийства франка
сородичи участвовали в получении и уплате штрафа - вер-
гельда. Вместе с тем Салическая правда показывает про-
цесс разложения и упадка родовых отношений, что связано
с имущественным расслоением общества. Об этом свиде-
тельствуют статьи 58 и 60. Статья 58 "О горсти земли"
предусматривает случай, когда обедневший сородич не мог
помочь своему родственнику в уплате вергельда: "Если же
кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить па-
дающую на него долю, он должен в свою очередь бросить
горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы
он уплатил все по закону". Статья 60 "О
желающем отказаться от родства" выражает стремление со
стороны более зажиточных "ленов выйти из союза родичей:
публичным отказ or родственников в судебном заседании
освобождал от соприсяжничества, ог участия в уплате и
получении вергельла, от наследства и от других отноше-
ний с родичами. Итак. основную массу свободного населе-
ния Франкского государства составляли земледельцы, быв-
шие в большинстве своем общинниками. Значительная часть
общества была представлена воинами. Особое место зани-
мали королевские слуги. К тому времени служилая знать,
очевидно, слилась с родовой знатью, о которой Саличес-
кая правда не упоминает. Об особом статусе служилой
знати говорит то, что штраф за убийство королевского
слуги втрое превышал штраф за убийство простого свобод-
ного человека. Вместе с тем статья 36 упоминает живших
при дворе знатного франка дворового слугу, свинопаса.
конюха. Штраф за убийство этих слуг был значительно
меньше штрафа за убийство свободного общинника, что
свидетельствует о зависимом состоянии указанных лиц.
Салическая правда упоминает о вольноотпущенниках и ли-
тах. Вольноотпущенники - это отпущенные на волю рабы.
Что касается литов, то происхождение их не выяснено.
Правовое положение этих двух категорий было одинаковым.
Они выполняли различные службы и оброки для своего гос-
подина, однако имели собственность могли вступать в
сделки, выступать в суде, браки их признавадпсь закон-
ными. Особый акт освобождения делал вольноотпущенников
и литов полноправными членами общества. Самое низкое
положение в. обществе занимали рабы. Убийство и кража
раба приравнивались к убийству и краже животных; за
преступления, совершенные рабом, отвечал его господин,
обязанный возместить ущерб. причиненный рабом потерпев-
шему. Браки свободных с рабами влекли за собой потерю
для первых свободы. Особенности общественного строя
франков соответствуют особенностям в области земельных
отношений. Часть земли составляла личные владения коро-
ля, существовало также крупное индивидуальное владение
могущественных господ, приближенных короля. Основная
часть земли принадлежала сельской общине. Переходный
период от земледельческой общины к общине-марке прояв-
ляется в том, что дома и приусадебные участки находи-
лись в индивидуальной собственности семьи, пахотная
земля сохранялась и собственности общины, однако нахо-
дилась в наследственном пользовании отдельных семей.
Ежегодные переделы земли уже не проводились, принадле-
жащий
семье участок огораживался. Однако все пахотные наделы
после снятия урожая превращались в общее пастбище, на
это время с них снимались все изгороди. Пока изгороди
не были сняты, их нарушение влекло за собой привлечение
к ответственности. Право свободно распоряжаться нас-
ледственными наделами принадлежало только общине. Сог-
ласно главе 59 "Об аллодах", земля наследовалась по
мужской линии: "Земельное же наследство ни в коем слу-
чае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть
поступает мужскому полу, т.е. братьям". В случае от-
сутствия сыновей у умершего земля переходила в распоря-
жение общины. Такие земли, как леса, пустоши, болота,
дороги, неподеленные луга оставались в собственности
общины, и каждый ее член имел равную долю в пользовании
этими угодьями. В Салической правде не упоминается о
купле-продаже земли, ее дарении, о передаче земли по
завещанию. Все это свидетельствует об отсутствии част-
ной собственности на землю у франков в период составле-
ния Салической правды. Употребленный в ее тексте термин
"аллод" применительно
к земле обозначал
владение. Во второй половине VI в. во франкском общест-
ве произошли значительные изменения. Эдиктом короля
Хильперика было установлено, что в случае отсутствия
сына землю могут наследовать дочь, брат или сестра
умершего, но "не соседи". Таким образом, наследственный
надел свободных франков превращается в индивидуальную
отчуждаемую земельную собственность отдельных малых се-
мей - аллод. С этого времени земля становится объектом
завещания, дарения, купли-продажи. Утверждение частной
собственности на землю привело к углублению имуществен-
ной дифференциации в общине, к ее разложению, росту
крупного землевладения и установлению феодальной зави-
симости. Обязательственные отношения в Салической прав-
де освещаются довольно слабо. Это объясняется неразви-
тостью товарно-денежных отношений, частной собственнос-
ти. Упоминаются такие виды сделок, как купля-продажа,
ссуда, заем, наем, мена, дарение. Передача права собс-
твенности при этих сделках осуществлялась публично пу-
тем простой передачи вещи. Неисполнение обязательств
влекло за собой имущественную ответственность. Просроч-
ка в исполнении обязательств влекла за собой дополни-
тельный штраф. Истребование долга происходило и строго
установленной форме. В Салической правде говорится о
принуждении "упорного должника", об описании имущества
"упорного должника".
Салическая правда знает
ства из
причинения вреда, которые чаще всего возникали в ре-
зультате совершения
преступления.
Салическая правда
описывает в общих чертах брачно-семейные отношения.
Брак заключался
в форме покупки невесты
щение девушки с целью вступления в брак наказывалось
штрафом. Препятствиями к заключению брака служили сле-
дующие обстоятельства: существование законного брака,
объявление лица вне закона, наличие близкого кровного
родства, несвободное состояние человека. О расторжении
брака Салическая правда не упоминает. При заключении
брака жених в качестве выкупной платы вносил брачный
дар. После смерти одного из супругов брачный дар сохра-