Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:59, курсовая работа
Актуальность. Проблемы изучения рыцарства являются одними из наиболее популярных в медиевистике, поскольку напрямую связаны с целым комплексом системообразующих черт средневекового общества. В богатой историографии, посвященной рыцарству, кажутся изученными буквально все стороны этого феномена, тем не менее, вопрос типологизации поведения в бою остается исследованным слабо, и многочисленные рассуждения о так называемых "рыцарских войнах" не дают четкого пон
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА I. РЫЦАРЬ КАК ВОИН
«Посвящение» в рыцари………………………………………………11
Рыцарский турнир………………………………………………………14
Рыцарский замок………………………………………………………..19
Воинские ценности и культурные идеалы………………………..21
ГЛАВА II. РЫЦАРЬ В СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
2.1. Богатство и щедрость в рыцарском сознании…………………...26
2.2. Рыцарь и женщина. Культ прекрасной дамы…………………….28
2.3. Место в обществе……………………………………………………….32
ГЛАВА III. РЫЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
3.1. Рыцарская поэзия……………………………………………………….35
3.2. Рыцарский роман………………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..41
В Провансе
существовало множество форм куртуазной
поэзии, но к наиболее распространенным
относились кансона, альба, баллада, пасторела,
тенсона, плач, сирвентес.
3.2.
Рыцарский роман
В XII в. возник новый литературный жанр - рыцарский роман. Создание романа предполагает не только вдохновение и особое творческое восприятие мира, но и обширные знания. Авторами были чаще всего ученые люди, пытавшиеся примирить идеалы куртуазности и всеобщего равенства перед Богом с реальными придворными обычаями и нравами эпохи; идеалы куртуазности являлись своеобразным протестом против не очень поэтичной повседневности. Эта специфическая мораль рыцарства была утопична, но именно она была отражена в романе.
Первые романы появились во Франции, в англо-нормандской культурной среде, как своеобразный сплав кельтских эпических преданий, позднеантичных латинских пересказов Гомера, Вергилия, Овидия, увлекательных рассказов крестоносцев о неведомых странах и провансальских куртуазных песен.
Одним из создателей рыцарского романа был Кретьен де Труа (30-90-е гг. XII в.). Сюжеты его многочисленных произведений прочно вошли в арсенал европейской словесности, но наиболее знаменит «Ивейн, или Рыцарь со львом». Сюжет и герои романа связывают его с британским циклом о короле Артуре, сенешале Кее, королеве Геньевре, рыцарях Ивейне, Ланселоте и других. Важной приметой того мира, в котором живут и действуют герои, является переплетение реалистических и фантастических элементов. По описанию турниров, многолюдных охот, осад можно составить представление о быте обитателей средневековых городов и замков, его праздничности; вместе с тем чудесное встречается в романе на каждом шагу (вся природа заколдована и населена загадочными существами) и, передается через будничное, обыденное. Мир, созданный фантазией Кретьена де Труа, - воплощение рыцарственности, и действия героев, живущих в этом мире, направлены на совершение подвига, «авантюры». При этом не любовь толкает рыцаря на «авантюру», хотя любовь к даме играет в романе олень большую роль, ибо способность к любви - непременное качество настоящего рыцаря, - им движет страсть к приключениям, в ходе которых он оттачивает воинское мастерство, воспитывает волю, демонстрирует мужество. В то же время в романе «Ивейн» Кретьен показал, что сам по себе подвиг бессмыслен, что «авантюры» непременно должны быть внутренне исполнены смысла, целенаправленны: это защита оклеветанной дамы, спасение родственников друга, избавление от костра девушки. Благородство и самоотречение Ивейна иносказательно подчеркнуто в романе его дружбой со львом, царем зверей, спасение которого является определяющим в формировании характера героя. И показательно, что не воинские свершения, а полезные целенаправленные действия приводят героя к нравственному совершенству, делая его истинным рыцарем, не только смелым и ловким, но и обладающим душевной широтой и благородством.
Еще
более сложные приемы раскрытия
человеческого характера
Совершенно
иная тональность у другого
И в романе о Тристане и Изольде, и в произведениях Кретьена де Труа не было полного слияния с идеологией рыцарства; мировоззрение авторов оказывалось шире, демократичней и гуманней узкой сословной идеологии.
Все
эти наивные рассказы о зловредных
великанах, справедливых королях, мудрых
отшельниках, великодушных рыцарях, о
любви светлой и самоотверженной отразили
определенный этап самосознания рыцарства
и передали следующим эпохам высокое представление
о человеческом долге, о чести, благородстве,
бескорыстии, подвижничестве, о сострадании,
т.е. о том, что стало называться трудно
определимым, но
всем понятным словом «рыцарственность».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав тему рыцарской культуры, мы понимаем, как сложна была ее структура. Рыцарство составляла в эпоху Средневековья достаточно обширную прослойку общественного слоя, а также занимала достаточно значимое место сословной иерархии. Рыцарство также играет важную роль в истории человечества.
Военное ремесло накладывало отпечаток на всю жизнь рыцаря. Уже с конца IX века по всей Европе строились хорошо укрепленные дома-замки, в наши дни многие из них являются архитектурными памятниками.
Под влиянием рыцарской культуры, сформировалось несколько новых направлений западноевропейской литературы, - появляется куртуазная литература. Куртуазная культура и куртуазная литература составляли одно целое. Историки отмечают, что в XIV-XV веках такие важные элементы жизни феодалов, как рыцарские ордена, турниры, ориентируются на литературные образы, превращаются в искусную и изощренную игру.
Дать
четкое определение средневековому
рыцарству довольно сложно. Рыцарство
– феномен средневековья, один из
наиболее ярких признаков той
эпохи, было слишком многоплановым
явлением, чтобы сводить его к
обложке или к статуе в музее.
Список
использованной литературы
и источников