Салическая правда

Автор: s**********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 13:21, доклад

Описание работы

“Варварскими правдами” называют обыкновенно раннефеодальные юридические кодификации германских народов - записи их обычного права. Наиболее известна Салическая правда (по точному названию - “Салический закон” - Lex Salica) . Временем ее возникновения принято считать конец V столетия - момент расселения франков на завоеванных землях. Юридические обычаи, зафиксированные в Салической правде, касаются главным образом жизни и быта обыкновенной франкской деревни. Заметно то, как неохотно и даже враждебно встречают общинники всякое новое лицо.

Работа содержит 1 файл

солическая правда.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

Основными областями судебного контроля стали преступления на личной или имущественой основе, соответствующие наказания за них, имущественые обязательства, наследование алода (поземельного владения семьи), обязаности родствеников по оказанию помощи при возмещении имущественого ущерба или лично-телесного вреда, порядок осуществления правосудия, оценка свидетельских показаний, ответственость территориальных общин за возмещение ущерба, причиненого на их территории скрывшимся преступником.

Салический закон  — это не сборник политических законов, поскольку в нем нет законоположений о наследовании трона, о пережитках язычества или о защите христианской веры. Согласно легенде, Салическая правда составлена четырьмя выборными мужами от разных частей королевства, которые составили его полностью за три заседания.

Сборник написан  на латыни, это давало возможность  заимствований из римских правовых конструкций при общей неприкосновености, сохраности старого доброго права (т.е. народных правовых обычаев). Непосредственой  областью распространения действия судебника стала северная часть королевства, занятая салами-пришельцами, тогда как на юге действовал кодекс Алариха, который Хлодвиг приказал применять по делам гало-римлян.

Первоначальный  текст Салической правды до настоящего времени не сохранился. В течение ряда веков этот судебник переписывался, дополнялся, изменялся. В результате до нас дошло несколько вариантов Салической правды, из которых наиболее близкой к древнейшему первоначальному тексту памятника считается Парижская рукопись. Салическая правда характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий, ей присущ казуистический характер. Правовые действия, акты, описаные в Салической правде, отличаются формализмом. Основное содержание Салической правды - нормы, посвященые судебному процессу, определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права, занимающие второстепеное положение, дают представление о процессе, развития права собствености на землю. Из текста Салической правды можно также составить представление об общественом строе франков начала VI в.

Рассмотрим правовое положение сословий по этому документу.

Основная часть

Во Франкском  королевстве в этот период проживало  восемь групп населения. Об этом можно  судить с наибольшей степенью вероятности  на основании тарифа поранений, наказаний. В северной части выделялись группы свободных франков, полусвободных (литы), рабов, три группы королевских служащих (чиновники-военачальники, дворцовые служащие, дружиники). Лишение жизни свободного франка оценивалось штрафом в 200 солидов, убийство скопищем —в 600 солидов, убийство в военом походе —в 1800 солидов Откупная цена за совершеное убийство именовалась вер-гелъдом (цена человека по рождению). Жизнь раба приравнивалась к стоимости быка или коня, составляла 30 солидов.

Своеобразной социальной группой были полусвободные литы. Зависимые от своего господина, они находились с ним в договорных отношениях, участвовали в суде, военых предприятиях. Однако судили лита по тем же правилам, что, раба.

В южной части  королевства, где проживали гало-римляне, имелись группы римлян — королевских сотрапезников, римлян-землевладельцев, римлян-трибутариев (налогоплательщики).

Особую группу составляли лица духовного звания. Убийство епископа оценивалось штрафом  в 900 солидов, священика — в 600.

Итак, общественый  строй франков можно представить  по Салической правде — памятнику  обычного права начала VI в. В нем отражен переход от родоплеменого строя к государству. Здесь нашли отражение такие новые общественые отношения как территориальные, или соседские, связи крестьян-общиников, подчинение свободных франков королю, его должностным лицам. Требовало также твердой фиксации появление частной собствености на движимое имущество, защита ее. Салическая правда закрепляла следующую социальную структуру франкского общества: светские феодалы в лице новой служилой аристократии; духовенство; свободные франки — крестьяне (основная масса населения страны), литы — полусвободные, гало-римлянине, рабы. Свободные франки занимались земледелием, жили соседской общиной — маркой. Имено они составляли основу социальной организации. Общее собрание полноправных членов общины решало наиболее важные вопросы. Только оно могло при согласии всех членов общины принять в состав нового жителя деревни; также, по приказу короля любой мог поселиться на общиных землях.

Пахотная земля  находилась в колективной собствености марки. Верховные права на эту  землю сохраняла вся крестьянская община в целом, но она уже не перераспределялась, а находилась в наследственом пользовании каждого отдельного крестьянина. Свой надел франк не мог отчуждать, в случае его смерти земля переходила к сыновьям. Пашня считалась владением, а не собственостью. Леса, луга, выгоны для скота находились в совместном пользовании. Община отвечала за убийство на ее территории. Сородичи обязывались платить штраф за правонарушения своих родствеников. Франки ежегодно призывались на сборы, получившие название «мартовские поля». Король проводил смотр ополчения.

Личная собственость крестьянина-франка в те времена  состояла обычно из дома, скота, приусадебного  участка. Остальная земля была наделена подворно; в таком подворном пользовании  находились пашня, виноградники; иногда луга, леса. Состоятельная семья имела рабов, полусвободных литов в качестве слуг, ремеслеников. Из их числа Салическая правда упоминает кузнеца, конюха, свинопаса, виноградаря.

Следует иметь  в виду, что Салическая правда в  статьях об общине фиксирует уже новые общественые связи: родовая община, основаная на кровном родстве, заменяется общиной соседской (маркой). Община-марка явилась основой хозяйственой, социальной организации франкского общества.

О том, какую  роль играет община, свидетельствует статья 45 "О переселенцах": "Если кто захочет переселиться в вилу к другому, если один или несколько жителей вилы захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться". Если же пришелец все-таки поселялся в деревне, то протестующий мог добиться его изгнания через суд. Если в течение 12 месяцев не предъявлен протест о переселенце, то никто не имел права его трогать. Франкская община отмечена сохранением родовых отношений.

Сородичи играли большую роль в жизни свободного франка. Они выступали в суде в качестве соприсяжников, в случае убийства франка сородичи участвовали в получении, уплате штрафа - вергельда. Вместе с тем Салическая правда показывает процесс разложения, упадка родовых отношений, что связано с имущественым расслоением общества. Об этом свидетельствуют статьи 58, 60. Статья 58 "О горсти земли" звучит так: «§ 1. Если кто лишит жизни человека и, отдавши все свое имущество, не будет в состоянии уплатить следуемое по закону, он должен представить 12 соприсяжников (которые поклянутся в том), что ни на земле, ни под землей он не имеет имущества более того, что уже отдал. И потом он должен войти в дом, собрать в горсть из четырех углов землю, стать на пороге, обратившись лицом внутрь дома, эту землю рукой бросать через плечи на того, кого он считает своим ближайшим родствеником. Если отец, братья уже платили, тогда он должен этой землей бросать на своих, т. е. на троих ближайших родствеников по матери, отцу. Потом в одной рубашке, без пояса, без обуви, он должен прыгнуть через плетень, эти три (родственика по матери) должны уплатить половину того, сколько не хватает для уплаты следуемой по закону виры. То же должны проделать, три остальные, которые приходятся родствениками по отцу. Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону. Если же, этот не будет иметь чем заплатить все, взявший на поруки убийцу должен представить его в судебное заседание, так потом в течение четырех заседаний брать его на поруки. Если же никто не поручится в уплате виры, т. е. в возмещении того, что он не заплатил, тогда он должен уплатить виру жизнью».

Статья 60 "О желающем отказаться от родства" выражает стремление со стороны более зажиточных членов выйти из союза родичей: публичный отказ от родствеников в судебном заседании освобождал от соприсяжничества, от участия в уплате, получении вергельла, от наследства, от других отношений с родичами.

Звучит эта  статья так: «§ 1. Он должен явиться в  судебное заседание перед лицо тунгина, там сломать над своею головою  три ветки мерою в локоть. И  он должен в судебном заседании разбросать их в 4 стороны, сказать там, что он отказывается от соприсяжничества, от наследства, от всяких счетов с ними. И если потом кто-нибудь из его родствеников или будет убит, или умрет, он совершено не должен участвовать в наследстве или в уплате виры, а наследство его самого должно поступить в казну.»

Значительная  часть общества была представлена воинами. Особое место занимали королевские  слуги. К тому времени служилая знать, очевидно, слилась с родовой знатью, о которой Салическая правда не упоминает.

Об особом статусе  служилой знати говорит то, что штраф за убийство королевского слуги втрое превышал штраф за убийство простого свободного человека.

В ст. 63 говорится: «§ 1. Если кто лишит жизни свободного человека в походе, убитый не состоял  на королевской службе, убийца присуждается к уплате 24000 ден., что составляет 600 сол. § 2. Если же убитый состоял на королевской службе, уличеный в убийстве присуждается к уплате 1800 сол.».

Вместе с тем  статья 36 упоминает живших при дворе  знатного франка дворового слугу, свинопаса, конюха. Штраф за убийство этих слуг был значительно меньше штрафа за убийство свободного общиника, что свидетельствует о зависимом состоянии указаных лиц. Салическая правда упоминает о вольноотпущениках, литах. Вольноотпущеники - это отпущеные на волю рабы. Что касается литов, то происхождение их не выяснено. Правовое положение этих двух категорий было одинаковым. Они выполняли различные службы, оброки для своего господина, имели собственость могли вступать в сделки, выступать в суде, браки их признавались закоными. Особый акт освобождения делал вольноотпущеников, литов полноправными членами общества. Самое низкое положение в обществе занимали рабы. Убийство, кража раба приравнивались к убийству, краже животных; за преступления, совершеные рабом, отвечал его господин, обязаный возместить ущерб, причиненый рабом потерпевшему.

Особо оговариваются  последствия при убийстве некоторых  категорий населения (Ст. 54): «§ 1. Если кто лишит жизни графа, присуждается к уплате 24000 ден., что составляет 600 сол. Если кто лишит жизни священика, присуждается к уплате 24000 ден., что составляет 600 сол. Если кто лишит жизни епископа, присуждается к уплате 900 сол.».

Браки свободных  с рабами влекли за собой потерю для первых свободы, о чем говорится  в ст. 25: «§ 5. Если же свободный явно вступит в брак с чужой рабыней, он, сам вместе с нею должен стать рабом. § 6. Равным образом, свободная, если вступит в брак с чужим рабом, должна стать рабыней».

Указы (капитулярии) королей VI в., дополнявшие Салическую Правду, характеризовавшие процесс классового расслоения франкского общества, говорили уже о малоземельных франках, крупных землевладельцах, владеющих поместьями в разных местах, о разорившихся людях, не могущих уже платить штрафы, бродящих по стране. А причины разорения были очевидны: тяжесть военой службы, отрыв от хозяйства; обременительные налоги, распространеные в VI в., на свободных франков, вызвавших ряд волнений; непосильные штрафы за разного рода правонарушения.

Заключение

Итак, помимо норм права, из Салической правды мы можем  узнать о правовом положении различных сословий государства франков.

Наиболее ярко социально-классовые различия в  ранеклассовом обществе франков  проявлялись в положении рабов. Рабский труд, однако, не получил  широкого распространения. Раб в  отличие от свободного общиника-франка считался вещью. Его кража приравнивалась к краже животного. Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы.

Салическая правда указывает также на наличие у  франков других социальных групп: служилая знать, свободные франки (общиники), полусвободные литы. Различия между ними были не столько экономическими, сколько социально-правовыми. Они были связаны главным образом с происхождением, правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадлежало. Важным фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственому аппарату. Эти различия наиболее ярко выражались в системе денежных возмещении, которые служили охране жизни, имущественых, иных прав отдельных лиц.

Регулирование имущественных отношений

 

"Варварские  правды" в зависимости от времени  их появления отражают постепенный  процесс формирования института  феодальной частной собственности  на землю, а вместе с тем  договорного и наследственного права.

 В Салической  правде, отражающей наиболее ранние  социально-экономические и политические  процессы становления классового  общества, государства и права,  нет еще однозначного понятия  собственности. К движимым вещам,  находящимся в собственности  отдельных лиц или семей, применялся термин "свой" (suus) в отличие от термина "чужой" (alienus). Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца. Большинство предписаний Салической правды посвящено охране права собственности на различные движимые вещи. В ней со всеми подробностями разбираются случаи кражи крупного рогатого скота, а также овец, коз, собак, голубей, пчел, свиней и пр.

Информация о работе Салическая правда