Рыцарская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Проблемы изучения рыцарства являются одними из наиболее популярных в медиевистике, поскольку напрямую связаны с целым комплексом системообразующих черт средневекового общества. В богатой историографии, посвященной рыцарству, кажутся изученными буквально все стороны этого феномена, тем не менее, вопрос типологизации поведения в бою остается исследованным слабо, и многочисленные рассуждения о так называемых "рыцарских войнах" не дают четкого пон

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА I. РЫЦАРЬ КАК ВОИН
«Посвящение» в рыцари………………………………………………11
Рыцарский турнир………………………………………………………14
Рыцарский замок………………………………………………………..19
Воинские ценности и культурные идеалы………………………..21
ГЛАВА II. РЫЦАРЬ В СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
2.1. Богатство и щедрость в рыцарском сознании…………………...26
2.2. Рыцарь и женщина. Культ прекрасной дамы…………………….28
2.3. Место в обществе……………………………………………………….32
ГЛАВА III. РЫЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
3.1. Рыцарская поэзия……………………………………………………….35
3.2. Рыцарский роман………………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..41

Работа содержит 1 файл

Рыцарская культура.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

    В Провансе существовало множество форм куртуазной поэзии, но к наиболее распространенным относились кансона, альба, баллада, пасторела, тенсона, плач, сирвентес. 

    3.2.   Рыцарский роман 

    В XII в. возник новый литературный жанр - рыцарский роман. Создание романа предполагает не только вдохновение и особое творческое восприятие мира, но и обширные знания. Авторами были чаще всего ученые люди, пытавшиеся примирить идеалы куртуазности и всеобщего равенства перед Богом с реальными придворными обычаями и нравами эпохи; идеалы куртуазности являлись своеобразным протестом против не очень поэтичной повседневности. Эта специфическая мораль рыцарства была утопична, но именно она была отражена в  романе.

    Первые  романы появились во Франции, в англо-нормандской культурной среде, как своеобразный сплав кельтских эпических преданий, позднеантичных латинских пересказов Гомера, Вергилия, Овидия, увлекательных рассказов крестоносцев о неведомых странах и провансальских куртуазных песен.

    Одним из создателей рыцарского романа был Кретьен де Труа (30-90-е гг. XII в.). Сюжеты его многочисленных произведений прочно вошли в арсенал европейской словесности, но наиболее знаменит «Ивейн, или Рыцарь со львом». Сюжет и герои романа связывают его с британским циклом о короле Артуре, сенешале Кее, королеве Геньевре, рыцарях Ивейне, Ланселоте и других. Важной приметой того мира, в котором живут и действуют герои, является переплетение реалистических и фантастических элементов. По описанию турниров, многолюдных охот, осад можно составить представление о быте обитателей средневековых городов и замков, его праздничности; вместе с тем чудесное встречается в романе на каждом шагу (вся природа заколдована и населена загадочными существами) и, передается через будничное, обыденное. Мир, созданный фантазией Кретьена де Труа, - воплощение рыцарственности, и действия героев, живущих в этом мире, направлены на совершение подвига, «авантюры». При этом не любовь толкает рыцаря на «авантюру», хотя любовь к даме играет в романе олень большую роль, ибо способность к любви - непременное качество настоящего рыцаря, - им движет страсть к приключениям, в ходе которых он оттачивает воинское мастерство, воспитывает волю, демонстрирует мужество. В то же время в романе «Ивейн» Кретьен показал, что сам по себе подвиг бессмыслен, что «авантюры» непременно должны быть внутренне исполнены смысла, целенаправленны: это защита оклеветанной дамы, спасение родственников друга, избавление от костра девушки. Благородство и самоотречение Ивейна иносказательно подчеркнуто в романе его дружбой со львом, царем зверей, спасение которого является определяющим в формировании характера героя. И показательно, что не воинские свершения, а полезные целенаправленные действия приводят героя к нравственному совершенству, делая его истинным рыцарем, не только смелым и ловким, но и обладающим душевной широтой и благородством.

       Еще более сложные приемы раскрытия  человеческого характера использовались Кретьеном де Труа в «Повести о Граале», где подвиг «повышенной трудности» обрекает героя на аскетизм. Но это совсем не христианская аскеза ради грядущего собственного спасения, глубоко эгоистическая по своим внутренним побуждениям, а величайшая собранность и целеустремленность. Персиваль покидает свою подругу, движимый не мистическим религиозным порывом, а сложным комплексом чувств, где скорбь о брошенной матери и желание помочь дяде Королю Рыболову занимает одно из первых мест. Королевство же Грааля помещено в некоторую топографическую неопределенность, ибо оно везде, где есть подлинная рыцарственность, где в чести справедливость и доброта, скромность и мужество, и нигде, коль скоро эти высокие нравственные качества отсутствуют.

       Совершенно  иная тональность у другого прославленного романа Средневековья - «Тристана и Изольды», в основу которого легли ирландские сказания о несчастной любви двух молодых прекрасных сердец. В сюжете романа отсутствует рыцарская «авантюра» и на первый план выдвинут неразрешимый конфликт между индивидуальными побуждениями героев и общепринятыми нормами. Пагубная страсть юноши Тристана и королевы Изольды толкает их на попрание вассального и супружеского долга, на цепь притворств и обманов. Поэтому общая тональность книги приобретает трагический оттенок: герои гибнут не под ударами более сильных противников, они становятся жертвой судьбы, рока. И если в куртуазной лирике трубадуров конфликт между силой большого чувства и его незаконностью намеренно снимался, то в рыцарском романе акцент делался на том, что подлинная любовь неизбежно незаконна, а потому трагична.

       И в романе о Тристане и Изольде, и в произведениях Кретьена де Труа не было полного слияния с  идеологией рыцарства; мировоззрение  авторов оказывалось шире, демократичней  и гуманней узкой сословной идеологии.

       Все эти наивные рассказы о зловредных великанах, справедливых королях, мудрых отшельниках, великодушных рыцарях, о любви светлой и самоотверженной отразили определенный этап самосознания рыцарства и передали следующим эпохам высокое представление о человеческом долге, о чести, благородстве, бескорыстии, подвижничестве, о сострадании, т.е. о том, что стало называться трудно определимым, но всем понятным словом «рыцарственность». 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

    Проанализировав тему рыцарской культуры, мы понимаем, как сложна была ее структура. Рыцарство составляла в эпоху Средневековья достаточно обширную прослойку общественного слоя, а также занимала достаточно значимое место сословной иерархии. Рыцарство также играет важную роль в истории человечества.

    Военное ремесло накладывало отпечаток  на всю жизнь рыцаря. Уже  с конца IX века  по всей Европе строились хорошо укрепленные дома-замки, в наши дни многие из них являются архитектурными памятниками.

    Под влиянием рыцарской культуры, сформировалось несколько новых направлений  западноевропейской литературы, - появляется куртуазная литература. Куртуазная культура и куртуазная литература составляли одно целое. Историки отмечают, что в XIV-XV веках такие важные элементы жизни феодалов, как рыцарские ордена, турниры, ориентируются на литературные образы, превращаются в искусную и изощренную игру.

    Дать  четкое определение средневековому рыцарству довольно сложно. Рыцарство  – феномен средневековья, один из наиболее ярких признаков той  эпохи,  было слишком многоплановым  явлением, чтобы сводить его к  обложке или к статуе в музее.   
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 
 

    Список  использованной литературы и источников 

  1. Виппер, Р. Ю. История средних веков / Р. Ю. Виппер. - СПб.: ООО «СМИО Пресс», 2000.-384 с.
  2. Готика: Архитектура. Скульптура. Живопись / Под ред. Р. Томана. -  Konemann, 1998.-501с.
  3. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие / Л.Г. Емохонова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-544 с.
  4. История и культурология: Учеб. Пособие / Под ред. Н. В. Шишовой. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.-368 с.
  5. Алексеев, М. П. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский и др. - М.: Высшая школа, Издательский центр «Академия», 1999.- 462 с.
  6. Кёнингсбергер, Г. Средневековая Европа. 400-1500 годы / Г. Кёнингсбергер. - М.: «Весь мир», 2001.- 371 с.
  7. Культурология: Учеб. пособие / Отв. редактор А. А. Радугин. – М.: Центр, 2000.-304 с.
  8. Мартынов, В. Ф. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие / В. Ф. Мартынов. – Мн. – НТООО «Тетра Системс», 1997.-320 с.
  9. Пигалев, А. Н. Культурология: Учеб. Пособие / А. Н. Пигалев. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1998.-420 с.
  10. Порьяз, А. Мировая культура: Средневековье / А. Порьяз. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.- 479 с.
  11. Вейс, Г. История цивилизации. Архитектура, вооружение, одежда и утварь / Г. Вейс. - М., 1999.- 202 с.
  12. Бессмертный Ю.Л. Казус Бертрана де Борна, или «Хотят ли рыцари войны»? // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. М, 1999, С.131-148.
  13. Кардини, Ф. Истоки средневекового рыцарства / Ф. Кардини. – М., 1987.- 258 с.
  14. Мелетинский, Е.М. Средневековый роман / Е.М. Мелетинский. – М., 1983. – 311 с.
  15. Михайлов, А.Д. Легенда о Тристане и Изольде / А.Д. Михайлов.- М., 1986. – 456 с.
  16. Носов, К. С. Рыцарские турниры / К. С. Носов. – СПб., 2002. – 196 с.
  17. Пастуро, М. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола / М. Пастуро. - М., 2001. – 360 с.
  18. Хейзинга, Й. Осень Средневековья / Й. Хейзинга. - М., 1988.- 230 с.
  19. Ариосто, Л. Неистовый Роланд. В 2-х томах / Л. Ариосто. - М., 1993.-350 с.
  20. Бернарт де Вентадорн. Песни.- М., 1979. – 320 с.
  21. Вольфрам фон Эшенбах. Парцифаль. //Средневековый роман и повесть.- М, 1974.-154 с.
  22. Кретьен де Труа. Ивен, или Рыцарь со Львом. //Средневековый роман и повесть. - М, 1974.- 420 с.
  23. Мэлори, Т. Смерть Артура / Т. Мэлори. - М., 1974.- 301 с.
  24. Песнь о Роланде. Старофранцузский героический эпос.- М., 1964. – 256 с.

Информация о работе Рыцарская культура