Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 11:04, практическая работа
Настоящий кейс-стади предназначен для студентов, изучающих историю феодального государства и права Западной Европы и призван помочь приобрести практические навыки работы с нормативным материалом, его анализа применительно к вопросам теоретического характера и реальным жизненным ситуациям.
1
Структурные разделы кейс-стади
2
Цель кейс-стади по заданной теме
3
Вопросы для разрешения кей-стади по теме: «Салическая правда»
4
Методические рекомендации по выполнению заданий кейс-стади для студентов
5
Казусы-ситуации
5.1
Тестовые вопросы для закрепления знаний
5.2
Иллюстративный материал
5.3
Список использованной литературы
5.4
Методические рекомендации по выполнению заданий кейс-стади для студентов
6
Ответы по разрешению кей-стади по теме: «Салическая правда»
Тем не менее, Салическая правда показывает достаточно сложное по своему составу общество, в среде которого имеются значительные различия индивидов в правовом статусе, — общество, где существует строго определенная социальная иерархия. По каким признакам можно определить место той или иной группы населения в общественной иерархии? Какая социальная группа обладает самым высоким правовым статусом по Салической правде? Какие факторы определяют этот статус? Какие категории должностных лиц государственного управления упоминаются в тексте рассматриваемого правового памятника? Каков правовой статус этих лиц?
Какими чертами
Особую категорию франкского общества составляли рабы. О рабах говорят многие статьи Салической правды (см. титул X, § 1; XII, 1-2; XXV, 3-6; XXXV, 1-5; XXXIX, 1; XL и др.). Какие выводы о правовом статусе рабов можно сделать на основании этих статей?
В тексте Салической правды можно встретить упоминания и о такой категории зависимого населения, как литы. Каков правовой статус литов? Чем он отличается от правового статуса рабов?
В титулах XIV, XXXII, XLI Салической правды идет речь о римлянах? Каково правовое положение данной категории населения? Чем оно отличается от правового статуса свободного франка?
Третий вопрос. Значительная часть норм Салической правды посвящена защите того или иного имущества — преимущественно домашнего скота, но также и земельных участков (см., например, титулы II, III—VII, XXXIV и др.). Все они свидетельствуют о том, что франки вели достаточно интенсивную хозяйственную деятельность, и что в их среде уже вполне укоренились представления и о праве владения, и о праве собственности, хотя при этом отсутствовали специальные термины для обозначения указанных правовых институтов. Вместо них использовались бытовые термины — чаще всего просто определения "свой" или "чужой".
Следует обратить особое внимание на титулы LIX и XLVI Салической правды. Какие выводы можно сделать из § 5 титула LIX? В чем смысл процедуры передачи имущества, описанной в титуле XLVI?
Название данного титула -- "De acfatmire" (в самой ранней из сохранившихся рукописей Салической правды) или -"De affatomiae" (в рукописях VIII в.) — переведено на русский язык словами "О передаче имущества". Но из его содержания очевидно, что в нем идет речь не просто о передаче имущества, а о передаче имущества по наследству.
При рассмотрении процедуры, описанной в титуле XLVI, необходимо иметь в виду, что у салических франков, как и у других германских племен1, отсутствовала в то время в наследственном праве свобода завещания, то есть индивид не мог завещать свое имущество тем, кому желал его оставить после своей смерти. Поэтому имущество умершего переходило независимо от его воли к тем, кто считался наследником по обычному праву. Если же таковые отсутствовали, то указанное имущество переходило к его соседям. О том, что именно соседи получали имущество умершего в случае отсутствия у него наследников по нормам обычного права, косвенным образом свидетельствует содержание одного из эдиктов короля Хильперика (561—584). "Равным образом соизволили и постановили, — говорится в нем, -чтобы если кто, имея соседей, оставит после своей смерти сыновей или дочерей, пусть сыновья, пока живы, владеют землею, согласно Салическому закону. Если же сыновья умрут, дочь подобным же образом пусть получает эти земли, как получили бы их сыновья, если бы оставались живы. А если умрет брат, другой же останется в живых, брат пусть получает земли, а не соседи"2 (выделено мною. — В. Т.). Процедура, описанная в титуле XLVI Салической правды, позволяла индивиду и при отсутствии в наследственном праве салических франков свободы завещания обеспечить передачу имущества после своей смерти тому, кому он желал его передать. Для этого наследодатель передавал право собственности на это имущество какому-либо лицу, принимавшему на себя обязательство передать его после смерти наследодателя тому, кого тот назначил в качестве своего наследника. Передав посреднику право собственности на имущество, наследодатель сохранял право владения и пользования им до самой своей смерти. Таким образом, процедура, выступающая в Салической правде под названием "acfatmire" или "affatomiae", не является по своей сути передачей имущества.
Салическая правда знает два вида обязательств — обязательства из деликта (правонарушения) и обязательства из договора.
Обязательствам, вытекающим из договора, посвящены титулы L и LII рассматриваемого правового памятника. В обоих титулах речь идет о порядке взыскания долга по договору займа. Студенты должны внимательно прочитать тексты указанных титулов и ответить на следующие вопросы:
В чем заключаются различия между двумя способами взыскания долга, установленными L и LII титулами Салической правды?
Почему Салическая правда предусматривает два различных способа исполнения обязательства по договору займа?
Какую роль играют в процедуре взыскания долга должностные лица королевской администрации?
Четвертый вопрос
При рассмотрении данного вопроса следует в первую очередь определить круг деяний, которые в Салической правде трактуются в качестве преступлений. На основании каких признаков то или иное деяние относится в этом сборнике к разряду преступлений?
Знает ли Салическая правда понятие вины правонарушителя? Различаются ли в ней умышленные и неосторожные преступления? Какие стадии совершения преступления и формы соучастия в преступной деятельности выделяет Салическая правда?
Самым тяжким преступлением является, согласно нормам Салической правды, убийство. Ему посвящены титулы XV, XXIV, XXXV, XXXVI, XLI, XLII, XLIII, LIV, LXII, LXIII. Какие категории убийства различаются в нормах указанных титулов?
О преступлении, имеющем своим следствием нанесение человеку телесных повреждений, говорится в титулах XVII и XXIX рассматриваемого правового памятника. Какие категории указанных преступлений выделяются в них?
Какие деяния квалифицируются по нормам Салической правды в качестве преступлений, направленных против чести и достоинства личности?
Из всех видов преступления, упоминаемых в тексте Салической правды, наибольшее внимание уделяется здесь краже. Ей специально посвящены семнадцать титулов данного право-вого памятника (II-VIII, X-XII, XXI-XXII, XXXIII-XXXIV, XXXVIII, XL). Какие категории кражи описываются в указанных титулах?
В особую разновидность преступления, которая сходна с кражей, но не совпадает с ней, выделяется похищение рабов и свободных людей. Если кража обозначается в латинском тексте Салической правды как "furtum", то похищение людей — как "plagium". Соответственно титул XXXIX, в котором говорится о данной разновидности преступления, имеет название "De plagiatoribus". На русский язык его перевели словами "О похитителях рабов", между тем правильнее было бы в данном случае добавить к ним слова "и свободных людей". Латинский термин "plagium." обозначает похищение не только рабов, но также и свободных людей с целью продажи в рабство. О похищении рабов говорится лишь в § 1 указанного титула, в двух других параграфах речь идет о похищении именно свободных людей.
Слова "О похищении свободных" стоят в названии титула XIII Салической правды. Однако под ними подразумеваются не кража и не похищение с целью продажи в рабство, а одна из форм брака, осуществлявшаяся посредством похищения невесты. Поэтому в латинском названии указанного титула употребляется не термин "furtum" или "plagium", а термин "raptus". Титул называется соответственно — "De rapto ingenuorum"1. О том, что рассматриваемый титул посвящен браку, свидетельствует и само его содержание. Здесь говорится о похищении не просто свободного человека, но свободной девушки. В § 8—10 титула XIII прямо говорится о браке, о женихе и невесте. Любопытно, что назначая сумму для выплаты за похищение свободной девушки, Салическая правда не настаивает на возвращении похищенной ее родителям или покровителю. В связи с этим возникает вопрос, о каком правонарушении идет речь в данном случае? Что составляет объект этого правонарушения?
Значительное внимание уделяется в Салической правде преступлениям против правосудия. Наказаниям за неявку в суд посвящены первые два параграфа первого титула данного сборника. О различных категориях указанной разновидности преступления говорится в титулах XVIII, XL, XLVIII, XLIX, LVI, LVII. Кроме того, рассматривая преступления против правосудия, следует обратиться также к капитуляриям франкских королей, разъясняющим и развивающим нормы Салической правды2. Особенно примечательная норма содержится в § 3 Капитулярия IV (Дек-
1 Дословно: "О похищении свободнорожденных".
2 См.: Салическая правда / Перевод Я. П. Грацианского. М., 1950. С. 58, 59, 68, 69, 70, 71.
рет короля Хильдеберта). Она гласит: "Если кто найдет вора и тайно, без судьи, получит пеню, такового уподоблять разбойнику". Подобная норма содержится и в декрете Хлотаря, составляющем вторую часть указанного капитулярия: "Если кто тайным образом возьмет с какого-либо вора пеню за украденное, оба подлежат наказанию как разбойники".
Приведенные нормы служат свидетельством того, что франкские короли начинали рассматривать преступление в качестве деяния, причиняющего вред не только частным, но и государственным интересам. С другой стороны, стремление королей утвердить суд в качестве обязательного посредника в спорах между частными лицами можно объяснить желанием обеспечить приток финансовых средств в государственную казну.
В чем заключается смысл наказания по Салической правде? Какое значение ему придается? Какие разновидности наказания упоминаются в тексте рассматриваемого правового памятника?
Согласно норме, содержащейся в § 1 титула XXXV Салической правды, "если какой-нибудь раб лишит жизни раба, господа пусть разделят между собой убийцу". Какое наказание рабу-убийце подразумевается в приведенной норме? Что означают слова "господа пусть разделят между собой убийцу"?
Самыми распространенными видами наказания в любой "варварской правде" всегда выступают вергельд (вира, композиция) и штраф. В учебниках по истории государства и права их часто смешивают между собой. Между тем штраф существенно отличается по своей юридической природе от вергельда (виры, композиции). В чем заключается данное отличие? Содержание § 1 титула LXI Салической правды показывает, что вергельд мог сочетаться со штрафом.
Какие факторы учитываются в Салической правде при определении наказаний? Какое влияние на характер и степень наказания оказывает социальный статус правонарушителя и потерпевшего?
Салическая правда содержит предписания и на тот случай, если правонарушитель оказывался не в состоянии уплатить виру или штраф. Что разрешалось ему делать в таком случае?
Пятый вопрос. Различным аспектам судебного процесса посвящены титулы I, XLIX, L, LI, LII, LVI,LVII Салической правды. Вместе с тем при рассмотрении данного вопроса необходимо обратить внимание также на титулы XXXVII и XLVII Салической правды, регулирующие розыскные действия.
Салическая правда придает большое значение суду как институту разрешения конфликтов. Именно поэтому здесь закрепляется обязательность явки в судебное заседание как ответчика, так и свидетеля. Какие меры предпринимаются против тех, кто не является по вызову в суд? Какой порядок вызова в суд предусматривает Салическая правда применительно к различным обстоятельствам?
Какие виды судов упоминаются в тексте Салической правды? В каких случаях дело рассматривалось в суде "перед лицом самого короля"?
Какие способы доказывания фактов использовались в судебном процессе по нормам Салической правды? В чем смысл процедуры доказывания, предусмотренной титулом LIII Салической правды?
Придавая большое значение суду, нормы Салической правды вполне допускают совершение ряда процессуальных действий частным лицом — потерпевшим или истцом. Так, согласно § 2 и 3 титула I именно частное лицо вызывает правонарушителя в суд. А содержание титулов XXXVII и XLVII Салической правды показывает, что потерпевший мог самолично производить даже розыскные действия. Правда, окончательное решение по делу и в этом случае принималось в результате судебного разбирательства.
Согласно правилу, установленному в титуле XXXVII Салической правды, тот, кто утратил вследствие кражи какое-либо животное и затем в течение 3-х суток обнаружил его у другого лица, должен был в случае, если это лицо заявит, что животное им куплено или получено в обмен, доказывать через третьих лиц, что оно — его собственность. Если же разыскивающий свою вещь обнаруживал ее по прошествии 3-х суток, и тот, у кого он найдет ее, заявит, что купил ее или получил в обмен, то ответчик должен был доказывать свое право на спорную вещь. Почему в первом случае бремя доказывания лежит на истце, а во втором — на ответчике?
Конкретный анализ ситуаций (казусов)
Актуализировать полученные знания поможет решение рабочих ситуаций, которые основаны на реальных судебных спорах или ситуациях, почерпнутых в судебных хрониках, сочинениях древних юристов и иных источниках.
При анализе ситуации необходимо прежде всего четко определить существо проблемы, т.е. какое право нарушено и(или) требует юридической защиты. Далее следует выделить юридически значимые факты. И наконец, каким образом Салическая правда предлагала урегулировать аналогичные ситуации.
САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА
Решите ситуации, используя нормы Салической правды.
1. Визогаст взял в долг у Гунтрамна 300 солидов с обязательством вернуть их не позднее, чем состоятся Мартовские поля будущего года. Но по наступлении срока платежа вернуть долг отказался.
Каким образом и в какой сумме Гунтрамн может взыскать долг?
2. Маркульф, проживающий в одном из пагов на южном берегу реки Луара, приобрел на ярмарке около Орлеана лошадь. Однако через месяц один из жителей соседней деревни обвинил Маркульфа в воровстве, указав на свое клеймо на лошади. Соседи заявителя подтвердили факт пропажи лошади около двух месяцев назад.
Будет ли Маркульф нести ответственность за кражу? Каким образом он может отвести обвинение?
3. В один из летних
дней Солегаст решил проверить,
Кто и в каком объеме будет возмещать ущерб?
4. После смерти
свободного франка в 552 г. встал
вопрос о разделе его
Определите, кто из указанных лиц имеет право на наследство и очередность призвания их к наследованию. Как повлияет на существо ответа предположение, что смерть произошла в 587 г. ?
5. В одном из поселений на краже с поличным был пойман раб. Стоимость похищенного составила 35 денариев. На следствии выяснилось, что на кражу его подговорил без ведома хозяина «дин их франков.
Кто и в каком объеме будет нести ответственность?
6. Один из франков был схвачен с поличным при краже на мельнице 10 мешков муки и предстал перед судом.
Какое наказание он понесет?
7. Между двумя франками, Сигибертом и Вальтрамом, произошла ссора. Вальтрам назвал Сигиберта трусливым зайцем, который бежит с поля боя, теряя свой щит. В ответ Сигиберт в неистовстве ударил Вальтрама несколько раз кулаком так что у него пошла кровь.