Салическая правда

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 11:04, практическая работа

Описание работы

Настоящий кейс-стади предназначен для студентов, изучающих историю феодального государства и права Западной Европы и призван помочь приобрести практические навыки работы с нормативным материалом, его анализа применительно к вопросам теоретического характера и реальным жизненным ситуациям.

Содержание

1
Структурные разделы кейс-стади

2
Цель кейс-стади по заданной теме

3
Вопросы для разрешения кей-стади по теме: «Салическая правда»

4
Методические рекомендации по выполнению заданий кейс-стади для студентов

5
Казусы-ситуации

5.1
Тестовые вопросы для закрепления знаний

5.2
Иллюстративный материал

5.3
Список использованной литературы

5.4
Методические рекомендации по выполнению заданий кейс-стади для студентов

6
Ответы по разрешению кей-стади по теме: «Салическая правда»

Работа содержит 1 файл

Кейс-стади по Салической Правде (Word) (1).doc

— 331.50 Кб (Скачать)

КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

«ОДОБРЕНО»     «УТВЕРЖДЕНО»

заведующая  кафедрой       Первый проректор

к.ю.н., доцент             д.ю.н., профессор

 

_________Наурызбай А.Ж.                    ________Жиренчин К.А.

«___»______________2012г.  «___»_________________2012г.

 

 

 

История государства и права зарубежных стран

МОДУЛЬ 2 - Государство и право средневековой Европы

 

 

КЕЙС-СТАДИ

предназначен  по теме:

«Салическая правда»

 

Специальность«5В030100– Юриспруденция»

 

Академическая степень бакалавра

Форма обучения-дневное

 

Курс 1       

 

 

 

Астана, 2012

 

 

КЕЙС-СТАДИ составлен на основании типовой рабочей учебной программы по «Истории государства и права зарубежных стран» для высших учебных заведений.

 

КЕЙС-СТАДИ подготовлен к.и.н.,  доцента кафедры теории и  истории государства и права Нурмагамбетовой С.Б.

 

 

КЕЙС-СТАДИ обсужден на заседании кафедры теории и истории государства и права.

 

Протокол от № _____ от«____» ___________20__ г.

 

Заведующий  кафедрой

к.ю.н., доцент

Наурызбай  А.Ж. «___» ____________20__г.

 

 

Рекомендовано УМС

 

Протокол № ___«___»____________20__ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  КЕЙС-СТАДИ

Стр.

1

Структурные разделы  кейс-стади

 

2

Цель кейс-стади  по заданной теме

 

3

Вопросы для разрешения кей-стади по теме: «Салическая правда»

 

4

Методические  рекомендации по выполнению заданий  кейс-стади для студентов

 

5

Казусы-ситуации

 

5.1

Тестовые вопросы  для закрепления знаний

 

5.2

Иллюстративный  материал

 

5.3

Список использованной литературы

 

5.4

Методические  рекомендации по выполнению заданий  кейс-стади для студентов

 

6

Ответы по разрешению кей-стади по теме: «Салическая правда»

 

7

   

8

   
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структурные разделы кейс-стади

 

 

 

Цель  кейс-стади по заданной теме

Необходимым элементом  освоения богатого исторического и  теоретического наследия является систематическая  работа с правовыми документами, нормативными актами и другими источниками права и разрешение на их основе конкретных правовых ситуаций.

 

Вопросы для разрешения кейс-стади по теме:

«Салическая правда»

 

 Настоящий кейс-стади предназначен для студентов, изучающих историю феодального государства и права Западной Европы и призван помочь приобрести практические навыки работы с нормативным материалом, его анализа применительно к вопросам теоретического характера и реальным жизненным ситуациям.

В качестве практических заданий кейс-стади предлагает сделать анализ ряда положений Салической правды. Основная цель этой работы — научить понимать смысл положений Салической правды, направленность их норм, возможность практического применения.

 

Салическая  правда.

(1 час)

Салическая правда (Lex Salica) — наиболее известный правовой памятник из категории так называемых "варварских правд". "Варварскими правдами" в историко-правовой науке называют юридические сборники эпохи Раннего Средневековья, состоящие большей частью из записей норм обычного права. Помимо Салической правды к ним относятся такие правовые памятники, как Рипуарская правда, Аламаннская правда, Баварская правда и др. Время их создания датируется исследователями периодом с VI по X век.

Правовым памятникам, зачисляемым историками в категорию "варварских правд", свойственны общий стиль юридического мышления, сходство юридической техники, одинаковые способы организации правового материала. В их текстах обнаруживается немало схожих по своему содержанию правовых норм. В связи с этим изучение Салической правды позволяет получить представление о характере и содержании целой категории юридических сборников — так называемых "варварских правд".

При рассмотрении данного  правового памятника на семинарском занятии целесообразно сосредоточиться на следующих вопросах:

1. Общая характеристика Салической правды.

2.  Правовое положение основных групп населении по Салической правде.

3. Правовое регулирование имущественных отношений по Салической правде.

4.  Преступления и наказания по Салической правде.

5.  Суд и судебный процесс по Салической правде.

 

Первый вопрос

Оригинальный текст  Салической правды был написан на языке "вульгарной", или упрощенной, латыни. Отсюда и латинское название этого правового памятника — Lex Salica. Термином Lex обозначался в Древнем Риме времен Республики закон. В эпоху Раннего Средневековья этим термином обозначали иногда римское право в целом, но чаще всего под ним понимали обычное право племен, селившихся на территориях бывшей Западной Римской империи. В данном случае Lex Salica — это обычное салическое праве), обычно-правовые нормы салических франков, признанные государственной властью и применяемые соответственно при разрешении тех или иных споров.

Название рассматриваемого сборника — "Lex Salica" — дает основание считать, что воплощенное в нем право было племенным, то есть отличалось персональным характером действия. Однако содержание Салической правды показывает, что нормы ее распространялись не только на салических франков, но и на проживавших среди них представителей других германских племен и даже на римлян (см., например, § 2 титула XIV и § 1 титула XLI).

В первом прологе к рассматриваемому юридическому сборнику сообщается, что Lex Salica был продиктован знатными людьми из франков, которые "тогда были его правителями. Выбрали из многих мужей четырех, а именно: Визогаста, Бодагас-та, Салегаста и Видогаста в местах, называемых Сальхаме, Бо-дохаме, Видохаме. Эти люди собрались на три заседания, тщательно обсудили все поводы к тяжбе и вынесли о каждом из них отдельное решение, как следует ниже". По мнению исследователей, имена составителей Салической правды мифичны. В этом нет ничего удивительного — представление того или иного юридического сборника в качестве творения какого-либо мифического правителя было распространенным явлением в эпохи Древности и Раннего Средневековья.

Содержание второго  пролога дает основание полагать, что Салическая правда представляла собой договор между народом и вождями. "Было угодно франкам и установлено между ними и их вождями, — говорится здесь, — отсечь, в целях сохранения внутреннего мира, все ненавистные поводы к спорам, и так как они превосходили все окружающие народы рукою храбрости, то соответственно этому превзойти их и авторитетом закона, чтобы сообразно качеству проступков принимались и судебные решения".

Первоначальный вариант  Салической правды был составлен в конце V — начале VI века. Дошедший же до нас текст является более поздним вариантом указанного сборника. Ученые датируют рукописи, содержащие его, VIII—IX веками. Этот вариант в какой-то степени отличается от первоначального. В первом прологе к Салической правде сообщается о том, что король франков Хлодвиг после принятия христианства исправил в  Салической правде то, что оказалось ему неприемлемым, и придал ее тексту большую ясность. Такие же исправления вносил и в текст данного юридического сборника и другие франкские короли — Хильберт и Хлотарь. В первом эпилоге к Салической правде говорится о том, что "первый король франков постановил руководствоваться в судебных решениях титулами с 1-го до 62-го. А потом вместе со своими приближенными он сделал прибавление — с 63-го титула до 78-го. А король Хильдель-Гюрт, долгое время спустя, размышлял, что ему надлежит еще прибавить и, как известно, нашел достойным внести добавления с 78-го до 83-го титула, что он и передал брату своему Хло-тарю в письменном виде. Хлотарь же, с благодарностью принявши эти титулы от старшего своего брата, потом вместе с людьми королевства своего обсуждал, что к этому следует еще прибавить, что надлежит установить вновь, и постановил то, что следует с титула 89-го по 93-й. И потом вновь написанное он передал своему брату, и они порешили, чтобы все это сохранялось незыблемо, как и ранее установленное".

Какие выводы можно сделать  из приведенных слов эпилога к Салической правде?

Приступая к анализу  текста Салической правды, следует  прежде всего обратить внимание на характер изложенных здесь норм. Что в этих нормах служит явным свидетельством их происхождения из обычая? Какие свойства юридического мышления выражает содержание рассматриваемого правового памятника? В чем проявляются символизм и казуистичность этого мышления?

Право любого общества всегда в той или иной мере отражает его характер, особенности его организации, повседневную жизнь людей. Обычное право делает это в наиболее адекватной степени. Какими чертами можно охарактеризовать общество, в котором действовали нормы Салической правды? Что можно сказать о его экономической жизни? Как организована власть в этом обществе? Какие властные институты функционируют в

его рамках?

Современные исследователи  общественного строя франков  конца V — начала VI века согласны в том, что франки жили общинами. На это указывают многие факты. Следы общинной организации можно обнаружить и в тексте Салической правды. Особый интерес в связи с этим представляет титул XLV данного сборника, в котором говорится о переселенце (migrans). Первый параграф этого титула гласит: "Если кто захочет переселиться на виллу к другому, и если один или несколько из жителей виллы захотят принять его, но найдется хотя один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться". В соответствии с дополнением к § 2 тот, кто пригласит мигранта "переселиться в чужую виллу без предварительного соглашения, присуждается к уплате 1 800 ден., что составляет 45 сол.". § 3 указанного титула устанавливал следующее правило: "Если переселившемуся в течение 12 месяцев не будет предъявлено никакого протеста, он должен остаться неприкосновенным, как и другие соседи". Словосочетание "и другие соседи" ряд исследователей считает признаком существования у франков территориальной соседской общины.

Рассматривая нормы  приведенного титула, следует обратить внимание также на правило, изложенное в § 4 титула XIV Салической правды.

Содержание титула XLV Салической правды заставляет сделать вывод о том, что в ее времена франки были организованы в поселения (виллы) общинного типа1. Однако данный титул, как, впрочем, все остальные разделы Салической правды, не позволяет сказать что-либо определенное о характере франкской общины. Поэтому в этом вопросе ученые расходятся во мнениях.

С точки зрения А. И. Неусыхина, Салическая правда зафиксировала зарождающуюся общину-марку. По мнению А. Я. Гуревича, "община франкского периода была еще весьма далека от своего юридического оформления". Титул XLV Салической правды не содержит "никаких указаний на существование общинного самоуправления"2.

Какие аргументы можно  привести в пользу упомянутых точек  зрения?

Общая характеристика любого правового памятника предполагает также оценку свойственной ему юридической техники, уровня организации правового материала. Можно ли говорить применительно к Салической правде о юридических понятиях, о какой-либо системе изложения правовых норм, об отраслях права — гражданском или уголовном праве?

Содержание Салической правды показывает, что данный сборник  был предназначен для урегулирования наиболее острых конфликтов, возникавших во франкском обществе. Поэтому в нем говорилось преимущественно о наказаниях за причинение вреда личности и имуществу индивидов, а также о судопроизводстве. Регламентации имущественных отношений уделяется в Салической правде сравнительно мало внимания. Еще меньше места отводится здесь нормам брачно-семейного права. Однако текст рассматриваемого правового памятника все же дает определенное представление о характере брачно-семейных отношений, присущих франкскому обществу конца V — начала VI века. Например, содержание титула XIII свидетельствует о том, что у франков существовала в данное время такая форма заключения брака, как умыкание невесты; что за девушку, взятую в жены, уплачивался выкуп; что при вступлении в брак с рабыней свободный мужчина лишался свободы, и то же самое происходило со свободной женщиной, отдавшей себя рабу.

Второй вопрос.  Приступая к рассмотрению данного вопроса, следует в первую очередь определить, о каких группах населения идет речь в Салической правде. Какие факторы определяют в этом правовом памятнике деление населения на различные группы и соответственно различия в их правовом статусе?

Текст Салической правды не отражает социальной структуры франкского общества во всем ее объеме. Его содержание составляют правовые нормы, действовавшие на уровне небольших франкских поселений, объединенных в общины. Салическая правда довольно подробно регламентирует правовой статус свободных франков и некоторых групп зависимого населения. Есть в ней нормы, закрепляющие правовое положение отдельных должностных лиц королевского управления. Но здесь отсутствуют нормы, регламентирующие правовой статус представителей высшего слоя франкского общества — франкской знати. Между тем о существовании среди франков такой социальной группы прямо говорится в первом прологе к Салической правде. Титул XXIV данного правового сборника содержит упоминания о длинноволосом мальчике. Как известно, длинные волосы были у франков эпохи Меровингов признаком принадлежности к знатному роду. Григорий Турский — автор хроники "История франков", созданной во второй половине VI века, опираясь на сведения из сочинений живших до него историографов, писал о том, как франки "избрали себе длинноволосых королей из своих первых, так сказать, более знатных родов"1. Длинные волосы, спускавшиеся на плечи, носили у франков только члены королевского рода Меровингов — рядовые же франки должны были носить обрезанные, короткие волосы.

Информация о работе Салическая правда