Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:48, доклад
В основу данной работы в первую очередь легли труды отечественных исследователей-медиевистов. Среди них можно отметить статью Н. П. Грацианского под названием «Введение к изданию перевода Салической правды»1. В ней автор подробно останавливается на различных гипотезах датировки Правды и дает общую характеристику этого источника. Особое внимание уделяется данному памятнику в работе А. Д. Люблинской «Источниковедение истории средних веков»2, где преимущественно дается информация о его структуре и стиле. Интерес представляет также статья А. И. Неусыхина «Эволюция общественного строя варваров от ранних форм общины к возникновению индивидуального хозяйства»3, в которой Салическая правда рассматривается как источник для изучения социально-хозяйственной сферы жизни франков.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Гипотезы о времени и месте создания Салической правды………………...6
2. Салическая правда: язык, объем, структура, стиль и содержание………...12
3. Издания и переводы Салической правды……………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….17
Приложение………………………………………………………………………18
Список использованных источников и литературы…………………………...20
Федеральное агентство общего и профессионального образования
(Рособразование)
Ярославский государственный университет
им. П. Г. Демидова
Кафедра
всеобщей истории
Доклад
«Салическая
правда» как исторический
источник
2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Гипотезы о времени и месте создания Салической правды………………...6
2. Салическая правда: язык, объем, структура, стиль и содержание………...12
3. Издания
и переводы Салической правды……
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Список
использованных источников и литературы…………………………...20
ВВЕДЕНИЕ
Доклад посвящен анализу
В основу данной работы в первую очередь легли труды отечественных исследователей-медиевистов. Среди них можно отметить статью Н. П. Грацианского под названием «Введение к изданию перевода Салической правды»1. В ней автор подробно останавливается на различных гипотезах датировки Правды и дает общую характеристику этого источника. Особое внимание уделяется данному памятнику в работе А. Д. Люблинской «Источниковедение истории средних веков»2, где преимущественно дается информация о его структуре и стиле. Интерес представляет также статья А. И. Неусыхина «Эволюция общественного строя варваров от ранних форм общины к возникновению индивидуального хозяйства»3, в которой Салическая правда рассматривается как источник для изучения социально-хозяйственной сферы жизни франков.
Среди зарубежной историографии можно отметить труд бельгийского исследователя А. Пиренна «Средневековые города Бельгии»4, в котором даются важные сведения о границах франкской колонизации.
Таким образом, при опоре преимущественно
на указанные исследовательские труды,
в этой работе предполагается рассмотреть
как внешние характеристики источника,
так и его содержание. Среди интересующих
нас вопросов можно выделить следующие.
Во-первых, время и место создания памятника,
его структура, язык оригинала и стиль.
Во-вторых, степень ценности данного источника
при изучении различных сторон жизни франков.
1. ГИПОТЕЗЫ О ВРЕМЕНЕ
И МЕСТЕ СОЗДАНИЯ САЛИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ
Прежде чем говорить о датировке и локализации «Салической правды» необходимо выяснить, кто такие салические франки и где они обитали при Хлодвиге и ранее.
В исторических памятниках
III – IV столетия ознаменовались постоянными натисками варваров-франков на территорию Римской империи. Будучи сами теснимы сильными соседями с севера и востока и ощущая потребность в новых местах для поселения, франки не могли оставаться спокойными. Они массами врываются на территорию Северной Галлии. Даже блистательные победы римлян не приводили к желанным результатам, так как на место истребленных варваров тот час же приходили другие. В конце концов, римлянам пришлось пойти на компромисс, допустив поселение на территории Галлии целых франкских племен в качестве подданных и союзников императоров. Салийцы были первыми из франков, получивших разрешение осесть в пределах империи. К IV в. н. э. они заняли северо-западный угол Галлии с частью Токсандрии, т.е. область до нижней Шельды, и простирали свои владения по морскому берегу до северной оконечности Батавского острова.6
Существует мнение, что салические франки пришли в эту местность с юго-восточного побережья Флавиевого озера (Зюдерзее) из области, известной под именем Salland. Однако ни один исторический источник не содержит сведений о том, что салические франки когда-либо проживали там. Напротив, известно доподлинно, что с III в. Salland была во владении хамавов, вошедших затем в состав так называемых рипуарских франков.
Стоит оставить также и прежнее производство наименования салийцы от протекающей по данной местности реки Sala (позднейшая Иссель), так как нет никаких подтверждений, что река Иссель носила когда-либо такое название.
Грацианский Н. П. полагает, что предки салических франков – старинные союзники римлян – батавы. При таком разрешении вопроса их родиной следует считать не Salland, а Батавский остров. Это сравнительно небольшая полоса земли в устьях Рейна, представляющая собой форму правильного треугольника. Племена, населяющие Батавский остров, распространились по морскому берегу до Шельды и получили наименование салических, т.е. приморских, франков, от кельтского слова sal, sale, saile, что означает море.
Но каково бы ни было
В 481 г. к власти приходит Хлодвиг, который заложил крепкие начала могуществу франкского государства. В 485 г. он напал на Суассонского наместника – римлянина Сиагрия, разбил его на голову и в медленном движении на юг захватил всю страну до Луары. С неменьшим успехом Хлодвиг действовал и на севере, где сумел подчинить своей власти тюрингов и алеманов. В 496 г. Хлодвиг со всем народом принял крещение. В 508 г. он совершенно изгоняет вестготов из Галлии, а через год покоряет франков рипуарских. Истребив всех своих родственников, он стал единодержавным властителем Галлии, за исключением Бургундии, король которой, Гундобальд, сумел отстоять свою независимость. Кроме того, Хлодвиг возводится в звание римского консула, тем самым юридически закрепляя за своим народом то положение, которого он добился оружием. Скончался Хлодвиг в 511 г., оставив наследникам могучее франкское королевство, созданное непрерывными двадцатилетними войнами.
Возвращаясь к вопросу о времени составления «Салической правды», обратимся к ее, так называемым, прологам, из которых первый обыкновенно считают древнейшим, относя его возникновение ко второй половине VI в.. Народная традиция, записанная в первом прологе, повествует, что франки редактировали свою Правду еще во времена язычества и что редакция была произведена выборными старшинами в количестве четырех человек: «Когда еще держался варварства (народ франков), по внушению божию, искал ключ к знанию, согласно со своими обычаями, желая справедливости, сохраняя благочестие. Салический закон был продиктован знатными этого народа, которые тогда были его правителями. Выбрали из многих мужей четырех, а именно: Визогаста, Бодагаста, Салегаста и Видогаста, в местах, называемых Сальхаме, Бодохаме, Видохаме. Эти люди собрались на три заседания, тщательно обсудили все поводы к тяжбе и вынесли о каждом из них отдельное решение»7. Позднее при королях Хлодвиге, Хильдеберте и Хлотаре, как говорится в этом же прологе, «все, что оказалось в этом уложении неудобным, было исправлено с большей ясностью»8.
Другой, менее длинный и более поздний пролог, прямо говорит, что вышеназванные четыре мужа жили «в селах, которые за Рейном»9. Если принимать эти сведения на веру, то время редакции правды нужно относить к эпохе, когда салические франки еще не появились на территории Галлии и когда у них в полной силе господствовали народные собрания. Однако содержание самого памятника решительно противоречит этой народной традиции, поэтому достоверность ее обычно оспаривается – одними исследователями целиком, другими в частностях. Так в титуле XLVII «о розыске» (de filtortis) территория действия правды определяется двумя границами: Угольным лесом на севере и рекою Луара на юге.10 Угольным лесом назывался густой лес, тянувшийся от берегов Шельды до сланцевых возвышенностей Ардени.11 Т.е. и тот и другой географические указатели стоит искать на территории Галлии. На основании этого все исследователи Правды приходят к единогласному выводу, что ее редакция не могла совершиться ранее второй половины IV в., т.е. ранее появления франков на территории Галлии. К тому же, как замечает Грацианский Н. П., не только отдельные выражения, но и все содержание Правды не может быть приложимо к быту беспорядочного германского общества III или начала IV столетия.12
И все-таки по вопросу о времени и месте редакции Правды существуют непримиримые разногласия. Так исследователи Вайц и Фальбек относят ее возникновение к началу V в. – времени правления Хлойо (428 – 448).13 Другие ученые считают временем ее появления правление Хлодвига. Из последних часть склонна допускать возникновение Правды до принятия Хлодвигом христианства, а часть – уже после крещения. Наконец, в последнее время находит все больших и больших сторонников версия о более позднем времени возникновения этого документа (от VI до VIII столетия).
Наиболее правдоподобной все же выглядит версия о создании этого памятника во времена правления Хлодвига. Уже сам факт редакции Правды говорит за то, что салические франки в эпоху этой редакции заняли важное положение среди германцев и римлян, почему и нуждались в более прочном устройстве своей государственной жизни. А это случилось не ранее правления Хлодвига, так как еще при его предшественнике Хильдерике римляне неоднократно распоряжались судьбами салийцев по собственному усмотрению.14
Далее, в Правде красной нитью проглядывает верховенство короля и его королевских приближенных (I, LVI), а Хлодвиг был первым из Меровингов, кто крепко держал в своих руках бразды государственного управления и не признавал ничьей власти рядом со своею на протяжении громадной территории.
Сильнейшими обстоятельствами, подтверждающими невозможность возникновения правды ранее правления Хлодвига, служат усвоение франками латинского языка и своеобразная монетная единица. Латинский текст памятника варварского законодательства указывает на то, что франки успели войти в тесные отношения с гало-римлянами. А это прямо намекает на распространение франкского владычества, по крайней мере, до Луары. Далее, монетная единица, принятая в Салической правде, отличается от той, что была при Хильдерике (золотой солид был равен тогда 24 серебряным денариям (dinarios), тогда как в Правде 40 денариям). Кроме того, о составлении Правды во времена правления Хлодвига свидетельствует и эпилог документа: «Первый король франков постановил руководствоваться в судебных решениях титулами с 1-го до 62-го»15.
Из всего выше сказанного
1) Салическая правда как частичная запись обычаев салических франков была редактирована по почину верховной власти со слов старейших представителей племени.
2) Место
возникновения Правды –
3) Время
редакции Правды – годы правления Хлодвига.
2. САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА:
ЯЗЫК, ОБЪЕМ, СТРУКТУРА, СТИЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ.
Первоначальный текст
Информация о работе «Салическая правда» как исторический источник